Полезные ископаемые России 8 класс
Оценка 4.6

Полезные ископаемые России 8 класс

Оценка 4.6
docx
26.12.2021
Полезные ископаемые России  8 класс
Урок 8 кл. Полезные ископаемые России.docx

                      

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «МОУ Школа № 101 города Донецка»

 

 

 

 

 

 

 

           

             

 

            Тема урока:    «Полезные ископаемые России»

                                                      ( 8 класс )

 

 

 

 

 

                                                                  

 

                                                                    Подготовил учитель географии

                                                                                Коваленко В.А.

 

 

 

 

 

 

                                              Донецк – 2021

                       План –конспект урока географии в 8 классе

 

Тема урока: «Полезные ископаемые России».

Цели урока:

· выявить состав полезных ископаемых России и особенности их размещения;

· объяснить, как образуются полезные ископаемые;

· установить основные месторождения полезных ископаемых России.

Задачи урока:

Образовательные:  конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения месторождений полезных ископаемых; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми; способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земных недр.

Развивающие: развивать творческое мышление учащихся, прививать умения исследовательской деятельности – умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определенные выводы, работать группами;

Воспитательные: воспитание патриотического отношения к России, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде. 

Метод: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.

Планируемые результаты обучения:

Предметныеформирование знаний о минерально-сырьевой базе России, об особенностях размещения полезных ископаемых по территории России.

Метапредметные: формирование умений:

1) анализировать знания о стихийных природных явлениях в литосфере и правилах безопасного поведения в таких ситуациях.

2) объяснять взаимозависимости между особенностями литосферы и хозяйственной деятельностью населения России;

3) уметь планировать последовательность и способ действий при работе с картографической информацией;

4) решать учебные задачи;

5) создавать таблицы и схемы;

6) работать с географическими картами.

Личностныеформирование умений и навыков соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных явлений.

Оборудованиекарта «Тектоника и полезные ископаемые», физическая карта России, коллекции минералов и горных пород, атлас 8 класс.

Тип урокакомбинированный.

 

                                            Ход урока:

 

1Организационный момент.

2Проверка домашнего задания:

    1) Фронтальный опрос учащихся:

     - Что такое полезные ископаемые?

     - Что такое минералы?

     - Назовите группы полезных ископаемых.

     - Месторождения топливных полезных ископаемых Донецкого края.

     - Месторождения рудных полезных ископаемых Донецкого края.

     - Месторождения нерудных полезных ископаемых Донецкого края.

     2) Работа  с картой (Донецкая область):

      - Показать на карте основные месторождения полезных ископаемых Донецкого края:

      А) топливные;

      Б) рудные;

      В) нерудные.

    3) Задание в тетради письменно (итоговый контроль) стр.66 учебник Донецкий край 8 класс:

      - ответить на вопросы 2, 4, 6, 9, 12, 15.

    

 3. Актуализация знаний.

 Вопросы:

- Покажите по карте основные формы рельефа России.

- Перечислите основные рельефообразующие процессы.

- Какие закономерности существуют между рельефом и тектоническими структурами?

 

4. Изучение нового материала.

Записываем в тетрадь тему урока: Полезные ископаемые России.

1) Чем богата Россия.

-Чем богаты россияне? (минерально-сырьевыми ресурсами).

- Что входит в понятие «минеральные ресурсы»?

Полезные ископаемые, как и рельеф, формируются в ходе геологической истории и под воздействием внутренних и внешних сил. Отмечается тесная связь в размещении полезных ископаемых с геологическим строением и тектоникой.

Природные скопления полезных ископаемых, пригодных для их разработки (добычи), называются месторождениями .

.Бассейн - группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого .

Например: Западно-Сибирский нефте-газоносный бассейн.

2). Кассификация полезных ископаемых.

Полезные ископаемые бывают:

- рудные ;

- нерудные;

- топливные (горючие).

 По рисунку 33 на с. 77 учебника учащиеся знакомятся с условиями образования и залегания различных полезных ископаемых.

3). Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых на территории России.

Рудные полезные ископаемые образовались в основном из магмы, проникшей в земную кору. Поэтому их больше всего в складчатых областях, где внедрение магмы было наиболее частым, особенно в периоды активных тектонических движений (железо, медь).

Нерудные полезные ископаемые в основном связаны с горными породами осадочного чехла платформ.

Осадочный чехол платформ наиболее богат полезными ископаемыми осадочного происхождения, образовавшихся на дне древних морей, мелководных лагун и болот.                К ним относят горючие полезные ископаемые.

Горючие ископаемые – уголь, нефть, газ, торф, горючие сланцы, а также фосфориты, бокситы (сырьё для получения аллюминия), соли и разнообразные строительные материалы

– песок, глина, известняк, мел.

-   Стихотворение:

В недра гор, земли и рек 
Пробирался человек. 
Он старался все достать, 
Чтоб скорей богатым стать. 
Через сотни лет, позднее, 
Он поймет, что стал беднее: 
Меди нет, железа, стали, 
Реки мелкими все стали,
Птицы стали задыхаться 
И домой не возвращаться, 
Меньше нефти, нет бензина. 
А всего одна причина... 
Как спасти все, люди, это, 

Работа с коллекцией :

- Показ образцов полезных ископаемых (работа с коллекцией горных пород)..

 

4) Основные районы и месторождения полезных ископаемых России.

Задание.

-.Рассмотрите коллекции минералов, используя карту «Тектоника и полезные ископаемые» стр.250-251 и таблицу на стр.81 (учебника) заполнить в тетради таблицу:

                                  «Месторождения полезных ископаемых России»

       Месторождения п/и

Рудные п/и

     Нерудные п/и

      Горючие п/и

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Закрепление изученного материала.

1) Фронтальный опрос учащихся.

- Какие полезные ископаемые приурочены к платформенным областям, какие — к складчатым?

- Как добыча полезных ископаемых влияет на качество окружающей среды?

- Почему необходимо рационально использовать минеральные ресурсы?

- Какие меры вы можете предложить для решения экологических проблем, связанных с добычей полезных ископаемых?

2)  Загадки.

А) Это топливо, сырье,

Из земли качают.

«Черным золотом» его,

Люди величают.            (Нефть)

Б) В воде родится,

А воды боится.               (Соль)

В) Белый,  как сахар, но не сладкий,

Пока руки им не испачкаешь,

Ума-разума не наберешься.    (Мел)

Г) Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу.          (Глина)

Д) Он черный и блестящий, помощник настоящий.

Он несет в дома тепло, от него в домах светло,

Помогает плавить сталь, делать краски и  эмаль. (Уголь)

Ж) Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке и на пляже,

В стекле расплавлен даже.    (Песок)

 6. Рефлексия:

-Прошу вас закончить фразы:

         Я узнал (а) ………

         Я понял (а) ………

         Мне понравилось ……….

         Новые знания мне пригодятся ……….

- Подведение итогов урока, выставление оценок учащимся.

 

7. Домашнее задание:

-  выучить & 19, 20 (стр.81 таблица), стр. 79 ,  ответить на вопросы в 2-6 (устно); повторить & 10 учебник Донецкая область. .


 

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

План –конспект урока географии в 8 классе

План –конспект урока географии в 8 классе

Проверка домашнего задания: 1 )

Проверка домашнего задания: 1 )

По рисунку 33 на с. 77 учебника учащиеся знакомятся с условиями образования и залегания различных полезных ископаемых

По рисунку 33 на с. 77 учебника учащиеся знакомятся с условиями образования и залегания различных полезных ископаемых

Какие полезные ископаемые приурочены к платформенным областям, какие — к складчатым? -

Какие полезные ископаемые приурочены к платформенным областям, какие — к складчатым? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2021