Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Муниципальное общеобразовательное учреждение «МОУ Школа № 101 города Донецка»
Тема урока: «Полезные ископаемые России»
( 8 класс )
Подготовил учитель географии
Коваленко В.А.
Донецк – 2021
План –конспект урока географии в 8 классе
Тема урока: «Полезные ископаемые России».
Цели урока:
· выявить состав полезных ископаемых России и особенности их размещения;
· объяснить, как образуются полезные ископаемые;
· установить основные месторождения полезных ископаемых России.
Задачи урока:
Образовательные: конкретизировать представление учащихся о важнейших районах размещения месторождений полезных ископаемых; сформировать умение устанавливать связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми; способствовать пониманию необходимости рационального использования минеральных ресурсов и охраны земных недр.
Развивающие: развивать творческое мышление учащихся, прививать умения исследовательской деятельности – умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определенные выводы, работать группами;
Воспитательные: воспитание патриотического отношения к России, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
Метод: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование знаний о минерально-сырьевой базе России, об особенностях размещения полезных ископаемых по территории России.
Метапредметные: формирование умений:
1) анализировать знания о стихийных природных явлениях в литосфере и правилах безопасного поведения в таких ситуациях.
2) объяснять взаимозависимости между особенностями литосферы и хозяйственной деятельностью населения России;
3) уметь планировать последовательность и способ действий при работе с картографической информацией;
4) решать учебные задачи;
5) создавать таблицы и схемы;
6) работать с географическими картами.
Личностные: формирование умений и навыков соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных явлений.
Оборудование: карта «Тектоника и полезные ископаемые», физическая карта России, коллекции минералов и горных пород, атлас 8 класс.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания:
1) Фронтальный опрос учащихся:
- Что такое полезные ископаемые?
- Что такое минералы?
- Назовите группы полезных ископаемых.
- Месторождения топливных полезных ископаемых Донецкого края.
- Месторождения рудных полезных ископаемых Донецкого края.
- Месторождения нерудных полезных ископаемых Донецкого края.
2) Работа с картой (Донецкая область):
- Показать на карте основные месторождения полезных ископаемых Донецкого края:
А) топливные;
Б) рудные;
В) нерудные.
3) Задание в тетради письменно (итоговый контроль) стр.66 учебник Донецкий край 8 класс:
- ответить на вопросы 2, 4, 6, 9, 12, 15.
3. Актуализация знаний.
Вопросы:
- Покажите по карте основные формы рельефа России.
- Перечислите основные рельефообразующие процессы.
- Какие закономерности существуют между рельефом и тектоническими структурами?
4. Изучение нового материала.
Записываем в тетрадь тему урока: Полезные ископаемые России.
1) Чем богата Россия.
-Чем богаты россияне? (минерально-сырьевыми ресурсами).
- Что входит в понятие «минеральные ресурсы»?
Полезные ископаемые, как и рельеф, формируются в ходе геологической истории и под воздействием внутренних и внешних сил. Отмечается тесная связь в размещении полезных ископаемых с геологическим строением и тектоникой.
Природные скопления полезных ископаемых, пригодных для их разработки (добычи), называются месторождениями .
.Бассейн - группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого .
Например: Западно-Сибирский нефте-газоносный бассейн.
2). Кассификация полезных ископаемых.
Полезные ископаемые бывают:
- рудные ;
- нерудные;
- топливные (горючие).
По рисунку 33 на с. 77 учебника учащиеся знакомятся с условиями образования и залегания различных полезных ископаемых.
3). Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых на территории России.
Рудные полезные ископаемые образовались в основном из магмы, проникшей в земную кору. Поэтому их больше всего в складчатых областях, где внедрение магмы было наиболее частым, особенно в периоды активных тектонических движений (железо, медь).
Нерудные полезные ископаемые в основном связаны с горными породами осадочного чехла платформ.
Осадочный чехол платформ наиболее богат полезными ископаемыми осадочного происхождения, образовавшихся на дне древних морей, мелководных лагун и болот. К ним относят горючие полезные ископаемые.
Горючие ископаемые – уголь, нефть, газ, торф, горючие сланцы, а также фосфориты, бокситы (сырьё для получения аллюминия), соли и разнообразные строительные материалы
– песок, глина, известняк, мел.
- Стихотворение:
В
недра гор, земли и рек
Пробирался человек.
Он старался все достать,
Чтоб скорей богатым стать.
Через сотни лет, позднее,
Он поймет, что стал беднее:
Меди нет, железа, стали,
Реки мелкими все стали,
Птицы стали задыхаться
И домой не возвращаться,
Меньше нефти, нет бензина.
А всего одна причина...
Как спасти все, люди, это,
Работа с коллекцией :
- Показ образцов полезных ископаемых (работа с коллекцией горных пород)..
4) Основные районы и месторождения полезных ископаемых России.
Задание.
-.Рассмотрите коллекции минералов, используя карту «Тектоника и полезные ископаемые» стр.250-251 и таблицу на стр.81 (учебника) заполнить в тетради таблицу:
«Месторождения полезных ископаемых России»
Месторождения п/и |
Рудные п/и |
Нерудные п/и |
Горючие п/и |
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Закрепление изученного материала.
1) Фронтальный опрос учащихся.
- Какие полезные ископаемые приурочены к платформенным областям, какие — к складчатым?
- Как добыча полезных ископаемых влияет на качество окружающей среды?
- Почему необходимо рационально использовать минеральные ресурсы?
- Какие меры вы можете предложить для решения экологических проблем, связанных с добычей полезных ископаемых?
2) Загадки.
А) Это топливо, сырье,
Из земли качают.
«Черным золотом» его,
Люди величают. (Нефть)
Б) В воде родится,
А воды боится. (Соль)
В) Белый, как сахар, но не сладкий,
Пока руки им не испачкаешь,
Ума-разума не наберешься. (Мел)
Г) Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)
Д) Он черный и блестящий, помощник настоящий.
Он несет в дома тепло, от него в домах светло,
Помогает плавить сталь, делать краски и эмаль. (Уголь)
Ж) Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке и на пляже,
В стекле расплавлен даже. (Песок)
6. Рефлексия:
-Прошу вас закончить фразы:
• Я узнал (а) ………
• Я понял (а) ………
• Мне понравилось ……….
• Новые знания мне пригодятся ……….
- Подведение итогов урока, выставление оценок учащимся.
7. Домашнее задание:
- выучить & 19, 20 (стр.81 таблица), стр. 79 , ответить на вопросы в 2-6 (устно); повторить & 10 учебник Донецкая область. .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.