ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ ЭМОЦИОГЕННЫМИ СПОСОБАМИ
Оценка 4.8

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ ЭМОЦИОГЕННЫМИ СПОСОБАМИ

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
психологическая работа +1
Взрослым
10.06.2018
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ  РЕГУЛЯЦИИ  ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ  ЭМОЦИОГЕННЫМИ СПОСОБАМИ
Аннотация. Предложена технология полифункциональной регуляции психических состояний личности. Поданы модель, схема, программа регуляции с помощью звукоцветовых программных комплексов. Раскрыт психологический профиль студентов пассивно и активно реагирующих на стресс. Рассмотрена организация сеансов звукоцветовой регуляции, требования к ее применению. Ключевые слова: полифункциональная регуляция, психические состояния, звукоцветовые программы, психологический профиль студентов, критерии описания эмоциогенных способов регуляции.
Статья.doc
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ  РЕГУЛЯЦИИ  ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ  ЭМОЦИОГЕННЫМИ СПОСОБАМИ   Пестов А.В.    звукоцветовые   программы,                    Аннотация.  Предложена  технология   полифункциональной регуляции  психических   состояний   личности.  Поданы  модель,   схема, программа регуляции с помощью звукоцветовых программных комплексов. Раскрыт  психологический   профиль   студентов  пассивно   и   активно реагирующих на стресс. Рассмотрена  организация сеансов звукоцветовой регуляции, требования к ее применению.           Ключевые слова:  полифункциональная  регуляция,  психические состояния,  психологический   профиль студентов,  критерии описания эмоциогенных способов регуляции.                       Растущие тенденции модернизации системы образования связанны с повышением   требований   к   уровню   не   только   интеллектуальных способностей студентов, но и к возможностям  регуляции     психических состояний, которые    выступают как форма саморегуляции психики и как один   из   важнейших   механизмов   интеграции   человека   как   целостности  ­ единства   его   духовной,   психической   и   телесной   организации.  В   то   же время   отсутствуют   программы   и   технологии   в   отношении  понимания регуляции   психического   состояния   как   сложной,   целостной, многофункциональной, многоуровневой и иерархической системы.                     В   связи   с   этим   особую   значимость   приобретает    вопрос   об исследовании комплексного воздействия разных функций на психические состояния   человека,   то   есть   полифункциональную   регуляцию,   когда осуществляется одновременно воздействие на различные анализаторы, на разные уровни сознания,  задействуя  разные системы организма.                       Целью данной статьи явилось  рассмотрение  сущности технологии полифункциональной регуляции психических состояний.                   Модель полифункциональной регуляции психических состояний эмоциогенными   способами     звукоцветовую   регуляцию, представленную   двумя   интегрированными   блоками   перцептивной психотерапии:     блоком звукотерапии (музыка, биозвуки и бинауральные звуки) и блоком цветотерапии (цвета    (хроматические и ахроматические), объекты   (природные   и   созданные   человеком),   графические   способы (четкое и расплывчатое изображение)  (см. рис 1).              Цель звукоцветовой регуляции ­ добиться оптимального    включает 1 9 6 Рис. 1.  Модель полифункциональной  регуляции психических состояний  эмоциогенными  способам в       критериев       влияния                     выбранную   сферу   регуляции);   реагирования   на   стресс   студентов   в   эмоционально­окрашенный   период учебной   деятельности.  Перейдем   к   рассмотрению   сущности   некоторых компонентов   технологии  полифункциональной   регуляции   психических состояний личности.                      При     разработке    содержания  программных  комплексов учитывались: предпочтения   респондентов; период обучения; временные особенности регуляции по типу «Релаксация»/«Активизация»; специфика их влияния; структурные и функциональные качества компонентов; полное погружение в регулирующий комплекс, а также семь критериев описания эмоциогенных способов регуляции: 4 объективных и                        3 субъективных, обеспечивающих максимальную эффективность влияния.  Объективные:  достижение   катарсиса   (характеризуются   гармоническим   резонансом,   уравновешенностью,   знаком   и   постепенной   феномен   инерции модуляцией   (неспособность   без   содействия   внешних   сил   изменить     имеющееся состояние);   совпадение     (реалистичность, ассоциативность,   степень   осознанности,   аудиовизуализация);   временные закономерности   в   создании   программных   комплексов   с   учетом дифференциации   (кластерный   иерархический   анализ,  типы   программ «Релаксация»/«Активизация»,   устойчивые   личностные   черты,     нервные процессы и характер психических состояний).           Субъективные: экспрессивность (характеризуется интенсивностью: эмоциональные       впечатления,     физиологические     сдвиги);  активность (характеризуется  производительностью:   скорость,   качество   и   точность выполняемых     операций   познавательного   характера);   динамичность (характеризуется   влиянием   на   поведение   и   деятельность: стимулирующее/тормозящее   в   зависимости   от   типа   предложенной программы  «Активизация»/ «Релаксация»).           Раскроем сущность предложенных типов программных комплексов и особенности их влияния (см. табл. 1).                     Так,   специфика   первого   основного   программного   комплекса «Р е л а к с а ц и я» направлена  на снижение мышечного напряжения, устранение психологических зажимов, восстановление сил, способствует отдыху.   Данный   тип   программы   включает   трофотропную   музыку, направленную   на   успокоение,   расслабление,   например,   Ф.   Лист   «Грезы любви»; биозвуки живой и неживой природы, такие как легкий плеск воды, журчание ручья, голоса птиц; бинауральные звуки: Тета­ритм                 ( ­θ ритм);  дезинтегрирующую группу хроматических цветов: голубой, синий, фиолетовый.                      Специфика   второго   основного   программного   комплекса «А к т и в и з а ц и я» направлена  на повышение общего тонуса, подъем сил,   имеет   наибольшую   силу   эмоционального   воздействия,   повышения познавательной мотивации, активизации работы познавательных Программный комплекс звукоцветовой регуляции психических состояний студентов  Таблица 1 β           уравновешенность, процессов.   Данный   тип   программы   включает   эрготропную   музыку, стимулирующую, активизирующую,  например, И. Брамс «Венгерский танец» №2 fis­moll  [3];   биозвуки   живой   и   неживой   природы,  такие   как   раскаты грома, свист ветра, звуки деревенского подворья; бинауральные звуки: Бета­ ритм ( ­ритм); дезинтегрирующую группу хроматических цветов: красный, оранжевый, желтый.      Специфика   вспомогательного   программного   комплекса «Н е й т р а л и з а ц и я» противостоит действию релаксации и активизации, имеет   нейтральное   воздействие:   стабильность, гармонизация   внутренних   процессов.   Данный   тип   программы   включает использование нейтральной музыки: светлой, легкой, воздушной: например, Ф. Шопен Вальс №7; биозвуки живой и неживой природы, такие как шум морского   прибоя,   шелест   листвы,   утренние   хоры   различных   уголков α природы; бинауральные звуки: Альфа­ритм ( ­ритм); из дезинтегрирующей группы   хроматических   цветов   такие   цвета   как:   розовый,     коричневый, зеленый.     Подробное   описание   предложенных   компонентов   программных комплексов и особенностей их проявления и влияния рассмотрено ранее [2].            На основании выделенных программных комплексов «Релаксация», «Активизация»,  «Нейтрализация»,   особенностей   их   влияния,   нами   была  схема   полифункциональной   регуляции  психических предложена состояний   с   помощью   звукоцветовых   программ.   Предложенная   схема состоит из трех блоков: двух диагностических (первый и третий) и одном регулирующем (второй блок) (см. рис. 2.).                     Задачей  первого  блока (диагностического)  является   получение информации,  необходимой   для   целенаправленного   подбора   эмоциогенных средств регуляции.                          Задачей  второго  блока   (регулирующего)   является   изменение психических состояний звукоцветовой регуляцией, состоящей из четырех компонентов:   музыкального,   биозвукового,   бинаурального   и   цветового, которые интегрировано комбинируясь в разных вариантах представлены двумя   основными   программными   комплексами:   «Релаксация», «Активизация» и одним вспомогательным ­ «Нейтрализация» (см. рис.2).                    Задачей  третьего  блока (диагностического) является  изучение проявления психических состояний после полифункциональной регуляции с   помощью   звукоцветовых   программных   комплексов,   выявление изменений, происходящих под ее воздействием на выше поданных уровнях.       Важными   данными   для   реализации   критерия   «временные закономерности в создании программных комплексов» явились результаты кластерного   иерархического   анализа   по   методу   Варда,  которые раскрыли   реакцию   на   стресс   и  обусловили     формирование     двух     групп респондентов:   «Пассивно   реагирующих   на   стресс»   и   «Активно реагирующих на стресс»,   Рис. 2.  Схема полифункциональной регуляции психических состояний с  помощью звукоцветовых программных комплексов  характерно психологический профиль которых представлен на рисунке 3.                     Для   студентов первой группы, отличающихся низкой скоростью изменения психических процессов (инертных), имеющих  высокие значения фактора   G  по   методике   Р.Б.Кеттелла,  характерно  интрапсихическое, пассивное     реагирование   на   стрессовые   ситуации   при   эмоциональной дисциплинированности,   собранности,   совестливости,   ответственности, обязательности, добросовестности, стойкости моральных принципов, всего, что   согласно   авторской   концепции   входит   в   понятие   «сила   Супер­Эго», создавался тип программы «Активизация».                    Для студентов второй группы «Активно реагирующих на стресс», отличающихся   выраженным   изменением   психологических   показателей, высокой   скоростью   протекания   психических   процессов  (подвижных)  и высокой эмоциональностью, агрессией, тревогой, интенсивным ощущением радости, гнева,    имеющих  высокие значения  фактора Е по выше указанной методике,  игнорирование   социальных   условностей   и авторитетов,   склонность   действовать   смело,   энергично   и   активно, агрессивно   отстаивать   свои   права   на   самостоятельность,   властность, независимость,   игнорирование   социальных   условностей   и   авторитетов; смелые,   энергичные,   активные,   живут   по     собственным   законам   и соображениям,   требуют   проявления   самостоятельности   от   окружающих, стремятся   к   лидерству,   с   чрезмерным   напряжением   симпатической регуляции   кровообращения   со   стороны   сердечно­сосудистой   системы, рекомендован   тип   программы  «Релаксация»    с    учетом     их   психических состояний,     вегетативных     проявлений   и   перечисленных   индивидуально­ личностных характеристик [1].                       Практическое  использование  представлено  звукоцветовыми программными комплексами  по типу «Релаксация»   и «Активизация» во временном   диапазоне   15­21   мин.   каждый,   с   аннотацией,   техническими   и гигиеническими  требованиями к их использованию,  а научная ценность  и новизна   защищены   авторскими   правами   (Свидетельство   о   регистрации авторского   права   №   42861   от   20.03.2012   по   заявлению   №43079   от 20.01.2012).  На диске  подан новый метод решения проблем, связанных с эмоциональными переживаниями  в  учебной деятельности.                     Организация   сеансов   звукоцветовой   регуляции  психических состояний включает наличие компьютеров/ноутбуков или других устройств для   воспроизведения  дисков   с   программными   комплексами   для возможности регуляции и  саморегуляции психических состояний человека, самостоятельного регулирования силы звука. Прослушивание программных комплексов осуществляется с помощью стереонаушников с целью  полного погружения   в   их   содержание,   глубокой   релаксации,   аудиовизуализации, активизации образного мышления. Использование наушников также Рис. 3.  Психологический  профиль студентов  пассивно и активно реагирующих на стресс техническими   требованиями     обусловлено (механизм   действия использованных бинауральных ритмов основан на низкочастотных звуковых колебаниях   (4­30Гц)   –   эмбиентых   звуках,   соответствующих   частотам мозговых волн, слышать их можно только в стереонаушниках, так как это не реальный внешний звук, а «фантом», который рождается в головном мозге человека при сложении электромагнитных волн, идущих от двух синхронно работающих   полушарий   мозга),   оптимальной     активации   респондента (отсутствие посторонних раздражителей, отвлекаемости), что способствует эффективному проведению сеансов регуляции и саморегуляции психических состояний студентов в процессе учебной деятельности.             Требованием к применению звукоцветовой регуляции является индивидуальный контроль за силой (громкостью) звучания  воспринимаемых звуков: воздействие звуков не должно превышать 55 – 65 децибел (обычный разговор проходит на 50 децибелах) и выполнение гигиены использования наушников   на   сеансах   звукоцветовой   регуляции  (после  часового воздействия звуков  силой в 60 децибел независимо от типа и содержания программы необходим 45­минутный отдых)[2].                        Таким образом,   технология   полифункциональной   регуляции психических   состояний   студентов    эмоциогенными   способами  обеспечит оптимальное реагирование на стресс студентов в эмоционально­окрашенный период учебной деятельности в целях ее эффективности.                       Перспективами дальнейших  разработок полифункциональной регуляции   эмоциогенными способами с помощью звукоцветовых и других программных комплексов является: создание программ для представителей разных   категорий,   от метеорологических условий с учетом возрастных, гендерных особенностей; рассмотрение   проблемы   полифункциональной   регуляции   в   медицинском направлении.    в   зависимости   от   места   проживания, Литература 1. Волженцева И. В.  Методологические   и   теоретико­эмпирические исследования   полифункциональной   регуляции   психических   состояний личности   эмоциогенными   способами   :   монография  /  И. В. Волженцева   ; Макеевский   экономиико­гуманитарный   институт.   –   Макеевка   :   МЭГИ, Донецк: Донбасс, 2012. – 536 с. 2.   Волженцева   И. В.   Психология   музыкального   воздействия  :   учеб. пособ.  для   студ.  высш. "Психология»   / И. В. Волженцева. – Макеевка : МЭГИ, Донецк : Норд­Пресс, 2011. – 348 с.  3. Волженцева   И. В.   Теория   и   практика   оптимизации   психических состояний   студентов   в   учебной   деятельности   средствами   музыкального воздействия  :   монография   /   И. В. Волженцева;   Макеевский   экономико­ заведений  спец.   учеб. гуманитарный институт. – Макеевка : МЭГИ, Донецк : Донбасс, 2011. – 227 с.

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ ЭМОЦИОГЕННЫМИ СПОСОБАМИ

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ  РЕГУЛЯЦИИ  ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ  ЭМОЦИОГЕННЫМИ СПОСОБАМИ

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ ЭМОЦИОГЕННЫМИ СПОСОБАМИ

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ  РЕГУЛЯЦИИ  ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ  ЭМОЦИОГЕННЫМИ СПОСОБАМИ

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ ЭМОЦИОГЕННЫМИ СПОСОБАМИ

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ  РЕГУЛЯЦИИ  ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ  ЭМОЦИОГЕННЫМИ СПОСОБАМИ

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ ЭМОЦИОГЕННЫМИ СПОСОБАМИ

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ  РЕГУЛЯЦИИ  ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ  ЭМОЦИОГЕННЫМИ СПОСОБАМИ

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ ЭМОЦИОГЕННЫМИ СПОСОБАМИ

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ  РЕГУЛЯЦИИ  ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ  ЭМОЦИОГЕННЫМИ СПОСОБАМИ

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ ЭМОЦИОГЕННЫМИ СПОСОБАМИ

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ  РЕГУЛЯЦИИ  ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ  ЭМОЦИОГЕННЫМИ СПОСОБАМИ

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ ЭМОЦИОГЕННЫМИ СПОСОБАМИ

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ  РЕГУЛЯЦИИ  ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ  ЭМОЦИОГЕННЫМИ СПОСОБАМИ

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ ЭМОЦИОГЕННЫМИ СПОСОБАМИ

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ  РЕГУЛЯЦИИ  ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ  ЭМОЦИОГЕННЫМИ СПОСОБАМИ

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ ЭМОЦИОГЕННЫМИ СПОСОБАМИ

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ  РЕГУЛЯЦИИ  ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ  ЭМОЦИОГЕННЫМИ СПОСОБАМИ

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ ЭМОЦИОГЕННЫМИ СПОСОБАМИ

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ  РЕГУЛЯЦИИ  ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ  ЭМОЦИОГЕННЫМИ СПОСОБАМИ

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ ЭМОЦИОГЕННЫМИ СПОСОБАМИ

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ  РЕГУЛЯЦИИ  ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ  ЭМОЦИОГЕННЫМИ СПОСОБАМИ

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ ЭМОЦИОГЕННЫМИ СПОСОБАМИ

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ  РЕГУЛЯЦИИ  ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ  ЭМОЦИОГЕННЫМИ СПОСОБАМИ

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ ЭМОЦИОГЕННЫМИ СПОСОБАМИ

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ  РЕГУЛЯЦИИ  ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ  ЭМОЦИОГЕННЫМИ СПОСОБАМИ
Скачать файл