Политическое участие

  • pptx
  • 08.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 72ч. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО.pptx

Политическое
ЛИДЕРСТВО

Политическое лидерство – личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей в группе, организации или обществе.

Какими качествами должен обладать лидер?

Политический лидер член организации, группы, общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть ведущую роль в политических процессах и ситуациях

ОСТРЫЙ УМ

ТВЁРДОСТЬ ВОЛИ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

СМЕЛОСТЬ

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

ЧЕСТНОСТЬ

ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ

ЗАБОТА ОБ ОБЩЕМ БЛАГЕ

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Качества лидера

Характерные черты лидера

Наличие чёткой политической программы, отвечающей интересам больших социальных групп.
Политическая воля, готовность брать на себя ответственность.
Популярность, умение нравиться людям, умение завоёвывать их симпатии.
Острый ум и политическая интуиция.
Организаторский талант и ораторские способности

Политический лидер

СУБЪЕКТ политического процесса

ОБЪЕКТ политического процесса

Наделяется власт-ными полномочиями: правом направлять волю, усилия, интел-лект людей, опери-ровать материаль-ными и финансо-выми ценностями

В решении проблем всегда испытывает влияние и давление различных заинтересованных сторонн

Ролевые функции лидера

Особенности политического лидерства

Его воздействие на людей осуществляется при помощи СМИ, пропаганды, доверенных лиц.

Он всегда имеет помощников: анали-тиков, экспертов, спичрайтеров, кото-рые помогают ему сформулировать образ

Деятельность политического лидера всегда имеет многоролевой характер, т.к. он стре-мится расположить к себе разные социальные группы.

Факторы, которые влияют на политическое руководство:

Политические убеждения лидера
Политический стиль лидера
Мотивы деятельности
Реакция лидера на давление извне и стресс
Предшествующий опыт лидера
Политический климат, в котором лидер начинал свою деятельность

М. Д. Херманн – американский политолог

Функции политического лидерства

Интегративная

Ориентационная

Инструментальная

Мобилизационная

Коммуникативная

объединение различных групп и согласо-вание их интересов на основе базовых ценностей, признанных обществом.

выработка политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности групп населения.

определение способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач

инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения.


поддержание связей власти и масс с целью предупреждения отчуждения граждан от власти.

ТИПЫ ЛИДЕРСТВА (Вебер М.)

ПРИВЫЧКА

РАЗУМ

ВЕРА

Типология политического лидерства

Воздействует силой слова, ораторским искусством, личным примером

агитационное

организационное

Влияет через работу с кадрами, использование возможной организации

теоретическое

Воздействует силой интеллекта, логики

Типология политического лидерства

консервативное

Стремится сохранить общество в его существующем виде

реформаторское

Нацелено на преобразование общественного устройства

революционное

Ставит цель перехода к принципиально иной общественной системе

Типология политического лидерства

демократическое

Учитывает интересы и мнения всех членов группы, привлекает их к управлению

авторитарное

Предполагает единоличное направляющее воздействие

невмешивающееся

Стремится уйти от решения проблем, переложить функции на помощников

Типология политического лидерства

творческое

Разрабатывает и предлагает программу поведения

исполнительное

Выполняет уже заданную программу

формальное

Связано с установленными правилами

неформальное

Возникает на основе личных отношений участников

Типы лидерства (М.Д.Херманн)

ЛИДЕР-ЗНАМЕНОСЕЦ

ЛИДЕР-СЛУЖИТЕЛЬ

ЛИДЕР-ТОРГОВЕЦ

ЛИДЕР-ПОЖАРНЫЙ

Определяет характер происходящего, его темп и способы преобразования

Точно выражает интересы своих приверженцев, действует от их имени

Обладает способностью убеждать. Понимает потребности избирателей, желает их удовлетворить

Обладает быстрой реакцией на требования времени. Спо-собен эффективно действо-вать в экстремальных условиях

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО.

1.Понятие политического лидерства (основные трактовки).
2.Политический лидер – субъект и объект политического процесса.
3.Особенности политического лидерства:
А) СМИ, пропаганда, деятельность доверенных лиц – основные средства воздействия на людей
Б) многоролевой характер деятельности политического лидера
В) наличие помощников: аналитиков, экспертов, имиджмейкеров и др.
4.Формальное и неформальное лидерство.
5.Функции политического лидера:
А) интегративная
Б) ориентационная
В) инструментальная
Г) мобилизационная
Д) коммуникативная

6.Масштаб лидерства:
А) общенациональные лидеры
Б) лидеры большой социальной группы
В) лидеры общественной организации
7.Демократический и авторитарный стиль лидерства.
8..Тип лидера:
А) лидер – знаменосец (Ленин)
Б) лидер – служитель (Брежнев)
В) лидер – торговец (Р.Рейган)
Г) лидер – пожарный (Путин)
9.Традиционное, легальное и харизматическое лидерство (М.Вебер)
10.Факторы, влияющие на характер лидера.
 

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.

1.Концепции лидерства:
А) выдающиеся качества отдельных личностей
Б) зависимость лидерства от сложившейся социальной ситуации
В) психоаналитические концепции лидерства
2.Функции политического лидера:
А) интеграция группы на основе общих интересов, ценностей
Б) выработка политического курса
В) мобилизация группы на достижение поставленных целей
Г) социальный арбитраж
3.Типы лидерства:
А) правящие и оппозиционные лидеры
Б) демократические, авторитарные и либеральные лидеры
В) традиционные, рационально-легальные и харизматические лидеры.

Что, на ваш взгляд, объединяет данные изображения? О чём пойдёт речь на уроке?

Политическое участие

Политическое участие — действия субъектов политики с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.
Субъекты политики:
- индивиды;
- политические организации или движения;
- определенная социальная общность на основе этнической группы населения, нации, класса;
- общественные организации или группы;
- политические элиты;
- государство и группы стран;
- все мировое сообщество;
- влиятельные корпорации;
- церковные организации;
- армия;
- средства массовой информации.

Виды политического участия

Критерий классификации

Вид политического участия

Болховитина Т. Дискурсивные аспекты классификации форм политического участия.
В научной литературе отмечается многообразие видов политического участия. В зависимости от интенсивности действий С. Бодно выделяет эпизодическое, постоянное, разовое политическое участие. Дж. Нагель предлагает типологию в зависимости от характера стимулов — внутренних и внешних, побуждающих к политическому участию. По этому основанию он выделяет автономное участие, в основе которого лежат внутренние мотивы и мобилизационное участие, которое происходит под воздействием внешнего давления (ограничение прав, административное принуждение). Большинство политологов выделяют непосредственное и опосредованное политическое участие, опираясь на форму участия. Ю. Ирхин по уровню вовлеченности в политический процесс различает активное и пассивное политическое участие.

ст.3 Конституции РФ

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

?Вопросы?
Какие виды политического участия названы в статье 3 Конституции РФ?
Кто является источником власти, согласно Конституции РФ?
Какие формы политического участия, согласно Конституции РФ, являются высшим непосредственным выражением власти народа?




ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

Статья 3. Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума
1. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
3. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
4. Гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а также обладает в полном объеме правом на участие в референдуме Российской Федерации. Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации установленных настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации.
5. Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.
6. Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в пункте 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации и международные общественные движения, некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, незарегистрированные общественные объединения, выполняющие функции иностранного агента, и иностранные средства массовой информации, выполняющие функции иностранного агента, российские юридические лица, информация о которых включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума. Участие в избирательных кампаниях, кампаниях референдума указанных лиц и представителей указанных организаций в качестве иностранных (международных) наблюдателей регулируется в соответствии с федеральным законом.
7. Выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
Проанализируйте основные принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума. Выполните интерактивное задание.

Избирательная кампания — деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня предоставления избирательной комиссией, организующей выборы, отчётов об итогах голосования и расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Расставьте этапы избирательной кампании в хронологическом порядке.

Подсчет голосов

1

Проведение предвыборной агитации

2

Голосование

3

Формирование избирательных округов

4

Назначение даты выборов

5

Подведение итогов выборов

6

Выдвижение и регистрация кандидатов

7

Расставьте этапы избирательной кампании в хронологическом порядке.

Подсчет голосов

1

Проведение предвыборной агитации

2

Голосование

3

Формирование избирательных округов

4

Назначение даты выборов

5

Подведение итогов выборов

6

Выдвижение и регистрация кандидатов

7

Референдум — форма политического участия, всенародное голосование по какому-либо важному вопросу.
Местный референдум — это голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований.
На референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
б) о персональном составе органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления;
в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.