Политика (готовимся к ЕГЭ)
Оценка 4.7

Политика (готовимся к ЕГЭ)

Оценка 4.7
docx
18.12.2020
Политика (готовимся к ЕГЭ)
Политика.docx

Политическая система

Политическая система, ее структура и функции

Рассмотрим основные определения политики, которые используются учеными-обществоведами:

  1. участие в делах государства;
  2. историки понимают под политикой виды, намерения, цели и образ действий правителей, их приближенных, это скорее искусство властвовать;
  3. политика — наука государственного управления (В. И. Даль). П Политик, по Далю, это умный и ловкий, не всегда честный государственный деятель, умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя смолчать;
  4. политика есть искусство, доктрина о государственном управлении, а также деятельность тех, кто управляет или хочет управлять делами общества (французский энциклопедический словарь Лярусс);
  5. политика — искусство управления государством, определенное направление действий государства, партий, учреждений.

В политологическом словаре под политикой понимается особая разновидность деятельности, связанная с участием социальных групп, политических партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства.

Стержнем политической деятельности является деятельность, связанная с осуществлением, удержанием, противодействием власти. Политическая деятельность охватывает несколько сфер: государственное управление, воздействие политических партий и движений на ход общественных процессов, принятие политических решений, политическое участие. Политическая сфера тесно связана с другими общественными сферами. Любое явление: и экономическое, и социальное, и культурное — может быть политически окрашенным, связанным с воздействием на власть.

Политическая деятельность — это деятельность в сфере политических, властных отношений. Политические отношения, в свою очередь, — это отношения между субъектами политсистемы по вопросам завоевания, осуществления, удержания власти. В теории и на практике политическая деятельность часто ассоциируется с принуждением, насилием. Правомерность использования насилия часто обуславливается экстремальностью, жесткостью протекания политического процесса. В результате политической деятельности, взаимодействия институтов политической системы, выполнения политических решений и установок формируется и развивается политический процесс.

Политическая деятельность может быть активной и пассивной, стихийной и целенаправленной, важная часть политической деятельности — это политическое руководство, включающее в себя следующие звенья:

  • выработка и обоснование целей и задач общества, социальной группы;
  • определение методов, форм, средств, ресурсов политической деятельности;
  • подбор и расстановка кадров.

Направления государственной деятельности по удовлетворению совокупных общественных интересов можно назвать направлениями политики. Есть политика внутренняя, которая ориентирована на разрешение внутригосударственных задач — поддержание порядка, обеспечение развития страны, благосостояния ее граждан. Есть политика внешняя, она включает в себя разрешение межгосударственных противоречий, ее задача — отстаивание интересов государства на мировой арене. Выделяют в современном мире и международную политику. Это не просто государственная деятельность, скорее — надгосударственная. Участвуют в ней Организация Объединенных Наций, Совет Европы, иные подобные организации.

Можно говорить и о различных разновидностях политики применительно к сферам общественной жизни, которые необходимо регулировать государству в лице его органов. Например, те действия, которые направлены на разрешение хозяйственных вопросов, можно назвать экономической политикой. Она занимает чрезвычайно важное место во всей системе государственных дел. Какими темпами будет развиваться промышленность, сельское хозяйство, транспорт, сфера услуг, сколько мы сможем приобрести на свою зарплату, сможем ли мы продавать и покупать землю, какие платить налоги — все это вопросы экономической политики. Включите телевизор, когда идет программа «Время» или «Сегодня», и вы услышите, что Государственная дума обсудила и приняла (или не приняла) в первом чтении новый Налоговый кодекс страны, внесла поправки в представленный правительством проект бюджета на следующий год, обсудила статьи Земельного кодекса РФ, внесла законопроект о прожиточном минимуме и так далее.

Объектом экономической политики является каждый из нас, кем бы мы ни были. Если мы учимся или работаем в школе, то нас не могут не волновать проблемы государственного финансирования народного образования. Если мы — студенты, нас волнует своевременность выплаты стипендий, гарантированное трудоустройство по избранной профессии после окончания вуза. Если мы — женщины, мы заинтересованы в том, чтобы не было дискриминации в приеме на работу, определении размера заработной платы, продвижении по службе. Ведь ни для кого не секрет, что именно женщин предпочитают увольнять в первую очередь. Людей преклонного возраста волнует своевременность выплаты пенсий и их размеры. Разрешить все эти проблемы и призвана экономическая политика государства.

Вопросы содержания школьных учебных курсов, новых учебных пособий, программ включает в себя специальная образовательная политика. От нее зависит, какие открывать факультеты, институты, кафедры, какие предметы изучать в первую очередь. Актуальной проблемой для России является реформа школы. Разрабатываются различные ее варианты, ведутся споры о судьбе государственных и частных учебных заведений, о преподавании различных предметов. Как видите, здесь тоже мы встречаем столкновение интересов, и задача государства — найти между ними согласие во благо молодого поколения россиян.

Серьезную проблему в современном мире представляют национальные движения. Многие народы, проживающие ранее в границах единых государств — империй, сегодня пробуждаются к самостоятельной государственной жизни, пытаются строить свои собственные «национальные квартиры». Этот процесс может принимать крайне болезненные формы, вплоть до войны, терроризма, насилия. Пример тому — распад Югославии, проблема Приднестровья, Нагорный Карабах, Чечня. Каждый день мы узнаем о фактах захвата заложников на границе с Чечней, о тревожной обстановке на всем Северном Кавказе. Вопросы, связанные с решением данных задач, с сосуществованием и сожительством на одной земле нескольких разных народов, призвана решать национальная политика.

Должно государство заботиться и о нормальном приросте численности своих граждан. Оно должно знать, какому их количеству оно может обеспечить достойную жизнь, прокормить, обуть, согреть. Если в стране наблюдается снижение рождаемости и рост смертности, все ниже и ниже опускается планка средней продолжительности жизни, это симптомы кризиса. Государство должно разработать особую систему мер для поддержки материнства и детства, перераспределить средства для поддержки молодых семей. Генофонд нации — залог процветания и могущества государства, его будущее. Решать эти вопросы призвана демографическая политика. Она может быть направлена не только на стимулирование рождаемости, прироста населения, повышение качества жизни стариков. Есть страны, в которых главной проблемой, наоборот, является слишком высокая рождаемость — это Кения, Сомали, Венесуэла, традиционно острой является демографическая обстановка в Китае. Государство в таком случает вынуждено принимать специальные законы, ограничивающие количество детей в семьях.

Выделить в самостоятельную область можно и экологическую политику — деятельность государства по защите окружающей среды от разрушительного воздействия людей. Это и поддержание экологически чистых производств, и жесткие санкции против тех, кто загрязняет водоемы, воздух, варварски хозяйствует на земле, вырубает леса. Но нужно не только охранять, нужно проводить дорогостоящие исследования, создавать новые, ресурсосберегающие технологии. Все это — задачи государства.

Есть и многие другие направления государственной деятельности.

Можно говорить о политике в области культуры, науки, борьбы с организованной преступностью. Политик много, и в то же самое время она — одна и представляет собой в целостном виде деятельность, направленную на осуществление власти, на достижение обществом своих целей и задач, обеспечение более высокого, чем прежде, уровня жизни, общественного согласия и стабильного развития.

Политическая система — совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними.

Функции политической системы:

  • определение целей, задач и путей развития общества;
  • организация деятельности общества;
  • распределение духовных и материальных ресурсов;
  • согласование разных политических интересов;
  • пропаганда различных норм поведения;
  • приобщение людей к политической жизни;
  • контроль за выполнением решений и соблюдением норм.

Основные элементы политической системы:

  1. Институциональная подсистема — политические организации: партии и общественно-политические движения (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации, клубы по интересам), в особую структуру выделяется государство.
  2. Коммуникативная подсистема — совокупность отношений и форм взаимодействия между классами, социальными группами, нациями и индивидами.
  3. Нормативная подсистема — нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества: правовые нормы (конституции и законы, относятся к писаным нормам), этико-моральные нормы (неписанные представления о добре и зле, правде и справедливости).
  4. Культурно-идеологическая подсистема — совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств; 2 уровня — теоретический (политическая идеология: взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории) и практический (политическая психология: чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции).
  5. Функциональная подсистема охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти.

Классификация политических систем:

  • в зависимости от источника власти и доминирования в отношениях власть-общество-личность: демократические и недемократические (авторитарные и тоталитарные);
  • открытые (конкурентность) — закрытые (назначение);
  • военные — гражданские — теократические;
  • диктаторские (опора на насилие) — либеральные (свобода личности и общества);

Демократические системы строятся на принципах индивидуализма, гуманности (человек является основной ценностью), ответственности, равенства, конкурентности, социальной справедливости, инициативы, суверенитета народа, множественности мнений, терпимости, свободы, презумпции невиновности, критичности, постепенности преобразований; а недемократические — коллективизма, кастовости, политической пассивности, системе подчиненности, идеологической обработки граждан (индоктринации), государственной опеке (протекционизме), использования любых средств ради достижения поставленных целей, утопизма (слепая вера в определенные идеалы), радикализма, насилия.

Кроме того, в зависимости от источника власти можно говорить об открытых и закрытых политических системах. Открытые системы характеризуются свободной конкуренцией, наличием возможностей для каждого реализовать свое стремление к участию в политической жизни. Причем эта открытость должна распространяться на все сферы жизни — при замещении любой должности объявляется конкурс и выбирается самый квалифицированный специалист по заранее известным критериям. Наоборот, в закрытых системах все решается на основе знакомств, родственных связей, взяток, личных пристрастий. Профессионализм в данном случае отходит на задний план, а если и проводятся конкурсы на замещение должностей, то делается это формально с заранее известными результатами. Таким образом можно говорить о двух типах правлений. При первом от правительства можно избавиться без кровопролития, в первую очередь с помощью выборов. В данном случае переход власти от одной группы к другой не сопровождается полным разрушением политических институтов и общественных традиций. Второй тип предполагает, что правительство может уйти только в случае переворота, успешного восстания, заговора, гражданской войны и т. п.

Очень близки к рассмотренным классификациям и остальные. Так, некоторые делят все политические системы на военные, гражданские и теократические. В данном случае главным критерием является господствующее положение в государстве одной из трех групп, имеющих значительный авторитет и силу. В современном мире большинство стран имеют гражданскую власть, но остаются еще государства, где господствуют военные (в первую очередь, в Африке и Южной Америке) или религиозные деятели (азиатские и некоторые африканские страны). Также есть разделение на диктаторские (опора на насилие) и либеральные (защита личной свободы) системы.

Важнейшей задачей политологии как науки является изучение функционирования политсистемы и составляющих ее институтов. Политология использует различные методы исследования:

  • институциональный: изучение политических институтов: государства, его органов, партий, средств массовой информации;
  • системный: предполагающий рассмотрение политической жизни общества в виде сложной системы институтов, норм, отношений, традиций, идей, системы самоорганизующейся и саморегулирующейся; также системный подход позволяет учитывать взаимосвязи и взаимодействия с иными сферами общественной жизни;
  • сравнительный: направлен на сравнительный анализ различных политических систем между собою, что дает основание для составления различных прогнозов;
  • исторический: предполагает рассмотрение политических явлений в развитии от прошлого к настоящему, выявление повторяющихся в истории явлений и процессов;
  • социологический: с его помощью выявляется взаимосвязь политики от развития общества в целом;
  • нормативно-ценностный: предполагающий выявление значимости для общества тех или иных политических явлений, их роли в повышении общественного благосостояния, в приближении общества к некоему идеалу.

Политическая система общества – сложная, разветвлённая совокупность различных политических институтов (организаций), норм, идеологий, ценностей и коммуникаций.

Компоненты (подсистемы) политической системы общества

Название

Характеристика

Институциональный (организационный)

совокупность организаций и граждан, взаимодействующих в процессе реализации своих интересов: государство, органы местного самоуправления, общественно-политические организации

Нормативный

политические нормы – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие политическое поведение субъектов: политико-правовые нормы, традиции и обычаи, моральные нормы, корпоративные нормы (уставы партий, объединений)

Культурный

политическая идеология – форма политического сознания, воздействующая на содержание властных отношений; политическая культура
– способ деятельности в политике, отражающий уровень политической активности и зрелости субъектов

Коммуникативный

система вертикальных и горизонтальных отношений в политике между подсистемами политической системы, сферами общественной жизни, политическими системами разных стран, участие средств массовой информации

Функциональный

Основные направления деятельности политических институтов по реализации своих целей, задач, осуществлению государственной власти

Либерализм – индивидуализм, свобода личности, неотчуждаемость прав и свобод, частная собственность, государство – «ночной сторож».
Консерватизм – традиционализм, стабильность, приоритет общества и государства над личностью, главные ценности – семья, церковь, нравственность.
Фашизм – оправдание агрессивных действий властей во имя блага нации, чистоты расы, безграничная воля государства, милитаризм, ультрареакционная антигуманная идеология.

Основные идеологии современности

Социал-демократизм – достижение социально справедливого общества путём реформ, демократическое государство проводит активную социальную политику, идея социального партнёрства.
Коммунизм – коммунистическое общество строится на основе общественной собственности; классовая борьба – движущая сила общества, принцип однопартийности, всеобщая трудовая повинность.
Политический режим – совокупность средств, методов и приёмов осуществления власти и достижения политических целей.

Демократический политический режим

Авторитарный политический режим

Тоталитарный политический режим

1) признание народа единственным источником суверенитета;

1) концентрация реальной власти в руках политического лидера или политической группы, возможность проникновения в которую строго ограничена;

1) однопартийная система, господство единственной массовой партии, лидер которой одновременно является лидером государства;

2) гарантии гражданских, политических, социально-экономических прав личности, признание их естественными и неотчуждаемыми;
3) формирование органов власти путём свободных выборов на принципах всеобщего, равного и тайного избирательного права;
4) создание условий для деятельности партий, уважение большинством мнения и интересов меньшинства;
5) реализация принципа разделения властей;
6) многообразие и равноправие форм собственности, рыночная экономика;
7) развитая система органов местного самоуправления;
8) право меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства

2) осуществление политической власти административно-командными методами с применением принуждения или угрозы применения силы;
3) разрешение определённого идейного и политического многообразия, границы которого строго определены, реальная политическая борьба за власть не допускается;
4) ограничение и регламентация политических и личных прав граждан;
5) ограничение свободы СМИ;
6) относительно независимыми от государства являются: экономика, производство, повседневная жизнь, общественные организации

2) единственно разрешённая обязательная идеология;
3) монополия партии и государства на средства массовой информации;
4) разветвлённая система политической полиции, тотальный контроль над всеми сферами общественной жизни;
5) централизованный характер управления экономикой

 

 

Гражданское общество и государство

Гражданское общество – это относительно самостоятельная от государства и самоорганизующаяся система социальных, экономических и политических отношений, включающая в себя различные формы объединений людей с целью удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей.
Назначение гражданского общества состоит в достижении оптимального и гармонического сочетания частных и общественных интересов.
Условия существования гражданского общества:
– верховенство закона;
– частная собственность как экономическая основа гражданского общества;
– создание условий для самодеятельности граждан в различных сферах общественной жизни;
– деятельность политических организаций во благо всех членов общества в рамках закона;
– доступность и многообразие образования;
– наличие сильной «четвёртой власти» – независимых СМИ.

Правовое государство – демократическое государство, в котором соблюдается принцип верховенства права, права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью.

Признаки правового государства

1. Верховенство закона – закону подчиняются не только граждане и их объединения, но и само государство. Закон – нормативно-правовой акт, изданный высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.
2. Полная гарантированность и незыблемость прав и свобод граждан, установление и реализация принципа взаимной ответственности личности и государства.
3. Организация и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей, действие системы сдержек и противовесов, препятствующих утверждению авторитаризма.
4. Независимая судебная власть.
5. Ответственность власти перед населением и её подчинение интересам общества.
6. Наличие развитого гражданского общества и местного самоуправления.
Политическая элита – относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объём политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоёв общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.

Характерные черты:

– небольшая, но достаточно самостоятельная социальная группа;
– высокий социальный статус;
– значительный объём государственной и информационной власти;
– непосредственное участие в осуществлении власти;
– организаторские способности и талант.

Условия эффективной деятельности элиты:

– широкая гласность (свобода слова, наличие независимых средств массовой информации);
– политический плюрализм (свободная конкуренция, соперничество политических элит);
– разделение властей (равновесие, компромисс, баланс интересов различных социальных сил);
– открытость элит для социальной мобильности (установления сроков пребывания у власти выборных и назначаемых лиц);
– строгое соблюдение законности, демократических процедур политического процесса.

Критерии эффективности деятельности:

– достигнутый уровень прогресса и благосостояния своего народа;
– политическая стабильность общества;
– национальная безопасность;
– оптимальное соотношение между гражданским обществом и государством.

Функции политической элиты:

– изучение и анализ интересов различных социальных групп;
субординация этих интересов;
– отражение интересов в политических установках;
– выработка политической идеологии (программ, доктрин, конституции, законов);
– создание механизма воплощения политических идей: кадры для аппарата управления; обновление политической системы; выдвижение политических лидеров.

Средства массовой информации – совокупность всех каналов передачи информации: печать; радио; телевидение; кинематограф; Интернет.
Характеристики: оперативность, динамичность, универсальность, образность.
СМИ влияют на чувства, социальные установки, ценностные ориентации, что проявляется в в поведении масс. СМИ – «четвёртая власть».
СМИ – основной агент производства и распространения массовой культуры, формируют вкусы и общественное мнение.

Функции СМИ:

– коммуникативная;
– непосредственно организаторская;
– идеологическая (социально-ориентирующая);
– контрольная (через СМИ гражданское общество осуществляет контроль за деятельностью государства);
– культурно-образовательная;
– рекламно-справочная;
– рекреативная.

Избирательная система – политический институт, обеспечивающий формирование выборных органов государственной власти.
Компоненты избирательной системы:
1) избирательное право – комплекс правовых норм о порядке выборов. В узком смысле слова – политическое право граждан избирать (активное) и быть избранными (пассивное избирательное право);
2) избирательный процесс (избирательная процедура) – комплекс действий в процессе выборов:
– подготовительная стадия (назначение даты выборов, регистрация и учёт избирателей);

 

 

Избирательная кампания в Российской Федерации

Теория к заданию 14 из ЕГЭ по обществознанию

Избирательная система – политический институт, обеспечивающий формирование выборных органов государственной власти.

Компоненты избирательной системы:

1) избирательное право – комплекс правовых норм о порядке выборов. В узком смысле слова – политическое право граждан избирать (активное) и быть избранными (пассивное избирательное право);
2) избирательный процесс (избирательная процедура) – комплекс действий в процессе выборов:
– подготовительная стадия (назначение даты выборов, регистрация и учёт избирателей);
– выдвижение и регистрация кандидатов;
– предвыборная агитация и финансирование выборов;
– голосование и подведение итогов выборов;
3) процедура отзыва депутатов.

Принципы демократического избирательного права:

В РФ выборы
– равные (каждый избиратель обладает одним голосом);
– всеобщие (все дееспособные граждане, достигшие 18 лет (кроме лишённых свободы по приговору суда за совершение преступления));
– прямые;
– свободные;
– состязательные;
– гласные;
– периодичные;
– голосование тайное.

Типы избирательных систем

мажоритарная система – победившим считается кандидат (или список кандидатов), набравший большинство голосов

пропорциональная система – голосование по партийным спискам и распределение мандатов между партиями строго пропорционально числу поданных за них голосов

смешанная система – половина мест парламента выбирается по мажоритарной, а половина – по пропорциональной системе (выборы в Государственную думу в 1993–2003 гг.)

абсолютного большинства (50% плюс 1 голос – выборы Президента РФ)

относительного большинства (побеждает набравший голосов больше, чем каждый из его соперников – выборы глав муниципальных образований)

Политический процесс – это динамика всей политической системы в целом, последовательная смена её состояний, стадий развития.
Он включает в себя государственное управление и давление гражданского общества в связи с представительством различных социальных интересов.

 

 

Политика. Разные задачи.

Теория к заданию 15 из ЕГЭ по обществознанию

Политическая власть – это совокупность механизмов, средств и способов, определяющих воздействие политических субъектов, в первую очередь, государства, на поведение политических объектов (социальных общностей, больших групп людей) с целью управления, координации, согласования и подчинения интересов всех членов общества определённой политической воле.

Особенности политической власти:

1) легальность использования силы;
2) верховенство, обязательность решений власти для общества;
3) суверенность – независимость от других внутренних и внешних сил;
4) публичность, т.е. всеобщность (обращение ко всем гражданам), и безличность (обращение от имени всего общества в форме закона);
5) многообразие ресурсов (принудительных, экономических, информационных и других).

Способы властвования:

– побуждение объекта к определённым, угодным власти действиям;
– блокирование нежелательных для руководства видов поведения.
Политика – сфера общественных отношений, которая связана с деятельностью людей по осуществлению общих интересов, основным из которых является власть.

Политическая элита – относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объём политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоёв общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.

Характерные черты:

– небольшая, но достаточно самостоятельная социальная группа;
– высокий социальный статус;
– значительный объём государственной и информационной власти;
– непосредственное участие в осуществлении власти;
– организаторские способности и талант.

Условия эффективной деятельности элиты:

– широкая гласность (свобода слова, наличие независимых средств массовой информации);
– политический плюрализм (свободная конкуренция, соперничество политических элит);
– разделение властей (равновесие, компромисс, баланс интересов различных социальных сил);
– открытость элит для социальной мобильности (установления сроков пребывания у власти выборных и назначаемых лиц);
– строгое соблюдение законности, демократических процедур политического процесса.

Критерии эффективности деятельности:

– достигнутый уровень прогресса и благосостояния своего народа;
– политическая стабильность общества;
– национальная безопасность;
– оптимальное соотношение между гражданским обществом и государством.

Функции политической элиты:

– изучение и анализ интересов различных социальных групп;
субординация этих интересов;
– отражение интересов в политических установках;
– выработка политической идеологии (программ, доктрин, конституции, законов);
– создание механизма воплощения политических идей: кадры для аппарата управления; обновление политической системы; выдвижение политических лидеров.
Политическая партия – это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определённых социальных слоёв и стремящаяся к завоеванию государственной власти или участию в её осуществлении.
Партия является звеном связи государства и граждан, действующим на всех этапах политического процесса.

Средства массовой информации – совокупность всех каналов передачи информации: печать; радио; телевидение; кинематограф; Интернет.
Характеристики: оперативность, динамичность, универсальность, образность.
СМИ влияют на чувства, социальные установки, ценностные ориентации, что проявляется в в поведении масс. СМИ – «четвёртая власть».
СМИ – основной агент производства и распространения массовой культуры, формируют вкусы и общественное мнение.

Функции СМИ:

– коммуникативная;
– непосредственно организаторская;
– идеологическая (социально-ориентирующая);
– контрольная (через СМИ гражданское общество осуществляет контроль за деятельностью государства);
– культурно-образовательная;
– рекламно-справочная;
– рекреативная.
Избирательная система – политический институт, обеспечивающий формирование выборных органов государственной власти.
Компоненты избирательной системы:
1) избирательное право – комплекс правовых норм о порядке выборов. В узком смысле слова – политическое право граждан избирать (активное) и быть избранными (пассивное избирательное право);
2) избирательный процесс (избирательная процедура) – комплекс действий в процессе выборов:
– подготовительная стадия (назначение даты выборов, регистрация и учёт избирателей);
– выдвижение и регистрация кандидатов;
– предвыборная агитация и финансирование выборов;
– голосование и подведение итогов выборов;

Федеративное устройство России

Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны. В настоящее время таких субъектов Федерации 85.
Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами Федерации.

Принципы федерализма:

– государственная целостность;
– единство системы государственной власти;
– разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти её субъектов;
– равноправие и самоопределение народов Российской Федерации;
– принцип единого и равного гражданства Российской Федерации независимо от оснований его приобретения;
– установление русского языка как единого государственного языка на всей территории Российской Федерации. Свои государственные языки могут устанавливать и республики.
Субъекты РФ не обладают правом выхода из её состава, но статус субъекта Федерации по согласованию с общефедеральными органами власти и на основании специального конституционного закона может быть изменён.


 

Политическая система Политическая система, ее структура и функции

Политическая система Политическая система, ее структура и функции

Она занимает чрезвычайно важное место во всей системе государственных дел

Она занимает чрезвычайно важное место во всей системе государственных дел

Политическая система — совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними

Политическая система — совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними

Причем эта открытость должна распространяться на все сферы жизни — при замещении любой должности объявляется конкурс и выбирается самый квалифицированный специалист по заранее известным критериям

Причем эта открытость должна распространяться на все сферы жизни — при замещении любой должности объявляется конкурс и выбирается самый квалифицированный специалист по заранее известным критериям

Нормативный политические нормы – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие политическое поведение субъектов: политико-правовые нормы, традиции и обычаи, моральные нормы, корпоративные нормы (уставы партий, объединений)

Нормативный политические нормы – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие политическое поведение субъектов: политико-правовые нормы, традиции и обычаи, моральные нормы, корпоративные нормы (уставы партий, объединений)

Демократический политический режим

Демократический политический режим

Гражданское общество – это относительно самостоятельная от государства и самоорганизующаяся система социальных, экономических и политических отношений, включающая в себя различные формы объединений людей с целью…

Гражданское общество – это относительно самостоятельная от государства и самоорганизующаяся система социальных, экономических и политических отношений, включающая в себя различные формы объединений людей с целью…

Функции политической элиты: – изучение и анализ интересов различных социальных групп; субординация этих интересов; – отражение интересов в политических установках; – выработка политической идеологии (программ,…

Функции политической элиты: – изучение и анализ интересов различных социальных групп; субординация этих интересов; – отражение интересов в политических установках; – выработка политической идеологии (программ,…

Принципы демократического избирательного права:

Принципы демократического избирательного права:

Политика. Разные задачи. Теория к заданию 15 из

Политика. Разные задачи. Теория к заданию 15 из

Функции политической элиты: – изучение и анализ интересов различных социальных групп; субординация этих интересов; – отражение интересов в политических установках; – выработка политической идеологии (программ,…

Функции политической элиты: – изучение и анализ интересов различных социальных групп; субординация этих интересов; – отражение интересов в политических установках; – выработка политической идеологии (программ,…

Принципы федерализма: – государственная целостность; – единство системы государственной власти; – разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти

Принципы федерализма: – государственная целостность; – единство системы государственной власти; – разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2020