Положение о школьной службе медиации
Оценка 4.7

Положение о школьной службе медиации

Оценка 4.7
doc
15.11.2023
Положение о школьной службе медиации
Положение о школьной службе примирения (2023 год).doc

СОГЛАСОВАНО

с Советом школы

Протокол № ___ от ___.___.2023г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 65»

_______________Н. В. Тижина

Приказ № ___ от ___.___.2023г.

 

 

Положение о школьной службе примирения (медиации)

 

1. Общие положения

1.1.  Школьная служба примирения является оформленным объединением участников образовательных отношений, реализующим восстановительный подход к разрешению конфликтов, профилактике деструктивного поведения и правонарушений детей и подростков, и построению конструктивных отношений в школьном сообществе. Может быть оформлена как структурное подразделение образовательной организации или методическое объединение.

1.2.   Школьная служба примирения является альтернативой другим способам реагирования на конфликты и противоправное поведение с причинением вреда. Результаты работы службы примирения и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае  вынесения административного решения по конфликту или правонарушению.

1.3.      Школьная служба примирения является приоритетным способом реагирования, то есть  сторонам конфликта должно предлагаться в первую очередь обратиться в школьную службу примирения, а при их отказе или невозможности решить конфликт путем переговоров  и медиации образовательная организация может применить другие способы решения конфликта и/или меры воздействия.

1.4.  В школьную службу примирения включены учащиеся средней и старшей школы. Допускается создание школьной службы примирения только из специалистов образовательной организации. В работе школьной службы примирения по согласованию с администрацией могут участвовать медиаторы-ведущие восстановительных программ из других районных, окружных и городских организаций.

2. Правовая основа деятельности школьной службы примирения

Служба примирения осуществляет свою деятельность на основании:

·     Федерального закона  №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»,

·     Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»,

·     Постановления Правительства Российской Федерации N 1916-р от 15 октября 2012 г.,

·     Методических рекомендаций по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях, разосланных письмом МИНОБРНАУКИ №07-4317 от 18.12.2015 года.

·     Методических рекомендации по внедрению восстановительных технологий в воспитательную деятельность ОУ, разработанных во исполнение п. 31 плана мероприятий по реализации в 2016 – 2020 годах Стратегии развития воспитания в РФ Центром медиации и общественного взаимодействия ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» и Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации.

·     Указа Президента Российской Федерации № 240 от 29 мая 2017 года ДЕСЯТИЛЕТИЕ ДЕТСТВА В РОССИИ 2018-2027 гг.

 

3. Принципы деятельности школьной службы примирения

3.1.       Деятельность школьной службы примирения основана на следующих принципах восстановительного подхода к реагированию на конфликты с причинением вреда и правонарушения несовершеннолетних:

-     Восстановление у участников конфликта/правонарушения способности понимать (осознавать) свою ситуацию и ситуацию второй стороны, переосмысливать и исправлять ее.

-     Ответственность нарушителя перед жертвой (если в ситуации был правонарушитель), состоящая в заглаживании причиненного вреда насколько возможно силами самого нарушителя. Исцеление жертвы (если в ситуации была жертва) в процессе заглаживания нарушителем причиненного жертве вреда и ответа на волнующие жертву вопросы со стороны обидчика и его близких.

-     Принятие самими участниками конфликтной ситуации (если стороны конфликта «равны») на себя ответственности по ее урегулированию, исключающее насилие или дальнейшее причинение вреда; прекращение взаимной вражды и нормализация отношений.

-     Планирование сторонами конфликта своего будущего, позволяющего избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем и формирование более ответственного поведения как важный элемент воспитания.

-     Помощь близких и уважаемых людей в актуализации у участников конфликтной ситуации /правонарушения нравственных установок (ориентиров), отсутствие которых привело к конфликту/правонарушению.  Поддержка позитивных изменений и выполнения участниками заключенного примирительного договора (плана) со стороны родных,  близких и школьного сообщества

3.2  При проведении  восстановительных программ служба примирения соблюдает следующие принципы:

-     Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие учащихся (воспитанников)  в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе. Допускается направление сторон конфликта и их законных представителей на предварительную встречу с медиатором, после которой стороны могут участвовать или не  участвовать в восстановительной программе.

-      Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство школьной службы примирения не разглашать полученные в процессе медиации сведения за исключением примирительного договора (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими). Также исключение составляет ставшая известная медиатору информация о готовящемся преступлении.

-      Принцип нейтральности, запрещающий медиатору-ведущему восстановительных программы принимать сторону какого-либо  участника конфликта (в том числе сторону администрации). Медиатор – ведущий восстановительных программ  в равной степени поддерживает обе  стороны в их стремлении в разрешении конфликта. Нейтральность предполагает, что школьная служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение. Если медиатор понимает, что не может сохранять нейтральность из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он должен отказаться от медиации или передать ее другому медиатору.

-     Принцип информирования.  Медиатор – ведущий восстановительных программ должен предоставить сторонам необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях того или иного их выбора (в том числе согласия или отказа от участия в восстановительной программе).

-     Принцип безопасности. Медиатор – ведущий восстановительных программ обязан обеспечить безопасность участников на совместной встрече. В случае сомнений в безопасности необходимо продолжить работу со сторонами по отдельности,  или отказаться от проведения совместной встречи.

4. Миссия, цели и задачи школьной службы примирения

4.1  Миссия школьной службы примирения — развить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию, а также формировать ответственное поведение и взаимную поддержку  внутри школьного сообщества.

Цель школьной службы примирения —   развитие в образовательных учреждениях восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения детей и подростков.

4.2  Задачами школьной службы примирения являются:

·        проведение восстановительных программ (восстановительных медиаций, «кругов сообщества», «школьных восстановительных конференций», «семейных конференций») для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций;

·         обучение учащихся (воспитанников) и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования  конфликтов и реагирования на правонарушения детей и подростков;

·        организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о принципах восстановительного подхода к реагированию на конфликты  и правонарушения детей и подростков;

·        насыщение восстановительными практиками существующих в школе форм управления и воспитания (таких как родительские собрания, педагогические и методические советы, классные часы  и пр.), налаживание взаимопонимания между разными участниками образовательного процесса;

·        ограничение  административных и ориентированных на наказание реакций на конфликты с причинением вреда,  нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних;

5. Порядок формирования школьной службы примирения

5.1. В состав школьной службы примирения могут входить учащиеся (воспитанники) 8-11 классов, прошедшие обучение проведению восстановительной медиации. Так же в ее состав могут входить преподаватели данной образовательной организации и родители учащихся, прошедшие очное обучение по восстановительному подходу (восстановительной медиации).

5.2 Руководителем (куратором) службы может быть социальный педагог, психолог или иной работник образовательной организации, прошедший обучение проведению восстановительной медиации, на которого возлагаются обязанности по руководству школьной службой примирения приказом директора образовательного(-й) учреждения организации. Куратор (руководитель) школьной службы примирения:

-     поддерживает принципы восстановительного подхода и является практикующим ведущим восстановительных программ (медиатором);

-     проходит подготовку в качестве ведущего программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций; 

-     осуществляет общее руководство деятельностью службы, проектирует работу службы и её развитие;

-     координирует примирительные программы с участием взрослых и медиаторов-ровесников, осуществляет взаимодействие с администрацией ОО;

-     проводит совместно с членами службы примирения мероприятия по распространению опыта деятельности;

-     организует деятельность медиаторов-ровесников (при их наличии) в школьной службе примирения;

-     анализирует работу, отчитывается перед администрацией школы, готовит данные ежегодного мониторинга  деятельности служб примирения, проводимого всероссийской ассоциацией восстановительной медиации;

-     обеспечивает получение информации о конфликтах и организационные условия для проведения восстановительных программ;

-     знает правовые вопросы, связанные с проведением восстановительных программ;

-     участвует в собраниях Ассоциации кураторов служб примирения и  медиаторов (или  кустовых методических сборов для кураторов ШСП).

5.3  Участие детей и подростков в школьной службе примирения в качестве медиаторов-ровесников возможно с согласия родителей.

5.4 Вопросы членства в школьной службе примирения, требований к учащимся (воспитанникам), входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться уставом службы, принимаемым школьной службой примирения самостоятельно.

6. Порядок работы школьной службы примирения

6.1. Школьная служба примирения может получать информацию о случаях конфликтного или правонарушений несовершеннолетних от педагогов, учащихся, администрации образовательного учреждения, членов школьной службы примирения, родителей.

6.2 Школьная служба примирения принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта.

6.3 Восстановительные программы (восстановительная медиация, «Круг сообщества», «Школьная восстановительная конференция», «Семейная восстановительная конференция») проводится только в случае согласия конфликтующих сторон на участие. При несогласии сторон, им могут быть предложены психологическая помощь или другие, существующие в образовательной организации формы работы.

6.4 Если действия несовершеннолетних квалифицированы правоохранительными органами как правонарушение или преступление, для проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во встрече. В этом случае рекомендуется привлечь к работе окружную или городскую службу примирения.  По делам, рассматриваемым в КДНиЗП или  суде, медиация проводится взрослым медиатором  Медиация (или другая восстановительная программа) не отменяет рассмотрения дела в КДНиЗП или суде, но ее результаты и достигнутая договоренность может учитываться при вынесении решения по делу. Администрация образовательной организации может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.

6.5 В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на этапе дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в известность администрация образовательной организации и родители.

6.6 Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель (куратор) школьной службы примирения.

6.7 Медиатор вправе отказаться от проведения медиации или любой другой восстановительной программы на основании своих профессиональных стандартов, либо в случае недостаточной квалификации,  или невозможности обеспечить безопасность процесса. В этом случае образовательная организация может использовать иные   педагогические технологии.

6.8 В сложных ситуациях куратор школьной службы примирения принимает участие в проводимой программе. Школьная служба примирения самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.

6.9 В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении.

6.10 Школьная служба примирения помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, школьная служба примирения может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.

6.11 При необходимости школьная служба примирения информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, психолога, специалистов учреждений социальной сферы, социально-психологических центров).

6.12 Деятельность школьной службы примирения фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы;

6.13. Руководитель (куратор) школьной службы примирения обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супервизий со школьниками-медиаторами на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации. Медиация и другие восстановительные практики не являются психологической процедурой, и потому не требуют обязательного согласия со стороны родителей. Однако куратор старается информировать и привлекать родителей в медиацию  (по указанным в пунктах 5.3  и 5.4  категориям дел участие родителей или согласие на проведение медиации в их отсутствие является обязательным).

7. Организация деятельности школьной службы примирения

7.1.                  Школьной службе примирения администрация образовательного учреждения предоставляет помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы образовательной  организации (оборудование, оргтехнику, канцелярские принадлежности, средства информации и другие).

7.2.                 Оплата  работы куратора (руководителя) школьной службы примирения  может осуществляться  из средств фонда оплаты труда образовательной организации или из иных источников.

7.3.       Поддержка и сопровождение школьной службы примирения может осуществляться социально-психологическими центрами, Городской службы примирения при ГБОУ ЦПМСС "Взаимодействие" или общественными организациями, имеющими обученных и практикующих медиаторов.

7.4.                 Должностные лица образовательной организации оказывают школьной службе примирения содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и учащихся (воспитанников).

7.5.                  Школьная служба примирения  в рамках своей компетенции взаимодействует с  психологом, социальным педагогом и другими специалистами образовательной организации.

7.6.                  Администрация образовательной организации содействует школьной службе примирения в организации взаимодействия с педагогами образовательной организации, а также социальными службами и другими организациями. Администрация поддерживает обращения педагогов  и учащихся (воспитанников) в школьную службу примирения, а также содействует освоению ими навыков восстановительного подхода.

7.7.                 В случае если стороны согласились на примирительную встречу (участие в восстановительной медиации, «Круге сообщества» или «Семейной» или «Школьной восстановительной конференции»), то применение административных санкций в отношении данных участников конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после получения информации о результатах работы школьной службы примирения и достигнутых договоренностях сторон.

7.8.                 Администрация образовательной организации поддерживает участие руководителя (куратора)  и медиаторов службы примирения в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов, супервизиях и в повышении их квалификации.

7.9.                 Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между администрацией и службой примирения по улучшению работы школьной службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.

7.10.         Служба примирения может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в образовательной организации.

8. Заключительные положения

8.1  Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.

8.2 Изменения в настоящее положение вносятся директором образовательной организации по предложению школьной службы примирения, управляющего совета или органов самоуправления.

8.3 Вносимые изменения не должны противоречить «Стандартам восстановительной медиации».

 


Скачано с www.znanio.ru

СОГЛАСОВАНО с Советом школы

СОГЛАСОВАНО с Советом школы

Федерального закона №273-ФЗ от 29

Федерального закона №273-ФЗ от 29

При проведении восстановительных программ служба примирения соблюдает следующие принципы: -

При проведении восстановительных программ служба примирения соблюдает следующие принципы: -

Задачами школьной службы примирения являются: · проведение восстановительных программ (восстановительных медиаций, «кругов сообщества», «школьных восстановительных конференций», «семейных конференций») для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций;…

Задачами школьной службы примирения являются: · проведение восстановительных программ (восстановительных медиаций, «кругов сообщества», «школьных восстановительных конференций», «семейных конференций») для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций;…

Ассоциации кураторов служб примирения и медиаторов (или кустовых методических сборов для кураторов

Ассоциации кураторов служб примирения и медиаторов (или кустовых методических сборов для кураторов

Администрация образовательной организации может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение…

Администрация образовательной организации может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение…

Организация деятельности школьной службы примирения 7

Организация деятельности школьной службы примирения 7

Служба примирения может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в образовательной организации

Служба примирения может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в образовательной организации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2023