Положение
о системе подготовки учащихся к ОГЭ
по Информатике
Захарова Ирина Юрьевна,
Учитель информатики МКОУ СОШ № 8 р.п. Атиг,
e-mail: school163109@mail.ru
Общие положения.
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции), Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 г. № 189/1513, Уставом образовательной организации.
Не все обучающиеся, изучающие учебный предмет Информатику на базовом уровне, могут продемонстрировать в рамках государственной итоговой аттестации (далее ГИА) по информатике уровень подготовленности, необходимый для получения хороших и отличных отметок.
Необходима система организации подготовки учащихся к ГИА. Начинать подготовку учащихся к ГИА необходимо с 7 класса и на протяжении последующих лет работы в данном классе. Самым интенсивным периодом подготовки учащихся к ГИА по информатике является последний год обучения.
Одной из составляющих успешности учителя является успех его обучающихся. В настоящий момент главным результатом учительского труда многие считают успешность выпускников на ГИА. В спецификации указано, что содержание экзаменационной работы по информатике рассчитано на выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений, изучавших курс информатики по материалам учебной программы по предмету.
Перед учителем информатики стоит задача. С одной стороны, учащимся надо дать такие знания, чтобы они смогли успешно подготовиться к выбранной профессиональной деятельности, продолжать образование в течение всей жизни, жить и трудиться в условиях информационного общества. С другой стороны, нужно подготовить учащихся к ОГЭ, главной целью введения которого является получение объективной оценки качества подготовки выпускников основной школы.
Основу экзамена составляют задания:
№ |
Предметный результат обучения |
Уровень сложности |
Балл |
1 |
Оценивать объём памяти, необходимый для хранения текстовых данных |
Б[1] |
1 |
2 |
Уметь декодировать кодовую последовательность |
Б |
1 |
3 |
Определять истинность составного высказывания |
Б |
1 |
4 |
Анализировать простейшие модели объектов |
Б |
1 |
5 |
Анализировать простые алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд |
Б |
1 |
6 |
Формально исполнять алгоритмы, записанные на языке программирования |
Б |
1 |
7 |
Знать принципы адресации в сети Интернет |
Б |
1 |
8 |
Понимать принципы поиска информации в Интернете |
П |
1 |
9 |
Умение анализировать информацию, представленную в виде схем |
П |
1 |
10 |
Записывать числа в различных системах счисления |
Б |
1 |
11 |
Поиск информации в файлах и каталогах компьютера |
Б |
1 |
12 |
Определение количества и информационного объёма файлов, отобранных по некоторому условию |
Б |
1 |
13 |
Создавать презентации(вариант задания 13.1) или создавать текстовый документ (вариант задания13.2) |
П |
2 |
14 |
Умение проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы |
В |
3 |
15 |
Создавать и выполнять программы для заданного исполнителя (вариант задания 15.1) или на универсальном языке программирования (вариант задания 15.2) |
В |
2 |
Всего заданий – 15; из них по типу заданий: с кратким ответом – 12, с развёрнутым ответом – 3. по уровню сложности: Б – 10; П – 3; В – 2. Максимальный первичный балл – 19. Общее время выполнения работы – 150 минут.
Анализируя кодификатор на предмет соответствия с учебными пособиями и содержанием информатики на уровне основного общего образования, можно сделать следующие выводы: задания ОГЭ по предмету соответствуют содержанию информатики 7-9 классов. Но в МКОУ СОШ № 8 р.п. Атиг учащиеся 7, 8 классов не задумываются об экзаменах, которые им предстоит сдавать в 9 классе, методы беседы и убеждения не имеют результатов, учащиеся только в 9 классе информируют учителя о выборе информатики для прохождения государственной итоговой аттестации. В учебном плане предмету отведено по 1 часу в неделю на каждый год обучения. Поэтому успешно подготовить учащихся к ГИА, используя только урочную деятельность, не представляется возможным.
Содержание предмета прописано в примерной основной образовательной программе основного общего образования и учитель не может от него далеко отдаляться, тогда как ограничений на содержание внеурочной деятельности нет. Учитель может углублять и расширять знания и умения школьников, формируемые на уроках, включать в программы внеурочных занятий вопросы, не входящие в школьную программу.
Урок и внеурочная деятельность – это две стороны образовательной деятельности, дополняющие и усиливающие друг друга. А так как внеурочная деятельность более разнообразна и менее регламентирована, то она может стать прекрасной экспериментальной базой, при ее проведении учитель сможет проверить все свои методические идеи на практике.
урочная форма обучения с использованием системы заданий ОГЭ по информатике;
внеурочная деятельность;
контроль и анализ знаний;
практическая работа;
самообразование;
групповые занятия;
консультации.
Организация подготовки обучающихся к успешному прохождению ГИА по информатике
Ознакомиться с имеющимися методическими пособиями, рекомендованными ФИПИ для подготовки к экзамену.
Систематизировать материал разных лет по разделам экзаменационной работы.
Создать поэтапную систему подготовки учащихся к прохождению ГИА.
Работа по подготовке к экзамену в формате ОГЭ состоит из 5 частей:
Начиная с 8-го класса, в планы уроков вносятся изменения, ориентированные на подготовку к ОГЭ практически на каждом уроке. Работа продолжается до конца 9 класса. При закреплении материала на уроке обязательно используются контрольные вопросы и задания в стандартном формате, соответствующем ОГЭ. После прохождения темы проводится контроль знаний. Контроль знаний в 9 классе состоит из пробных заданий ОГЭ по соответствующей теме. Тексты тестов и задания берутся из:
диагностических и тренировочных работ по информатике системы "СтатГрад»,
имеющихся контрольно- измерительных материалов (КИМ) для проведения ОГЭ по информатике на сайте http://fipi.ru ,
сборников для подготовки к ОГЭ по информатике под редакциями Крылова С.С и Ушакова Д.М.
Вторая часть предполагает занятия внеурочной деятельности по предмету, по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена (1-3 часа в неделю). Подготовка к экзамену проходит от простого к сложному. Сначала отрабатываются задания базового уровня. Причем сначала разбираются и отрабатываются задания, предлагаемые учителем, а над заданиями из сборника под редакцией Крылова С.С. обучающиеся работают дома, возникшие вопросы, проблемы разбираются вместе с учителем в начале последующих занятий.
На каждом занятии отрабатываются 1-2 задания. После отработки этих заданий проводится тестирование по пройденных темам. С целью контроля прохождения всех заданий, а также наглядной картины готовности обучающегося к ОГЭ, проводится мониторинг каждого сдающего экзамен обучающегося. При оценивании работ обучающихся используется шкала перевода первичных баллов в оценку по информатике. Это единственный мотивационный способ учащихся нашей школы. Таким образом, получается достоверная картина успехов каждого обучающегося в урочное и внеурочное время, а обучающийся узнает уровень своей подготовленности и решает вопрос о выборе экзамена по Информатике или меняет предмет, по которому будет сдавать экзамен во время ГИА. К такому важному решению обучающиеся подходят в феврале текущего года, до момента написания заявления об участии в государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ.
Третья часть подготовки заключается в отработке заданий повышенного уровня 8,9,13. Учащиеся меняют вид деятельности, что положительно сказывается на результатах усвоения.
Четвертая часть подготовки к экзамену содержит разбор и отработку высокого уровня заданий 14,15. Так как эти задания являются сложными для усвоения учащимися, то на них отводится больше количество часов. Для задания 15.1 используется система программирования «Кумир»
Пятый этап – проведение диагностических и тренировочных работ по информатике системы "СтатГрад».
С ребятами, у которых выявились затруднения и уровень сформированности компетенций средний или ниже среднего, проводятся дополнительные занятия, консультации для повторного разбора и отработки вызвавших затруднение заданий.
Работа по подготовке к ОГЭ по Информатике проводится регулярно, начиная с октября, 4 раза в месяц.
Целесообразность выделения вышеперечисленных этапов и разработанной системы подготовки к ГИА по информатике подтверждается результатами за 3 года.
Учебный год |
Всероссийский или региональный средний балл |
Минимальный балл |
Максимальный балл |
Средний балл
|
2016-2017 (4 учащихся) |
3,84 |
8 |
18 |
4 |
2017-2018 (10 учащихся) |
3,8 |
9 |
20 |
4 |
2018-2019 (15 учащихся) |
|
9 |
21 |
4 |
Основной метод подготовки учащихся к ГИА – решение типовых и тренировочных заданий, сгруппированных по разделам, составляющим основу экзамена, с выявлением имеющихся пробелов в знаниях. Такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации.
Используется следующая система работы по подготовке к ГИА по информатике в 9 классе.
1. Изменение тематического планирования. Составление планирования таким образом, чтобы осталось достаточное число часов на повторение всего учебного материала. Количество часов можно сэкономить на тех темах, которые не требуют выработки навыков, а проходят в плане ознакомления. Это надо делать очень осторожно, тщательно проанализировав содержание экзаменационных работ.
2. Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям.
3. Включение в содержание текущего контроля экзаменационных задач.
4. Изменение системы контроля уровня знаний учащихся по информатике.
5. Построение итогового повторения на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.
Работа с родителями.
С настоящим Положением о системе подготовки обучающихся к ОГЭ по Информатике необходимо ознакомить родителей (законных представителей). Система работы с обучающими, выбравшими ОГЭ по информатике, проводится только с согласия родителей (законных представителей). Решение о продолжении подготовки к экзамену по Информатике или смены вида деятельности принимается совместно с родителями. В феврале текущего года, до момента написания заявления об участии в государственной аттестации в форме ОГЭ на каждого обучающегося составляется карта мониторинга, с которой родители (законные представители) должны быть ознакомлены под роспись. В карте указываются возможные риски и рекомендации по их устранению.
1. Банк заданий ОГЭ по информатике.
2. Диагностические и тренировочные работы по информатике.
3. Сборники для подготовки к ОГЭ по информатике под редакциями Крылова С.С. и др.
4. Компьютерный класс: 10 компьютеров учащихся, 1 компьютер учителя, проектор, интерактивная доска .
5. ПО: MS Excel 2010, система программирования «Кумир», система программирования « Pascal ABC».
Скачано с www.znanio.ru
[1] Б- базовый уровень сложности; П- повышенный; В- высокий
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.