ПОЛОЖЕНИЕ
об оказании семьям и подросткам девиантного поведения
дополнительной социально-педагогической помощи
г. Ростов-на-Дону
2022г
1. Общие положения
Данное Положение об оказании семьям и подросткам девиантного поведения дополнительной социально-педагогической помощи (далее - Положение) обозначает основную цель, задачи и принципы профилактических мероприятий в рамках социально - педагогической помощи, порядок проведения профилактических мероприятий, а также
регламентирует порядок учёта и содержание работы с семьями обучающихся
школы.
Настоящее положение об оказании семьям и подросткам девиантного поведения дополнительной социально-педагогической помощи разработано в рамках урегулирования методов, норм и правил оказания дополнительной социально-педагогической помощи семьям, требующим индивидуально направленной, коррекционно-профилактической работы.
2. Цель, задачи и принципы профилактических мероприятий
Целью организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении является:
· всесторонний анализ причин проблемной ситуации в семье;
· определение статуса семьи;
· реализация мероприятий комплексных индивидуальных программ социальной реабилитации (далее – Программа) несовершеннолетних и семей, находящиеся в социально опасном положении;
· проведение профилактических мероприятий по оказанию педагогической помощи семьям и обучающимся в решении возникших проблем, коррекции девиантного поведения.
Главной задачей организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, является реализация мероприятий межведомственных индивидуальных программ к реабилитационному процессу.
Принципы деятельности:
Принцип межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних определяет порядок формирования отношения между ними посредством согласования планов мероприятий и действий по их реализации, контроля по их выполнению;
Принцип распределения сфер ответственности предполагает конкретных исполнителей и закрепление за ними определенного круга задач в рамках ведомственной компетенции, осуществление которых необходимо для достижения поставленных целей;
Принцип индивидуального подхода реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом индивидуальных особенностей конкретного несовершеннолетнего, семьи, в значительной степени влияющих на их поведение в разных жизненных ситуациях;
Принцип законности – предусматривает соблюдение требований действующего законодательства Российской Федерации в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
Принцип комплексности предполагает реализацию системного подхода в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, и с учетом всех аспектов: экономических, правовых, социальных, медицинских, педагогических, психологических;
Принцип принятия решения в наилучших интересах детей.
3. Порядок проведения профилактических мероприятий
Профилактическая работа проводится в семьях, в которых:
· не осуществляется необходимый контроль, ребенок не получает полноценного воспитания и обучения;
· создана обстановка, которая отрицательно влияет на психологическое состояние ребенка и его обучение;
· имеют место глубокие конфликты между членами семьи, в которые втянут ребенок;
· члены семьи злоупотребляют алкоголем, наркотиками, ведут анти-общественный образ жизни и тем самым отрицательно влияют на ребенка.
До принятия решения о дополнительном педагогическом воздействии классные руководители совместно с социальным педагогом проводят подготовительную работу: посещают семью, беседуют с родителями (или лицами, их заменяющими), выясняют все аспекты проблемы, возможные причины ее возникновения.
Совет по профилактике, заслушав объяснения и рассмотрев представление классного руководителя, принимает решение об оказании дополнительной социально-педагогической помощи, при которой составляется, с согласия родителей, психолого-педагогическая
характеристика на ребенка в форме индивидуальной социально-проблемной карты, а также рекомендует основные направления работы с семьей.
Решение о прекращении оказания социально-педагогической помощи принимается в случае эффективного результата проведенных мероприятий, устойчивой тенденции к улучшению или полного решения проблемы на Совете профилактики.
4. Порядок учета
Учету подлежат семьи, в которых:
· ребенку не обеспечивается возможное полноценное воспитание и обучение, не осуществляется необходимый надзор;
· создана обстановка, которая отрицательно влияет на психологическое состояние ребенка и его обучение;
· имеют место глубокие конфликты между членами семьи, в которые втянут ребенок;
· члены семьи злоупотребляют алкоголем, наркотиками, ведут анти-общественный образ жизни и тем самым отрицательно влияют на ребенка.
Учету подлежат следующие обучающиеся:
· имеющие склонность к вредным привычкам (алкоголю, наркотикам, токсинам);
· регулярно или систематически пропускающие занятия без уважительных причин;
· имеющие склонность к девиантному поведению, а также тесно общающиеся с подобными группами подростков и взрослых;
· совершившие ряд проступков, правонарушений или преступлений.
Решение о передаче информации о постановке на учет семьи и (или) обучающегося выносится Советом по профилактике школы-интерната.
До принятия решения о постановке на учет классный руководитель проводит подготовительную работу: беседует с родителями (или лицами, их заменяющими), выясняет все аспекты проблемы и возможные причины ее возникновения, с согласия обучающихся (или родителей) организует кон-сультацию психолога, составляет психолого-педагогическую
характеристику обучающегося.
Решение о снятии с учета семьи и (или) обучающегося принимается в случае эффективного результата проведения мероприятий, устойчивой тенденции к улучшению или полного решения проблемы, которая стала причиной постановки на учет.
Решение о снятии с учета семьи и (или) обучающегося принимается на Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении, проводится в соответствии с утвержденной межведомственной комплексной программой реабилитации семьи, находящейся в социально-опасном положении.
5. Содержание работы с семьями
· Классный руководитель совместно с социальным педагогом осуществляет консультационную профилактическую работу с семьями, поставленными на учет.
· Классный руководитель контролирует занятость обучающихся из неблагополучных семей, посещаемость уроков, текущую и итоговую успеваемость обучающихся.
· Обо всех значимых изменениях (негативных и позитивных) в поведении обучающихся девиантного поведения и обучающихся из неблагополучных семей, их проступках классный руководитель оперативно информирует социального педагога и заместителя директора по воспитательной работе.
· На основании п.3 ст.42 Федерального Закона РФ от 29.12.12. № ФЗ-273 «Об образовании в РФ» психолого-педагогическая, медицинская, социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).
6. Основные субъекты системы профилактики и их функции в работе с
несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном
положении.
В профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних участвуют представители органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органов образования:
· комиссия по делам несовершеннолетних и защите из прав;
· органы образования;
· органы опеки и попечительства;
· правоохранительные органы.
7. Заключительные положения
Настоящее Положение об оказании семьям и подросткам девиантного поведения дополнительной социально-педагогической помощи является локальным нормативным актом, регламентирующим деятельность школы по вопросам профилактики безнадзорности, правонарушений, подростковой преступности, оказания социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, принимается на педагогическом совете, согласовывается с Советом школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора школы.
Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
Положение об оказании семьям и подросткам девиантного поведения дополнительной социально-педагогической помощи принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7. настоящего Положения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.