ПОЛОЖЕНИЕ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ, ПОСТУПИВШИХ НА ПРОЖИВАНИЕ В ДОМ-ИНТЕРНАТ
Кузнецова Елена Владиславовна
1. Целевая группа
Граждане пожилого возраста и инвалиды, поступившие на проживание в дом-интернат, проходящие период адаптации к новым условиям жизнедеятельности (в период от момента поступления в дом-интернат до 6 месяцев).
2. Характеристика положения целевой группы
Более 80% проживающих в домах-интернатах имеют психические патологии, у проживающих наблюдается ограничение двигательной активности, многие не могут себя обслуживать. Граждане, получающие путевку в дом-интернат, чаще всего не имеют близких родственников, испытывают одиночество, для них характерна утрата социальных связей, психические и физические патологии, деменция, хронические заболевания, замкнутость, вредные привычки.
Поступившие в дом-интернат проходят сложный период адаптации, от успешности которого зависит – сможет ли клиент проживать в условиях стационарного учреждения и в целом продолжительность его жизни.
Стадии адаптации:
1) начальная (знакомство, узнавание о требованиях среды или группы);
2) стадия терпимости (я не хочу, но надо);
3) аккомодация (принятие правил поведения в социальной среде или группе);
4) ассимиляция (полное принятие тех правил поведения, которые предъявляет группа).
Рассматриваемая нами целевая группа проходит первую стадию социальной адаптации к условиям стационарного учреждения.
Социальная адаптация граждан старших возрастов в домах-интернатах получает особый ракурс. Это своеобразие объясняется рядом обстоятельств: преобладание граждан преклонного возраста; тяжелое состояние здоровья; ограниченная способность к передвижению.
В домах-интернатах наблюдается:
1) ограниченность жизненного пространства;
2) недостаток бытового комфорта;
3) психологическая несовместимость проживающих;
4) зависимость от окружающих;
5) формальное отношение персонала.
Эти группы обстоятельств отражают особенности социальной адаптации лиц преклонного возраста в домах-интернатах и потребности клиентов, проживающих в учреждении короткий срок.
При поступлении в дом-интернат, пожилой человек/инвалид проходит определённые этапы:
- поступление и пребывание в приёмно-карантинном отделении (12 – 14 дней);
- поселение в жилую комнату;
- пребывание в течение первых 6 месяцев.
Этот период является наиболее значимым. Правильный подбор проживающих в одной комнате определяет уровень конфликтности и удовлетворенности клиентов. Для пожилого человека/инвалида дом-интернат скорее всего станет последним местом жительства, в котором он проведет, возможно, не одно десятилетие.
3. Потребности целевой группы
Особенности положения рассматриваемой группы определяют потребности граждан:
- в адаптации к новым условиям жизнедеятельности
- в формировании коммуникативных каналов с персоналом учреждения, другими проживающими
- в медицинском обслуживании и медицинской помощи
- в постоянном постороннем уходе
- в организации досуга
- в информировании об учреждении и правилах проживания, возможностях общения с родственниками, владения собственным имуществом и т.п.
- в социальной реабилитации
- в защите прав
- в приспособлении среды учреждения к особым нуждам проживающего (ТСР, специальные приспособления и устройства, рекомендованные в ИПР).
Факторы, влияющие на неудовлетворенность ключевых потребностей целевой группы:
- особенности личности проживающего (характер, темперамент, склонность к конфликтам, вредные привычки); состояние здоровья; отсутствие досуговых интересов, низкий уровень коммуникации
- отсутствие достаточной информации о деятельности учреждения
- отсутствие необходимой поддержки в период адаптации к учреждению.
4. Критерии (показатели) исследования положения целевой группы
- уровень социальной адаптации проживающих
- уровень эмоционального комфорта проживающих
- степень переживания чувства одиночества
- степень потребности в коммуникации
- наличие социальных связей, характер взаимодействия с ближайшим социальным окружением
- состояние здоровья (наличие хронических заболеваний, инвалидности, степень утраты способности к самообслуживанию)
- уровень удовлетворенности условиями проживания и предоставляемыми услугами
- уровень удовлетворенности взаимоотношениями с персоналом учреждения и другими проживающими.
5. Структура исследования и оценки положения целевой группы
1. 1. Оценка состояния здоровья и самочувствия клиента
Индикатор |
Да |
Комментарий |
Наличие хронических заболеваний |
|
|
Наличие группы инвалидности 1 2 3 |
|
|
Наличие психических патологий |
|
|
Степень утраты способности к самообслуживанию 1 2 3 |
|
|
Потребность в ТСР |
|
|
Заключение о необходимости регулярного медицинского наблюдения, постороннего ухода, получения ТСР, дополнительного оборудования жилого пространства.
2. Психологическая диагностика
Индикатор |
Да |
Комментарий |
Тип темперамента Меланхолик Флегматик Сангвиник Холерик |
|
|
Конфликтность |
|
|
Агрессия |
|
|
Навыки коммуникации |
|
|
Состояние психических процессов Память Внимание Мышление Восприятие Речь |
|
|
Индикатор |
Баллы |
Комментарий |
Склонность к одиночеству |
|
|
Потребность в общении |
|
|
Заключение о необходимости психологической помощи, коррекции и реабилитации.
3. Социальный статус
Индикатор |
Да |
Комментарий |
Наличие семейных связей |
|
|
Наличие судимости |
|
|
Образование |
|
|
Профессия |
|
|
Дополнительный статус (ветеран войны, труда, горой Советского Союза, России, инвалид и т.п.) |
|
|
Заключение о необходимости социальной реабилитации и видах социальной помощи.
4. Уровень социальной адаптации
Время оценки |
Баллы |
Оценка |
Комментарий |
При поступлении в дом-интернат |
|
|
|
Через 6 месяцев после поступления в дом-интернат |
|
|
|
Заключение о коррекции процесса социальной адаптации.
5. Удовлетворенность
Индикатор |
Результат оценки |
Качеством питания |
|
Обеспечением одеждой, обувью |
|
Организация санитарно-гигиенических процедур |
|
Организацией культурно-досуговых мероприятий |
|
Возможностью принимать посетителей |
|
Медицинскими услугами |
|
Уборкой помещений |
|
Хранением ваших вещей |
|
Условиями проживания |
|
Возможностью общаться с родственниками |
|
Взаимоотношениями с проживающими |
|
Взаимоотношениями с соседями по комнате |
|
Взаимоотношениями с персоналом учреждения |
|
Заключение о необходимости проведения мероприятий, направленных на повышение степени удовлетворенности клиента.
6. Инструментарий для изучения потребностей целевой группы
Для изучения потребностей целевой группы могут быть использованы следующие методы исследования:
1) Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда. Данная методика позволит определить успешность процесса адаптации клиента к проживанию в доме-интернате, факторы, снижающие уровень адаптации, что в свою очередь позволит специалистам скорректировать данный процесс.
2) Методика субъективного ощущения одиночества Д.
Рассела и
М. Фергюсона.
Данный диагностический тест-опросник предназначен для определения уровня одиночества, насколько человек ощущает себя одиноким.
Феномен одиночества заключается в том, что чувство одиночества воспринимается как остро субъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание. Одна из самых отличительных черт одиночества – это специфическое чувство полной погруженности в самого себя. Чувство одиночества не похоже на другие переживания, оно целостно, абсолютно все охватывающее.
Одиночество представляет собой комплексное чувство, которое связывает воедино нечто утраченное внутренним миром личности. Чувство одиночества побуждает человека к энергичному поиску средств противостояния этой «болезни», ибо одиночество действует против основных ожиданий и надежд человека и, таким образом, воспринимается как крайне нежелательное.
В чувстве одиночества есть познавательный момент. Одиночество есть знак своей самости; оно сообщает человеку, «кто я такой в этой жизни». Одиночество – особая форма самовосприятия, острая форма самосознания.
3) Методика изучения потребности в общении
Потребность в общении с себе подобными - одно из важнейших качеств нашей психики. Но степень выраженности этой потребности у разных людей неодинакова. Приведенная ниже методика позволит определить уровень этой потребности.
4) Метод качественного анализа документов: данный метод может быть использован для изучения личного дела клиента, его документов, медицинской карты с целью изучения потребности в специализированной медицинской помощи, потребности в постоянном постороннем уходе, определении отделения, в которое необходимо поселить клиента.
5) Биографический метод. Может быть использован для сбора информации о прошлом клиента, выяснения жизненных обстоятельств, которые привели его в дом-интернат. Полученная информация поможет сформулировать задачи и основные мероприятия социальной реабилитации клиента, цели коррекции и социальной терапии. Для анализа могут быть использованы устные истории, письменные мемуары и т.п. Может быть использован в комплексе с методом интервью.
6) Анкетирование. Анкета может быть использована для выяснения проблем, с которыми столкнулся клиент в первые месяцы жизни в доме-интернате, его потребности, нужды и уровень удовлетворенности условиями проживания, предоставляемыми услугами, отношениями с другими проживающими и персоналом учреждения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.