Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации гражданского воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
ПОЛОЖЕНИЕ
О КОНКУРСЕ ЭКСКУРСОВОДОВ
Ц е л и к о н к у р с а :
– развитие познавательного интереса учащихся к истории своего района,
города;
– воспитание любви и уважения к родителям.
З а д а ч и к о н к у р с а :
– привлечение к участию в конкурсе учащихся 6–7 классов в качестве
экскурсоводов;
– использование исторических ценностей города для развития
интеллектуального потенциала детей.
П о р я д о к п р о в е д е н и я к о н к у р с а .
1. Конкурс экскурсоводов проводится в два этапа:
1й этап – теоретический:
– участники подают заявки на участие в конкурсе;
– после регистрации экскурсовод или группа экскурсоводов готовят
письменный текст экскурсии, который сдается на «Остров общения».
К р и т е р и и о ц е н к и :
– достоверность представленной информации, указание использованной
литературы;
– оптимальность отбора фактов, сведений для экскурсии;
– четкость и аккуратность написания текста;
– красочность и наглядность оформления текста (рисунки, фотографии,
иллюстрации и т. д.).
2й этап – практический:
После представления всеми участниками конкурса письменных текстов
экскурсий проводится жеребьевка, согласно которой каждый участник получает
право рассказать отдельно только об одном пункте предлагаемой экскурсии.
Участники конкурса и члены жюри выходят на пешеходную экскурсию по
маршруту «Ул. Ополченская – знак Ополчения», по пути которого участники
рассказывают о своих пунктах экскурсий. Форма выступления может быть
различной. Время выступления о конкретном пункте экскурсии не должно
превышать 5–7 минут.
К р и т е р и и о ц е н к и э к с к у р с и и :
– четкость организации экскурсии;– знание темы, умение отвечать на вопросы;
– грамотность, четкость и громкость речи, владение ораторскими приемами;
– умение заинтересовать экскурсантов;
– эмоциональность выступления;
– оригинальность и самобытность представления материала.
2. Подведение итогов конкурса.
Итоги конкурса подводит жюри на следующий день после пешеходной
экскурсии. Каждый член жюри самостоятельно и обоснованно выставляет
оценки каждому участнику по 10балльной системе (по одной за каждый этап
конкурса). Победители определяются по наибольшей сумме полученных ими
баллов.
3. Награждение.
Победители конкурса награждаются памятными призами и дипломами.
Участники конкурса, показавшие хорошие результаты, – грамотами. Кроме
этого, по решению жюри отдельные участники конкурса получают право
провести экскурсии в составе школьного экскурсионного бюро.
Пусть ничто не будет позабыто,
Пусть никто не будет позабыт!
О. В. Панасюк
КРУЖОК ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ «НАДЕЖДА»
(младшая группа ДО «Верность»)
Г о д с о з д а н и я : 1993 г.
К о л и ч е с т в о д е т е й : 18.
К л а с с ы : 3–6 кл., возраст 9–12 лет.
О р г а н ы с а м о у п р а в л е н и я : совет группы.
Т р а д и ц и и :
– проведение экскурсий, краеведческих игр и
других дел для учащихся 1–3 классов;
– посвящение в члены поисковой группы
«Верность»;
– дружба с поисковым отрядом «Надежда»
Россошинской средней школы Городищенского
района.
НАША РОДИНА И СОВРЕМЕННЫЙ МИР.
ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
Пояснительная записка.Формирование образа Родины в младшем школьном возрасте имеет ярко
выраженную мировоззренческую направленность и выступает как активный
познавательный процесс. Знания и представления о своей стране, ее истории,
культуре и природе являются важнейшим условием формирования отношения
учащихся к Родине и впоследствии, при определенных условиях воспитания и
обучения, составляют основу убеждений и мировоззрения детей.
Введение школьников в мир истории целесообразно осуществлять на близком
ученикам материале – истории Отечества, родного края, подобно тому, как
приобщение к языку начинается с овладения родной речью. «Любовь к родному
пепелищу, любовь к отеческим гробам» (А. С. Пушкин) необходимо воспитывать
уже в начальной школе. Школьники погружаются в мир истории Отечества и
родного края через представления об образе жизни людей в разных событиях и
их участниках.
Следует отметить, что младшие школьники познают былое и современность
по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит
вокруг них, знакомясь с историческими памятниками, совершая экскурсии в
местные музеи, походы по местам боевой и трудовой славы, слушая
воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Поэтому в программе
даются предложения по привлечению на уроках регионального (краеведческого)
материала. Он дает возможность познакомить детей с историей и
современностью на близком и наглядном материале, максимально приближенном
к ученику.
Основное содержание программы курса дается в хронологической
последовательности – с древности до современности, что способствует созданию
у младших школьников конкретных образов исторических эпох (как люди
жили, во что верили, что создавали, за что воевали и т. д.). Вместе с тем
последовательное изучение материала курса способствует формированию у
учеников историковременных представлений и помогает им преодолеть
присущее их возрасту сближение прошлого и настоящего.
Ц е л и :
1. Формирование гражданской позиции младших школьников.
2. Создание коллектива кружковцев, способного продолжить традиции 20
летней истории поисковой группы «Верность».
З а д а ч и :
1. Дать начальные знания по истории России и родного края.
2. Привить первоначальные навыки экскурсионной работы.ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ
№
п/п
Тема занятий
Теория
Прак
тика
Всего
часов
Примерные
сроки
1. Учебная деятельность
Что такое Родина?
1
2 Моя малая Родина – Волгоград
3
4
5
6
7
Природа моей родины (часть первая)
Природа моей родины (часть вторая)
Мои чувства по отношению к Родине (часть
первая)
Промежуточная диагностика
Мои чувства по отношению к Родине (часть
вторая)
Деятельность на пользу Родине
Люди, помогающие своей Родине
8
9
10 Кодекс отношения к Родине
11 Начало ВОВ
12
Сталинградская битва (народное опол
чение)
13 Дом Павлова – легенда Сталинграда
14 Мамаев курган в годы войны и после
Дети Сталинграда (встреча с живыми
героями)
15
16 ТЗР в годы ВОВ
17
18
19
Ф. И. О. –
герои операции «Ураган»
Ф. И. О. –
герои Сталинградской битвы
Танкисты 6й Гвардейской танковой армии
в ВОВ
20 У истоков «Верности»
21
«Ходили мы походами» (составление карты
походов п/гр «Верность»)
2
2
2
2
2
2
2
2
4
4
2
4
4
8
2
6
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
4
2
2
2
4
4
4
4
4
2
4
4
4
4
4
4
2
8
2
4
8
4
6
4
4
22 Изучение боевого пути 6й Гвардейской
10
10
сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
декабрь
декабрь
январь
январь
январь
февраль
февраль
март
март
мартТема занятий
Теория
Прак
тика
Всего
часов
Примерные
сроки
танковой армии
Первичные навыки экскурсионной
работы
4
2. Поисковая деятельность
ВОВ в судьбе твоей семьи
Сбор материалов на тему «Дети
и война»
Сбор материалов о ветеранах ВОВ
на микроучастке
1
3. Экскурсионное дело
4
4
8
4
Уроки Мужества
8
8
№
п/п
23
1
2
3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
апрель
май
в течение
года
в течение
года
февраль,
май
в течение
года
в течение
года
в течение
года
февраль,
май
апрель, май
май
март
апрель
декабрь
в течение
года
май
Участие в создании фонотеки и копилки
стихов о ВОВ
Участие в смотре ДО «Равнение
на Победу!»
Проведение «поисковых огоньков»
Участие в конкурсе «Открытка
ветерану»
Поход на Солдатское поле (Орловский
выступ)
Утренник для первых классов «И песни
ходят на войну»
Конкурс сочинений
Конкурс рисунков, плакатов ко Дню
Победы в ВОВ
10 Участие в конкурсе чтецов
11
12
Шефство над ветеранами района,
операция «Забота»
Миниэкскурсия по музею
для 1, 2 классов
И т о г о : 152 часа.
4
4
4
4
4
4
4
6
4
4
8
4
4
4
6