Предлагаемый методический материал создан с целью оказания помощи педагогу в создании и проведении собственных мастер-классов как важнейшей формы самооценки собственного педагогического мастерства. Мастер-классы сегодня – одна из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма, саморазвития, самосовершенствования в своей профессии, это способность к обобщению и распространению собственного педагогического опыта.
ПОЛОЖЕНИЕ
О МАСТЕРКЛАССЕ КАК ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ
УЧИТЕЛЕЙ1. Общие положения.
1.1. Мастерклассы являются одной из форм профессионального
обучения учителей и представляют собой профессиональные
объединения педагогов во главе с учителеммастером.
1.2. В мастерклассе объединяются учителя, желающие получить
полную информацию о позитивном опыте учителямастера и освоить
предлагаемые им программы, методики и технологии.
1.3. Количество открываемых мастерклассов зависит от количества
учителей, удостоенных звания «Учительмастер» по итогам городского
конкурса на присвоение профессиональных педагогических званий.
2. Цель и задачи мастеркласса.
2.1. Цель мастеркласса – создание условий для полноценного
проявления и развития педагогического мастерства его участников на
основе организации пространства для профессионального общения по
обмену опытом работы.
2.2. Задачи мастеркласса:
– обобщение опыта работы учителямастера по определенной
проблеме;
– передача учителеммастером своего опыта путем прямого и
комментированного показа последовательности действий, методов,
приемов и форм педагогической деятельности;
– совместная отработка методических подходов учителямастера и
приемов решения поставленной в программе мастеркласса проблемы;
– рефлексия собственного профессионального мастерства
участниками мастеркласса;
– оказание помощи участникам мастеркласса в определении задач
саморазвития и формировании индивидуальной программы
самообразования и самосовершенствования.
3. Организация работы мастеркласса.
3.1. Учительмастер составляет программу мастеркласса и
планирует его работу.3.2. В течение установленного срока работы мастеркласса на его
занятиях могут быть рассмотрены несколько направлений деятельности
учителямастера.
3.3. В ходе занятий мастеркласса рекомендуется использовать
различные методы работы:
џ представление системы уроков с наблюдением по заранее
заданному плану;
џ уроки со взрослыми, на которых демонстрируются методы и
приемы эффективной работы с учениками;
џ изучение результатов деятельности учителямастера и его
учеников;
џ самостоятельная разработка слушателями собственной модели
урока по методике или технологии учителямастера;
џ совместное моделирование урока;
џ посещение и анализ открытых уроков учителямастера и
участников мастеркласса;
џ круглые столы;
џ дискуссия по результатам занятий и т. д.
3.4. После завершения занятий руководитель мастеркласса (учитель
мастер) представляет в городской методический кабинет информацию
об итогах его работы. Для успешного проведения мастеркласса
учителю нужна технология. Учителю необходимо постоянно учиться,
учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать
взаимообмен
взаимообучение,
взаимосовершенствование своей воспитательной и преподавательской
деятельности. Оптимальной формой на сегодняшний день как раз и
является, на наш взгляд, мастеркласс. Фактор «взаимо» здесь особо
важен. Ведь прямое воспроизводство, механическое повторение
профессиональных достижений сегодня практически бесперспективно,
оно не даст должного эффекта.
профессиональным опытом,
Личностный фактор в профессиональной деятельности учителя
сегодня как никогда ранее требует учета и внимания. Любые
профессиональные успехи так или иначе «замешаны» на личностно
мастеркласс есть
психологической основе.
уникальная по своему типу форма наращивания профессионализма
учителя в той или иной конкретной сфере «педагогического
Следовательно,воспроизводства». Но, как и всякая другая форма работы с
профессиональным опытом учителя, она требует беспрестанной
«шлифовки» и совершенствования.
Бесконечно прав В. А. Сухомлинский, утверждая, что «становится
мастером педагогического труда скорее всего тот, кто почувствовал в
себе исследователя». Следует отметить, что достижение высокого
класса мастерства и его демонстрация с целью передачи и творческого
воспроизводства не есть одно и то же. Презентация наработанного
профессионального опыта для его обмена и взаимообмена в ходе
проведения мастеркласса
существенные
требования и к стороне, демонстрирующей свой опыт, и к стороне
воспринимающей и оценивающей.
предъявляет
весьма
В этой связи возникает проблема научнометодической
компетентности участников мастеркласса. Перед учителеммастером
стоит целый ряд проблем:
џ Какие грани своего опыта лучше представить для осмысления в
ходе мастеркласса?
џ Каким способом лучше сделать это?
џ Дать ли в большем объеме примеры практической работы с детьми,
оставив для коллективной их интерпретации более обширное поле
свободных концептуальных парадигм?
Все содержание курса включает 4 блока: рефлексивный,
информативный, практический, творческий.
Рефлексивный блок стимулирует мотивацию участников курсов на
изучение какойлибо проблемы. Этот блок включает методы психолого
педагогической диагностики, самодиагностики, методы коллективного
анализа и оценки, взаимооценки, анализа и самоанализа, оценки и
самооценки.
Информационный блок включает основное содержание изучаемой
проблемы, понятия, ключевые слова, подходы, списки литературы.
Практический блок
включает систему вопросов для
самообразования, самоконтроля, анализа и обобщения собственного
опыта, опыта своих коллег и школы по решению данной проблемы.
Творческий (по индивидуальному выбору) включает задания,
стимулирующие дальнейшее исследование данной проблемы, ее
творческое решение в собственной педагогической деятельности, вработе методического объединения учителей или всего педагогического
коллектива школы.
Сочетание этих блоков при изучении различных психолого
педагогических проблем создает условия для естественного включения
слушателей курсов в инновационную и научноисследовательскую
деятельность.
Все эти и многие другие аналогичные вопросы выдвигают сегодня
форму мастеркласса в ряд особо приоритетных и перспективных
звеньев систематического активного повышения квалификации
специалистов района, города, области, региона и страны в целом.
Учителям есть чем поделиться, но вопрос состоит в том, как это лучше
сделать, как обеспечить проведение мастерклассов на качественно
высоком уровне.
Велика роль в такого рода поисково
исследовательской работе районных информационнометодических
центров, где прежде всего и должна быть сосредоточена
информационная база данных об инновационном опыте. Но не только
база данных. Информационнометодические центры должны стать
самой первичной творческой лабораторией по аналитической обработке
имеющейся информации, без чего в принципе не стоит заводить речь о
мастерклассе. Результатом такой аналитической проработки опыта
должно стать научнометодическое описание опыта,
его
схематизированная оценка по адекватному алгоритму проводимого
анализа. В сущности нужно развернутое представление о центральном
звене педагогического опыта, его «ядерной» части, «стержне»,
действительном источнике достигаемых конкретным педагогом
успехов. Именно поэтому подготовка и проведение мастерклассов есть
кропотливый труд, результаты которого дадут о себе знать в полном
объеме гораздо позже.
Теперь несколько замечаний методического порядка. В подготовке и
проведении мастеркласса весьма важно сочетание «здоровой»
описательности имеющегося опыта и аналитичности, понимаемой в
данном случае как способности участников (а прежде всего самого
педагогамастера) проникнуть «внутрь» своего опыта, понять
внутренние психологопедагогические и методические «пружинки»,
принципы и механизмы осуществляемой системы педагогических
действий. Какиелибо крайности здесь не допустимы, нужна гармониятеоретикоаналитического и описательнометодического начал. Сразу
же возникает вопрос о наличии у педагога письменно оформленных
теоретикоаналитических разработок или какихлибо других
иллюстративнометодических материалов. Ведь их наличие позволяет
участникам мастеркласса за предельно короткое время погрузиться в
существо представляемого педагогического опыта. Иначе спонтанное,
педагогически непоследовательное, а лучше сказать, методико
педагогически безграмотное погружение в изучаемый опыт займет
много времени и не даст импульса для плодотворных дискуссий по
существу вопроса. Единственным результатом такого мастеркласса
может стать лишь досада по поводу напрасно потерянного времени.
С другой стороны, нельзя списывать со счетов и то важное
обстоятельство, что участники конкретного мастеркласса сами должны
быть профессионально готовы к обстоятельному теоретико
методическому анализу представляемого опыта. Еще один важный
момент технологии подготовки и проведения мастеркласса касается
предваряющего прояснения вопроса о том, на каком принципиально
возможном структурном уровне профессионального опыта учителя
реализуется та или иная авторская инновационная идея.
В качестве универсальной рабочей схемы можно предложить как
минимум четырехзвенную модель проработки профессионального
опыта учителя в мастерклассе:
џ уровень частнопредметных технологий, системы технологических
действий, связанных с усвоением детьми специальнопрофильных
знаний, умений и навыков по данному предмету;
џ уровень общеметодического порядка. Он более широкий и
объемный, допускает перенос наработанных учителеммастером
технологических моделей и на сферу других учебных предметов,
предметных областей, реализуемых в данном образовательном
учреждении;
џ уровень психологический, обеспечивающий педагогическую
результативность за счет вовлечения в учебный процесс тех или иных
личностнопсихологических структур ребенка, в процесс создания
мотивационнопотребностного поля организуемого учителем
воспитательнообразовательного пространства;
џ уровень собственно педагогический, задающий свою особуюлогику выстраивания профессиональных педагогических действий
учителя и уже этим, собственно говоря, объясняющий многое и многое
в достигаемых педагогоммастером результатах.
Конечно, значительное число практических достижений учителей
инноваторов захватывают все перечисленные уровни. Тем не менее
поэлементный анализ представляемого опыта по данной универсальной
схеме создает условия для последовательного разбора опыта, не
разрушая его цельности и в то же время позволяя проникнуть в его
сущностное «ядро»,
в понимание индивидуального стиля
профессиональной деятельности педагога. Сказанное ставит перед
готовящимися к мастерклассу реальную практическую задачу: найти
адекватные формы и способы представления своего опыта. Здесь и
письменные теоретикометодические разработки, с которыми участники
мастеркласса могут познакомиться заранее, либо разнообразные
методические иллюстрации в виде схем, таблиц, моделей, наконец, в
виде эскизных видеозарисовок принципиально важных фрагментов
уроков, факультативов.
В завершение еще одно важное замечание относительно методики
подготовки и проведения мастеркласса. Представление опыта на
мастерклассе окажется односторонним и неполным, если не взглянуть
на результаты педагогического опыта в широко ориентированном
контексте, не попытаться дать развернутую панораму разнообразных
мнений и оценок о нем. Здесь важно и мнение выпускников, взгляд
родителей и учителейколлег. Такое разнообразие создаст именно то
проблемнодискуссионное поле, которое, будучи освобожденным от
однозначности мнений и толкований организаторов мастеркласса,
создаст весьма желательную атмосферу открытости мнений,
многопрофильности оценок, многоракурсности в рассмотрении и
интерпретации представляемого инновационного опыта.
Форма работы мастеркласса в сильнейшей степени зависит от
наработанного учителем стиля своей профессиональной деятельности,
который, в конечном итоге, и задает на мастерклассе изначальную
точку отсчета в построении общей схемы проведения этого интересного
организационнопедагогического мероприятия.
А инициатива, желание и стремление педагогамастера представить
свой опыт в этой организационнопедагогической форме сторицейокупится возможностью получить так необходимый всякому истинному
профессионалу материал для творческих размышлений,
для
дальнейшего последовательного выстраивания своего поступательного
движения к высотам истинного воспитательнообразовательного
профессионализма, активного восхождения по пути непрерывного
профессионального роста и самосовершенствования.