ПОЛОЖЕНИЕ О МАСТЕР-КЛАССЕ КАК ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ*

  • Раздаточные материалы
  • rtf
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал создан с целью оказания помощи педагогу в создании и проведении собственных мастер-классов как важнейшей формы самооценки собственного педагогического мастерства. Мастер-классы сегодня – одна из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма, саморазвития, самосовершенствования в своей профессии, это способность к обобщению и распространению собственного педагогического опыта.
Иконка файла материала Положение о мастер-классе как форме обучения учителей.rtf
ПОЛОЖЕНИЕ О   МАСТЕР­КЛАССЕ   КАК   ФОРМЕ   ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ1. Общие положения. 1.1. Мастер­классы   являются   одной   из   форм   профессионального обучения   учителей   и   представляют   собой   профессиональные объединения педагогов во главе с учителем­мастером. 1.2. В   мастер­классе   объединяются   учителя,   желающие   получить полную информацию  о позитивном  опыте учителя­мастера  и освоить предлагаемые им программы, методики и технологии. 1.3. Количество открываемых мастер­классов зависит от количества учителей, удостоенных звания «Учитель­мастер» по итогам городского конкурса на присвоение профессиональных педагогических званий. 2. Цель и задачи мастер­класса. 2.1. Цель   мастер­класса   –   создание   условий   для   полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы. 2.2. Задачи мастер­класса: – обобщение   опыта   работы   учителя­мастера   по   определенной проблеме; – передача   учителем­мастером   своего   опыта   путем   прямого   и комментированного   показа   последовательности   действий,   методов, приемов и форм педагогической деятельности; – совместная отработка методических подходов учителя­мастера и приемов решения поставленной в программе мастер­класса проблемы; – рефлексия   собственного   профессионального   мастерства участниками мастер­класса; – оказание помощи участникам мастер­класса в определении задач саморазвития   и   формировании   индивидуальной   программы самообразования и самосовершенствования. 3. Организация работы мастер­класса. 3.1. Учитель­мастер   составляет   программу   мастер­класса   и планирует его работу.3.2. В   течение   установленного   срока   работы   мастер­класса   на   его занятиях могут быть рассмотрены несколько направлений деятельности учителя­мастера. 3.3. В   ходе   занятий   мастер­класса   рекомендуется   использовать различные методы работы: џ  представление   системы   уроков   с   наблюдением   по   заранее заданному плану; џ  уроки   со   взрослыми,   на   которых   демонстрируются   методы   и приемы эффективной работы с учениками; џ  изучение   результатов   деятельности   учителя­мастера   и   его учеников; џ  самостоятельная   разработка   слушателями   собственной   модели урока по методике или технологии учителя­мастера; џ совместное моделирование урока; џ  посещение   и   анализ   открытых   уроков   учителя­мастера   и участников мастер­класса; џ круглые столы; џ дискуссия по результатам занятий и т. д. 3.4. После завершения занятий руководитель мастер­класса (учитель­ мастер) представляет в городской методический кабинет информацию об   итогах   его   работы.   Для   успешного   проведения   мастер­класса учителю нужна технология. Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен взаимообучение, взаимосовершенствование   своей   воспитательной   и   преподавательской деятельности.   Оптимальной   формой   на   сегодняшний   день   как   раз   и является, на наш взгляд, мастер­класс. Фактор «взаимо» здесь особо важен.   Ведь   прямое   воспроизводство,     механическое     повторение профессиональных  достижений сегодня практически бесперспективно, оно не даст должного эффекта.   профессиональным   опытом,   Личностный   фактор   в   профессиональной   деятельности   учителя сегодня   как   никогда   ранее   требует   учета   и   внимания.   Любые профессиональные   успехи   так   или   иначе   «замешаны»   на   личностно­  мастер­класс   есть психологической   основе. уникальная по своему типу форма наращивания профессионализма учителя   в   той   или   иной   конкретной   сфере   «педагогического   Следовательно,воспроизводства».   Но,   как   и   всякая   другая   форма   работы   с профессиональным   опытом   учителя,   она   требует   беспрестанной «шлифовки» и совершенствования. Бесконечно прав В. А. Сухомлинский, утверждая, что «становится мастером педагогического труда скорее всего тот, кто почувствовал в себе   исследователя».   Следует   отметить,   что   достижение   высокого класса мастерства и его демонстрация с целью передачи и творческого воспроизводства   не   есть   одно   и   то   же.   Презентация   наработанного профессионального   опыта   для   его   обмена   и   взаимообмена   в   ходе проведения   мастер­класса     существенные требования   и   к   стороне, демонстрирующей свой опыт, и к стороне воспринимающей и оценивающей.   предъявляет     весьма   В   этой   связи   возникает   проблема   научно­методической компетентности   участников   мастер­класса.  Перед   учителем­мастером стоит целый ряд проблем: џ  Какие грани своего опыта лучше представить для осмысления в ходе мастер­класса? џ Каким способом лучше сделать это?  џ Дать ли в большем объеме примеры практической работы с детьми, оставив   для   коллективной   их   интерпретации   более   обширное   поле свободных концептуальных парадигм?  Все   содержание   курса   включает   4   блока:   рефлексивный, информативный, практический, творческий.  Рефлексивный блок стимулирует мотивацию участников курсов на изучение какой­либо проблемы. Этот блок включает методы психолого­ педагогической диагностики, самодиагностики, методы коллективного анализа   и   оценки,   взаимооценки,   анализа   и   самоанализа,   оценки   и самооценки. Информационный блок  включает основное содержание изучаемой проблемы, понятия, ключевые слова, подходы, списки литературы. Практический   блок  включает   систему   вопросов   для самообразования,   самоконтроля,   анализа   и   обобщения   собственного опыта, опыта своих коллег и школы по решению данной проблемы. Творческий  (по   индивидуальному   выбору)   включает   задания, стимулирующие     дальнейшее     исследование     данной     проблемы,     ее творческое   решение   в   собственной   педагогической   деятельности,   вработе методического объединения учителей или всего педагогического коллектива школы. Сочетание   этих   блоков   при   изучении   различных   психолого­ педагогических проблем создает условия для естественного включения слушателей   курсов   в   инновационную   и   научно­исследовательскую деятельность. Все эти и многие другие аналогичные вопросы выдвигают сегодня форму   мастер­класса   в   ряд   особо   приоритетных   и   перспективных звеньев   систематического   активного   повышения   квалификации специалистов   района,   города,   области,   региона   и   страны   в   целом. Учителям есть чем поделиться, но вопрос состоит в том, как это лучше сделать,   как   обеспечить   проведение   мастер­классов   на   качественно высоком   уровне.   Велика   роль   в   такого   рода   поисково­ исследовательской   работе   районных   информационно­методических центров,   где   прежде   всего   и   должна   быть   сосредоточена информационная база данных об инновационном опыте. Но не только база   данных.   Информационно­методические   центры   должны   стать самой первичной творческой лабораторией по аналитической обработке имеющейся информации, без чего в принципе не стоит заводить речь о мастер­классе.   Результатом   такой   аналитической   проработки   опыта должно   стать   научно­методическое   описание   опыта,   его схематизированная   оценка   по   адекватному   алгоритму   проводимого анализа. В сущности нужно развернутое представление о центральном звене   педагогического   опыта,   его   «ядерной»   части,   «стержне», действительном   источнике   достигаемых   конкретным   педагогом успехов. Именно поэтому подготовка и проведение мастер­классов есть кропотливый труд, результаты которого дадут о себе знать в полном объеме гораздо позже. Теперь несколько замечаний методического порядка. В подготовке и проведении   мастер­класса   весьма   важно   сочетание   «здоровой» описательности   имеющегося   опыта   и   аналитичности,   понимаемой   в данном   случае   как   способности   участников   (а   прежде   всего   самого педагога­мастера)   проникнуть   «внутрь»   своего   опыта,   понять внутренние   психолого­педагогические   и   методические   «пружинки», принципы   и   механизмы   осуществляемой   системы   педагогических действий. Какие­либо крайности здесь не допустимы, нужна гармониятеоретико­аналитического   и   описательно­методического   начал.   Сразу же   возникает   вопрос   о   наличии   у   педагога   письменно   оформленных теоретико­аналитических   разработок   или   каких­либо   других иллюстративно­методических материалов. Ведь их наличие позволяет участникам мастер­класса за предельно короткое время погрузиться в существо представляемого педагогического опыта. Иначе спонтанное, педагогически   непоследовательное,   а   лучше   сказать,   методико­ педагогически   безграмотное   погружение   в   изучаемый   опыт   займет много   времени   и   не   даст   импульса   для   плодотворных   дискуссий   по существу   вопроса.   Единственным   результатом   такого   мастер­класса может стать лишь досада по поводу напрасно потерянного времени. С   другой   стороны,   нельзя   списывать   со   счетов   и   то   важное обстоятельство, что участники конкретного мастер­класса сами должны быть   профессионально   готовы   к   обстоятельному   теоретико­ методическому   анализу   представляемого   опыта.   Еще   один   важный момент  технологии подготовки  и проведения мастер­класса касается предваряющего   прояснения   вопроса   о   том,   на   каком   принципиально возможном   структурном   уровне   профессионального   опыта   учителя реализуется та или иная авторская инновационная идея. В   качестве   универсальной   рабочей   схемы   можно   предложить   как минимум  четырехзвенную  модель  проработки  профессионального опыта учителя в мастер­классе:  џ уровень частно­предметных технологий, системы технологических действий,   связанных   с   усвоением   детьми   специально­профильных знаний, умений и навыков по данному предмету;  џ  уровень   общеметодического   порядка.   Он   более   широкий   и объемный,   допускает   перенос   наработанных   учителем­мастером технологических   моделей   и   на   сферу   других   учебных   предметов, предметных   областей,   реализуемых   в   данном   образовательном учреждении;  џ  уровень   психологический,   обеспечивающий   педагогическую результативность за счет вовлечения в учебный процесс тех или иных личностно­психологических   структур   ребенка,   в   процесс   создания мотивационно­потребностного   поля   организуемого   учителем воспитательно­образовательного пространства;  џ  уровень   собственно   педагогический,   задающий   свою   особуюлогику   выстраивания   профессиональных   педагогических   действий учителя и уже этим, собственно говоря, объясняющий многое и многое в достигаемых педагогом­мастером результатах.  Конечно,   значительное   число   практических   достижений   учителей­ инноваторов   захватывают   все   перечисленные   уровни.   Тем   не   менее поэлементный анализ представляемого опыта по данной универсальной схеме   создает   условия   для   последовательного   разбора   опыта,   не разрушая его цельности и в то же время позволяя проникнуть в его сущностное   «ядро»,   в   понимание   индивидуального   стиля профессиональной   деятельности   педагога.   Сказанное   ставит   перед готовящимися к мастер­классу реальную практическую задачу: найти адекватные   формы   и   способы   представления   своего   опыта.   Здесь   и письменные теоретико­методические разработки, с которыми участники мастер­класса   могут   познакомиться   заранее,   либо   разнообразные методические иллюстрации в виде схем, таблиц, моделей, наконец, в виде   эскизных   видеозарисовок   принципиально   важных   фрагментов уроков, факультативов. В   завершение   еще   одно   важное   замечание   относительно   методики подготовки   и   проведения   мастер­класса.   Представление   опыта   на мастер­классе окажется односторонним и неполным, если не взглянуть на   результаты   педагогического   опыта   в   широко   ориентированном контексте,   не   попытаться   дать   развернутую   панораму   разнообразных мнений   и   оценок   о   нем.   Здесь   важно   и   мнение   выпускников,   взгляд родителей   и  учителей­коллег.  Такое   разнообразие   создаст   именно   то проблемно­дискуссионное   поле,   которое,   будучи   освобожденным   от однозначности   мнений   и   толкований   организаторов   мастер­класса, создаст   весьма   желательную   атмосферу   открытости   мнений, многопрофильности   оценок,   многоракурсности   в   рассмотрении   и интерпретации представляемого инновационного опыта. Форма   работы   мастер­класса   в   сильнейшей   степени   зависит   от наработанного учителем стиля своей профессиональной деятельности, который,   в   конечном   итоге,   и   задает   на   мастер­классе   изначальную точку отсчета в построении общей схемы проведения этого интересного организационно­педагогического мероприятия. А инициатива, желание и стремление педагога­мастера представить свой   опыт   в   этой   организационно­педагогической   форме   сторицейокупится возможностью получить так необходимый всякому истинному профессионалу   материал   для   творческих   размышлений,   для дальнейшего последовательного выстраивания своего поступательного движения   к   высотам   истинного   воспитательно­образовательного профессионализма,   активного   восхождения   по   пути   непрерывного профессионального роста и самосовершенствования.