Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации гражданского воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
О ШКОЛЬНОМ СОВЕТЕ ЛИДЕРОВ «КОРАБЛЬ»
ПОЛОЖЕНИЕ
1. Общие положения.
1.1. Совет лидеров является органом ученического самоуправления среднего
и старшего звена учащихся школы.
1.2. Основная цель создания совета – помочь каждому ребенку занять
активную жизненную позицию в процессе познания и улучшения окружающего
мира.
1.3. Задачи совета:
создание условий для раскрытия возможностей для самореализации
личности через участие в конкретных делах;
защита прав и выражение интересов учащихся школы;
расширение форм досуга и общения участников образовательного процесса.
1.4. Девиз совета: «Каждым делом приближать будущее!».
1.5. Основные принципы деятельности совета «Корабль»:
принцип самостоятельности – все вопросы, связанные с деятельностью
совета, решаются только его членами;
принцип ответственности – все члены совета несут равную ответственность
перед всеми учащимися, классными коллективами и советом лидеров;
принцип гласности – все решения общего сбора и авторитетной девятки
рулевых доводятся до сведения учащихся школы через органы стенной печати
(стенгазеты «КоррИНФО», «Поколение», печатный орган «Зеркало» и тумбу
гласности);
принцип коллегиальности – любое решение в совете принимается после
коллективного обсуждения с учетом самых разнообразных мнений;
принцип равноправия и сотрудничества – все члены совета равны, каждый
имеет право на свое мнение, должен быть терпимым к мнению другого и
переживать за результат общей деятельности;
принцип добровольности – каждый член совета добровольно выбирает для
себя вид деятельности в школьном органе ученического самоуправления и при
подготовке коллективных творческих дел.
1.6. Совет лидеров «Корабль» строит свою работу в тесном содружестве:
– с ДО республикой «Веселый улей» (2–5 классы);
– ДО поисковой группой «Верность» и отрядом «Надежда»;
– школьным прессцентром «КоррИНФО»;
– педагогическим отрядом «Светоч» и отрядом вожатых «Дублер»;– досуговым центром «Содружество» (кружками, клубами, спортивными
секциями, объединениями);
– кафедрой воспитания, педагогическим коллективом школы, родительским
активом, общественными организациями, музеями, театрами, советами
ветеранов, воинскими подразделениями, детскими организациями, библиотеками
района и города.
2. Организационное строение совета лидеров «Корабль».
2.1. Комплектование совета строится на принципах добровольности,
выборности и равного представительства (по 1 человеку от каждого класса из 6–
11 классов). Членом совета может стать любой учащийся 6–11 классов,
выбранный на классном собрании. Члены совета могут одновременно состоять в
других организациях, объединениях, клубах, советах.
2.2. Основными направлениями деятельности совета являются:
«Моя школа, мои друзья»;
«Человек для человека»;
«Возрождение».
2.3. Совет лидеров состоит из 7 кубриков:
– учебной и научной деятельности;
– добрых дел;
– информационного;
– досуга;
– героикопатриотической работы;
– шефства;
– спортивномассового.
2.4. Во главе совета стоит капитан, который избирается в апреле каждого
года на общем сборе лидеров школы.
2.5. Капитан отвечает:
за подготовку и проведение общих сборов, авралов и заседаний
авторитетной девятки рулевых;
обеспечивает реализацию плана деятельности совета;
решает все возникающие вопросы и насущные проблемы, кроме тех, что
относятся к компетенции совета.
2.6. Организационную деятельность в совете осуществляет секретарь,
который избирается на первом заседании авторитетной девятки рулевых.
2.7. Секретарь совета отвечает:
– за планирование работы совета лидеров;
– за ведение протоколов, вахтенного журнала и всей документации совета;– за координацию работы с классными коллективами и школьными кружками,
клубами, объединениями.
2.8. Заседания совета (общий сбор) лидеров проводится не реже 1 раза в
четверть, в перерывах между заседаниями все дела решает авторитетная девятка
рулевых, которая избирается простым голосованием сроком на один учебный год
из состава лидеров и автоматически входит в совет школы.
2.9. На заседаниях совета (общих сборах):
– отчитываются о своей деятельности кубрики, рулевые, лидеры;
– подводятся итоги конкурсов, смотров, соревнований и в целом
деятельности «Корабля»;
– вручаются награды победителям;
– планируется работа на следующий период;
– раздаются задания классным коллективам;
– избираются инициативные, творческие группы по намеченным делам;
– принимаются решения по важным вопросам школьной жизни.
3. Работа кубриков.
3.1. В состав кубриков входят представители от 6–11 классов, как члены
совета, так и привлеченный актив классов.
3.2. Кубрики осуществляют свою деятельность в рамках совета.
3.3. Члены кубриков присутствуют как на своих заседаниях, так и на
заседаниях совета (общих сборах).
4. Содержание деятельности кубриков.
4.1. Информационный:
– отвечает за работу школьного прессцентра, выпуск стенгазет, «молний»,
«боевых листков» и представляемую в них информацию;
– организует участие классов во всех конкурсах газет, печати, выявляет
победителей;
– выявляет и своевременно представляет на тумбу гласности «Свой голос»
необходимую информацию;
– организует работу школьной почты «По секрету всему свету» (почты
хорошего настроения, поздравлений и выявления общественного мнения).
4.2. Героикопатриотический:
– координирует работу в данном направлении с ДО поисковой группой
«Верность», с советом школьного Музея боевой славы 6й Гвардейской танковой
армии;
– способствует изучению истории родной школы, города, края, прививает
чувство любви и уважения к ним;– поддерживает связь с воинскими частями города и военными госпиталями.
4.3. Кубрик добрых дел:
– осуществляет традиционное шефство над Домом милосердия (ветеранами,
престарелыми людьми района), детским санаторием на Горном поселке (у
школы);
– совместно с поисковой группой «Верность» поддерживает тесную связь с
ветеранами 6й Гвардейской танковой армии и микрорайона (у каждого класса
свои подшефные);
– организует акции «Посылка солдату», в детский приют, в военный
госпиталь;
– проводит работу по поддержанию порядка и озеленению школьного двора,
классных кабинетов, школьных коридоров, проведению генеральных уборок и
других трудовых дел;
– организует дежурство классов по школе, проводит общешкольные
соревнования на звания «Лучший дежурный», «Самый уютный кабинет»,
регулярно проверяет качество уборки кабинетов, состояние мебели и другого
школьного инвентаря.
4.4. Кубрик учебной и научной деятельности:
– систематически анализирует состояние учебы в школе, классах, выпускает 1
раз в четверть информационный бюллетень, проводит конкурс «Ученик года»;
– организует учащихся классов на участие в предметных декадниках и
олимпиадах;
– вовлекает учащихся в кружки, факультативы, объединения по интересам с
целью привития любви к знаниям, развития инициативы и творчества, участия в
конференциях НОУ;
– участвует в работе конфликтной комиссии.
4.5. Кубрик шефства:
– оказывает помощь старшей вожатой, пед. отряду (10 а класс) в организации
работы в республике «Веселый улей» (с учащимися 2–5 классов);
– способствует формированию и деятельности отряда «Дублер» из учащихся
8–9 классов, работающих в первых классах;
– формирует дружеские треугольники, организует их деятельность.
4.6. Кубрик досуга:
– отвечает за подготовку и проведение общешкольных конкурсов,
праздников, игр и КТД;
– осуществляет контроль за досуговой деятельностью в классах с целью
составления копилки номеров, программ, сценариев, открытия новых талантов;
– помогает в работе школьной библиотеки, поддерживает контакты с другимибиблиотеками района;
– проводит ежегодные традиционные сборы актива «Творческие дачи в 99й».
4.7. Спортивномассовый:
– отвечает за организацию и проведение спортивных соревнований в классах и
в школе;
– привлекает учащихся к занятиям в спортивных секциях;
– проводит работу по профилактике здорового образа жизни;
– проводит ежегодные акции против общественных видов зла.
5. Документация совета лидеров «Корабль».
5.1. Положения о совете лидеров.
5.2. План работы.
5.3. Вахтенный журнал (летопись).
5.4. Протоколы заседаний авторитетной девятки рулевых и общих сборов.
5.5. Сценарии проведенных досуговых дел, акций, вечеров, агитбригад и др.
6. Символы и атрибуты совета лидеров «Корабль».
6.1. Эмблема принадлежности к совету.
6.2. Знак дежурного рулевого.
6.3. Песня совета лидеров «Школьный корабль» (слова Ибряева, музыка
Струве).