Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации военно-спортивного воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОМ ТУРСЛЕТЕ
I. Цели и задачи.
Турслет проводится с целью развития туристских умений и навыков,
пропаганды и значимости здорового отдыха, изучения родного края,
развития моральных и волевых качеств учащихся.
II. Участники.
В школьном турслете принимают участие сборные команды всех
классов с 4 по 11 по трем возрастным группам.
Первые, вторые, третьи классы участвуют в качестве гостей.
Состав сборной команды класса 10 человек (5 мальчиков и 5
девочек), один представитель (классный руководитель). В составе
команды: капитан, санитар, повар, костровой, художник, фотограф,
завхоз и три ответственных за материалы по заданиям предметников.
Команда имеет свою эмблему, название, девиз, походную песню.
Снаряжение команды: 3 палатки, 11 спальных мешков, аптечка,
топор, лопата, чайник, два ведра, тренога. Продовольственный запас:
хлеб на два дня, ведро картошки, крупа, макароны, мясные и рыбные
консервы, чай, сахар, соль, специи, посуда. Личные туалетные
принадлежности. Бумага, ручка, фломастеры.
III. Время и место проведения.
Турслет проводится 29–30 мая за поселком. Прибытие и регистрация
команд с 9 до 11 часов.
IV. Программа соревнований.
29 мая.
1. Прибытие команд. Разбивка лагеря с 9 до 11 часов. Контроль
11 часов.
2. Готовка обеда. Контроль в 13 часов.
3. Представление собранного материала в походах (для музея,
учебных кабинетов) в 14 часов.
4. Контроль атрибутики и экипировки команд в 15 часов.
5. Ужин в 19 часов.
6. Конкурс художественной самодеятельности и боевых листков илистенгазет – 20 часов.
7. Отбой в 23 часа.
30 мая.
1. Подъем в 7 часов.
2. Завтрак в 85. Туристская полоса препятствий (туртехника):
– снятие палатки;
– укладка вещмешка;
– «мышеловка»;
– маятник;
– горизонтальный канат (переправа);
– спускподъем (через овраг);
– переноска «пострадавшего»;
– прохождение «болота» по «кочкам»;
– разжигание костра, контрольнитка;
– установка палатки.
6. Определение победителей.
Общая победа в каждой возрастной группе определяется по
наименьшей сумме занятых мест во всех видах программы. В случае
равенства общих мест преимущество по туртехнике.
Для определения абсолютного чемпиона школы вводится гандикап
для возрастных групп – 2 минуты.
7. Награждение победителей.
Награждается команда, занявшая первое место в своей возрастной
группе, дипломом I степени, члены команды и классный руководитель –
грамотами.
Награждаются команды, занявшие II–III места в своей возрастной
группе, дипломами II–III степени, члены команды и классные
руководители – грамотами.
Абсолютный чемпион школы по туризму награждается переходящим
призом, дипломом. Члены команды награждаются ценными подарками и
грамотами, классный руководитель – вымпелом и ценным подарком.
Награждается ценным подарком и грамотой:
– лучший повар;
– лучший завхоз;
– лучший фотограф;
– лучший корреспондент;– лучший художник;
– лучшая редколлегия «боевого листка»;
– лучший певец;
– лучший танцор;
– лучшая самодеятельность.
Награждаются ценными подарками и грамотами за лучшие
материалы, собранные в походах, для музея и учебных кабинетов.
Награждаются команды дипломами:
– за абсолютно рекордное чистое время на дистанции;
– за лучшую экипировку туристского отряда;
– за лучший бивуак;
– за самую дружную команду;
– за волю к победе.
Совет физоргов школы _____________________
(подписи)
Дата: 20 мая
Теперь подсчитайте, сколько нужно дипломов, грамот, отпечатайте
тексты, заверьте печатью школы и подписью директора. Организатору
внеклассной работы подайте список на количество призов. На
соревновании останется только вписать фамилии в грамоты и вручить.
Несмотря на то что вы каждый год проводите слет на одном и том же
месте, нужно снова обследовать территорию на предмет чистоты и
безопасности. При необходимости с ребятами надо на месте слета
навести порядок. Накануне установите необходимое оборудование,
отремонтируйте старое.
Все! Можно начинать.
В назначенный день и час команды подходят к месту проведения
слета. Один из учителей или вожатая принимает команды и отводит им
место для бивуака. Желательно размещать команды по возрастным
группам. Можно лагерь разместить в одну линию, если команд мало;
можно в две линии – напротив друг друга. Расстояние между линиями
не менее 15 м.
Первый день соревнований
I. Прибытие команд, размещение.
Ровно в назначенное время судейская бригада: учитель ФК, военрук,медсестра, юные судьи, представители родительского комитета обходят
весь лагерь, поочередно проверяют, как устроились команды.
Выставляют оценки по привычной ребятам пятибалльной системе.
Потом эти баллы превратятся в секунды (1 балл = 2 секундам).
II. Общее построение.
У ч и т е л ь Ф К командует: «Слет! Равняйсь! Смирно!». Делает
поворот кругом, подходит к директору школы, стоящему в центре (за
его спиной приглашенные, родители), докладывает: «Товарищ директор
школы, туристские команды на слет построены! Главный судья
соревнований преподаватель физкультуры Иванов». Делает два шага
впередвправо, поворачивается кругом.
Д и р е к т о р ш к о л ы . Здравствуйте, ребята!
Д е т и . Здравствуйте!
Д и р е к т о р . Приветствую вас на туристском слете школы!
Д е т и . Урааа!
Директор произносит речь.
У ч и т е л ь Ф К . Честь поднять флаг соревнований предоставляется
прошлогоднему абсолютному чемпиону (называет класс).
Ребята подходят к флагштоку, становятся в одну шеренгу
лицом к строю. Двое, мальчик и девочка, подходят к флагу. Звучит
гимн России и поднимается флаг.
У ч и т е л ь Ф К . Слет! Вольно! Всем готовить обед! Разойдись!
III. Готовка обеда. Обед. Контроль.
Обед готовится из 3 блюд (первое, второе, третье). Комиссия
оценивает вкусовые качества, как и из чего дети едят, вымыты ли руки и
т. д. Оценка – по пятибалльной системе.
IV. Представление собранного материала в походах.
Каждая команда на газетах напротив своих палаток выкладывает
свои работы. Чего тут только нет! Гербарии растений, коллекции семян,
альбомы с фотографиями, пейзажи родной природы, «боевые» листки,
оружие, противогазы, гильзы, патроны, очищенные от земли и ржавчины,
времен второй мировой, награды и наградные документы ветеранов,
подаренные для школьного музея…Каждый экспонат комиссия оценивает в баллах.
V. Контроль атрибутики и экипировки команд.
Здесь другая комиссия. Смотрят, как оснащен отряд, – топоры,
чашки, ложки и т. д. Можно заработать 5 баллов, а то и 0. В экипировке
– наличие отрядного флажка, персональных эмблем, речевок, девизов.
Примеры отрядных и личных эмблем
Отрядные флаги
VI. Ужин.
Ужин проходит как всегда и везде – каша, чай. Звон посуды, смех,
шутки.
VII. Конкурс художественной самодеятельности.
После ужина, вымыв и убрав посуду, все направляются на площадку
к флагштоку, здесь будет общий костер и смотр талантов.
Днем по два человека от каждого отряда собрали дрова (сучья,
коряги) и сложили огромный костер.Ровно в 20 часов главный судья – учитель ФК дает команду:
«Капитаны команд, подойдите ко мне!» Все капитаны подходят к
учителю. Им вручаются факелы. Изготовлены они заранее из метровых
сучков и намотанной на конце пакли, смоченной в солярке. Все
капитаны выстраиваются с факелами спиной к костру в одну шеренгу.
Учитель ФК зажигает свой факел и поджигает факелы капитанов,
выставленные вперед на вытянутую руку. С зажженными факелами
капитаны обходят вокруг костра и по команде учителя подносят
факелы к костру. Костер загорается, капитаны кидают свои факелы в
костер и возвращаются к своим командам.
Председатель жюри (учитель пения) объясняет порядок
выступлений. Первыми начинают самые маленькие туристы – 4 классы.
Оценки – по пятибалльной системе. Высоко оценивается туристское
направление, массовость, авторство.
А потом все вместе поют любимые песни.
Призовые места здесь не определяют, объявляют только полученные
баллы.
В 22 часа 45 минут все расходятся по палаткам.
Учителямужчины тушат припасенной заранее водой остатки костра.
В 23.00 наступает тишина. Отбой.
30 мая. 7 часов утра.
I. Голос диктора: «Доброе утро, друзья! Выходите на утреннюю
зарядку».
Звучат марши, песни.
II. В 8.30 музыка стихает. Завтрак.
III. В 9.00 общее построение. Объявление об очередности
выступлений команд и времени, когда кто стартует. Еще раз нужно
напомнить порядок прохождения снарядов и основные ошибки, за
которые будут штрафовать.
IV. Соревнование по туристской технике.
1. Снятие палатки. Команда построена на линии старта. Команда
судьи: «Марш!» Включается секундомер. Ребята бегут к установленной
палатке. Надо снять палатку, аккуратно сложить, свернуть и положить в
чехол. Нужно все делать быстро, четко, аккуратно, не потерять ни
одного колышка и стоек. Ведь на финише им же придется устанавливатьпалатку.
2. Прохождение «болота» по «кочкам».
До «болота» от палатки бег 20 м. «Заболоченный» участок
преодолевают по «кочкам» – вкопанным в землю деревянным чуркам
длиной 0,5 м и диаметром 15–20 см. Над землей торчит «кочка»
высотой 10–12 см. Таких «кочек» 20 штук, расположенных в длину
хаотично на расстоянии 70–100 см друг от друга. Прохождение всех
«кочек» необязательно. Учет баллов по первой и последней «кочкам».
За срыв с кочки одной или двумя ногами дается штраф + 60 секунд.
Штрафуют всех оступившихся.
3. Транспортировка «пострадавшего».
Сразу за «болотом» один из команды играет роль «пострадавшего»,
остальные должны его нести. Способ «транспортировки» выбирается
любой по желанию команды. Условие одно – донести до следующего
снаряда, не уронив «пострадавшего». Одно падение + 60 секунд.
4. Разжигание костра и пережигание нитки.
Дрова лежат рядом. На металлических столбах высотой 70 см
натянута хлопчатобумажная нитка, а на высоте 30 см – стальная
проволока для ограничения высоты положенного для костра хвороста.
Надо сложить костер, разжечь его, чтобы перегорела нитка. Только
тогда команда может двигаться дальше.
5. «Мышеловка» – обычное проволочное заграждение. Длина 4–5 м,
ширина 1 м, высота 0,4 м. Проволока натянута вдоль, поперек и
крестообразно с боков и сверху. Чтобы не было споров «задел – не
задел», на проволоке попарно подвешены пустые консервные жестяные
банки. Задевание вызывает звон. Одно касание штрафуется + 10 секунд.
Задача – проползти под мышеловкой попластунски, не задевая
проволоку.
6. Переправа.
В висе на руках «пройти» по веревке, натянутой между опорами на
высоте 2–2,20 м или 4 м. Здесь можно подсаживать друг друга до
веревки. Контроль на веревке – привязанные красные тряпочки, под
ногами песок и посыпанные мелом контрольные линии.
Начинать и заканчивать движение надо за контрольными отметками.
Преждевременный соскок за каждые 10 см + 10 секунд штрафа.7. Спускподъем.
Для этого упражнения нужен склон (овраг) с не очень крутыми
спусками, желательно меньше 45°. На краях спусков и на дне оврага
вбивают металлические трубы, можно использовать естественные
предметы (деревья, кусты) и за них закрепляют веревку. При спуске и
подъеме дети держатся за нее руками.
Дорожка спуска и подъема должна быть чистой и гладкой.
Штрафовать здесь не за что, но наблюдатель должен быть.
8. «Маятник» или переправа с помощью «маятника».
На трапеции или высоком и надежном сучке дерева на высоте 6–7 м
крепится веревка, не достающая до земли 1,5 м. На земле отмеряется 5–
7 м расстояние по ходу амплитуды «маятника» и ограничивается
порошком мела.
З а д а ч а : используя «маятник», форсировать преграду, условно –
реку.
Заступы на черту, преждевременное «приводнение» штрафуется –
каждые 10 см + 10 секунд.
9. Установка палатки.
Начинать может один участник. Через «маятник» идут по одному, и
ждать всю команду нет смысла.
Палатка ставится по две наружные стойки и 10 колышков. Вход не
застегивается. После построения команды по сигналу капитана
«Готово!» секундомер отключают. Судья оценивает правильность
выполнения задания. Если палатка установлена правильно, судья подает
команду «Принято».
Ш т р а ф з а о ш и б к и : морщины, перекосы, недостаток колышков
=
= + 30 секунд.
Сразу же после прохождения дистанции команда должна знать свой
предварительный результат – чистое время и штрафы на этапах. Для
этого следом за командой по дистанции идет один из судей (школьник).
Он собирает у судей на этапах информацию о штрафах и сообщает ее
судьесекретарю. Информация обрабатывается и сообщается команде.
Тут же все данные вписываются в демонстрационную таблицу
соревнований.Поэтапная схема дистанции
Важными элементами туристских соревнований являются процедуры
их открытия и закрытия, награждения победителей. Очень важны
моменты церемониала – доклад, подъем государственного флага,
звучание гимна Родины. Важно также для воспитания детей присутствие
родительской общественности, гостей, ветеранов войны и труда, ценно,
когда ветераны, почетные гости вручают с пожеланиями награды
победителям.
А пока судьи подводят окончательные итоги, подписывают дипломы
и грамоты, команды расходятся по палаткам. Готовят обед, укладывают
вещи.
V. Награждение победителей и закрытие турслета.
В 15У ч и т е л ь Ф К , он же главный судья, командует: «Слет!
Равняйсь! Смирно! Равнение на середину!» Поворачивается кругом,
подходит строевым шагом к директору школы, докладывает: «Товарищ
директор школы! Участники туристского слета для подведения итогов
и закрытия слета построены! Главный судья соревнований учитель ФК
Иванов!» Делает два шага впередвправо и поворачивается кругом.
Директор школы здоровается с ребятами, поздравляет их с
успешным окончанием слета, предоставляет слово для награждения
победителей главному судье.Главный судья поочередно по возрастным группам называет
победителей и призеров. Грамоты, дипломы, ценные подарки
участникам, командам вручают ветераны, почетные гости.
Названная команда выбегает к столу, строится в одну шеренгу,
ребятам вручают грамоты.
Когда церемония награждения
заканчивается, у ч и т е л ь Ф К командует: «Слет! К спуску флага
стоять смирно! Честь спуска флага предоставляется команде «___»,
новому абсолютному чемпиону школы по туризму».
Ребята подбегают к флагштоку, строятся в одну шеренгу лицом к
общему строю и боком к флагштоку. Двое, мальчик и девочка,
спускают флаг. Звучит гимн России.
Флаг спущен, музыка стихает. Г л а в н ы й с у д ь я командует:
«Слет! Вольно! Разойдись!» Дети идут к палаткам. Складывают свое
имущество, наводят порядок на своих территориях.
Один из преподавателей ФК идет в школу принимать амуницию от
команд. Второй преподаватель с мальчикамисудьями собирает
спортинвентарь с этапов, укладывает свои палатки. Предметы
оформления лагеря: лозунги, транспаранты, гирлянды флажков, а также
столы для призов грузят в автомобиль.
Слет закончен.
Система учета результатов, штрафов, переводов баллов в
секунды, определения занятых мест
Эта система вырабатывалась много лет, и теперь это абсолютно
точная методика определения победителя в любой возрастной группе.
Таблица соревнования по туризму вывешивается сразу, как только
пришли в лагерь. Крепится на информационной доске у судейской
палатки, а потом, по ходу соревнований, ее заполняют. Дети читают
результаты и сравнивают себя с другими, настраиваются на борьбу.Таблица первенства школы по туризму
(1я часть)
ВИДЫ СОРЕВНОВАНИЙ
Бивуак
Обед
Материал
Атрибуты
Художествен
ная
самодеятель
ность
Туристская техника
о сек. м
о сек. м
о сек. м
о сек. м
о сек. м
е
Чисто
Штра
ф
+2ў
30І
+2ў
20І
+1ў
30І
+2ў
00І
+2ў
10І
+1ў
50І
+0ў
50І
+1ў
40І
+1ў
10І
+0ў
50І
+0ў
40І
Об
щее
время
27ў
50І
27ў
05І
26ў
40І
27ў
05І
26ў
25І
25ў
37І
24ў
40І
24ў
18І
23ў
26І
22ў
43І
28ў
29І
Мест
о
3
2
1
2
3
2
1
4
3
2
1
5 –10 1
4
–8
2
5 –10 1
4
–8
2
5 –10 1
5 –10 1
4
4
3
–8
–8
–6
2
2
3
5 –10 1
5 –10 1
2
2
3
2
4
4
3
4
–18 3
4
5
3
3
∙10
–8
–8
∙10
–8
–8
–28 1
–20 2
–18 3
–20 2
5 –10 1
5 –10 1
5 –10 1
5 –10 1
5 –10 1
5
4
5
4
5
5
5
5
4
5 –10 1
5 –10 1
время
25ў
20І
24ў
45І
25ў
10І
25ў
05І
24ў
15І
23ў
47І
23ў
50І
22ў
38І
22ў
16І
21ў
53І
21ў
49І
Таблица первенства школы по туризму
5 –10 1
5
5
4
3
4
5
3
5 –10 1
5 –10 1
5 –10 1
5 –10 1
5 –10 1
5 –10 2
5 –10 2
3
4
4
3
2
2
4
4
4
2
2
2
–14 3
–24 1
–16 1
–8
–6
–6
–8
–8
–8
–8
–8
–6
–6
–6
–8
2
1
2
2
2
3
5
4
4
4
1
2
2
2
–8
4
4
5
3
–8
3
4
3
–8
Класс
и
название
команды
Искра –
4 «А»
Звезда –
4 «Б»
Поиск –
5 «А»
Спар
так –
5 «Б»
Рас
свет –
6 «А»
Роди
на –
6 «Б»
Коме
та – 7 кл.
Уран –
8 кл.
Шторм –
9 кл.
Булат –
10 кл.
Селе
на –
11 кл.
(2я часть)
Класс
и название
команды
Сумма
мест
Место
в группе
Время
с гандикапом
Искра – 4 «А»
Звезда – 4 «Б»
9
12
II
IV
23ў50І
23ў05І
Сумма
поощрит.
сек.
–1ў06І
–0ў52І
Время
без
поощрит.
сек.
22ў44І
22ў13І
Занятое
место
в школе
VII
VIПоиск – 5 «А»
Спартак – 5 «Б»
Рассвет – 6 «А»
Родина – 6 «Б»
Комета – 7 кл.
Уран – 8 кл.
Шторм – 9 кл.
Булат – 10 кл.
Селена – 11 кл.
8
10
12
12
8
12
15
11
9
I
III
III
II
I
III
IV
II
I
22ў40І
23ў05І
24ў25І
23ў37І
22ў40І
24ў18І
23ў26І
22ў43І
22ў29І
–0ў58І
–0ў56І
–0ў52І
–0ў46І
–1ў00І
–0ў46І
–0ў38І
–0ў48І
–0ў46І
21ў42І
22ў09І
23ў33І
22ў51І
21ў40І
23ў32І
22ў48І
21ў55І
21ў43І
II
V
XI
IX
I
X
VIII
IV
III
В таблице сверху вниз по возрастающей – все классыучастники и
названия команд. Дальше идут все виды соревнований. Каждый вид
оценивается по пятибалльной системе (оценка), перевод баллов в
секунды (по положению, 1 балл = 2 секундам), место, занятое в своей
подгруппе. Здесь необязательно делать так, как принято в спорте, –
команда занимает 1–2е место при равенстве очков, это ведет к
путанице, при равенстве мест, если два первых, то обеим командам –
первое место, то же со вторыми местами и т. д.
Графа «Туртехника», учет в минутах и секундах. Записываем время,
суммарное время полученных штрафов, общее время и определенное
место в своей группе. Далее сумма всех мест, определение общего
места в группе. По положению, которое приняли сами ребята, в случае
равенства суммы мест, предпочтение отдается игрокам с лучшим
временем на дистанции туртехники. Для определения абсолютного
чемпиона к общему времени команд младшей группы плюсуем 4 минуты
(с ориентировкой к старшей группе. По положению – 2 минуты по
отношению к следующей группе), к общему времени средней группы
плюсуем 2 минуты и записываем время в графу «Гандикап». Графа
«Сумма поощрительных секунд», сюда суммируются все секунды,
полученные переводом баллов в секунды. Графа «Время без
поощрительных секунд»: из времени с гандикапом вычитаем
поощрительные секунды, получаем истинно заработанное время. Вот
теперь можно определить место каждой команды в общем первенстве
школы.
На первый взгляд сложно, но это только вначале. Детям такая
точность очень нравится.