Разработку могут использовать классные руководители, учителя общеобразовательных организаций, организаторы внеурочной деятельности, педагоги дополнительного образования для проведения бесед, интеллектуальных игр, конкурсов, классных часов, уроков мужества, мира и памяти, посвященным городам-героям, великим событиям и людям Великой войны. Материал может быть использован для работы с детьми среднего, старшего школьного возраста.
ПОМНЯТ ЛЮДИ
Ц е л и : способствовать воспитанию чувства уважения к людям старшего
поколения; воспитывать в детях чувство гордости и любви к своему городу.
О ф о р м л е н и е : выставка книг военной тематики, цветы в вазах, плакат
«Здесь Родины моей начало».
Х о д к л а с с н о г о ч а с а
В е д у щ а я . 2 февраля – необычный день календаря. Каждый год в этот день
тысячи людей приходят к Мамаеву кургану, чтобы почтить память тех, кого уже
нет с нами сегодня. Мы пригласили на встречу ветеранов Великой
Отечественной войны, чтобы они рассказали нам о своей нелегкой молодости,
которая прошла в годы войны. (Идет представление ветеранов.)
Звучит песня «Растет в Волгограде березка» (муз. А. Пономаренко, стихи
М. Агашиной).
У ч е н и к (читает стихотворение Е. Долматовского «Мой город»).
Гудками теплоходов встречая синеву,
Стоит над Волгой город, в котором я живу.
Я знаю: есть на Волге другие города,
Но над моим сияет
Солдатская звезда.
Над ним зимой и летом,
И в ночь, и среди дня
Горит, не гаснет пламя
Солдатского огня.
Я вырасту, уеду в далекие края,
Но то, что я – отсюда,
Навек запомню я.
В е д у щ а я . Ребята, мы с вами родились и живем в городе, который стоит на
берегу великой русской реки Волги. Его имя известно всему миру. Это – город
герой Волгоград.
– А кто из вас знает, как он назывался раньше? (Ответы учеников.)
– А почему наш город известен всему миру? (Ответы учеников.)
– За что ему дали имя «городгерой»? (Ответы учеников.)В е д у щ а я . Действительно, ребята, в годы Великой Отечественной войны в
1942 году началось великое сражение, которое получило название
«Сталинградская битва». Вместе с солдатами город защищали все его жители,
курсанты военных училищ, моряки, рабочие заводов. На тракторном заводе в
основном женщины и девушки собирали танки, которые сразу с конвейера
отправлялись на поле боя.
Дети читают стихи М. Агашиной.
1й у ч е н и к . От рожденья земля не видала
Ни осады, ни битвы такой.
Содрогалась земля, и краснели поля,
Все пылало над Волгойрекой.
2й у ч е н и к .С трех сторон, стесненный черной чашей,
Сталинград, придвинувшись к реке,
В час смертельный, ужасом грозящий,
Кажется, висел на волоске.
В е д у щ а я . Бои здесь шли ожесточенные, сражались за каждую улицу, за
каждый дом. Раненых перевозили на другой берег Волги на лодках, катерах,
баркасах. Когда спросили однажды привезенных раненых, что в городе делается,
они ответили: «Все горит: дома, заводы, земля. Металл плавится». – «А люди?» –
«Люди? Стоят насмерть!»
Да, все вместе они выстояли, не отдали врагу родной город. 2 февраля 1943
года прозвучал последний залп. Закончилась великая битва на Волге
(Сталинградская битва) полной победой нашего народа. Здесь, на Волге, люди
поверили в свои силы; наша армия шла только вперед, одерживая победу за
победой, освобождая города и поселки до полной, окончательной победы весной
1945 года.
Тяжело вспоминать нашим ветеранам трудные военные годы, но я всетаки
хочу попросить их немного рассказать нам о военных дорогах.
Воспоминания ветеранов.
В е д у щ а я . Война ни одну семью не обошла стороной. Кто из вас смог бы
рассказать о своем прадедушке?
Ученик рассказывает, показывает фотографии и письма с фронта. Он
читает стихотворение З. Катаевой «Мой дед».
Я тебя не увидел, мой дед,
Только места здесь нет для обид,В гимнастерке партийный билет
Вместе с сердцем навылет пробит.
За любимую землю свою,
Чтобы солнышку вечно сиять,
За березы в родимом краю
Уходил ты тогда воевать.
Все смотрю на знакомый портрет:
Улыбаешься ты, как живой.
Я все думаю, разве ты дед?
Ты совсем у меня молодой.
В е д у щ а я . А сейчас мы послушаем рассказ ветерана о Сталинградской
битве.
Воспоминание ветерана.
В е д у щ а я . Более 70 лет прошло с того времени, когда на месте, где сейчас
стоит наш городгерой Волгоград, шли бои. Окопы заросли травой, город
отстроили заново, но что же нам с вами напоминает о том, что когдато здесь
шли бои?
Дети приводят примеры.
У ч е н и к (читает стихи).
Сто лет пройдет и сто метелиц,
А мы пред ними все в долгу.
Февраль, февраль, солдатский месяц –
Горят гвоздики на снегу.
Е. Долматовский
В е д у щ а я . В этот день в наш город съедутся бывшие фронтовики, чтобы
встретиться со своими друзьямиветеранами, живущими в нашем городе. Им
хочется побывать здесь, где они воевали. Многое им вспомнится сегодня. Это
будет не только радостная встреча, но и печальная, так как очень многих не
будет сегодня с ними, но их невозможно забыть.
Помните!
Через века,
через года –
помните!
О тех, кто уже не придет никогда, –
помните!Не плачьте!
В горле сдержите стоны…
Памяти
павших
будьте достойны.
Р. Рождественский
– А сейчас я попрошу всех встать и минутой молчания почтить память тех,
кто погиб или умер от ран.
Минута молчания.
В е д у щ а я . Я хочу спросить наших гостей, было ли чтото, что скрашивало
нелегкие военные будни?
Рассказы ветеранов.
Дети вместе с преподавателем дополнительного образования исполняют
песни «Журавли» (сл. Р. Гамзатова – перевод Н. Гребнева, муз. Я. Френкеля)
и «Катюша» (сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера).
В е д у щ а я . Ребята, а как мы с вами можем быть достойны памяти тех, кто
погиб, сражаясь за то, чтобы мы сейчас жили в мире, учились, играли?
Ответы детей.
В е д у щ а я . В память об этой встрече мы хотим подарить нашим гостям
цветы и сделать фотографии на память.
Дети дарят цветы ветеранам.
В е д у щ а я . Мы желаем вам крепкого здоровья и долгих лет жизни. Всего вам
доброго. Спасибо вам за все.
Звучит тихая музыка.