Понятие и цели инвентаризации

  • docx
  • 24.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л1-959.docx

Понятие и цели инвентаризации

Инвентаризация – как метод бухучёта насчитывает не менее 6 тысяч лет, однако само слово инвентаризация появилось в 1931 году в журнале «Вестник Академии наук». До этого пользовались другими терминами: проверка, пересчёт, учёт, переучёт и т.д. Инвентаризация от лат. inventarium, что означает опись имущества.

Инвентаризация – это сверка фактического наличия имущества и кредиторской задолженности организации с данными бухучёта. В процессе проведения инвентаризации проверяется и документально подтверждается не только наличие имуществ и обязательств, но также их состояние и оценка.

Инвентаризация – это установление фактического наличия средств и их источников,  произведённых затрат и т.д. путём пересчета остатков  в натуре или проверке учётных записей.

Инвентаризация – это не что иное, как средство установления истины в данных бухучёта. Первичные документы несут информацию о произошедших фактах хозяйственной жизни. Однако бухгалтер оказывается отделён от этих фактов барьером первичной документации. Поэтому инвентаризация позволяет бухгалтеру проверить правильность и полноту отражения в бухгалтерском учёте фактов хозяйственной жизни.

Роль инвентаризации менялась во времени. В эпоху древнего Рима инвентаризация применялась при оценке наследуемого имущества и определения размера налогов на наследство, а впоследствии на имущество. Идеи Жака Савари о контрольной функции инвентаризации (обеспечение сохранности имущества собственника, соответствие фактического наличия данным бухучёта) изложены ещё в 1675 году.

Основными целями инвентаризации являются:

1)      проверка правильности данных текущего учёта и выявление допущенных ошибок;

2)      отражение неучтённых, хозяйственных и финансовых операций;

3)      контроль сохранности имущества;

4)      контроль за полнотой и своевременностью расчётов по хозяйственным договорам и обязательствам, по уплате налогов и сборов;

5)      проверка условий и порядка хранения товаров;

6)      выявление залежавшихся, неходовых, устаревших товаров;

7)      проверка соблюдения принципа материальной ответственности;

8)      проверка состояния учёта и организации движения товарных запасов;

9)      проверка отражения всех хозяйственных операций в документах и  бухучёте.