Понятие воспитуемость и трудновоспитуемость
Оценка 4.9

Понятие воспитуемость и трудновоспитуемость

Оценка 4.9
doc
02.06.2021
Понятие воспитуемость и трудновоспитуемость
Понятие воспитуемость и трудновоспитуемость .docx 2.doc

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Факультет психолого-социальной работы

Кафедра теории и технологии социальной работы

 

 

Самостоятельная работа

 

По дисциплине: Социально-педагогическая деятельность

На тему: «Понятие "воспитуемость" и "трудновоспитуемость"»

 

                                              

 

 

Выполнила студентка 2 курса

заочной формы обучения (группа СБЗ-СРССО-У-2018-1)

Сазонова Алина Сергеевна               

Проверилк.пед.н.,доцент

Семено Анастасия Александровна

 

 

 

 

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Благодаря тому, что я работаю в сфере образования (учителем в школе) я могу с уверенностью сказать, что вопросы воспитания детей являются очень актуальными в наше время. Воспитание – творчество взрослых, в основе которого лежит наука педагогика, возрастная и детская психология. Известно: все на свете имеет свои причины, в том числе и негативные явления в поведении ребенка.

В истории педагогики первым словосочетанием было «дети трудные в воспитательном отношении». В настоящее время существует понятие трудновоспитуемый. Трудновоспитуемый ребенок, который для конкретного воспитателя (воспитателей) представляет определенные сложности. Это проявляется в поведении ребенка, его отношении к другим детям, воспитателю, воспитательному воздействию.

Трудновоспитуемость — сознательное или бессознательное сопротивление ребенка и подростка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психического и социального развития, особенности характера, другие личностные характеристики учащихся (воспитанников), затрудняющие социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных ролей.

Исходя из определения "трудновоспитуемость" можно выделить следующие критерии воспитанности:

Критерии воспитанности – это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива). Оформляются они обычно в виде шкалы наименований.

Критерии воспитанности условно можно подразделить:

  1. на «жесткие» – важные статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи;
  2. «мягкие» – для характеристики школьного воспитания, помогают получить общее представление о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможности проникать вглубь.

Можно выделить две группы критериев воспитанности:

  1. содержательные – связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей;
  2. оценочные – с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества.

Также можно выделить:

  1. общие критерии для диагностики конечных результатов достигнутого уровня воспитанности личности или коллектива;
  2. частные критерии – для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств.

 

 

Трудновоспитуемых детей по степени сопротивляемости и объему затрачиваемых сил и времени на коррекцию возникающих проблем можно разделить на две группы:

1. Трудновоспитуемые, поведение и личность которых поддается достаточно быстрой коррекции. К ним относятся: дети с начальной степенью школьной дезадаптации и дидактогениями; педагогически запущенные дети и дети с начальной неуспеваемостью; дети с хроническими заболеваниями или ослабленным здоровьем; неудачники и изгои, застенчивые, левши, медлительные.

2. Трудновоспитуемые, коррекция нарушений поведения и личности которых требует значительных усилий и времени: бродяги, беспризорники; одаренные, неуспевающие с глубокой степенью запущенности; дети и подростки с нервно-психическими отклонениями, ЗПР; дети детских домов, приемные дети в семьях.

Причины трудновоспитуемости:

o    биологические: наследственная предрасположенность, тяжелая беременность матери и токсикозы, трудные деформирующие роды, физические травмы и инвалидность и др.;

o    социальные (семья, школа, окружающая среда);

o    социально-биологические.

Разберемся в основных понятиях.

Дезадаптация – состояние неспособности приспособиться к изменившимся условиям или преодолеть возникающие трудности.

Дидактогения – негативные психические процессы в структуре личности учащихся (угнетенное состояние, страх, фрустрация), вызванные непрофессиональными педагогическими действиями учителей, родителей, воспитателей и т.п., отрицательно сказывающиеся на деятельности и межличностных отношениях.

Виды дезадаптации: исходя из природы возникновения, характера и степени проявления дезадаптация может быть патогенной, психической и социальной.

Патогенная дезадаптация вызывается отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. По степени и глубине может быть устойчивой, хронической формы (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставание в умственном развитии, дефекты анализаторов) и имеющей пограничный характер (повышенная тревожность, возбудимость, страхи, навязчивые дурные привычки, энурез и т.п.). Среди форм патогенной дезадаптации отдельно выделяются проблемы социальной адаптации умственно отсталых детей.

Психическая дезадаптация связана с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обусловливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требуют индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных психолого-педагогических коррекционных программ, которые могут быть реализованы в условиях общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений. Может быть устойчивой формы (акцентуации характера, снижение порога эмпатийности (умения сочувствовать и сопереживать), индифферентность интересов (безразличие, равнодушие), низкая познавательная активность, дефекты волевой сферы: импульсивность, расторможенность, безволие, податливость чужому влиянию; способные и одаренные дети) и неустойчивой формы (психофизиологические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития ребенка и подростка, неравномерное психическое развитие, состояния, вызванные психотравмирующими обстоятельствами: влюбленность, развод родителей, конфликт с родителями и т.п.).

Социальная дезадаптация – нарушение детьми и подростками норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок. При социальной дезадаптации имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной сторон социализации. Существуют две стадии социальной дезадаптации:  педагогическая и социальная запущенность.

Педагогическая запущенность характеризуется хроническим отставанием по ряду предметов школьной программы, сопротивлением педагогическому воздействию, дерзостью, негативным отношением к учебе, различными социальными проявлениями: сквернословие, курение, хулиганство, пропуски уроков, осложненные конфликтные отношения с учителями, родителями и сверстниками.

Социальная запущенность детей и подростков характеризуется тем, что такие дети не только плохо учатся, имеют хроническую запущенность по предметам учебной программы, оказывают противодействие педагогическим воздействиям, но и имеют очень узкие интересы, у них нет полезных умений и навыков, не формируется профессиональная направленность.

Основные симптомы, являющиеся критериями дезадаптации, – агрессия по отношению к людям, вещам; чрезмерная подвижность, постоянные фантазии, чувство собственной неполноценности, упрямство, неадекватные страхи, сверхчувствительность, неспособность сосредоточиться на работе, неуверенность в принятии решений, повышенная возбудимость и конфликтность, частые эмоциональные расстройства и т.д.

Механизм адаптации и дезадаптации формируется и устанавливается в процессе взросления человека и вхождения его в среду общественных отношений. Следовательно, проблема дезадаптации является особенно важной в детском возрасте, когда эти процессы только устанавливаются, они еще довольно динамичны, слабы и легко поддаются перестройке.

Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении уйти от активной общественной жизни, уклониться от своих гражданских обязанностей и долга, нежелании решать как личные, так и социальные проблемы: уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, попытки суицида. Для них характерна глубокая отчужденность от семьи и школы, формирование и развитие идет под влиянием асоциальных, криминогенных группировок, усвоение групповых норм и ценностей которых приводит к деформации сознания, ценностных ориентации, идеальных установок, системы внутренней регуляции поведения личности.

Социальная дезадаптация – процесс обратимый, т.е. при своевременном вмешательстве и коррекции поведение и развитие детей может вернуться в норму.

Вопросы к теме:

1. Что такое трудновоспитуемость?

2. Какие можно выделить критерии воспитанности?

3. Какие бывают причины трудновоспитуемости?

4. Что такое дезадаптация?

5. Какие основные симптомы дезадаптации можно выделить?

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                      


Список литературы

1.  Немов Р.С. Психология. Книга 2. Психология образования / Р.С. Немов. - Изд.:Владос, 2017. - 737 с.

2. Понятие "воспитуемость" и "трудновоспитуемость". Критерии воспитанности. Виды и методы психологической коррекции [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://infopedia.su/4x3b2.html


 

Скачано с www.znanio.ru

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

Благодаря тому, что я работаю в сфере образования (учителем в школе) я могу с уверенностью сказать, что вопросы воспитания детей являются очень актуальными в наше…

Благодаря тому, что я работаю в сфере образования (учителем в школе) я могу с уверенностью сказать, что вопросы воспитания детей являются очень актуальными в наше…

Трудновоспитуемых детей по степени сопротивляемости и объему затрачиваемых сил и времени на коррекцию возникающих проблем можно разделить на две группы: 1

Трудновоспитуемых детей по степени сопротивляемости и объему затрачиваемых сил и времени на коррекцию возникающих проблем можно разделить на две группы: 1

Социальная дезадаптация – нарушение детьми и подростками норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок

Социальная дезадаптация – нарушение детьми и подростками норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок

Какие можно выделить критерии воспитанности? 3

Какие можно выделить критерии воспитанности? 3

Список литературы 1. Немов

Список литературы 1. Немов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2021