Понятие жанра в песенном творчестве и классификация русских народных песен по жанрам: Лекция по дисциплине «Музыка» (8 класс)

  • Лекции
  • docx
  • 01.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В лекции дано определение жанра, песенного жанра, проводится классификация песенных жанров. Приведены примеры отдельных песенных жанров
Иконка файла материала Понятие жанра в песенном творчестве и классификация русских народных песен по жанрам.docx

Леонтьева И.А.

Понятие жанра в песенном творчестве и классификация русских народных песен по жанрам: Лекция по дисциплине «Музыка» (8 класс)

 

Понятие жанра песни

Понятие «народное творчество» охватывает богатые и разнообразные по своему образцу и идейно-эмоциональному содержанию поэтические и музыкальные произведения устной традиции, созданные и исполняемые русским народом [6, c. 7] (наряду с этим существует и прикладное народное творчество).

Народное музыкальное творчество ¾ уникальное явление художественной культуры социума, отражающее национальное художественное сознание и менталитет того или иного народа. К области собственно музыкального народного творчества относятся различные виды народного искусства, связанные с напевным интонированием, с песенным началом: песни, эпические сказы, причитанья, трудовые припевки, частушки и другое, а также разнообразные инструментальные наигрыши, исполняемые на народных инструментах. Произведения русской традиции, не связанные с песенным началом (или лишь частично с ним соприкасающиеся), составляют область народной словесности: сказки, бывальщины, легенды, загадки, пословицы, поговорки, народные комедии и драмы и др. [7, c. 7].

Жанр (от фр. genre — род) — общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Жанр поэтический — определённый вид литературного произведения. Основными жанрами можно считать эпический, лирический и драматический, но вернее прилагать этот термин к отдельным их разновидностям. Всякий литературный жанр, обладая лишь ему присущими особенностями, прошёл и проходит известные пути в своём развитии, почему одной из основных задач поэтики является с одной стороны уяснение этих особенностей, а с другой — изучение их состояний в различные эпохи в связи с их эволюцией.

Музыкальные жанры ¾ исторически сложившиеся разновидности музыкальных произведений, определяемые условиями их бытования (сочинения и исполнения) составом исполнителей, особенностями содержания и структуры. В более узком смысле под жанром подразумевают разновидности одного и того же типа произведений. Вместе с музыкальными жанрами существуют вокальные жанры. Песня ¾ простой, доступный вид вокальной музыки, объединяющий поэтический и музыкальный текст в единый песенный образ. Песни различают по жанрам, видам, складу, формам исполнения. Различают песни профессиональные, написанные в народном духе и народные.

Понятие «жанр» в применении к русскому народному музыкальному творчеству означает род, вид или разновидность музыкального фольклора, обладающих существенными общими чертами музыкально-стиховой структуры и музыкально-поэтической образности в связи со сходной общественной и художественной функцией.

Народная песня ¾ небольшое, обычно куплетное (строфическое) музыкально-поэтическое произведение, основной вид народного художественного  творчества.

Народная песня — музыкально-поэтическая (синкретичная) форма фольклора, поскольку  в ней сочетаются два вида искусства: музыка и поэзия. В то же время песня могла бытовать в единстве не только инструменталь­ной музыкой, но и с танцем, драматической игрой. В традиционном фольклоре текст песни и её мелодия создавались одновременно, вместе с тем на одну мелодию могли исполняться разные тек­сты (например, былины, частушки) и даже разные жанры (песни величальные и корильные), а один и тот же текст песни мог быть распет на разные мелодии.

Народная песня оказалась необычно устойчивой формой художественного творчества. Зародившись несколько тысячелетий назад, народная песня существует и в наши дни, во многом благодаря тому, что отражает черты национального характера, отношение людей к окружающей действительности, к родной природе, к семье, к происходящим историческим событиям.

Песенные жанры и их характеристика

Народные песни различают­ся по времени происхождения, особенностям бытования, музыкальному стилю, манере исполнения: протяжно-распевные или быстрые; мажорные или ми­норные; одноголосные или многоголосные (хоровые). Русские песни бесконечно разнообразны по содержанию, мелодическому стилю, музыкальным формам, что даёт возможность говорить о песенных жанрах.

У каждого жанра есть своя функция, своя поэтика, своеобразная манера исполне­ния. Собранный в разное время в разных местах России фольклорно-этнографический материал крайне неоднороден по качеству записей песенных текстов, чрезвычайно разнооб­разен по их происхождению, содержанию, особенностям бы­тования и другим характерным чертам. Это позволяет исследователям-фольклористам подразделить народные песни на жанровые разновидности.

Так, одни исследователи в видово-жанровой структуре народных песен различают    песни:    эпические,        лирические, лироэпические, лирико-драматические;  трудовые; обрядовые, внеобрядовые [1, с. 10].

Другие авторы различают следующие формы (жанры) народной песни: эпические, исторические, революционные, рекрутские, обрядовые, трудовые, лирические, хороводные, игровые, плясовые, сатирические [2, c. 12; 8, с. 59].

Третьи исследователи-фольклористы предлагают подразделять жанровые разновидности народных песен на: любовные, семейно-бытовые, тру­довые, казацкие, солдатские, рекрутские, темничные, тюремные, аре­стантские, юмористические и шуточные, обрядовые, календарные, свадебные песни, игровые песни-действия [4, с. 179; 5, с. 25].

Старейшими образцами народной лирики являются любовные песни. Они проникнуты элегически-трагическим настроением и обнаруживают типичные коллизии, происхо­дящие из-за неразделённой или позабытой и преданной любви между юношей и девушкой (они именуются как «свет же мой добрый молодец»; «надежа мой милой друг», «дородный добрый молодец» и «красна девка», «девица красная», «душа-девица», «младенечка» и т.д.). Рисуется идеализированный портрет любимого:

«Краше был Краснова золота,

Дороже был чистого жемчуга...

Очам был как ясен сокол.

Лицом он был как белый снег,

Чёрны кудри шапкою...».

Для сюжета любовных песен характерно, чтобы и девица, и молодец равно совершали традиционные символи­ческие действия:

«Настругал милой стружек из калиновых стрелок,

Ой, расклал из них огни на моих белых грудях.

Загорелась искра к ретивому сердцу близко» [5, c. 178].

Семейные песни построены на неразрешимом (зачастую ведущем к гибели) конфликте между мужем и женой, мачехой и падчерицей отцом и взрослым сыном, братьями и сестрой, свекровью и невесткой либо описывают несчастную вдовью или сиротскую судьбу. Сюжет этих песен трагичен. В семейных песнях возникают отрицательно-оценочные, оскорбительные эпитеты: «лиха-злая мачеха», «лютая свекровушка», «худая жена», «постылый муж», «баба пьяная, шельма похмельная» [4, c. 181].

Нередко народные песни делят на обрядовые и внеобрядовые.

Песня обрядовая — название песен разных жанров, органически входивших в традиционные народные обряды. Обрядовые песни — древнейший пласт музыкально-поэтического фольклора. Во многих обрядах обрядовые песни занимали ведущее место, сочетая магическую, утилитарно-практическую и художественную функции [3, c. 5].

Обрядовые песни исполнялись хором.

Ритуальные обрядовые песни отражали сам обряд, способствовали его формированию и реализации.

Закликальные обрядовые песни были магическим обращением к силам природы с целью получить благополучие в хозяйстве и семье (рис. 1).

В величальных песнях поэтически идеализировались, ославлялись участники ритуала: реальные люди или мифологические образы (рис. 2).

Противоположны величальным были корильные песни, которые высмеивали участников ритуала, нередко в гротескной форме; их содержание было юмористическим или сатирическим.

Игровые и хороводные обрядовые песни испол­нялись во время различных молодёжных игр и в хороводах; в них описывались и сопровождались имитацией полевые работы, разыгрывались семейные сцены (например, сватовство). Последние строятся из двух, трёх и более частей, в них используются диалоги, монологи-обращения, повелительно-восклицательные интонации, эмоциональность тона (радость, оптимистичность, восторженность), они рассчитаны на зрительное восприятие, зрелищны и впечатляют своим размахом. Со временем песни-действия стали восприниматься как забава, найдя своё применение в развлекательных программах.

Лирические обрядовые песни — наиболее позднее явление в обряде. Их главное назначение — выражать мысли, чувства и настроения. Благодаря лирическим песням создавался определённый эмоциональный колорит, утверждалась традиционная этика.

Особым типом являются обходные обрядовые песни, выделяемые только по одному признаку: их исполняли во время обрядовых обходов дворов [3, c. 55].

Одну из отличительных черт календарных песен со­ставляет их приуроченность к определённым датам календаря (например, ко дню весеннего равноденствия, к кануну зимне­го солнцеворота в ночь с 24 на 25 декабря) или же к какому-либо времени года: к весне, началу или концу лета. Некото­рые виды календарных песен исполнялись в период сельских работ: весенней пахоты, покоса, жатвы. Одни из них были приурочены к сельским работам, другие сопровождали раз­личные стороны общественного быта крестьян и горожан, в частности народные праздники земледельческого календаря, а также весенние хороводные игры молодежи. Центральная тема в календарном песенном творчестве ¾ земледельческий труд и те явления природы, от которых зависел успех труда. На протяжении многих веков народные певцы создали целую систему поэтических образов, отразив в них разнообразные стороны родной природы. Некоторые из календарных песен исполнялись во время тех или иных полевых работ: в период покоса, жатвы Особый интерес представляют жатвенные песни. В своих поэтических образах они отразили конкрет­ную обстановку «страды» ¾ тяжёлой и напряжённой убороч­ной работы [5, c. 186].

Песня внеобрядовая ¾ общее обозначение огромного числа песен, исполнение которых не зависело от народных обрядов. Внеобрядовые песни относятся к разным жанрам фольклора и являются эпическими, лирическими, лиро-эпическими [5, c. 12].

Классификация внеобрядовых лирических песен: любовные, семейно-бытовые, солдатские (рекрутские, казачьи) (рис. 3), арестантские, шуточные, трудовые; городские песни (рис. 4), романсы, баллады.

Казацкие, солдатские, рекрутские песни относятся к единой группе военных песнопений, несколько различаясь тематически и по времени возникновения и активного быто­вания. Интересно, что все эти жанровые дефиниции основаны на заимствованных исходных терминах, хотя и прочно во­шедших в русский язык. Тематика казацких, солдатских и рекрутских песен многообразна, проводы рекрута в армию, прощание с родны­ми и любимой, определение годности парня к армейской службе и последовательность прохождения этапов рекрутско­го набора, горькая участь новобранца, разлука с милой и трудность передачи весточки в армию, горечь известия о не­верности невесты или измены супруги, описание военных походов и баталий, возвращение солдата после службы домой или гибель казака на чужбине. В военных песнях отражались русская история и национальный характер, поэтому именно они наиболее интересны и показательны для иностранцев [5, c. 184]. Например, русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки» в исполнении ансамбля имени А.В. Александрова, солист В. Русланов.

Жанры городских песен: романсы, лирико-повествовательные песни, баллады, плясовые, героико-патриотические, походно-солдатские, застольные, студенческие.

Песня авторская, или песня бардовская (от кельтск. Ваrd — поэт-певец у древних кельтов) — современная полупрофессиональная-полу­фольклорная форма песенного творчества, которая начала развиваться примерно с 1960-х гг. в городской среде. Бард нового времени — поэт, музыкант и исполнитель собственных песен. Авторские песни часто поются под акком­панемент гитары. Как и в фольклоре, в авторской песне слиты поэзия и музыка, творчество и исполнение. Проникая в устный репертуар, авторские песни варьируются и не­редко бытуют как анонимные. Известны авторские песни 1960–1970-х гг., созданные геологами, туристами, — они наполнены романтическим восприятием дейст­вительности. Для большинства авторских песен характерно проникновенное лирическое начало, отображение чувств современного человека, что может сочетаться с иронией — в так называемых интеллектуальных авторских песнях (Б. Окуджава, Ю. Ким). Довольно часто, особенно в советский период, авторские песни обращались к общест­венно-политическим темам, и тогда они становились сатирическими (В. Вы­соцкий).

Авторские песни продолжают создаваться и в наши дни. В 1980─1990-х гг. широкое распространение в молодёжной среде получили анонимные песни, сочинённые солдатами и офицерами, воевавшими в Афганистане и Чеч­не. В этих песнях отчётливо выражено трагическое начало, на фоне которого обостряется осознание вечных жизненных ценностей: красоты природы и радости бытия, любви к России, любви к матери, преданности товарищам по оружию, верности любимой девушке. Авторские песни распространяются как устным путём, так и с помощью аудиозаписей, на электронных носителях.

Детский фольклор ¾ специфическая область устного художественного творчества, имеющая, в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Общий, родовой признак детского фольклора ¾ соотнесение художественного текста с игрой.

Таким образом, собранный в разное время в разных местах России фольклорно-этнографический материал крайне неоднороден по качеству записей песенных текстов, чрезвычайно разнооб­разен по их происхождению, содержанию, особенностям бы­тования и другим характерным чертам. Это позволяет иссле­дователям-фольклористам подразделить народные песни на жанровые разновидности: любовные, семейно-бытовые, тру­довые, казацкие, солдатские, рекрутские, темничные, тюремные, аре­стантские, юмористические и шуточные, а также обрядовые (календарные и свадебные песни) и внеобрядовые.

 

Литература

1.   Асафьев, Б.В. О народной музыке / Б.В. Асафьев. ¾ Л.: Музыка, 1987. ¾ 247 с.

2.   Каргин, А.С. НХК: учебник / А.С. Каргин. ― М.: ГРЦ Русского фольклора, 1997. ¾ 288 с.

3.   Круглов, Ю.Г. Русские обрядовые песни / Ю.Г. Круглов. ¾ М.: Высшая школа, 1982. ¾ 272 с.

4.   Народная художественная культура: учебник / под общ. ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. ¾ М.: МГУКИ, 2000. ¾ 344 с.

5.   Народное музыкальное творчество: учебное пособие / Ю.А.Толмачев. ¾ Тамбов: Изд-во Тамб. гос.техн. ун-та, 2006.  ¾ 120 с.

6.   Попова, Т. Основы русской народной музыки / Т. Попова. ¾ М.: Музыка, 1977. ¾ 224 с.

7.   Попова, Т.В. Русское народное музыкальное творчество / Т.В.  Попова. ¾ М.: Музгиз, 1955. ¾ 240 с.

8.   Третьякова, Т.Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие / Т.Н. Третьякова. ¾ М.: Академия, 2008. ¾ 271 с.

 


 

Наглядные материалы. Словарь терминов

Жанр (от фр. genre — род) — общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Жанр поэтический — определённый вид литературного произведения. Основными жанрами можно считать эпический, лирический и драматический, но вернее прилагать этот термин к отдельным их разновидностям.

Музыкально-песенный жанр ¾ исторически сложившиеся разновидности вокально-музыкальных произведений, определяемые условиями их бытования (сочинения и исполнения) составом исполнителей, особенностями содержания и структуры.

Народная песня ¾ небольшое, обычно куплетное (строфическое) музыкально-поэтическое произведение, основной вид народного художественного  творчества; музыкально-поэтическая (синкретичная) форма фольклора, в которой сочетаются два вида искусства: музыка и поэзия, но в то же время песня могла бытовать в единстве не только инструменталь­ной музыкой, но и с танцем, драматической игрой.

Народное музыкальное творчество ¾ уникальное явление художественной культуры социума, отражающее национальное художественное сознание и менталитет того или иного народа. К области собственно музыкального народного творчества относятся различные виды народного искусства, связанные с напевным интонированием, с печенным началом: песни, эпические сказы, причитанья, трудовые припевки, частушки и другое, а также разнообразные инструментальные наигрыши, исполняемые на народных инструментах.

Песня внеобрядовая ¾ общее обозначение огромного числа песен, исполнение которых не зависело от народных обрядов. Внеобрядовые песни относятся к разным жанрам фольклора и являются эпическими, лирическими, лиро-эпическими.

Песня  обрядовая ¾ название песен разных жанров, органически входивших в традиционные народные обряды. Обрядовые песни — древнейший пласт музыкально-поэтического фольклора. Во многих обрядах обрядовые песни занимали ведущее место, сочетая магическую, утилитарно-практическую и художественную функции.

Региональная (местная) традиция в народном песенном творчестве ¾ совокупность условий бытования, черт стиля и приёмов исполнения, придающих своеобразие и характерные отличительные свойства песенному фольклору определённого народа в одной ограниченной местности.

 

Приложение. Наглядные материалы

Рисунок 1 ¾ Обрядовая закликальная песня [8, c. 188]

Рисунок 2 ¾ Обрядовая величальная песня [8, c. 190]

Рисунок 3 ¾ Жанр солдатской песни [7, c. 180]

 


 

Рисунок 4 ¾ Жанр городской песни [7, c. 177]


 

Скачано с www.znanio.ru