Понятие жанра в песенном творчестве и классификация русских народных песен по жанрам: Лекция по дисциплине «Музыка» (8 класс)
Оценка 4.6

Понятие жанра в песенном творчестве и классификация русских народных песен по жанрам: Лекция по дисциплине «Музыка» (8 класс)

Оценка 4.6
Лекции
docx
искусство +2
8 кл
01.05.2020
Понятие жанра в песенном творчестве и классификация русских народных песен по жанрам: Лекция по дисциплине «Музыка» (8 класс)
В лекции дано определение жанра, песенного жанра, проводится классификация песенных жанров. Приведены примеры отдельных песенных жанров
Понятие жанра в песенном творчестве и классификация русских народных песен по жанрам.docx

Леонтьева И.А.

Понятие жанра в песенном творчестве и классификация русских народных песен по жанрам: Лекция по дисциплине «Музыка» (8 класс)

 

Понятие жанра песни

Понятие «народное творчество» охватывает богатые и разнообразные по своему образцу и идейно-эмоциональному содержанию поэтические и музыкальные произведения устной традиции, созданные и исполняемые русским народом [6, c. 7] (наряду с этим существует и прикладное народное творчество).

Народное музыкальное творчество ¾ уникальное явление художественной культуры социума, отражающее национальное художественное сознание и менталитет того или иного народа. К области собственно музыкального народного творчества относятся различные виды народного искусства, связанные с напевным интонированием, с песенным началом: песни, эпические сказы, причитанья, трудовые припевки, частушки и другое, а также разнообразные инструментальные наигрыши, исполняемые на народных инструментах. Произведения русской традиции, не связанные с песенным началом (или лишь частично с ним соприкасающиеся), составляют область народной словесности: сказки, бывальщины, легенды, загадки, пословицы, поговорки, народные комедии и драмы и др. [7, c. 7].

Жанр (от фр. genre — род) — общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Жанр поэтический — определённый вид литературного произведения. Основными жанрами можно считать эпический, лирический и драматический, но вернее прилагать этот термин к отдельным их разновидностям. Всякий литературный жанр, обладая лишь ему присущими особенностями, прошёл и проходит известные пути в своём развитии, почему одной из основных задач поэтики является с одной стороны уяснение этих особенностей, а с другой — изучение их состояний в различные эпохи в связи с их эволюцией.

Музыкальные жанры ¾ исторически сложившиеся разновидности музыкальных произведений, определяемые условиями их бытования (сочинения и исполнения) составом исполнителей, особенностями содержания и структуры. В более узком смысле под жанром подразумевают разновидности одного и того же типа произведений. Вместе с музыкальными жанрами существуют вокальные жанры. Песня ¾ простой, доступный вид вокальной музыки, объединяющий поэтический и музыкальный текст в единый песенный образ. Песни различают по жанрам, видам, складу, формам исполнения. Различают песни профессиональные, написанные в народном духе и народные.

Понятие «жанр» в применении к русскому народному музыкальному творчеству означает род, вид или разновидность музыкального фольклора, обладающих существенными общими чертами музыкально-стиховой структуры и музыкально-поэтической образности в связи со сходной общественной и художественной функцией.

Народная песня ¾ небольшое, обычно куплетное (строфическое) музыкально-поэтическое произведение, основной вид народного художественного  творчества.

Народная песня — музыкально-поэтическая (синкретичная) форма фольклора, поскольку  в ней сочетаются два вида искусства: музыка и поэзия. В то же время песня могла бытовать в единстве не только инструменталь­ной музыкой, но и с танцем, драматической игрой. В традиционном фольклоре текст песни и её мелодия создавались одновременно, вместе с тем на одну мелодию могли исполняться разные тек­сты (например, былины, частушки) и даже разные жанры (песни величальные и корильные), а один и тот же текст песни мог быть распет на разные мелодии.

Народная песня оказалась необычно устойчивой формой художественного творчества. Зародившись несколько тысячелетий назад, народная песня существует и в наши дни, во многом благодаря тому, что отражает черты национального характера, отношение людей к окружающей действительности, к родной природе, к семье, к происходящим историческим событиям.

Песенные жанры и их характеристика

Народные песни различают­ся по времени происхождения, особенностям бытования, музыкальному стилю, манере исполнения: протяжно-распевные или быстрые; мажорные или ми­норные; одноголосные или многоголосные (хоровые). Русские песни бесконечно разнообразны по содержанию, мелодическому стилю, музыкальным формам, что даёт возможность говорить о песенных жанрах.

У каждого жанра есть своя функция, своя поэтика, своеобразная манера исполне­ния. Собранный в разное время в разных местах России фольклорно-этнографический материал крайне неоднороден по качеству записей песенных текстов, чрезвычайно разнооб­разен по их происхождению, содержанию, особенностям бы­тования и другим характерным чертам. Это позволяет исследователям-фольклористам подразделить народные песни на жанровые разновидности.

Так, одни исследователи в видово-жанровой структуре народных песен различают    песни:    эпические,        лирические, лироэпические, лирико-драматические;  трудовые; обрядовые, внеобрядовые [1, с. 10].

Другие авторы различают следующие формы (жанры) народной песни: эпические, исторические, революционные, рекрутские, обрядовые, трудовые, лирические, хороводные, игровые, плясовые, сатирические [2, c. 12; 8, с. 59].

Третьи исследователи-фольклористы предлагают подразделять жанровые разновидности народных песен на: любовные, семейно-бытовые, тру­довые, казацкие, солдатские, рекрутские, темничные, тюремные, аре­стантские, юмористические и шуточные, обрядовые, календарные, свадебные песни, игровые песни-действия [4, с. 179; 5, с. 25].

Старейшими образцами народной лирики являются любовные песни. Они проникнуты элегически-трагическим настроением и обнаруживают типичные коллизии, происхо­дящие из-за неразделённой или позабытой и преданной любви между юношей и девушкой (они именуются как «свет же мой добрый молодец»; «надежа мой милой друг», «дородный добрый молодец» и «красна девка», «девица красная», «душа-девица», «младенечка» и т.д.). Рисуется идеализированный портрет любимого:

«Краше был Краснова золота,

Дороже был чистого жемчуга...

Очам был как ясен сокол.

Лицом он был как белый снег,

Чёрны кудри шапкою...».

Для сюжета любовных песен характерно, чтобы и девица, и молодец равно совершали традиционные символи­ческие действия:

«Настругал милой стружек из калиновых стрелок,

Ой, расклал из них огни на моих белых грудях.

Загорелась искра к ретивому сердцу близко» [5, c. 178].

Семейные песни построены на неразрешимом (зачастую ведущем к гибели) конфликте между мужем и женой, мачехой и падчерицей отцом и взрослым сыном, братьями и сестрой, свекровью и невесткой либо описывают несчастную вдовью или сиротскую судьбу. Сюжет этих песен трагичен. В семейных песнях возникают отрицательно-оценочные, оскорбительные эпитеты: «лиха-злая мачеха», «лютая свекровушка», «худая жена», «постылый муж», «баба пьяная, шельма похмельная» [4, c. 181].

Нередко народные песни делят на обрядовые и внеобрядовые.

Песня обрядовая — название песен разных жанров, органически входивших в традиционные народные обряды. Обрядовые песни — древнейший пласт музыкально-поэтического фольклора. Во многих обрядах обрядовые песни занимали ведущее место, сочетая магическую, утилитарно-практическую и художественную функции [3, c. 5].

Обрядовые песни исполнялись хором.

Ритуальные обрядовые песни отражали сам обряд, способствовали его формированию и реализации.

Закликальные обрядовые песни были магическим обращением к силам природы с целью получить благополучие в хозяйстве и семье (рис. 1).

В величальных песнях поэтически идеализировались, ославлялись участники ритуала: реальные люди или мифологические образы (рис. 2).

Противоположны величальным были корильные песни, которые высмеивали участников ритуала, нередко в гротескной форме; их содержание было юмористическим или сатирическим.

Игровые и хороводные обрядовые песни испол­нялись во время различных молодёжных игр и в хороводах; в них описывались и сопровождались имитацией полевые работы, разыгрывались семейные сцены (например, сватовство). Последние строятся из двух, трёх и более частей, в них используются диалоги, монологи-обращения, повелительно-восклицательные интонации, эмоциональность тона (радость, оптимистичность, восторженность), они рассчитаны на зрительное восприятие, зрелищны и впечатляют своим размахом. Со временем песни-действия стали восприниматься как забава, найдя своё применение в развлекательных программах.

Лирические обрядовые песни — наиболее позднее явление в обряде. Их главное назначение — выражать мысли, чувства и настроения. Благодаря лирическим песням создавался определённый эмоциональный колорит, утверждалась традиционная этика.

Особым типом являются обходные обрядовые песни, выделяемые только по одному признаку: их исполняли во время обрядовых обходов дворов [3, c. 55].

Одну из отличительных черт календарных песен со­ставляет их приуроченность к определённым датам календаря (например, ко дню весеннего равноденствия, к кануну зимне­го солнцеворота в ночь с 24 на 25 декабря) или же к какому-либо времени года: к весне, началу или концу лета. Некото­рые виды календарных песен исполнялись в период сельских работ: весенней пахоты, покоса, жатвы. Одни из них были приурочены к сельским работам, другие сопровождали раз­личные стороны общественного быта крестьян и горожан, в частности народные праздники земледельческого календаря, а также весенние хороводные игры молодежи. Центральная тема в календарном песенном творчестве ¾ земледельческий труд и те явления природы, от которых зависел успех труда. На протяжении многих веков народные певцы создали целую систему поэтических образов, отразив в них разнообразные стороны родной природы. Некоторые из календарных песен исполнялись во время тех или иных полевых работ: в период покоса, жатвы Особый интерес представляют жатвенные песни. В своих поэтических образах они отразили конкрет­ную обстановку «страды» ¾ тяжёлой и напряжённой убороч­ной работы [5, c. 186].

Песня внеобрядовая ¾ общее обозначение огромного числа песен, исполнение которых не зависело от народных обрядов. Внеобрядовые песни относятся к разным жанрам фольклора и являются эпическими, лирическими, лиро-эпическими [5, c. 12].

Классификация внеобрядовых лирических песен: любовные, семейно-бытовые, солдатские (рекрутские, казачьи) (рис. 3), арестантские, шуточные, трудовые; городские песни (рис. 4), романсы, баллады.

Казацкие, солдатские, рекрутские песни относятся к единой группе военных песнопений, несколько различаясь тематически и по времени возникновения и активного быто­вания. Интересно, что все эти жанровые дефиниции основаны на заимствованных исходных терминах, хотя и прочно во­шедших в русский язык. Тематика казацких, солдатских и рекрутских песен многообразна, проводы рекрута в армию, прощание с родны­ми и любимой, определение годности парня к армейской службе и последовательность прохождения этапов рекрутско­го набора, горькая участь новобранца, разлука с милой и трудность передачи весточки в армию, горечь известия о не­верности невесты или измены супруги, описание военных походов и баталий, возвращение солдата после службы домой или гибель казака на чужбине. В военных песнях отражались русская история и национальный характер, поэтому именно они наиболее интересны и показательны для иностранцев [5, c. 184]. Например, русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки» в исполнении ансамбля имени А.В. Александрова, солист В. Русланов.

Жанры городских песен: романсы, лирико-повествовательные песни, баллады, плясовые, героико-патриотические, походно-солдатские, застольные, студенческие.

Песня авторская, или песня бардовская (от кельтск. Ваrd — поэт-певец у древних кельтов) — современная полупрофессиональная-полу­фольклорная форма песенного творчества, которая начала развиваться примерно с 1960-х гг. в городской среде. Бард нового времени — поэт, музыкант и исполнитель собственных песен. Авторские песни часто поются под акком­панемент гитары. Как и в фольклоре, в авторской песне слиты поэзия и музыка, творчество и исполнение. Проникая в устный репертуар, авторские песни варьируются и не­редко бытуют как анонимные. Известны авторские песни 1960–1970-х гг., созданные геологами, туристами, — они наполнены романтическим восприятием дейст­вительности. Для большинства авторских песен характерно проникновенное лирическое начало, отображение чувств современного человека, что может сочетаться с иронией — в так называемых интеллектуальных авторских песнях (Б. Окуджава, Ю. Ким). Довольно часто, особенно в советский период, авторские песни обращались к общест­венно-политическим темам, и тогда они становились сатирическими (В. Вы­соцкий).

Авторские песни продолжают создаваться и в наши дни. В 1980─1990-х гг. широкое распространение в молодёжной среде получили анонимные песни, сочинённые солдатами и офицерами, воевавшими в Афганистане и Чеч­не. В этих песнях отчётливо выражено трагическое начало, на фоне которого обостряется осознание вечных жизненных ценностей: красоты природы и радости бытия, любви к России, любви к матери, преданности товарищам по оружию, верности любимой девушке. Авторские песни распространяются как устным путём, так и с помощью аудиозаписей, на электронных носителях.

Детский фольклор ¾ специфическая область устного художественного творчества, имеющая, в отличие от фольклора взрослых, свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Общий, родовой признак детского фольклора ¾ соотнесение художественного текста с игрой.

Таким образом, собранный в разное время в разных местах России фольклорно-этнографический материал крайне неоднороден по качеству записей песенных текстов, чрезвычайно разнооб­разен по их происхождению, содержанию, особенностям бы­тования и другим характерным чертам. Это позволяет иссле­дователям-фольклористам подразделить народные песни на жанровые разновидности: любовные, семейно-бытовые, тру­довые, казацкие, солдатские, рекрутские, темничные, тюремные, аре­стантские, юмористические и шуточные, а также обрядовые (календарные и свадебные песни) и внеобрядовые.

 

Литература

1.   Асафьев, Б.В. О народной музыке / Б.В. Асафьев. ¾ Л.: Музыка, 1987. ¾ 247 с.

2.   Каргин, А.С. НХК: учебник / А.С. Каргин. ― М.: ГРЦ Русского фольклора, 1997. ¾ 288 с.

3.   Круглов, Ю.Г. Русские обрядовые песни / Ю.Г. Круглов. ¾ М.: Высшая школа, 1982. ¾ 272 с.

4.   Народная художественная культура: учебник / под общ. ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. ¾ М.: МГУКИ, 2000. ¾ 344 с.

5.   Народное музыкальное творчество: учебное пособие / Ю.А.Толмачев. ¾ Тамбов: Изд-во Тамб. гос.техн. ун-та, 2006.  ¾ 120 с.

6.   Попова, Т. Основы русской народной музыки / Т. Попова. ¾ М.: Музыка, 1977. ¾ 224 с.

7.   Попова, Т.В. Русское народное музыкальное творчество / Т.В.  Попова. ¾ М.: Музгиз, 1955. ¾ 240 с.

8.   Третьякова, Т.Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие / Т.Н. Третьякова. ¾ М.: Академия, 2008. ¾ 271 с.

 


 

Наглядные материалы. Словарь терминов

Жанр (от фр. genre — род) — общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. Жанр поэтический — определённый вид литературного произведения. Основными жанрами можно считать эпический, лирический и драматический, но вернее прилагать этот термин к отдельным их разновидностям.

Музыкально-песенный жанр ¾ исторически сложившиеся разновидности вокально-музыкальных произведений, определяемые условиями их бытования (сочинения и исполнения) составом исполнителей, особенностями содержания и структуры.

Народная песня ¾ небольшое, обычно куплетное (строфическое) музыкально-поэтическое произведение, основной вид народного художественного  творчества; музыкально-поэтическая (синкретичная) форма фольклора, в которой сочетаются два вида искусства: музыка и поэзия, но в то же время песня могла бытовать в единстве не только инструменталь­ной музыкой, но и с танцем, драматической игрой.

Народное музыкальное творчество ¾ уникальное явление художественной культуры социума, отражающее национальное художественное сознание и менталитет того или иного народа. К области собственно музыкального народного творчества относятся различные виды народного искусства, связанные с напевным интонированием, с печенным началом: песни, эпические сказы, причитанья, трудовые припевки, частушки и другое, а также разнообразные инструментальные наигрыши, исполняемые на народных инструментах.

Песня внеобрядовая ¾ общее обозначение огромного числа песен, исполнение которых не зависело от народных обрядов. Внеобрядовые песни относятся к разным жанрам фольклора и являются эпическими, лирическими, лиро-эпическими.

Песня  обрядовая ¾ название песен разных жанров, органически входивших в традиционные народные обряды. Обрядовые песни — древнейший пласт музыкально-поэтического фольклора. Во многих обрядах обрядовые песни занимали ведущее место, сочетая магическую, утилитарно-практическую и художественную функции.

Региональная (местная) традиция в народном песенном творчестве ¾ совокупность условий бытования, черт стиля и приёмов исполнения, придающих своеобразие и характерные отличительные свойства песенному фольклору определённого народа в одной ограниченной местности.

 

Приложение. Наглядные материалы

Рисунок 1 ¾ Обрядовая закликальная песня [8, c. 188]

Рисунок 2 ¾ Обрядовая величальная песня [8, c. 190]

Рисунок 3 ¾ Жанр солдатской песни [7, c. 180]

 


 

Рисунок 4 ¾ Жанр городской песни [7, c. 177]


 

Скачано с www.znanio.ru

Леонтьева И.А. Понятие жанра в песенном творчестве и классификация русских народных песен по жанрам:

Леонтьева И.А. Понятие жанра в песенном творчестве и классификация русских народных песен по жанрам:

Музыкальные жанры ¾ исторически сложившиеся разновидности музыкальных произведений, определяемые условиями их бытования (сочинения и исполнения) составом исполнителей, особенностями содержания и структуры

Музыкальные жанры ¾ исторически сложившиеся разновидности музыкальных произведений, определяемые условиями их бытования (сочинения и исполнения) составом исполнителей, особенностями содержания и структуры

Народная песня оказалась необычно устойчивой формой художественного творчества

Народная песня оказалась необычно устойчивой формой художественного творчества

Старейшими образцами народной лирики являются любовные песни

Старейшими образцами народной лирики являются любовные песни

Обрядовые песни исполнялись хором

Обрядовые песни исполнялись хором

Одну из отличительных черт календарных песен со­ставляет их приуроченность к определённым датам календаря (например, ко дню весеннего равноденствия, к кануну зимне­го солнцеворота в ночь с…

Одну из отличительных черт календарных песен со­ставляет их приуроченность к определённым датам календаря (например, ко дню весеннего равноденствия, к кануну зимне­го солнцеворота в ночь с…

В военных песнях отражались русская история и национальный характер, поэтому именно они наиболее интересны и показательны для иностранцев [5 , c

В военных песнях отражались русская история и национальный характер, поэтому именно они наиболее интересны и показательны для иностранцев [5 , c

Афганистане и Чеч­не. В этих песнях отчётливо выражено трагическое начало, на фоне которого обостряется осознание вечных жизненных ценностей: красоты природы и радости бытия, любви к

Афганистане и Чеч­не. В этих песнях отчётливо выражено трагическое начало, на фоне которого обостряется осознание вечных жизненных ценностей: красоты природы и радости бытия, любви к

Народное музыкальное творчество: учебное пособие /

Народное музыкальное творчество: учебное пособие /

Наглядные материалы. Словарь терминов

Наглядные материалы. Словарь терминов

Приложени е. Наглядные материалы

Приложени е. Наглядные материалы

Рисунок 3 ¾ Жанр солдатской песни [7, c

Рисунок 3 ¾ Жанр солдатской песни [7, c

Рисунок 4 ¾ Жанр городской песни [7, c

Рисунок 4 ¾ Жанр городской песни [7, c
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2020