Понятие о реабилитации и ее виды. Общая характеристика средств физической реабилитации.
а) предупреждению осложнений, вызванных гиподинамией;
б) анатомическому и функциональному восстановлению тканей;
в)восстановлению работоспособности, либо формированию заместительных функций.
ЛФК отлична от других методов лечения:
Активным участие больного в лечении;
ЛФК оказывает воспитательное влияние, дисциплинирует, приучает к санитарно-гигиеническим навыкам.
ЛФК - это метод общего воздействия на организм.
У больных с заболеванием внутренних органов (сердца, легких, желудочно-кишечного тракта) ЛФК является патогенетической терапией, т.к. в развитии болезни лежат и физиологические механизмы.
ЛФК - метод функциональной терапии, стимулирующей различные системы, систематические тренировки приводят к функциональной адаптации к новым условиям, повышенным нагрузкам.
При различных заболеваниях, стимулируя физиологические процессы, является мощным профилактическим средством против возникновения осложнений, вызванных как самой болезнью, так и нарушением режима (застойные явления, гиподинамия и т.д.).
ЛФК является связующим звеном между режимом больного в стационаре и его бытом и профессией.
ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 2»
ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 2»
Коломенский филиал
Коломенский филиал
ПМ 02. УЧАСТИЕ В
ПРОЦЕССАХ
специальность
34.02.01. Сестринское дело
(базовая подготовка)
ЛЕЧЕБНОДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ
Составитель: :
Преподаватель Лютенберг Н.С.
Коломна
Коломна
2019
2019
а) предупреждению осложнений, вызванных гиподинамией;
б) анатомическому и функциональному восстановлению тканей;
в)восстановлению работоспособности, либо формированию заместительных
функций.
ЛФК отлична от других методов лечения:
Активным участие больного в лечении;
ЛФК оказывает воспитательное влияние, дисциплинирует, приучает к
санитарногигиеническим навыкам.
ЛФК это метод общего воздействия на организм.
У больных с заболеванием внутренних органов (сердца, легких, желудочно
кишечного тракта) ЛФК является патогенетической терапией, т.к. в
развитии болезни лежат и физиологические механизмы.
ЛФК метод функциональной терапии, стимулирующей различные системы,
систематические тренировки приводят к функциональной адаптации к
новым условиям, повышенным нагрузкам.
При различных заболеваниях, стимулируя физиологические процессы,
является мощным профилактическим средством против возникновения
осложнений, вызванных как самой болезнью, так и нарушением режима
(застойные явления, гиподинамия и т.д.).
ЛФК является связующим звеном между режимом больного в стационаре и
его бытом и профессией.
3
Систематичность воздействия физических упражнений;
Регулярность воздействия, особенно при травмах и
заболеваниях опорнодвигательного аппарата.
Длительность применения на протяжении курса лечения.
Нарастание дозы (нагрузки, силы раздражителя)
физического упражнения как отдельного занятия так и
курса лечения. Постепенное нарастание нагрузки.
Индивидуализация физических упражнений в зависимости
от особенностей заболевания, возраста, пола, состояния
больного.
Сознательное отношение больного к проводимому лечению.
4
1. положительная динамика в состоянии
больного;
2. уменьшение частоты и интенсивности
болевых приступов;
3. улучшению данных функционального и
клиниколабораторного обследования.
5
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
отсутствие контакта с больным вследствие его
тяжелого состояния или нарушений психики;
общее тяжелое состояние больного;
наличие острого воспалительного или гнойного
процесса;
выраженная сердечнососудистая, коронарная,
дыхательная, почечная недостаточность;
кровотечение и угроза кровотечения;
заболевания крови;
выраженный болевой синдром, эпилепсия;
злокачественные новообразования;
6
тонизирующее влияние;
трофическое действие;
формирование компенсаций;
нормализация функций.
7
1. Улучшается деятельность сердечно
сосудистой системы;
2. Улучшается кровоснабжение всех органов и
тканей, а также функция внешнего дыхания;
Повышается обмен веществ и интенсивность
процессов пищеварения.
3.
8
Мышечная деятельность стимулирует
обменные, окислительновосстановительные и
регенеративные процессы в организме.
В работающей мышце происходит расширение и
увеличение числа функционирующих
капилляров, усиливается приток насыщенной
кислородом и отток венозной крови,
повышается скорость кровотока, улучшается
лимфообращение.
9
При заболевании, в случае нарушения
функции какоголибо органа или системы,
происходит усиление работы неповрежденной
части органа, парного органа или другой
системы, компенсирующей нарушенную функцию.
Нормализующее действие физических
упражнений
Осуществляется путем избавления от ставших
ненужными, временных компенсаций.
10
ритмических (выполнение движений в ритме 3050 в минуту);
длительных (напряжения мышц в течение 3 с и более) напряжений.
Ритмические напряжения мышц назначают со 23 дня после травмы
или заболевания. Вначале больной выполняет упражнения как
самостоятельный методический прием, в дальнейшем их
рекомендуется включать в занятия лечебной гимнастикой.
Оптимальным следует считать 1012 напряжений в течение одного
занятия.
Длительные изометрические напряжения мышц назначают с 35го
дня после травмы или заболевания с экспозицией 23 с, в
дальнейшем увеличивая до 57 с. Более длительная экспозиция
(свыше 7 с) не дает большего клинического эффекта. А, наоборот,
вызывает резкие вегетативные сдвиги, выражающиеся в период
мышечного напряжения задержкой дыхания, а в «послерабочее
время» учащением пульса и числа дыхания (З. М. Атаев, 1970).
12
Важная роль в профилактике контрактур в
суставах пораженной конечности отводится
к
упражнениями
сокращению мышц», находящихся в состоянии
иммобилизации
импульсов
в
«посылке
13
Применяют в форме различных движений с амплитудой,
обеспечивающей некоторое повышение имеющейся в том или
ином суставе подвижности.
Интенсивность их специфического действия дозируется:
величиной активного напряжения мышц, производящих
растягивание;
болевыми ощущениями;
силой инерции, возникающей при быстрых маховых движениях
с определенной амплитудой;
исходными положениями, позволяющими удлинить рычаг
перемещаемого сегмента тела.
Этот вид упражнений применяют при тугоподвижности суставов,
понижении эластичности тканей и кожи.
14
Упражнения в равновесии
Используют для совершенствования координации
движений, улучшения осанки, а также с целью
восстановления
(при
мозгового
заболеваниях
кровообращения,
вестибулярного
аппарата и др.).
нарушенных функций
заболеваниях
нарушении
ЦНС,
Корригирующие упражнения
Назначают при некоторых заболеваниях и
повреждениях опорнодвигательного аппарата, а
также
Задача
корригирующей
укрепление
ослабленных и растянутых мышц, восстановление
нормальной мышечной изотонии.
хирургических
гимнастики
клиниках.
в
15
Упражнения на координацию
движений характерны необычные или
сложные комбинации различных движений.
Они совершенствуют или восстанавливают
общую координацию движений или
координацию движений отдельных сегментов
тела.
Упражнения на расслабление могут
иметь как общий, так и местный характер. Они
предусматривают сознательное снижение
тонуса различных групп мышц.
16
Воздействие на определенные мышечные
группы с помощью напряжения других
мышечных групп в значительной степени
отдаленных от тренируемых. Например,
использование физических упражнений,
направленных на укрепление мышц плечевого
пояса будет рефлекторно воздействовать на
усиление мышц тазового пояса и мышц бедер.
17
В зависимости от использования
гимнастических предметов и снарядов
упражнения бывают:
без предметов и снарядов;
с предметами и снарядами (палки, мячи,
гантели и др.);
на снарядах (сюда входит и механотерапия).
18
Динамические дыхательные упражнения
сочетаются с движениями рук, плечевого
пояса, туловища.
Статические (условно) осуществляются только
при участии диафрагмы и межреберных
мышц.
19
Общие дыхательные упражнения. Задачей
общих дыхательных упражнений является
улучшение легочной вентиляции и укрепление
основных дыхательных мышц. Это достигается
динамическими и статическими дыхательными
упражнениями.
Специальные дыхательные
упражнения активное средство профилактики и
борьбы с легочными осложнениями, особенно в
остром периоде.
20
Специальная укладка конечностей, а иногда и
всего туловища в определенное корригирующее
положение с помощью различных
приспособлений (лонгеты, фиксирующие повязки,
лейкопластырные натяжения, валики,
специальный поворотный стол). Особенно это
важно для предупреждения контрактур всех
видов и патологических синкинезий
(содружественные движения) и синергией
(содружественные действия, взаимное усиление
действий).
21
Это естественные двигательные действия и их
элементы, встречающиеся в жизни или в спорте.
В ЛФК применяются элементы прикладных и
спортивных движений, которые необходимы для
бытовых и производственных двигательных
актов: захватывание, сжимание,
перекладывание, подбрасывание и ловля
различных предметов, застегивание пуговиц,
завинчивание, открывание, закрывание крышек,
задвижек, замков.
22
Это в основном действия по
самообслуживанию (одевание, снимание
одежды, складывание различных предметов
бытового обихода, причесывание, умывание,
прием пищи). Иногда они носят имитационный
характер (имитация движения рук при еде,
причесывание).
23
Ходьба.
Бег.
Лазание и ползание.
Плавание.
Катание на лыжах, коньках, велосипеде, гребля.
Метание и стрельба.
Прыжки.
Выполнение этих упражнений отличается от
занятий спортом, т.к. исключает максимальные
нагрузки и участие в соревнованиях.
24
Ходьба. При ходьбе происходит ритмичное
чередование напряжения и расслабления мышц н/к,
что положительно влияет на кровообращение и
лимфоотток и противодействует образованию
застойных явлений. При ходьбе укрепляются мышцы
нижних конечностей и улучшается функция
суставов ног. Ходьба в умеренной степени
стимулирует процессы обмена, кровообращения,
дыхания, оказывает общеукрепляющее действие на
организм. Ее используют при внутренних
заболеваниях, при заболеваниях ЦНС,
периферической нервной системы, опорно
двигательного аппарата.
25
Бег. Через 35 минут при беге наши легкие,
сердце, вовлечены в энергичную работу. При
беге в работу вовлекается большое
количество крупных мышечных групп, бег
является лучшим средством для тренировки
легких, сердца, т.к. усиливается вентиляция,
увеличивается газовый, основной обмен. С
лечебной целью бег используется при
начальных стадиях проявления какоголибо
заболевания и в стадии выздоровления.
Занятия бегом должны проводиться под
строгим врачебным контролем.
26
Лазанье и ползанье. Применяется
преимущественно при занятиях с детьми,
подростками, при этом развивается сила рук, ног,
туловища, улучшается координация движений и
подвижность в суставах в/к, н/к. Применяется у
больных с заболеваниями желудочнокишечного
тракта, в гинекологии, его следует сочетать с
упражнениями в расслаблении мышц и с
дыхательными.
Плавание. Плавание повышает обмен веществ,
усиливает работу сердца, легких, закаливает.
Гребля, укрепляющая мышцы туловища, пояска в/к
значительно усиливающая деятельность ССС,
дыхательной систем, повышающая обмен веществ.
27
Катание на лыжах развивает и укрепляет
организм, повышает работоспособность и
выносливость, содействует закаливанию,
служит превосходным отдыхом для нервной
системы.
Игры. Имеют большое воспитательное
значение и использование их на занятиях с
детьми группами обязательно. Игры вызывают
у больного положительные эмоции и
благотворно действуют на весь организм.
28
утренняя гигиеническая гимнастика;
процедура лечебной гимнастики;
физические упражнения в воде;
прогулки, терренкур;
ближний туризм, экскурсии;
оздоровительный бег;
различные спортивноприкладные
упражнения;
игры подвижные и спортивные.
29
Утренняя гимнастика проводится в
больницах, клиниках, госпиталях, санаториях
непосредственно после сна и является
обязательной частью ежедневного режима.
Основное значение утренней гимнастики
гигиенической общетонизирующее. Она
способствует повышению обмена веществ,
улучшению деятельности сердечно
сосудистой системы и дыхательной системы
организма больного.
30
Проводятся ежедневно в группах или
индивидуально, длительностью 1040 минут.
Занятия лечебной гимнастикой решают
следующие задачи:
тонизирующее влияние на центральную
нервную систему;
восстановление функций отдельных органов и
систем, вовлеченных в болезненный процесс;
борьба с осложнениями (особенно при
постельном режиме), вызванных
заболеваниями.
31
Состоит из вводного, основного и заключительного
разделов:
Вводная часть составляет 1020% времени
всего занятия в ней оказывается тонизирующее
влияние на организм больного, создаются
положительные эмоции и ведется подготовка к
выполнению упражнений основной части.
К средствам вводного раздела относятся
элементарные упражнения для верхних и нижних
конечностей, дыхательные упражнения для верхних
и нижних конечностей, ДУ, ходьба, упражнения на
внимание, малоподвижные игры.
32
занимает 5070% всего времени, отводимого на
занятие.
Задачи основного раздела конкретизируются в
зависимости от заболевания и стадии лечения;
главное внимание уделяется восстановлению
функции поврежденного органа или системы;
при утрате того или иного органа решаются задачи,
связанные с выработкой компенсаторных навыков и
качеств.
Средства основного раздела: ОРУ и специальные
упражнения для больного органа или системы.
Используется ходьба, игры, прикладные упражнения
(особенно в санаториях), механотерапия.
33
занимает от 10 до 20% всего занятия.
Задача заключительного раздела
снижение физиологической нагрузки,
нормализация функции сердечнососудистой,
дыхательной систем.
Средства: элементарные движения для рук, ног,
ходьба, дыхательные упражнения,
упражнения на расслабление.
34
Индивидуальный метод применяется к
тяжелобольным, у которых ограничена
двигательная способность и которые вследствие
этого требуют индивидуального обслуживания.
Групповой метод наиболее распространен.
Подбор больных в группы следует производить с
ориентировкой на однородность заболевания.
Поэтому при наименовании групп исходят из
названий заболеваний, а принцип их
комплектования и метод проведения основываются
на функциональном состоянии больных.
35
учитывать характер применяемых упражнений,
физиологическую нагрузку, дозировку и исходные
положения, которые должны соответствовать общему
состоянию больного, его возрастные особенности и
состояние тренированности;
предусматривать воздействие на весь организм больного;
включать в занятия упражнения как ОРУ, так и
специальные;
составляя план занятий, соблюдать принцип
постепенности и последовательности повышения и
снижения физической нагрузки,
уделять внимание положительным эмоциям,
36
1.Опрос. Важны возраст больного (при
старении снижаются общие возможности
организма) и профессия (возможность
возврата к прежней деятельности), жилищно
бытовые условия (возможность оказания
помощи другими лицами).
2. Данные о характере заболевания и
функциональных возможностей больного
предоставляет лечащий врач.
37
Весоростовой индекс Кетле получают от
деления массы тела в граммах на рост в
сантиметрах. У мужчин на каждый сантиметр
роста должно приходиться примерно 350400
г веса, у женщин 325375 г. Если индекс
больше, то необходимо выяснить, за счет чего
это происходит: значительного увеличения
жировой клетчатки или хорошо развитой
мускулатуры.
38
Необходимо разделить окружность грудной
клетки на величину роста и выразить в
процентах. Если результат выше 55%
гиперстеник, 5055% нормостеник, ниже
50% астеник.
39
Оценивает совершенство восстановительных
процессов в организме после предложенной
нагрузки. Испытуемый приседает в течение 30
секунд с частотой 40 раз в минуту (20 приседаний);
до и спустя 3 минуты после приседаний
измеряются показатели ЧСС, систолического и
диастолического давления; оценка производится
по разности показателей до и после приседаний.
При разности показателей меньше 5 – состояние
сердечнососудистой системы (ССС) – хорошее;
при разности 610 – удовлетворительное; при
разности более 10 – плохое.
40
В положении лежа подсчитывается пульс за
10с. и умножается на 6.
Затем нужно спокойно встать и подсчитать
пульс в положении стоя.
Разница между числом ударов пульса в
положении лежа и стоя должна составлять 612
уд./мин. (у здорового человека).
41
Учащение до 20 ударов расценивается как
удовлетворительная реакция, свыше 20 —
неудовлетворительная. Большая разница в
частоте сердечных сокращений при переходе
их положения лежа в положении стоя говорит
об утомлении или недостаточном
восстановлении после физической нагрузки.
42
Сесть на стул, удобно оперевшись о его спинку,
и расслабить мышцы. Испытуемый на вдохе
задерживает дыхание, зажав пальцами нос.
По секундомеру (или секундной стрелке часов)
фиксируется время задержки дыхания.
Если занимающийся в состоянии задержать
дыхание
свыше 90с. — отлично,
от 60 до 90с. — хорошо,
от 30 до 60с. — удовлетворительно
ниже 30с. — плохо.
43
Рывковые и маховые движения руками
развивают мышцы плечевого пояса, укрепляют
связки, способствуют увеличению амплитуды
движений.
Наклоны туловища вперед укрепляют мышцы
спины, увеличивают гибкость позвоночника
(хорошо сочетаются с глубоким, энергичным
дыханием).
44
Упражнения для стоп способствуют
увеличению подвижности суставов,
укреплению мыши связок.
Приседания укрепляют мышцы ног и брюшного
пресса, оказывают общетренирующее
влияние.
Ходьба с медленным, глубоким дыханием,
способствует расслаблению и восстановлению
функций организма.
45
Прогибание и другие упражнения для мышцы
спины и позвоночника способствуют
увеличению его гибкости.
Выпады с движением рук и туловища
развивают и тренируют мышцы ног.
Силовые упражнения для рук увеличивают
мышечную силу.
46