Профессионально-прикладная физическая подготовка — это целе-направленный педагогический процесс с использованием специфических средств и методов физического воспитания и про¬филирующих видов двигательной активности, в результате которого психофизические функции, двигательные качества, основные параметры здоровья соответствуют требованиям из¬бранной профессии.
Профессиональная физическая подготовка является ор¬ганической частью программы физического воспитания моло¬дёжи в учебном заведении. Различают, например, профессио¬нальную физическую подготовку оператора, радиомонтаж¬ника, социального работника, слесаря, строителя, шахтёра и др.
физра 2.docx
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Саратовский государственный аграрный университет им. Н. И. Вавилова»
Факультет ветеринарной медицины, пищевых и биотехнологий
Реферат.
По дисциплине «Физическая культура»
На тему: «Понятие ППФП. Значение ее, средства ППФП.»
Студентка: Гусева Валерия Валерьевна
Группа: ББТ201
Саратов 2016 г. Введение.
Профессиональноприкладная физическая подготовка — это целе
направленный педагогический процесс с использованием специфических
средств и методов физического воспитания и профилирующих видов
двигательной активности, в результате которого психофизические
функции, двигательные качества, основные параметры здоровья
соответствуют требованиям избранной профессии.
Профессиональная физическая подготовка является органической частью
программы физического воспитания молодёжи в учебном заведении.
Различают, например, профессиональную физическую подготовку оператора,
радиомонтажника, социального работника, слесаря, строителя, шахтёра и др.
История ППФП
Трудовая гимнастика в России родилась в 1920х годах. Физические
упражнения имитировали рабочие позы и приёмы, которые были характерны
для той или иной профессии. Трудовая гимнастика входила в курс обучения
токарей, ремонтных рабочих, шахтёров.
В это же время в Центральном институте труда была разработана методика
двигательной культуры в производственном обучении. Она включала в себя
производственную зарядку, трудовую гимнастику и специальные упражнения,
корректирующие неблагоприятные воздействия профессионального труда
на организм работающего. Этот комплекс упражнений можно считать началом
ППФП.
Значение профессиональной физической подготовки
Весь процесс физического воспитания в учебных заведениях должен быть
валеологичным, профилированным и подчиняться задаче качественной
подготовки будущего специалиста. Однако влияние физической культуры на
производственную деятельность намного сложнее, чем прямая зависимость.
Физическое воспитание, не оказывая прямого воздействия на процесс про
изводства, является косвенным фактором, способствующим росту
эффективности труда. Общая и специальная физическая подготовка не
находит непосредственного применения в процессе труда, но создает
предпосылки для успешной профессиональной деятельности, проявляясь в ней через такие факторы, как состояние здоровья, степень физической
тренированности, уровень совершенствования ключевых для данной про
фессии физиологических функций, адаптация к условиям производства. Вот
почему важное место в процессе обучения той или иной профессии, а также
непосредственно в самой трудовой деятельности должна занимать
профессиональная физическая подготовка.
Правильно подобранные виды двигательной активности, средства и методы
физического воспитания способствуют тренировке сенсорных
(чувствительных) и моторных функций человека, что
улучшает восприятие;
повышает стрессоустойчивость;
увеличивает скорость ответных реакций;
совершенствует координацию движений;
развивает такие психологические функции личности, как память, мышление,
воображение, умение общаться в коллективе и др., а также качества, необ
ходимые для людей труда: трудолюбие, целеустремлённость.
Специальная физическая подготовка благоприятствует выполнению
разнообразных действий в современных профессиях. Так, среди различных
способностей, в частности двигательных, особое место в современном
производстве принадлежит ловкости(координационным способностям),
точным дифференцировочным движениям во времени и пространстве,
мышечным усилиям.
Средства ППФП студентов в вузе
Для каждого вуза средства ППФП подбираются с учетом особенностей
учебного процесса и специфики будущей профессиональной деятельности
студентов. Эти средства можно объединить в следующие группы: прикладные
физические упражнения; прикладные виды спорта; оздоровительные силы
природы и гигиенические факторы; вспомогательные средства,
обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП, и предста
вить в виде схемы (рис. 15). Основным средством ППФП являются физические упражнения, которые
подбираются с учетом формирования физических и специальных качеств,
необходимых в дальнейшей трудовой деятельности. Известный кардиохирург
академик Н. М. Амосов считает, что взаимодействие всех жизненно важных
систем организма лучше всего проявляется через выносливость, поэтому
воспитанию выносливости отводится особое место в ППФП. Расширить
функциональные возможности организма, необходимые для осуществления
конкретной профессиональной деятельности, можно с помощью комплекса
специальных прикладных упражнений и элементов из различных видов спорта.
Для развития выносливости используют бег на длинные дистанции, прыжки
через скакалку, ходьбу на лыжах, греблю, спортивные игры. Развитию
гибкости и ловкости способствуют упражнения прикладной гимнастики
(упражнения без предметов, с предметами и на гимнастических снарядах).
Рис. 15. Средства ППФП студентов
Занятия прикладными видами спорта способствуют совершенствованию
психофизических качеств, необходимых для будущей трудовой деятельности.
Например, игровые виды спорта (волейбол, футбол и т. д.) способствуют
воспитанию воли, внимания, коммуникативности и т. д. Широкое применение
в ППФП студентов получили нетрадиционные системы физических
упражнений (шейпинг, атлетическая и ритмическая гимнастика и др.),
которые способствуют развитию ловкости, силы, гибкости. В процессе
занятий массовыми видами спорта (такими, как альпинизм, туризм, спортивное ориентирование, конный спорт и др.) у студентов
совершенствуются прикладные умения и навыки ориентирования на
местности, передвижения в горных условиях, организации и проведения
переправ через водные преграды.
Составляя программу ППФП студентов, преподаватели кафедры физического
воспитания подбирают упражнения и виды спорта с учетом профиля и специ
фики высшего учебного заведения. В табл. 14 представлено примерное
содержание ППФП для некоторых вузов с учетом их профиля.
Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы– обязательные
средства ППФП студентов. Крепкое здоровье, способность организма
сопротивляться воздействию внешних факторов помогут будущему
специалисту избежать профессиональных заболеваний и обеспечат трудовое
долголетие. Занятия спортом на открытом воздухе (лыжные и конные
прогулки, туристические походы, плавание и др.) закаливают организм. С по
мощью солнечных и воздушных ванн, различных водных процедур можно
достичь повышенной устойчивости организма к холоду, жаре, солнечной
радиации, резким колебаниям температуры воздуха. Это необходимо для
студентов, будущая профессиональная деятельность которых связана со
сложными климатическими условиями (полярные летчики, археологи и др.).
Работая по любой специальности, необходимо соблюдать гигиенические
нормы (гигиена тела, одежды, обуви, помещения и т. д.), которые помогут
эффективно организовать трудовую деятельность с максимальной
производительностью труда. Такие гигиенические мероприятия, как душ,
различные бани ускорят восстановительные процессы в организме, сделают
отдых более качественным.
К вспомогательным средствам ППФП, обеспечивающим повышение ее
эффективности, относятся наглядные пособия, технические средства и трена
жеры, с помощью которых моделируются отдельные условия и характер
будущего профессионального труда студентов и, таким образом, у занима
ющихся развиваются профессиональноприкладные физические качества.
Например, использование тренажеров с пружинными устройствами позволяет
развивать силу различных групп мышц, быстрота двигательной реакции
совершенствуется с помощью тренажеров, особенность которых заключается
во внезапном появлении разных сигналов, на каждый из которых
занимающийся должен поразному реагировать. Задачи профессиональной физической подготовки
В процессе профессиональной физической подготовки решаются следующие
основные задачи:
усовершенствование индивидуального запаса двигательных (физических)
умений, навыков и физкультурнооздоровительных, образовательных знаний,
необходимых для освоения избранной профессиональной деятельности;
развитие профессионально важных физических и психофизиологических
способностей, обеспечение устойчивого уровня дееспособности;
повышение степени приспособленности организма к условиям, в которых
протекает трудовая деятельность; содействие увеличению его адаптационных
возможностей, сохранению и укреплению здоровья;
воспитание нравственных, духовных, волевых и других ка
честв личности современного профессионала.
ППФП заключается, с одной стороны, в овладении кругом знаний, умений и
навыков из области физической культуры, которые будут использоваться в
дальнейшем при исполнении профессиональных обязанностей. С другой
стороны, ППФП будущего специалиста состоит в преимущественном развитии
тех физических качеств и способностей, которые в совокупности формируют
его физическую готовность к конкретной профессии с учётом всех её
особенностей.
Понятие ППФП. Значение ее, средства ППФП
Понятие ППФП. Значение ее, средства ППФП
Понятие ППФП. Значение ее, средства ППФП
Понятие ППФП. Значение ее, средства ППФП
Понятие ППФП. Значение ее, средства ППФП
Понятие ППФП. Значение ее, средства ППФП
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.