Понятие ППФП. Значение ее, средства ППФП

  • Документация
  • docx
  • 30.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Профессионально-прикладная физическая подготовка — это целе-направленный педагогический процесс с использованием специфических средств и методов физического воспитания и про¬филирующих видов двигательной активности, в результате которого психофизические функции, двигательные качества, основные параметры здоровья соответствуют требованиям из¬бранной профессии. Профессиональная физическая подготовка является ор¬ганической частью программы физического воспитания моло¬дёжи в учебном заведении. Различают, например, профессио¬нальную физическую подготовку оператора, радиомонтаж¬ника, социального работника, слесаря, строителя, шахтёра и др.
Иконка файла материала физра 2.docx
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский государственный аграрный университет им. Н. И. Вавилова» Факультет ветеринарной медицины, пищевых и биотехнологий Реферат. По дисциплине «Физическая культура» На тему: «Понятие ППФП. Значение ее, средства ППФП.»                                                       Студентка: Гусева Валерия Валерьевна                  Группа: Б­БТ­201 Саратов 2016 г.Введение.  Профессионально­прикладная физическая подготовка — это целе­ направленный педагогический процесс с использованием специфических  средств и методов физического воспитания и профилирующих видов  двигательной активности, в результате которого психофизические  функции, двигательные качества, основные параметры здоровья  соответствуют требованиям избранной профессии. Профессиональная физическая подготовка является органической частью  программы физического воспитания молодёжи в учебном заведении.  Различают, например, профессиональную физическую подготовку оператора,  радиомонтажника, социального работника, слесаря, строителя, шахтёра и др. История ППФП Трудовая гимнастика в России родилась в 1920­х годах. Физические  упражнения имитировали рабочие позы и приёмы, которые были характерны  для той или иной профессии. Трудовая гимнастика входила в курс обучения  токарей, ремонтных рабочих, шахтёров. В это же время в Центральном институте труда была разработана методика  двигательной культуры в производственном обучении. Она включала в себя  производственную зарядку, трудовую гимнастику и специальные упражнения,  корректирующие неблагоприятные воздействия профессионального труда  на организм работающего. Этот комплекс упражнений можно считать началом ППФП. Значение профессиональной физической подготовки Весь процесс физического воспитания в учебных заведениях должен быть  валеологичным, профилированным и подчиняться задаче качественной  подготовки будущего специалиста. Однако влияние физической культуры на  производственную деятельность намного сложнее, чем прямая зависимость.  Физическое воспитание, не оказывая прямого воздействия на процесс про­ изводства, является косвенным фактором, способствующим росту  эффективности труда. Общая и специальная физическая подготовка не  находит непосредственного применения в процессе труда, но создает  предпосылки для успешной профессиональной деятельности, проявляясь вней через такие факторы, как состояние здоровья, степень физической  тренированности, уровень совершенствования ключевых для данной про­ фессии физиологических функций, адаптация к условиям производства. Вот  почему важное место в процессе обучения той или иной профессии, а также  непосредственно в самой трудовой деятельности должна занимать  профессиональная физическая подготовка. Правильно подобранные виды двигательной активности, средства и методы  физического воспитания способствуют тренировке сенсорных  (чувствительных) и моторных функций человека, что улучшает восприятие; повышает стрессоустойчивость; увеличивает скорость ответных реакций; совершенствует координацию движений; развивает такие психологические функции личности, как память, мышление,  воображение, умение общаться в коллективе и др., а также качества, необ­ ходимые для людей труда: трудолюбие, целеустремлённость. Специальная физическая подготовка благоприятствует выполнению  разнообразных действий в современных профессиях. Так, среди различных  способностей, в частности двигательных, особое место в современном  производстве принадлежит ловкости(координационным способностям),  точным дифференцировочным движениям во времени и пространстве,  мышечным усилиям. Средства ППФП студентов в вузе Для каждого вуза средства ППФП подбираются с учетом особенностей  учебного процесса и специфики будущей профессиональной деятельности  студентов. Эти средства можно объединить в следующие группы: прикладные  физические упражнения; прикладные виды спорта; оздоровительные силы  природы и гигиенические факторы; вспомогательные средства,  обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП, и предста­ вить в виде схемы (рис. 15).Основным средством ППФП являются физические упражнения, которые  подбираются с учетом формирования физических и специальных качеств,  необходимых в дальнейшей трудовой деятельности. Известный кардиохирург  академик Н. М. Амосов считает, что взаимодействие всех жизненно важных  систем организма лучше всего проявляется через выносливость, поэтому  воспитанию выносливости отводится особое место в ППФП. Расширить  функциональные возможности организма, необходимые для осуществления  конкретной профессиональной деятельности, можно с помощью комплекса  специальных прикладных упражнений и элементов из различных видов спорта. Для развития выносливости используют бег на длинные дистанции, прыжки  через скакалку, ходьбу на лыжах, греблю, спортивные игры. Развитию  гибкости и ловкости способствуют упражнения прикладной гимнастики  (упражнения без предметов, с предметами и на гимнастических снарядах). Рис. 15. Средства ППФП студентов Занятия прикладными видами спорта способствуют совершенствованию  психофизических качеств, необходимых для будущей трудовой деятельности. Например, игровые виды спорта (волейбол, футбол и т. д.) способствуют  воспитанию воли, внимания, коммуникативности и т. д. Широкое применение  в ППФП студентов получили нетрадиционные системы физических  упражнений (шейпинг, атлетическая и ритмическая гимнастика и др.),  которые способствуют развитию ловкости, силы, гибкости. В процессе  занятий массовыми видами спорта (такими, как альпинизм, туризм,спортивное ориентирование, конный спорт и др.) у студентов  совершенствуются прикладные умения и навыки ориентирования на  местности, передвижения в горных условиях, организации и проведения  переправ через водные преграды. Составляя программу ППФП студентов, преподаватели кафедры физического воспитания подбирают упражнения и виды спорта с учетом профиля и специ­ фики высшего учебного заведения. В табл. 14 представлено примерное  содержание ППФП для некоторых вузов с учетом их профиля. Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы– обязательные  средства ППФП студентов. Крепкое здоровье, способность организма  сопротивляться воздействию внешних факторов помогут будущему  специалисту избежать профессиональных заболеваний и обеспечат трудовое  долголетие. Занятия спортом на открытом воздухе (лыжные и конные  прогулки, туристические походы, плавание и др.) закаливают организм. С по­ мощью солнечных и воздушных ванн, различных водных процедур можно  достичь повышенной устойчивости организма к холоду, жаре, солнечной  радиации, резким колебаниям температуры воздуха. Это необходимо для  студентов, будущая профессиональная деятельность которых связана со  сложными климатическими условиями (полярные летчики, археологи и др.). Работая по любой специальности, необходимо соблюдать гигиенические  нормы (гигиена тела, одежды, обуви, помещения и т. д.), которые помогут  эффективно организовать трудовую деятельность с максимальной  производительностью труда. Такие гигиенические мероприятия, как душ,  различные бани ускорят восстановительные процессы в организме, сделают  отдых более качественным. К вспомогательным средствам ППФП, обеспечивающим повышение ее  эффективности, относятся наглядные пособия, технические средства и трена­ жеры, с помощью которых моделируются отдельные условия и характер  будущего профессионального труда студентов и, таким образом, у занима­ ющихся развиваются профессионально­прикладные физические качества.  Например, использование тренажеров с пружинными устройствами позволяет  развивать силу различных групп мышц, быстрота двигательной реакции  совершенствуется с помощью тренажеров, особенность которых заключается  во внезапном появлении разных сигналов, на каждый из которых  занимающийся должен по­разному реагировать.Задачи профессиональной физической подготовки В процессе профессиональной физической подготовки решаются следующие  основные задачи: усовершенствование индивидуального запаса двигательных (физических)  умений, навыков и физкультурно­оздоровительных, образовательных знаний,  необходимых для освоения избранной профессиональной деятельности; развитие профессионально важных физических и психофизиологических  способностей, обеспечение устойчивого уровня дееспособности; повышение степени приспособленности организма к условиям, в которых  протекает трудовая деятельность; содействие увеличению его адаптационных  возможностей, сохранению и укреплению здоровья; воспитание нравственных, духовных, волевых и других ка­ честв личности современного профессионала. ППФП заключается, с одной стороны, в овладении кругом знаний, умений и  навыков из области физической культуры, которые будут использоваться в  дальнейшем при исполнении профессиональных обязанностей. С другой  стороны, ППФП будущего специалиста состоит в преимущественном развитии тех физических качеств и способностей, которые в совокупности формируют  его физическую готовность к конкретной профессии с учётом всех её  особенностей.