Понятия как форма мышления

  • Разработки уроков
  • doc
  • 08.06.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: сформировать общее представление о закономерностях и формах мышления. Оборудование: компьютерная презентация, текстовый процес¬сор MS Word. Не все предметы или явления окружающего мира мы можем познавать с помощью органов чувств. Многие законы, процес¬сы и явления находятся за пределами чувственного познания. Благодаря мозгу соотносятся ощущения и восприятия. Человек осознанно в ходе мыслительного процесса (мышления) обраба¬тывает информацию, поступающую из органов чувств. Тем самым формируются знания.
Иконка файла материала Понятия как форма мышления.doc
Цель: сформировать общее представление о закономерностях и формах мышления. Оборудование: компьютерная презентация, текстовый процессор MS Word. Урок. Понятия как форма мышления I.Организационный момент II. Проверка ранее изученного материала. Актуализация знаний Ход урока ­ Что такое чувственное познание окружающего мира? (познание с помощью органов чувств) ­ Приведите пример, когда объект вызывает у вас ощущение? (запах цветка, вкус ягоды, тепло батареи, холод);  ­ Приведите пример, когда объект вызывает у вас восприятие, представление? (укус яблока: вкус, цвет, форма) ­ Приведите пример, какое представление у вас вызывает слово лимон? ­ Как вы думаете, можно ли полностью познать окружающий мир с помощью органов чувств? Аргументируйте ответ. (устройство мира, вид планеты. Как образуется молния, электричество) III. Изучение новой темы Не   все   предметы   или   явления   окружающего   мира   мы   можем   познавать   с   помощью   органов чувств.   Многие   законы,   процессы   и   явления   находятся   за   пределами   чувственного   познания. Благодаря мозгу соотносятся ощущения и восприятия. Человек осознанно в ходе мыслительного процесса   (мышления)   обрабатывает   информацию,   поступающую   из   органов   чувств.   Тем   самым формируются знания. Логика  ­ древнейшая наука, изучающая законы и формы мышления, способы рассуждений и доказательств. Логика необходима для познания окружающего мира. Она учит правильно мыслить и применяется   в   различных   областях   знаний.   Ученые   Древнего   Востока,   Древней   Греции   (среди которых известные философы Аристотель, Сократ, Платон) внесли значительный вклад в развитие логики как науки. Умение логически мыслить необходимо человеку в быту, на работе. В процессе учебы вам тоже приходится   размышлять   над   выполнением   заданий,   продумывая   различные   варианты.   Логика помогает   ученым   делать   научные   открытия   в   различных   областях   науки:   создавать   новые технические устройства, лекарственные препараты и т. д. Нас окружает множество объектов, которые могут быть одушевленными и неодушевленными. Кроме того, это могут быть явления, события. (В процессе беседы на доске и в тетрадях заполняется таблица.) Объект ы Одушевленные Девочка, ребенок, ученик, собака, слон Неодушевленны Книга, парта, машина Дождь, урок, праздник Явления (события) Каждый объект, явление, событие можно описать словом. Оно заменяет объект, и его используют для записи,   хранения.   Тем   самым   информацию,   знания   об   объектах,   явлениях   можно   передавать   с помощью слов. Любой из объектов можно описать с помощью признаков. Попробуем все вместе описать кошку  (домашняя, маленькая, пушистая и т.д.).  Мы с вами перечислили признаки объекта «кошка». Тем самым указали, чем объект кошка отличен от других или сходен с другими объектами. Признаки делятся на свойства и отношения. Перечисляя свойства объекта, мы отвечаем на вопрос «какой он?». Когда мы сравниваем один объект с другим (меньше тигра, короче лапы и т. п.), то говорим об отношениях. — Перечислите свойства объекта дом. (Двухэтажный, деревянный, красивый и т. д.). Признаки   делятся   на  существенные   и   несущественные.   Существенные   признаки   объекта отражают его отличительные особенности от другого объекта. Вспомните любую загадку. Народная мудрость в замысловатой форме отражает существенные признаки того объекта (предмета), явления, процесса, о котором идет речь.  Например:1) Идут четыре брата навстречу старшему: ­Здравствуй, большак! — говорят. ­Здорово, Васька­указка, Мишка­середка, Гришка­сиротка да крошка Тимошка. — О ком или о чем идет речь? (О пальцах рук.) 2) Через море­океан плывет чудо­великан, А ус во рту прячет. — Что за чудо­великан? (Кит.) 3) Сперва блеск, За блеском треск, За треском плеск. — Какие объекты, явления или события описаны? (Молния гром, дождь.) (Предложить учащимся привести свои примеры.)  Заполним таблицу, отмечая существеннее признаки объектов. (Желательно сопровождать выполнение   задания   соответствующими   картинками.   Выполняется   учащимися   в   тетради самостоятельно.   Затем   осуществляется   фронтальная   проверка   с   необходимыми комментариями.) Существенные признаки Объект Корова Овчарка Пудель ……. Итак, мы выделили с вами существенные; признаки. Как отдельного объекта (корова), так и нескольких однородных объектов (собаки), которые были представлены на картинках. Запишите определение. Понятие  —   это   совокупность   существенных   признаков   отдельного   объекта   или   нескольких однородных объектов. Понятиями мы пользуемся, когда думаем,, т. е. в процессе мышления. Понятия могут выражаться одним   словом   или   словосочетанием   (группой   слов),   например,  книга,   лес   стол,   гоночная спортивная   машина,   спортсмен­перворазрядник,   радостное   событие,   рабочая   тетрадь, домашние животные. Существуют   слова­омонимы,  имеющие  различное значение,  выражающие  разные  понятия,  при этом одинаково звучащие (например,  мир —  объективная реальность и отсутствие войны;  коса  ­ волосы и орудие труда; кран водопроводный и башенный; лук — растение и спортивный инвентарь; лист на дереве и лист бумаги, ручка пишущая и дверная и т. д.). Существуют слова­синонимы, имеющие одинаковое значение, выражающие одно и то же понятие, но различно звучащие (например, око ­ глаз, очи; враг ­ недруг, противник, неприятель; хворь — болезнь,   недомогание,   нездоровье;   множество   —   уйма,   тьма,   бездна,   куча,   набор,   совокупность, коллекция и т. д.). (Предложить учащимся привести свои примеры.) Итак, когда мы говорим, то пользуемся словами для передачи информации и знаний об объектах, явлениях. А понятиями оперируем в процессе мышления, когда думаем. IV. Закрепление изученного В форме фронтальной проверки: 1.Рабочая тетрадь: № 8, с. 42. (проверка по очереди каждого ученика) 2.Рабочая тетрадь: № 9, с. 43. (ученики загадывают загадки классу и дети оценивают) Физкультминутка Подведение итогов урока V. VI. — Что нового узнали? (Ответ: мышление — высшая ступень человеческого познания. Логика — наука,   изучающая   законы   и   формы   мышления.   Все   окружающие   нас   объекты   обладаютнекоторыми признаками. Признаками объекта являются свойства и отношения. Понятие — это форма мышления.) (Выборочно за работу на уроке и выполнение заданий поставить оценки.) Домашнее задание 1.Учебник: § 2.3, с. 36­38. в1­8 стр 38 2.Рабочая тетрадь: № 10, с. 44.