Понятия как форма мышления
Оценка 4.7

Понятия как форма мышления

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
информатика
4 кл
08.06.2019
Понятия как форма мышления
Цель: сформировать общее представление о закономерностях и формах мышления. Оборудование: компьютерная презентация, текстовый процес¬сор MS Word. Не все предметы или явления окружающего мира мы можем познавать с помощью органов чувств. Многие законы, процес¬сы и явления находятся за пределами чувственного познания. Благодаря мозгу соотносятся ощущения и восприятия. Человек осознанно в ходе мыслительного процесса (мышления) обраба¬тывает информацию, поступающую из органов чувств. Тем самым формируются знания.
Понятия как форма мышления.doc
Цель: сформировать общее представление о закономерностях и формах мышления. Оборудование: компьютерная презентация, текстовый процессор MS Word. Урок. Понятия как форма мышления I.Организационный момент II. Проверка ранее изученного материала. Актуализация знаний Ход урока ­ Что такое чувственное познание окружающего мира? (познание с помощью органов чувств) ­ Приведите пример, когда объект вызывает у вас ощущение? (запах цветка, вкус ягоды, тепло батареи, холод);  ­ Приведите пример, когда объект вызывает у вас восприятие, представление? (укус яблока: вкус, цвет, форма) ­ Приведите пример, какое представление у вас вызывает слово лимон? ­ Как вы думаете, можно ли полностью познать окружающий мир с помощью органов чувств? Аргументируйте ответ. (устройство мира, вид планеты. Как образуется молния, электричество) III. Изучение новой темы Не   все   предметы   или   явления   окружающего   мира   мы   можем   познавать   с   помощью   органов чувств.   Многие   законы,   процессы   и   явления   находятся   за   пределами   чувственного   познания. Благодаря мозгу соотносятся ощущения и восприятия. Человек осознанно в ходе мыслительного процесса   (мышления)   обрабатывает   информацию,   поступающую   из   органов   чувств.   Тем   самым формируются знания. Логика  ­ древнейшая наука, изучающая законы и формы мышления, способы рассуждений и доказательств. Логика необходима для познания окружающего мира. Она учит правильно мыслить и применяется   в   различных   областях   знаний.   Ученые   Древнего   Востока,   Древней   Греции   (среди которых известные философы Аристотель, Сократ, Платон) внесли значительный вклад в развитие логики как науки. Умение логически мыслить необходимо человеку в быту, на работе. В процессе учебы вам тоже приходится   размышлять   над   выполнением   заданий,   продумывая   различные   варианты.   Логика помогает   ученым   делать   научные   открытия   в   различных   областях   науки:   создавать   новые технические устройства, лекарственные препараты и т. д. Нас окружает множество объектов, которые могут быть одушевленными и неодушевленными. Кроме того, это могут быть явления, события. (В процессе беседы на доске и в тетрадях заполняется таблица.) Объект ы Одушевленные Девочка, ребенок, ученик, собака, слон Неодушевленны Книга, парта, машина Дождь, урок, праздник Явления (события) Каждый объект, явление, событие можно описать словом. Оно заменяет объект, и его используют для записи,   хранения.   Тем   самым   информацию,   знания   об   объектах,   явлениях   можно   передавать   с помощью слов. Любой из объектов можно описать с помощью признаков. Попробуем все вместе описать кошку  (домашняя, маленькая, пушистая и т.д.).  Мы с вами перечислили признаки объекта «кошка». Тем самым указали, чем объект кошка отличен от других или сходен с другими объектами. Признаки делятся на свойства и отношения. Перечисляя свойства объекта, мы отвечаем на вопрос «какой он?». Когда мы сравниваем один объект с другим (меньше тигра, короче лапы и т. п.), то говорим об отношениях. — Перечислите свойства объекта дом. (Двухэтажный, деревянный, красивый и т. д.). Признаки   делятся   на  существенные   и   несущественные.   Существенные   признаки   объекта отражают его отличительные особенности от другого объекта. Вспомните любую загадку. Народная мудрость в замысловатой форме отражает существенные признаки того объекта (предмета), явления, процесса, о котором идет речь.  Например: 1) Идут четыре брата навстречу старшему: ­Здравствуй, большак! — говорят. ­Здорово, Васька­указка, Мишка­середка, Гришка­сиротка да крошка Тимошка. — О ком или о чем идет речь? (О пальцах рук.) 2) Через море­океан плывет чудо­великан, А ус во рту прячет. — Что за чудо­великан? (Кит.) 3) Сперва блеск, За блеском треск, За треском плеск. — Какие объекты, явления или события описаны? (Молния гром, дождь.) (Предложить учащимся привести свои примеры.)  Заполним таблицу, отмечая существеннее признаки объектов. (Желательно сопровождать выполнение   задания   соответствующими   картинками.   Выполняется   учащимися   в   тетради самостоятельно.   Затем   осуществляется   фронтальная   проверка   с   необходимыми комментариями.) Существенные признаки Объект Корова Овчарка Пудель ……. Итак, мы выделили с вами существенные; признаки. Как отдельного объекта (корова), так и нескольких однородных объектов (собаки), которые были представлены на картинках. Запишите определение. Понятие  —   это   совокупность   существенных   признаков   отдельного   объекта   или   нескольких однородных объектов. Понятиями мы пользуемся, когда думаем,, т. е. в процессе мышления. Понятия могут выражаться одним   словом   или   словосочетанием   (группой   слов),   например,  книга,   лес   стол,   гоночная спортивная   машина,   спортсмен­перворазрядник,   радостное   событие,   рабочая   тетрадь, домашние животные. Существуют   слова­омонимы,  имеющие  различное значение,  выражающие  разные  понятия,  при этом одинаково звучащие (например,  мир —  объективная реальность и отсутствие войны;  коса  ­ волосы и орудие труда; кран водопроводный и башенный; лук — растение и спортивный инвентарь; лист на дереве и лист бумаги, ручка пишущая и дверная и т. д.). Существуют слова­синонимы, имеющие одинаковое значение, выражающие одно и то же понятие, но различно звучащие (например, око ­ глаз, очи; враг ­ недруг, противник, неприятель; хворь — болезнь,   недомогание,   нездоровье;   множество   —   уйма,   тьма,   бездна,   куча,   набор,   совокупность, коллекция и т. д.). (Предложить учащимся привести свои примеры.) Итак, когда мы говорим, то пользуемся словами для передачи информации и знаний об объектах, явлениях. А понятиями оперируем в процессе мышления, когда думаем. IV. Закрепление изученного В форме фронтальной проверки: 1.Рабочая тетрадь: № 8, с. 42. (проверка по очереди каждого ученика) 2.Рабочая тетрадь: № 9, с. 43. (ученики загадывают загадки классу и дети оценивают) Физкультминутка Подведение итогов урока V. VI. — Что нового узнали? (Ответ: мышление — высшая ступень человеческого познания. Логика — наука,   изучающая   законы   и   формы   мышления.   Все   окружающие   нас   объекты   обладают некоторыми признаками. Признаками объекта являются свойства и отношения. Понятие — это форма мышления.) (Выборочно за работу на уроке и выполнение заданий поставить оценки.) Домашнее задание 1.Учебник: § 2.3, с. 36­38. в1­8 стр 38 2.Рабочая тетрадь: № 10, с. 44.

Понятия как форма мышления

Понятия как форма мышления

Понятия как форма мышления

Понятия как форма мышления

Понятия как форма мышления

Понятия как форма мышления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2019