(А.С.Макаренко)
«Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается. …решающим моментом является не его прямая логика, а действие всей системы средств, гармонически организованных»
Воспитательная программа
Это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества
Классные воспитательные программы должны учитывать индивидуальные и групповые особенности учащихся класса.
Классному руководителю необходимо увидеть и понять специфические черты ученического сообщества, определить уровень развития коллектива, сформированность межличностных отношений.
Копирование моделей нецелесообразно, так как каждый коллектив своеобразен и уникален, имеет свои проблемы и успехи.
Карта реализации классных проектов
Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель |
Создание детской экологической организации 5 | «Поэты Братска» | «Веселое рождество» | Фестиваль профессий | «Экология глазами детей» 5 | ||
«Здоров ты – здоров твой город» | «Братский меридиан» | «Во глубине сибирских руд» 8 | «Масленица» | «Шаг навстречу» | ||
«Музейленд | «Будущее нации - в здоровье молодых» | «Я – человек, но какой» | «А мы идем искать ровесников следы» | |||
«Мы – россияне» | «Кинолента школьной жизни» | «Возможно быть другим» |
Алгоритм создания программы
выявление проблемы,
постановка задачи,
определение условий ее решения,
прогнозирование результата,
планирование деятельности по достижению намеченной цели,
ее реализация и
оценка эффективности.
Приложение
Календарный план реализации программы
Концептуальные основы программы
Анализ социально-педагогической ситуации
развития воспитания
Цель. Задачи.
Содержание воспитания
(Тематические блоки)
Предполагаемый результат.
Ступени коллективного и личностного роста
участников воспитательного процесса
Механизмы реализации содержания воспитания. Мониторинг воспитательного процесса.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Приложение
Календарный план реализации программы
Концептуальные основы программы
Анализ социально-педагогической ситуации
развития воспитания
Цель. Задачи.
Содержание воспитания
(Тематические блоки)
Предполагаемый результат.
Ступени коллективного и личностного роста
участников воспитательного процесса
Механизмы реализации содержания воспитания. Мониторинг воспитательного процесса.
Цель
Определяющее значение в разработке современного содержания, целей, методов воспитания имеет гуманистическая идеология, обуславливающая общую направленность воспитательной деятельности на гармоничное развитие личности – достижение ею гармонии как во внутреннем духовном мире, так и с окружающим социоприродным пространством.
Цели, задачи
Цель должна быть сформулирована настолько ясно, чётко. Конкретно, чтобы по ней прочитывался весь смысловой контекст программы.
Цель должна быть достижима, а достижение диагностируемо.
Цель должна отражать уважительное отношение к личности воспитанника.
Цель гуманистического воспитания – личностный рост ребёнка.
Цель конкретизируется задачами.
Личностный рост школьников.
Развитие ценностного отношения к …
Прогнозируемый результат
Определённый социокультурный опыт ребёнка, приобретаемый им в процессе реализации создаваемой программы.
Логическое следствие поставленных задач.
Перечень знаний, умений и навыков, которые приобретают школьники.
Доступные для измерения показатели.
«Идеальный» прогнозируемый результат – освоение учащимися программы воспитания
Содержание занятий по программе «Дружный класс. Без агрессии» (пример из журнала «Воспитание школьников»)
№ занятия | Примерное содержание занятия |
1 | Введение. |
2 | Обсуждение результатов анкетирования. |
3 | Кто и почему чаще всего становится жертвой агрессии? Просмотр фрагментов к/ф «Чучело», «Адажио». За что дразнят? |
№ занятия | Примерное содержание занятия |
4 | Что можно сделать, чтобы остановить агрессию? Анализ результатов анкетирования. |
5 | Принятие Правил класса. Просмотр м/ф «Крошка Енот», правило Крошки Енота. |
6 | Работа с Правилами класса. |
7 | Обучение выбору адекватной стратегии поведения. |
8 | Подведение итогов |
«Дружный класс. Без агрессии» воспитательная программа класса по предупреждению агрессивного поведения учащихся (пример из журнала «Воспитание школьников»)
Основные цели программы:
Улучшение психологического климата в школе;
Повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов школы);
Повышение уровня коммуникативной культуры учащихся;
Преодоление и предупреждение социально-эмоциональных проблем у учащихся
Для реализации основных целей программы классный руководитель:
Информирует окружающих о проблеме агрессивного поведения;
Приобщает детей и взрослых к решению этой проблемы;
Выявляет случаи проявления агрессивного поведения, обсуждает их, предупреждает более тяжелые последствия;
Помогает учащимся, принимает необходимые меры в случаях проявления агрессии, развивает навыки социального поведения;
Решает другие задачи, связанные с этой проблемой.
Содержание занятий по программе «Дружный класс. Без агрессии»
№ занятия | Примерное содержание занятия |
1 | Введение. |
2 | Обсуждение результатов анкетирования. |
3 | Кто и почему чаще всего становится жертвой агрессии? Просмотр фрагментов к/ф «Чучело», «Адажио». За что дразнят? |
№ занятия | Примерное содержание занятия |
4 | Что можно сделать, чтобы остановить агрессию? Анализ результатов анкетирования. |
5 | Принятие Правил класса. Просмотр м/ф «Крошка Енот», правило Крошки Енота. |
6 | Работа с Правилами класса. |
7 | Обучение выбору адекватной стратегии поведения. |
8 | Подведение итогов |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.