Жизнь так коротка, а сделать нужно много.
Портрет, общие сведения
об учителе
v Родилась 21 апреля 1964 года.
v В 1981 году закончила среднюю общеобразовательную школу №21имени Чернышевского в г.Хамзе Ферганской области УзССР.
v С 1981 года по 1984 год училась в Стерлитамакском педагогическом институте.
v С 1991 году закончила Оренбургский государственный педагогический институт имени В.П.Чкалова по специальности русский язык и литература.
v С 20 апреля 1985 года начала работать в Кулагинской средней общеобразовательной школе пионервожатой.
v С 1988 года назначена учителем русского языка и литературы и на 0,5 ставки воспитателем интерната.
v С 2000 назначена заместителем директора по воспитательной работе.
v С 2000 назначена ответственной за Распоряжение №905-Р от 09.08.2000 «О порядке учёта детей школьного и дошкольного возраста» губернатора Оренбургской области.
v C 2002 года - специалист по охране труда.
v В 2004 – ответственная за питание.
v Педагогический стаж – 36 лет.
v В должности учителя русского языка илитературы – 32 года.
v В данном учреждении –36 лет.
v В 2002 году присвоена вторая квалификационная категория по предмету.
v В 2003 году присвоена первая квалификационная категория по должности «Заместитель директора».
v В 2007 году присвоена первая квалификационная категория по предмету.
v В 2007 году присвоена высшая квалификационная категория по должности «Заместитель директора».
v В 2012 году присвоена высшая квалификационная категория по должности «Заместитель директора».
v В 2018 присвоена высшая категория по предмету
v Электронная почта – dedova_l@mail.ru
v Личный сайт https://nsportal.ru/user/1268655/edit/avatar
Научно – методическая деятельность
…Подлинное творчество побуждает
к активному взаимодействию, зажигает
искры новых идей в душах тех, кто способен
воспринимать прекрасное, духовно значимое.
К.Э.Штейн
Меняются времена, а вместе с ним и образование. Современная жизнь, развитие новых педагогических технологий и вполне оправданное стремление людей шагать в ногу со временем заставляют учителя творчески подходить к работе.
Сегодня вопросам развития и модернизации сферы общего образования, по словам Президента России, будет уделено особенное внимание. – Ее главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений была подготовлена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». .
Для меня одной из задач в системе общего образования - это создание таких условий обучения, при которых обучающиеся могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Особое внимание в своей деятельности я уделяю выявлению и развитию творческого потенциала каждого учащегося. Перед учителем за партами – люди, которым предстоит стать «многообещающим глаголом нашего будущего». (Философские, педагогические, литературно – критические сочинения Я.М.Неверова, 2007). Ведь новый уровень научно – технического развития потребует от каждого из них участия, смелости, самостоятельности, инициативности.
На сегодняшний день существуют разные модели и технологии. Для себя я выбрала такие, которые смогут сформировать, прежде всего, творческую личность, способную быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны.
Формировать творческую личность – задача трудная. Думаю, что каждый учитель перестраивает свою работу так, чтобы изменить подходы в обучении, активно применять современные педагогические технологии, которые формируют внутренний мир каждого ученика, дают толчок мысли, чувству, развивают инициативу и организаторские способности детей, их самостоятельность в несложных видах деятельности. Ведь дети готовы, как губка, впитывать в себя всё новое. И то, чему мы их научим, останется с ними на всю жизнь. Всё это требует долгого и кропотливого труда.
Какие же выбрать методы и технологии?
Я выбираю:
разноуровневую технологию, ИКТ, технологии проектного и исследовательского обучения, педагогические мастерские, технологии развития критического мышления, обучение в сотрудничестве (команда, групповая работа), модульная технология, через которые красной линией проходит здоровьесберегающий режим . Они стали неотъемлемой частью учебного процесса. Чаще всего идеи рождаются у учителя. Для этого он создаёт проблемную ситуацию (технология проблемного обучения) на уроке или внеклассном мероприятии, а учащиеся пытаются её разрешить. Процесс любого, в том числе и школьного, обучения должен удовлетворить две важные человеческие потребности. Одной из них является стремление к познанию мира, к приобретению знаний, другой – стремление к формированию собственной индивидуальности, к своему интеллектуальному развитию, к более глубокому познанию мира и более полному использованию собственных сил. Очевидно, что обе эти потребности связаны между собой. В субъективном смысле проблема – это прочувственная субъектом практическая или творческая трудность, которую он может разрешить только с помощью собственной исследовательской деятельности.
Способы же решения проблем во многом зависят от выбранной темы. Здесь учитель, прежде всего наставник, который помогает детям найти пути решения, а не сообщает готовую информацию, как это было раньше.
Результаты этой деятельности можно представлять в разных вариантах это презентация, выполненная в программе Microsoft Office PowerPoint, это создание бюллетеней, буклетов по теме выполненных в Microsoft Office Рablisher, это печатный документ Word и просто творческая работа, созданная руками одного или нескольких учеников. Можно выйти со своей работой на конкурсы: в классе, внутри школы, на уровне района, области и выше.
Следует помнить, что здесь важно, чтобы ученику было интересно заниматься этой темой, чтобы он мог легко и умело использовать современные образовательные технологии в своей работе. Ведь только тогда, у него формируется способность самостоятельного, творческого исследования. Детям нужно чаще предоставлять самостоятельность. Заметьте, не приучать к самостоятельности, не воспитывать её, а именно предоставлять. Самостоятельность – это, прежде всего ответственность. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить нестандартные, творческие. Приведу некоторые правила выбора темы:
Конечно, любую работу надо уметь представить. Этап защиты работы, пропускать нельзя. Без него исследование не может считаться завершённым. Защитить, а не просто рассказать. Причём защита работы должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов и зрителей. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учиться отстаивать свою точку зрения Можно провести защиту как праздничное мероприятие и поощрять детей в их творческом начинании.
Поэтому я организую, консультирование учащихся по исследовательской работе, совершенствую практические навыки, пропагандируя идеи информатизации образования среди учащихся и их родителей, мотивируя их на творческую деятельность, и создаю условия для их творческого роста.
При подготовке к урокам проектов – презентаций, создаваемые учащимися в режиме PowerPoint и Publisher, учащиеся обращаются к Интернет – ресурсам, пользуются Интернет – сайтами.
Это повышает эффективность образовательного процесса и информационную культуру обучающихся, через использование компьютерных технологий в самостоятельной работе, показателями которого является участие детей в различных мероприятиях и конкурсах, также способствует достижению современных целей – овладению ключевыми компетентностями, информационными, коммуникабельными.
Творчество в работе помогает внедрять и оптимизировать деятельностный способ обучения, развивать креативность, способность к аналитической деятельности, коммуникативной компетентности и саморазвитию учащихся, то есть отвечает современным требованиям нашей жизни и национальной образовательной стратегии «Наша новая школа».
А хотелось бы мне закончить этот подраздел словами Ф.Тютчева:
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз даётся..
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться.
Информационно-коммуникативная технология
За последние несколько лет персональные компьютеры прочно стали входить в нашу повседневную жизнь, т.к. во всём мире, идёт вытеснение «ручного» умственного труда компьютерным. В связи с этим освоение компьютерных технологий происходит в школе для того, чтобы выпускник смог самореализоваться в жизни, а учителю позволит вывести процесс преподавания того или иного предмета на более качественный уровень.
В целях активизации учебной деятельности, интеллектуального развития учащихся, повышения эффективности образовательного процесса и качества образования использую на своих уроках информационно-коммуникационные технологии. В процессе их использования на уроках формируется умение школьников самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у учащихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Использование ИКТ открывает для учителя новые методические возможности подготовки и проведения уроков русского языка и литературы (и не только этих предметов), повышает эффективность и качество обучения, позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание, творческую активность, дисциплинированность школьников.
На мой взгляд, создание условий для активизации учебной деятельности школьников посредством использования ИКТ на уроках русского языка и литературы приводит к:.
1. Формированию информационнуой культуры, информационной грамотности, информационной компетентности ученика.
3. Формированию учебной мотивации и интересу к преподаваемым предметам (русский язык, литература);
4. Повышению уровеня обученности и качества знаний.
5. Совершенствованию интеллектуальных способностей учащихся и положительному настрою к активной познавательной деятельности.
Планируя урок с применением ИКТ, соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми:
- четко определяю педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;
- уточняю, где и когда буду использовать информационные технологии;
- согласовываю выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
- учитываю специфику учебного материала, особенности своего класса, характер объяснения новой информации.
Нельзя не согласиться с ведущими педагогами страны, что информационно - коммуникативные технологии дают возможность на новом уровне проводить не только уроки, но и внеклассную работу. Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет ученикам пользоваться для выступления на уроке.
На своих уроках применяю различные формы работы: самостоятельные работы, компьютерные практикумы, творческие задания, проекты, деловые игры, олимпиады, видеоуроки. В ходе уроков использую презентации, памятки по русскому языку и литературе, ассоциативные рисунки, дидактический материал. Для контроля за уровнем знаний, умений и навыков, формирования активной, самостоятельной, творческой, практической деятельности школьников на уроках использую письменные, устные формы контроля, диктанты, тестовые задания, разноуровневые работы, контрольные работы, фронтальный опрос, викторины, самоконтроль.
Для подготовки к урокам активно применяю компьютерные программы "БЭНП «Литература», Библиотека школьника, Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Excel, Microsoft Office Publisher, Microsoft Office FrontPage, Adobe Photoshop CS2, Ulead Photo Express 4.0 SE и др., использую мультимедийные диски («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»), с помощью этих программ создаю собственные презентации, дидактические материалы к урокам. Наиболее интересными считаю презентации для проведения уроков в форме игр., которые можно использовать для уроков повторения и обобщения по разным темам, меняя содержание.
Для себя я выработала алгоритм проведения урока с применением ИКТ:
1. На организационном этапе ученикам поясняю цель и содержание последующей работы. На данном этапе показываю слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения.
2. На этапе актуализации знаний мотивационно-познавательная деятельность учителя формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Эффект от применения какой-либо информации демонстрирую в виде рисунков, иллюстраций, графиков или диаграмм.
Изображение на экране является равнозначным словам учителя. В этом случае учитель поясняет то, что показано на экране. Изображение на экране дополняет слова учителя.
3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью различных форм контроля устанавливаю степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.
4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.
Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку, попасть на заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя.
Для увлеченных литературой учеников на уроках обобщения и повторения предлагаются кроссворды, криптограммы, тексты по творчеству писателей и поэтов.
. 5. Систематизация и закрепление материала.
На уроках закрепления изученного материала использование мультимедийного проектора также значительно повышает интерес к предмету. С целью лучшего запоминания и четкого структурирования в конце урока делаю обзор изученного материала, демонстрируя наиболее важные наглядные пособия на слайдах.
Перед глазами детей яркая таблица с правилом, например «И, Ы после приставок».
Компьютерное тестирование дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать «работу над ошибками». Тестирование с помощью компьютера гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, множество тестов представлены в игровой форме ( если тест успешно пройден - в небе вспыхнет салют). Естественно, что такое тестирование не вызывает у ученика стресса или отрицательных эмоций. К тому же, ученики тут же получают оценку компьютера. Быстро, объективно, интересно...
Творческая активность и познавательные способности детей развиваются в работе с проектором и экраном при иллюстрации различных схем, картин, фотографий, портретов, карт, применяя богатый материал электронных энциклопедий , при демонстрации презентаций, видеороликов и видеофильмов в том числе и собственных, сделанных по-моему заданию самостоятельно или под моим руководством и оформленных в программе Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Раblisher, графическом редакторе Paint, - 5 классами, Мovie Maker, Excel, Домашняя фотостудия 2.10 и т.п. – 9 классами, что в свою очередь развивает у них навыки учебно-исследовательской деятельности, креативного мышления. При работе в группах, парах сменного состава учебный материал усваивается гораздо легче и быстрее.
На
уроках литературы использование информационных технологий позволяет не только
дать широкий иллюстративный материал, но и соединить текст, видео, звук и иллюстрации
в единую логически законченную композицию, включить в эту композицию тесты,
задания на проверку внимания, памяти, на развитие познавательных способностей
школьника.
ВЫВОД: Использование ИКТ в
образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в
информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация
процесса обучения и повышение качества обучения в образовательной среде.
Педагогическая мастерская
На своих уроках русского языка и литературы я применяю французскую технологию «Педагогическая мастерская».Это необычная система обучения. Педагогическая мастерская – это действия мастера и учеников в поиске смысла , внутреннее преображение участников, сотворение человеком самого себя, понимание своего предназначения – творить в этой жизни добро. Мастерская – это путь познания Жизни, в которой приобретается чувственный опыт.
Главная задача:
Этапы работы:
Принципы:
Технология обучения
ВЫВОД:
1.Урок-мастерская - это урок работы со словом, на котором каждый ребенок может проявить себя в меру своих возможностей. Также такие уроки позволяют развить интерес к слову, к этимологии, к изучению языка. 2.Технология мастерских позволяет вовлекать в творческий процесс всех учащихся. Сильнейший ресурс мотивации ребенка. Дается возможность каждому высказаться, приобщиться к коллективному (групповому)содействию.
Технология проблемного обучения
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей Целевые ориентации:
- Приобретение ЗУН.
- Усвоение способов самостоятельной деятельности
- Развитие познавательных и творческих способностей.
Положения:
- Ребенок повторяет путь человечества в познании. Он усваивает материал, как результат в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. Условиями успешности являются: проблематизация учебного материала, активность ребенка, связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Особенности содержания: часть учебного материала содержит исторически правдоподобные коллизии из истории науки. Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию неизвестного., по уровню проблемности.
Особенности методики : основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний , анализа, умений видеть явление, закон. Проблемная ситуация создается с помощью вопроса учителя. Но слишком трудная или слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Методические приемы: сталкивает противоречия практической деятельности; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога); побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации; ставит конкретные задачи; ставит проблемные задачи.
Использование на своих уроках этой технологии позволило мне развивать творческие способности, познавательные навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, уметь видеть, сформировать и решить проблему. Результат в данном направлении очевиден: обучающиеся овладевают результатами учебной деятельности, навыками анализа, отбора информации и решения поставленной проблемы. Обучающиеся ведут исследовательские работы, выполняют тренировочные упражнения, работают над проектами, пишут эссе, рецензии, стихи и т.д.
В этом направлении мною были проведены:
- читательская конференция «Имя — чума, диагноз — наркомания» (по рассказу М.А.Булгакова «Морфий»);
- космические путешествие в 7 классе по теме: «Неопределенные местоимение», ;
- театрализованные уроки;
- урок-лекция технологии проблемного обучения и ИТК на тему в 10 классе: «Возникновение различных литературных течений в конце 19 - начале20 века (на примере поэзии)»;
-урок изучения нового материала по русскому языку в 5 классе: "Правописание приставок при- и пре-";
- урок-игра «Что за чудо эти сказки»;
- разработка урока-суда по теме: «Обман и наказание в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» и урок-суд над литературным героем в 9 классе по произведению М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
ВЫВОД: Проблемное обучение это самостоятельная поисковая деятельность обучающихся. Эта технология ведёт к глубокому усвоению обучающими вопросов курса обучения, способствует развитию личности ребёнка. На уроках, построенных с использованием этой технологии, успеха добиваются даже слабые ученики. Они заражаются интересом поиска истины и незаметно для себя.
Исследовательские методы обучения
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.