Портфолио ученика начальных классов.
Оценка 4.7

Портфолио ученика начальных классов.

Оценка 4.7
doc
воспитание +1
23.11.2021
Портфолио ученика начальных классов.
Портфолио ученика..doc

                        

 

 

 

 


Портфолио ученика начальной школы

 

 

 

                                          

                                                           

 

 

 

 

Филипчак Елены Владимировны,

                                                            учителя начальных классов

 

                                                           МБОУ СОШ №50 г. Шахты.

 

 

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

 

1.     ФГОС НОО  и  портфолио ученика;

2.     Философия  портфолио;

3.     Назначение и цель портфолио;

4.     Задачи портфолио;

5.     Функции портфолио;

6.     Разделы портфолио;

7.     Содержание портфолио;

8.     Особенности работы с портфолио.

 

9.     Продукт  (разработка «Портфолио 1классника»).

 

10.  Использованная литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Портфолио ученика начальной школы

1.     Когда всё началось?

    Несколько лет назад, с введением ФГОС НОО, в учебный процесс добавили нововведение –  портфолио, которое сейчас носит повсеместный характер.

     Слово «портфолио» было известно еще в эпоху Ренессанса, когда этим англоязычным термином называли альбом с рисунками и чертежами, который обязаны были предъявить художники и архитекторы, претендовавшие на место в Академии художеств. Идея применения портфолио в школе возникла в США  в 80-ых годах ХХ века. И уже через 10 лет «портфолиомания» охватила весь мир.   

        Приказом Министерства образования и науки России и Российской академии образования от 05. 12. 2003г.  № 4509/49  была утверждена Программа совместных мероприятий МОиН России и РАО по введению профильного обучения обучающихся на третьей ступени общего образования. Уже к концу среднего звена (7-9 классы)  учащийся должен  определить сферу своих интересов, профиль (учебный уклон), выбор которого будет желанным, где ребенок сможет проявить свои возможности, способности, что поможет ему в дальнейшем правильно выбрать профессию.
    В связи с этим в Министерстве образования и науки РФ концепция  портфолио достижений ученика была представлена в 2004 году. Она призвана была помочь проследить развитие ребенка, обнаружить в нем склонности к тем или иным наукам и его скрытые таланты. Проще говоря, 
 портфолио – это образцы проделанной работы, которые раскрывают способности и умения ученика.

     "У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных  достижений – результаты   районных,  областных  олимпиад, интересные   самостоятельные   проекты   и   творческие   работы.  Это  очень важно  при  определении  готовности  школьника  к  углубленному изучению ряда предметов".  (Министр  образования  В.М. Филиппов  "Комс. правда" 14.01.2003г.).

2.        Философия  портфолио.                                                  
     Портфолио – это  способ  фиксирования,  накопления  и  оценки  индивидуальных достижений    школьника    в    определенный    период   его    обучения.   Портфолио позволяет  учитывать  результаты,  достигнутые   учеником  в  разнообразных   видах деятельности  (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.)  и является важным  элементом   практико-ориентированного  подхода  к  образованию.           
          В педагогической литературе портфолио характеризуется как:

·       коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению;

·       выставка учебных достижений учащегося по какому-то предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год).

Философия учебного портфолио предполагает:

·       cмещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;

·        интеграцию количественной и качественной оценок;

·        перенос педагогического ударения с оценки на самооценку;

·       основной смысл портфолио: "Показать все, на что ты способен".

      Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности учащихся, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки результатов своей деятельности, для осознания собственной субъектной позиции. Портфолио учащегося является оптимальным способом организации системы накопительной оценки, понимаемое как коллекция работ и результатов ученика, демонстрирующая его усилия, прогресс и достижения в различных областях, включая самоорганизацию собственной учебной деятельности (самоконтроль, самооценку, рефлексию) и, наряду   с  результатами внутреннего и внешнего контроля,  поможет определять  рейтинг  выпускников  начальной школы. Эти факторы определяют актуальность проблемы, её значимость для современной системы образования.

      Основное назначение портфолио – показать непрерывное развитие и достижения ученика в самых различных областях деятельности: учебной, творческой, коммуникативной, социальной; показать его личность, которую не всегда можно увидеть за школьной отметкой.

3.     Цель составления портфолио для учеников.

     Для самореализации ребенку уже в начальных классах необходимо иметь правильную мотивацию, умение ставить цели и добиваться их. Учебный процесс требует самодисциплины от учащегося, способности проводить самоанализ, чтобы преодолевать неудачи и уметь радоваться своим победам. Родители и педагоги должны помочь ребенку раскрыть свой внутренний потенциал. Поэтому создается портфолио ученика  начальной школы для структуризации его работ, успеваемости и достижений.

      Важная цель портфолио – представить отчет по процессу образования учащегося, увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения

      Основная цель внедрения школьного портфолио – выявить  все достоинства учащегося и дать ему правильный вектор для дальнейшего развития его способностей, а также  формирование активной жизненной позиции ученика, воспитание неравнодушного человека, способного принести пользу современному обществу. Весь собранный материал впоследствии станет основой при выборе профильных классов  и школы, или может даже  будущей профессии.

4.     Задачи.

Портфолио – не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения важных педагогических задач, позволяющее:

·        Поддерживать высокую учебную мотивацию;

·        Поощрять активность и самостоятельность (самообучение);

·        Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

·        Формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

5.     Функции портфолио следующие:

·        Диагностическая (личностный рост ребенка, формирование у него умения учиться);

·        Целеполагания (поддерживает учебные цели ученика);

·        Содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ);

·        Развивающая (обеспечивает непрерывность образовательного процесса, творческого саморазвития от года к году);

·        Мотивационная (поощряет результаты деятельности учащихся, преподавателей и родителей);

·        Контрольно-рейтинговая (позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения ученика, помогает ребенку осознать и зафиксировать свои успехи, проанализировать свой опыт, задуматься над результатами своего труда).

6.     Разделы

    Исходя из всего сказанного, возможны следующие разделы портфолио:

6.1. Знакомьтесь,  это – я!

·       титульный лист;

·       автобиография (резюме);

·       рассказ о себе (особенности, увлечения, мечты, …);

·       мой край, моя Родина, я – гражданин,… ;

·        список долгосрочных и краткосрочных планов учебы и карьеры.

     Для титульного листа потребуется вклеить фотографию ребенка. Будет лучше, если он сам выберет свое фото. Таким образом, можно развивать его инициативность. Ребенок мог бы описать свои увлечения, рассказать о своем городе, семье, друзьях, о своем имени или фамилии, написать о своей школе. Главное, чтобы он описывал то, что ему интересно и то, что он считает важным.

6.2.          Моя школьная жизнь:  школа, класс, школьные друзья, традиции класса, школы, законы школьной жизни,…;

6.3.          Поднимаюсь по лестнице знаний:

·       заполненный  бланк  «Мои достижения по предметам»;

·       цели, самооценка,  оценка родителей,  учителя;

·       результаты контрольных работ, тестирования, экзамена, рисунки;

·       фотографии, аудиозаписи, видеозаписи;

·        информация,  которая  подтверждает  учебную  инициативу  и самостоятельность  выполнения  работ;

·        список прочтенной литературы;

·       учебный план,  поставленные  цели.

6.4.          Моя внеучебная деятельность: музыка, искусство, спорт,…

·       информация, которая отражает всю общественно-полезную деятельность ребенка;

·       посещение центра  дополнительного образования;

·       оформление фотографиями объемных работ или поделок, которые делал ребенок;

·       индивидуальные (элективные) курсы;

·       рисунки, стихи, сказки или любое другое творчество ученика.

      Для оформления этого раздела у ребенка должна быть полная свобода, чтобы он мог наглядно видеть, каких успехов достиг.

6.5.          Участвую в проектной деятельности:

·       исследовательские проекты;

·       творческие работы, статьи;

·       работы, которые признаны самыми лучшими в течение года.

6.6.          Мои поощрения и награды:

·       информация о награждениях;

·       полученные ребенком грамоты, дипломы за достижение успехов в разных сферах деятельности;

·       сертификаты участника.

      В этом разделе все имеющиеся грамоты и дипломы лучше записывать в хронологическом порядке. В начальных классах для ребенка важны все его успехи, поэтому лучше не делить их на главные достижения (например, в учебе) и второстепенные (например, в спорте).

6.7.          Пожелания и отзывы.

·       отзывы за проделанную работу;

·       рекомендации в письменном виде;

·       ободрительные письма;

·       цели на начало учебного года;

·        итоги учебного года.

      Этот раздел один из самых важных для повышения самооценки у ученика. Педагоги, которые уделяют достаточно внимание стараниям ребенка, смогут положительно оценить их. Если использовать не просто слово «молодец», а хвалить ребенка за что-то конкретное, то его мотивация в учебе будет только расти. Дети, которых хвалят за конкретные достижения, намного лучше учатся. Этот раздел так же может помочь учителю выразить свои рекомендации и пожелания родителям ученика.

          7. Содержание портфолио

    В  портфолио ученика начальной школы, используемое для оценки достижений планируемых результатов НОО, можно включать следующие материалы:

·        выборки детских работ – формальных и творческих, выполненных в ходе учебных, а также  внеурочных занятий в рамках образовательной программы школы – диктанты, сочинения, изложения, «дневник читателя», дневник наблюдений, интервью, рисунки,  фотокарточки, аудио-   и  видеозаписи; проекты,  творческие  работы, комплексы физических упражнений и т. д.

·        систематизированные материалы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями  (оценочные листы, листы  самоконтроля  и  самооценки, тесты,  анкеты,  заметки  и описания  результатов  наблюдения учителя,  родителей, других специалистов).

·        материалы, характеризующие достижения учащихся в учебной и досуговой деятельности (первые  документы,  формы  награждения  и  поощрения, грамоты, дипломы, сертификаты).

     Содержание каждого раздела углубляется с каждым годом. Так, например, если в 1 классе дети просто рисуют свою семью или приклеивают фотокарточку, то в 4 классе уже составляют свою родословную. Ведением  портфолио должен заниматься сам ребенок: добавлять и подписывать рисунки, раскрашивать, сочинять, придумывать новые страницы и  т. д. Страницы достижений в учебной, проектной деятельности заполняются под руководством учителя и родителей.  Взрослые должны поддерживать ребенка, отмечать успехи, хвалить и поощрять.

            8. Чтобы добиться положительных результатов, работа с портфолио должна быть организована в системе,  должен  соблюдаться  принцип  добровольности  при  сборе  информации и демократичности сотрудничества (равноправие ученика, учителя и родителей). Целостность, непрерывность, гибкость, эстетичность – таковы основные принципы работы с портфолио ученика начальной школы.      

     Обязательным условием успешной работы является знакомство родителей с технологией ведения портфолио. Родители должны знать, что с помощью портфолио они видят движение ребенка в овладении знаниями, его внутренние переживания, результаты творческой деятельности, развитие и прогресс, радости и трудности. Нужно рассказать им о целях и задачах ведения портфолио, показать и объяснить технологию ведения. Создание портфолио – совместная деятельность только с демократическим стилем общения обучающихся, родителей и учителя. В случае затруднения  ученик должен быть уверен, что рядом есть взрослые, которые всегда придут на помощь.

 

               Список литературы:

1.      Портфолио учащегося «Я - первоклассник»  О.В. Осетинская 

 Волгоград «Учитель» - 2013.

2.      Портфолио школьника /  Методические рекомендации  Е.А.Андреева, Н.В. Разваляева  1-2 классы.   М.: «Планета» - 2012.

3.      Портфолио первоклассника / Авт.-сост.: Е.А.Андреева, Н.В. Разваляева; под ред. М. С. Умновой. –   М.: «Планета» - 2012.

 


Скачано с www.znanio.ru

Портфолио ученика начальной школы

Портфолио ученика начальной школы

План 1. ФГОС НОО и портфолио ученика; 2

План 1. ФГОС НОО и портфолио ученика; 2

Портфолио ученика начальной школы 1

Портфолио ученика начальной школы 1

Философия учебного портфолио предполагает: · cмещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной…

Философия учебного портфолио предполагает: · cмещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной…

Основная цель внедрения школьного портфолио – выявить все достоинства учащегося и дать ему правильный вектор для дальнейшего развития его способностей, а также формирование активной жизненной…

Основная цель внедрения школьного портфолио – выявить все достоинства учащегося и дать ему правильный вектор для дальнейшего развития его способностей, а также формирование активной жизненной…

Главное, чтобы он описывал то, что ему интересно и то, что он считает важным

Главное, чтобы он описывал то, что ему интересно и то, что он считает важным

Этот раздел один из самых важных для повышения самооценки у ученика

Этот раздел один из самых важных для повышения самооценки у ученика

Нужно рассказать им о целях и задачах ведения портфолио, показать и объяснить технологию ведения

Нужно рассказать им о целях и задачах ведения портфолио, показать и объяснить технологию ведения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2021