Портфолио ученика начальной школы
Филипчак Елены Владимировны,
учителя начальных классов
МБОУ СОШ №50 г. Шахты.
План
1. ФГОС НОО и портфолио ученика;
2. Философия портфолио;
3. Назначение и цель портфолио;
4. Задачи портфолио;
5. Функции портфолио;
6. Разделы портфолио;
7. Содержание портфолио;
8. Особенности работы с портфолио.
9. Продукт (разработка «Портфолио 1классника»).
10. Использованная литература.
Портфолио ученика начальной школы
1. Когда всё началось?
Несколько лет назад, с введением ФГОС НОО, в учебный процесс добавили нововведение – портфолио, которое сейчас носит повсеместный характер.
Слово «портфолио» было известно еще в эпоху Ренессанса, когда этим англоязычным термином называли альбом с рисунками и чертежами, который обязаны были предъявить художники и архитекторы, претендовавшие на место в Академии художеств. Идея применения портфолио в школе возникла в США в 80-ых годах ХХ века. И уже через 10 лет «портфолиомания» охватила весь мир.
Приказом Министерства образования и науки России и Российской академии
образования от 05. 12. 2003г. № 4509/49 была утверждена Программа совместных
мероприятий МОиН России и РАО по введению профильного обучения обучающихся на
третьей ступени общего образования. Уже к концу среднего звена (7-9 классы)
учащийся должен определить сферу своих интересов, профиль (учебный уклон),
выбор которого будет желанным, где ребенок сможет проявить свои возможности,
способности, что поможет ему в дальнейшем правильно выбрать профессию.
В связи с этим в Министерстве образования и науки РФ концепция портфолио
достижений ученика была представлена в 2004 году. Она призвана была помочь
проследить развитие ребенка, обнаружить в нем склонности к тем или иным наукам
и его скрытые таланты. Проще говоря, портфолио – это образцы проделанной работы, которые
раскрывают способности и умения ученика.
"У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений – результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов". (Министр образования В.М. Филиппов "Комс. правда" 14.01.2003г.).
2.
Философия
портфолио.
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных
достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио
позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах
деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и
является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
В педагогической литературе портфолио характеризуется как:
· коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению;
· выставка учебных достижений учащегося по какому-то предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год).
Философия учебного портфолио предполагает:
· cмещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;
· интеграцию количественной и качественной оценок;
· перенос педагогического ударения с оценки на самооценку;
· основной смысл портфолио: "Показать все, на что ты способен".
Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности учащихся, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки результатов своей деятельности, для осознания собственной субъектной позиции. Портфолио учащегося является оптимальным способом организации системы накопительной оценки, понимаемое как коллекция работ и результатов ученика, демонстрирующая его усилия, прогресс и достижения в различных областях, включая самоорганизацию собственной учебной деятельности (самоконтроль, самооценку, рефлексию) и, наряду с результатами внутреннего и внешнего контроля, поможет определять рейтинг выпускников начальной школы. Эти факторы определяют актуальность проблемы, её значимость для современной системы образования.
Основное назначение портфолио – показать непрерывное развитие и достижения ученика в самых различных областях деятельности: учебной, творческой, коммуникативной, социальной; показать его личность, которую не всегда можно увидеть за школьной отметкой.
Для самореализации ребенку уже в начальных классах необходимо иметь правильную мотивацию, умение ставить цели и добиваться их. Учебный процесс требует самодисциплины от учащегося, способности проводить самоанализ, чтобы преодолевать неудачи и уметь радоваться своим победам. Родители и педагоги должны помочь ребенку раскрыть свой внутренний потенциал. Поэтому создается портфолио ученика начальной школы для структуризации его работ, успеваемости и достижений.
Важная цель портфолио – представить отчет по процессу образования учащегося, увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Основная цель внедрения школьного портфолио – выявить все достоинства учащегося и дать ему правильный вектор для дальнейшего развития его способностей, а также формирование активной жизненной позиции ученика, воспитание неравнодушного человека, способного принести пользу современному обществу. Весь собранный материал впоследствии станет основой при выборе профильных классов и школы, или может даже будущей профессии.
4. Задачи.
Портфолио – не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения важных педагогических задач, позволяющее:
· Поддерживать высокую учебную мотивацию;
· Поощрять активность и самостоятельность (самообучение);
· Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
· Формировать умение учиться: ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
5. Функции портфолио следующие:
· Диагностическая (личностный рост ребенка, формирование у него умения учиться);
· Целеполагания (поддерживает учебные цели ученика);
· Содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ);
· Развивающая (обеспечивает непрерывность образовательного процесса, творческого саморазвития от года к году);
· Мотивационная (поощряет результаты деятельности учащихся, преподавателей и родителей);
· Контрольно-рейтинговая (позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения ученика, помогает ребенку осознать и зафиксировать свои успехи, проанализировать свой опыт, задуматься над результатами своего труда).
6. Разделы
Исходя из всего сказанного, возможны следующие разделы портфолио:
6.1. Знакомьтесь, это – я!
· титульный лист;
· автобиография (резюме);
· рассказ о себе (особенности, увлечения, мечты, …);
· мой край, моя Родина, я – гражданин,… ;
· список долгосрочных и краткосрочных планов учебы и карьеры.
Для титульного листа потребуется вклеить фотографию ребенка. Будет лучше, если он сам выберет свое фото. Таким образом, можно развивать его инициативность. Ребенок мог бы описать свои увлечения, рассказать о своем городе, семье, друзьях, о своем имени или фамилии, написать о своей школе. Главное, чтобы он описывал то, что ему интересно и то, что он считает важным.
6.2. Моя школьная жизнь: школа, класс, школьные друзья, традиции класса, школы, законы школьной жизни,…;
6.3. Поднимаюсь по лестнице знаний:
· заполненный бланк «Мои достижения по предметам»;
· цели, самооценка, оценка родителей, учителя;
· результаты контрольных работ, тестирования, экзамена, рисунки;
· фотографии, аудиозаписи, видеозаписи;
· информация, которая подтверждает учебную инициативу и самостоятельность выполнения работ;
· список прочтенной литературы;
· учебный план, поставленные цели.
6.4. Моя внеучебная деятельность: музыка, искусство, спорт,…
· информация, которая отражает всю общественно-полезную деятельность ребенка;
· посещение центра дополнительного образования;
· оформление фотографиями объемных работ или поделок, которые делал ребенок;
· индивидуальные (элективные) курсы;
· рисунки, стихи, сказки или любое другое творчество ученика.
Для оформления этого раздела у ребенка должна быть полная свобода, чтобы он мог наглядно видеть, каких успехов достиг.
6.5. Участвую в проектной деятельности:
· исследовательские проекты;
· творческие работы, статьи;
· работы, которые признаны самыми лучшими в течение года.
6.6. Мои поощрения и награды:
· информация о награждениях;
· полученные ребенком грамоты, дипломы за достижение успехов в разных сферах деятельности;
· сертификаты участника.
В этом разделе все имеющиеся грамоты и дипломы лучше записывать в хронологическом порядке. В начальных классах для ребенка важны все его успехи, поэтому лучше не делить их на главные достижения (например, в учебе) и второстепенные (например, в спорте).
6.7. Пожелания и отзывы.
· отзывы за проделанную работу;
· рекомендации в письменном виде;
· ободрительные письма;
· цели на начало учебного года;
· итоги учебного года.
Этот раздел один из самых важных для повышения самооценки у ученика. Педагоги, которые уделяют достаточно внимание стараниям ребенка, смогут положительно оценить их. Если использовать не просто слово «молодец», а хвалить ребенка за что-то конкретное, то его мотивация в учебе будет только расти. Дети, которых хвалят за конкретные достижения, намного лучше учатся. Этот раздел так же может помочь учителю выразить свои рекомендации и пожелания родителям ученика.
7. Содержание портфолио
В портфолио ученика начальной школы, используемое для оценки достижений планируемых результатов НОО, можно включать следующие материалы:
· выборки детских работ – формальных и творческих, выполненных в ходе учебных, а также внеурочных занятий в рамках образовательной программы школы – диктанты, сочинения, изложения, «дневник читателя», дневник наблюдений, интервью, рисунки, фотокарточки, аудио- и видеозаписи; проекты, творческие работы, комплексы физических упражнений и т. д.
· систематизированные материалы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями (оценочные листы, листы самоконтроля и самооценки, тесты, анкеты, заметки и описания результатов наблюдения учителя, родителей, других специалистов).
· материалы, характеризующие достижения учащихся в учебной и досуговой деятельности (первые документы, формы награждения и поощрения, грамоты, дипломы, сертификаты).
Содержание каждого раздела углубляется с каждым годом. Так, например, если в 1 классе дети просто рисуют свою семью или приклеивают фотокарточку, то в 4 классе уже составляют свою родословную. Ведением портфолио должен заниматься сам ребенок: добавлять и подписывать рисунки, раскрашивать, сочинять, придумывать новые страницы и т. д. Страницы достижений в учебной, проектной деятельности заполняются под руководством учителя и родителей. Взрослые должны поддерживать ребенка, отмечать успехи, хвалить и поощрять.
8. Чтобы добиться положительных результатов, работа с портфолио должна быть организована в системе, должен соблюдаться принцип добровольности при сборе информации и демократичности сотрудничества (равноправие ученика, учителя и родителей). Целостность, непрерывность, гибкость, эстетичность – таковы основные принципы работы с портфолио ученика начальной школы.
Обязательным условием успешной работы является знакомство родителей с технологией ведения портфолио. Родители должны знать, что с помощью портфолио они видят движение ребенка в овладении знаниями, его внутренние переживания, результаты творческой деятельности, развитие и прогресс, радости и трудности. Нужно рассказать им о целях и задачах ведения портфолио, показать и объяснить технологию ведения. Создание портфолио – совместная деятельность только с демократическим стилем общения обучающихся, родителей и учителя. В случае затруднения ученик должен быть уверен, что рядом есть взрослые, которые всегда придут на помощь.
Список литературы:
1. Портфолио учащегося «Я - первоклассник» О.В. Осетинская
Волгоград «Учитель» - 2013.
2. Портфолио школьника / Методические рекомендации Е.А.Андреева, Н.В. Разваляева 1-2 классы. М.: «Планета» - 2012.
3. Портфолио первоклассника / Авт.-сост.: Е.А.Андреева, Н.В. Разваляева; под ред. М. С. Умновой. – М.: «Планета» - 2012.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.