«Портрет выпускника начальной школы»

  • Контроль знаний
  • doc
  • 27.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В материале представлен образ выпускника начальной школы как предполагаемый результат обучения в 1-4 классах. Указаны характеристики модели в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом. Упор сделан на личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения. Этот материал служит ориентиром для учителя, выпускающего 4 класс.
Иконка файла материала модель выпускника краткий вариант.doc
«Портрет выпускника начальной школы» Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Учитель способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. «Модель выпускника» начальной школы — это предполагаемый результат реализации образовательной программы ФГОС, общий ответ на вопрос о том, какой «продукт» должен получиться в результате деятельности педагогического коллектива на каждой из ступеней образования. Выстраивая   образ   выпускника   школы,   мы   исходим   из   того,   что   он представляет   собой   динамическую   систему,   которая   постоянно   изменяется, самосовершенствуется,   наполняясь   новым   содержанием.   А   значит,   образ выпускника  начальной школы – это не конечный результат, не итог в развитии личности. Портрет выпускника начальной школы описан в новом стандарте. Портрет выпускника начальной школы по ФГОС  любящий свой народ, свой край и свою Родину;  уважающий и принимающий ценности семьи и общества;  любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;  владеющий   основами   умения   учиться,   способный   к   организации собственной деятельности;  готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;  доброжелательный,   умеющий   слушать   и   слышать   собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;  выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Как   видно   из   вышесказанного,   целью   является   не   предметный,   а личностный   результат.   Важна   прежде   всего   личность   самого   ребенка   и происходящие с ней в процессе обучения изменения. Начальная школа закладывает фундамент всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД). Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений. В соответствии с ФГОС начального общего образования можно выделить следующие характеристики модели выпускника начальной школы: 1. Личностные универсальные учебные действия  умение   соотносить   поступки   и   события   с   принятыми   этическими принципами,   знание   моральных   норм   и   умение   выделить   нравственный аспект поведения;  личностное самоопределение;  смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом; нравственно­этическая   ориентация,   в   том   числе,   и   оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор. 2. Регулятивные универсальные учебные:  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;  планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом   конечного   результата;   составление   плана   и   последовательности действий;  прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;  коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ   действия   в   случае   расхождения   реального   действия   и   его результата с эталоном;  оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;  саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. 3. Познавательные универсальные учебные действия включают: Общеучебные универсальные действия:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  поиск   и   выделение   необходимой   информации,   в   том   числе   решение рабочих   задач   с   использованием   общедоступных   в   начальной   школе инструментов ИКТ и источников информации;  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  смысловое чтение; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов   различных   жанров;   определение   основной   и   второстепенной информации;   свободная   ориентация   и   восприятие   текстов художественного,   научного,   публицистического   и   официально­делового стилей;   понимание   и   адекватная   оценка   языка   средств   массовой информации;  постановка   и   формулирование   проблемы,   самостоятельное   создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Знаково ­ символические действия:  моделирование   —   преобразование   объекта   из   чувственной   формы   вмодель, (пространственно­графическая или знаково­символическая);   где   выделены   существенные   характеристики   объекта  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Логические универсальные действия:  анализ   объектов   с   целью   выделения   признаков   (существенных, несущественных);  синтез   —   составление   целого   из   частей,   в   том   числе   самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;  выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;  подведение под понятие, выведение следствий;  установление   причинно­следственных   связей,   представление   цепочек объектов и явлений;  построение  логической   цепочки   рассуждений,   анализ   истинности утверждений;  доказательство;  выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы:  формулирование проблемы;  самостоятельное   создание   способов   решения   проблем   творческого   и поискового характера. 4. К коммуникативным действиям относятся:  планирование   учебного   сотрудничества   с   учителем   и   сверстниками   — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;  постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;  разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка   альтернативных   способов   разрешения   конфликта,   принятие решения и его реализация;  управление   поведением   партнёра   —   контроль,   коррекция,   оценка   его действий;  умение   с   достаточной   полнотой   и   точностью   выражать   свои   мысли   в соответствии   с   задачами   и   условиями   коммуникации;   владение монологической   и   диалогической   формами   речи   в   соответствии   с грамматическими   и   синтаксическими   нормами   родного   языка, современных средств коммуникации. Каким   должен   быть   выпускник   начальной   школы,   какие   качества необходимо   у   него   сформировать,  чтобы   сохранить   его   стремление   учиться, развить   потребность   самостоятельно   учиться   и   творчески   решать   различные познавательные задачи, обеспечить условия для успешного обучения в основной школе? Выпускник начальной школы должен: Освоить   общеобразовательные   программы   по   предметам   учебного плана   на   уровне,   достаточном   для   продолжения   образования   на   ступени основного   общего   образования   (то   есть   овладеть   общеучебными   умениями   и навыками).  Овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.  Освоить способы деятельности (познавательную, речевую, алгоритм работы   с   информацией,   порядок   организации   деятельности:   установление последовательности  действий, выполнение инструкций, определение способов контроля,   определение   причин   возникающих   трудностей,   нахождение   и самостоятельное исправление ошибок и др.).  Формировать   потребность   самостоятельно   учиться,   желания учиться. Овладеть основами личной гигиены и здорового образа жизни.  Выпускник начальной школы, кроме усвоения основной программы, должен быть положительно мотивирован на дальнейшее обучение. Ведущими характеристиками выпускника начальной школы являются:  вопрос;  умение   строить   высказывания,   выдвигать   гипотезы,   отстаивать его   способность   самостоятельно   мыслить,   анализировать   любой выбранную точку зрения;  наличие  у него  представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу.  Метод проектов по своей дидактической сути нацелен на формирование способностей,   обладая   которыми   выпускник   школы   оказывается   более приспособленным   к   жизни,   умеющим   адаптироваться   к   изменениям, ориентироваться   в   разнообразных   ситуациях,   работать   в   различных коллективах,   потому   что   проектная   деятельность   является   культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора. Работа   над   проектами   многое   даёт   учащимся.   Это   и   активная мыслительная   деятельность,   и   развитие   познавательной   и   социальной активности,   и   заинтересованность   в   обучении,   и   расширение   кругозора,   и возможность   осознанно   получать  знания   и   использовать  их.   Кроме   того, школьники   учатся   работать   над   проблемой,   обретать   навыки   сбора   и обработки информации, умения и навыки исследовательской деятельности, учатся   применять   знания.   Проектная   деятельность   дает   ученикам   и возможность   сотрудничать   с   учителем,   обсуждать   и   предлагать   свою точку зрения. Особое  место в  психологическом  портрете  нашего  выпускника  занимает формирование его коммуникативной компетентности. Необходимо помнить, что при   переходе   в   среднее   звено   ведущей   деятельностью   становится   общение.Поэтому важно, что выпускник начальной школы должен иметь опыт успешных коммуникативных действий и развитую способность к рефлексии. Важнейшей линией в портрете выпускника являются и социально значимые качества,   прежде   всего   присущие   гражданину:   уважение   к   родной   стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой. Т.е. уже на этапе младшего школьного возраста мы   стремимся   заложить   первые   "кирпичики"   высших   чувств   –   патриотизма, гуманизма, трудолюбия, так как без этих кирпичиков полноценное становление личности невозможно. Формирование   личности   не   является   следствием   лишь   школьного воспитания,   оно   зависит   от   генетических   предпосылок   и   воздействия дошкольного   времени,   влияния   средств   массовой   информации,   а,   главное воспитания   в   семье.   Поэтому  воспитание,   образование   и   развитие   возможно только совместными усилиями школы и семьи. Роль   педагогов   в   формировании   личности   ребенка   можно   определить следующими словами: педагогическая помощь, поддержка и продвижение.