В материале представлен образ выпускника начальной школы как предполагаемый результат обучения в 1-4 классах. Указаны характеристики модели в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом. Упор сделан на личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения. Этот материал служит ориентиром для учителя, выпускающего 4 класс.
«Портрет выпускника начальной школы»
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Учитель
способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения
знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.
«Модель выпускника» начальной школы — это предполагаемый результат
реализации образовательной программы ФГОС, общий ответ на вопрос о том,
какой «продукт» должен получиться в результате деятельности педагогического
коллектива на каждой из ступеней образования.
Выстраивая образ выпускника школы, мы исходим из того, что он
представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется,
самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ
выпускника начальной школы – это не конечный результат, не итог в развитии
личности.
Портрет выпускника начальной школы описан в новом стандарте.
Портрет выпускника начальной школы по ФГОС
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации
собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед
семьей и обществом;
доброжелательный,
умеющий слушать и слышать собеседника,
обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих
образа жизни.
Как видно из вышесказанного, целью является не предметный, а
личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и
происходящие с ней в процессе обучения изменения.
Начальная школа закладывает фундамент всего последующего обучения.
В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных
действий (УУД).
Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного
усвоения новых знаний, умений.
В соответствии с ФГОС начального общего образования можно выделить
следующие характеристики модели выпускника начальной школы:
1. Личностные универсальные учебные действия
умение соотносить поступки и события с принятыми этическими
принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный
аспект поведения;
личностное самоопределение;
смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью
учебной деятельности и её мотивом; нравственноэтическая ориентация, в том числе, и оценивание
усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.
2. Регулятивные универсальные учебные:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
планирование — определение последовательности промежуточных целей с
учётом конечного результата; составление плана и последовательности
действий;
прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний,
его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и
способ действия в случае расхождения реального действия и его
результата с эталоном;
оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и
что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка
результатов работы;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому
усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению
препятствий.
3. Познавательные универсальные учебные действия включают:
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение
рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе
инструментов ИКТ и источников информации;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и
письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
смысловое чтение; извлечение необходимой информации из прослушанных
текстов различных жанров; определение основной и второстепенной
информации;
свободная ориентация и восприятие текстов
художественного, научного, публицистического и официальноделового
стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой
информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера.
Знаково символические действия:
моделирование — преобразование объекта из чувственной формы вмодель,
(пространственнографическая или знаковосимволическая);
где выделены существенные характеристики объекта
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область.
Логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных);
синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное
достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинноследственных связей, представление цепочек
объектов и явлений;
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности
утверждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и
поискового характера.
4. К коммуникативным действиям относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками —
определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и
оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие
решения и его реализация;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его
действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение
монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,
современных средств коммуникации.
Каким должен быть выпускник начальной школы, какие качества
необходимо у него сформировать, чтобы сохранить его стремление учиться,
развить потребность самостоятельно учиться и творчески решать различные
познавательные задачи, обеспечить условия для успешного обучения в основной
школе?
Выпускник начальной школы должен:
Освоить общеобразовательные программы по предметам учебного
плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени
основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и
навыками).
Овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий,
культурой поведения и речи.
Освоить способы деятельности (познавательную, речевую, алгоритм
работы с информацией, порядок организации деятельности: установление
последовательности действий, выполнение инструкций, определение способов
контроля, определение причин возникающих трудностей, нахождение и
самостоятельное исправление ошибок и др.).
Формировать потребность самостоятельно учиться, желания
учиться.
Овладеть основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Выпускник начальной школы, кроме усвоения основной программы, должен
быть положительно мотивирован на дальнейшее обучение.
Ведущими характеристиками выпускника начальной школы являются:
вопрос;
умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать
его способность самостоятельно мыслить, анализировать любой
выбранную точку зрения;
наличие у него представлений о собственном знании и незнании по
обсуждаемому вопросу.
Метод проектов по своей дидактической сути нацелен на формирование
способностей, обладая которыми выпускник школы оказывается более
приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменениям,
ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных
коллективах, потому что проектная деятельность является культурной
формой деятельности, в которой возможно формирование способности к
осуществлению ответственного выбора.
Работа над проектами многое даёт учащимся. Это и активная
мыслительная деятельность, и развитие познавательной и социальной
активности, и заинтересованность в обучении, и расширение кругозора, и
возможность осознанно получать знания и использовать их. Кроме того,
школьники учатся работать над проблемой, обретать навыки сбора и
обработки информации, умения и навыки исследовательской деятельности,
учатся применять знания. Проектная деятельность дает ученикам и
возможность сотрудничать с учителем, обсуждать и предлагать свою
точку зрения.
Особое место в психологическом портрете нашего выпускника занимает
формирование его коммуникативной компетентности. Необходимо помнить, что
при переходе в среднее звено ведущей деятельностью становится общение.Поэтому важно, что выпускник начальной школы должен иметь опыт успешных
коммуникативных действий и развитую способность к рефлексии.
Важнейшей линией в портрете выпускника являются и социально значимые
качества, прежде всего присущие гражданину: уважение к родной стране,
своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом,
другими людьми, самим собой. Т.е. уже на этапе младшего школьного возраста
мы стремимся заложить первые "кирпичики" высших чувств – патриотизма,
гуманизма, трудолюбия, так как без этих кирпичиков полноценное становление
личности невозможно.
Формирование личности не является следствием лишь школьного
воспитания, оно зависит от генетических предпосылок и воздействия
дошкольного времени, влияния средств массовой информации, а, главное
воспитания в семье. Поэтому воспитание, образование и развитие возможно
только совместными усилиями школы и семьи.
Роль педагогов в формировании личности ребенка можно определить
следующими словами: педагогическая помощь, поддержка и продвижение.