В материале представлен образ выпускника начальной школы как предполагаемый результат обучения в 1-4 классах. Указаны характеристики модели в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом. Упор сделан на личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения. Этот материал служит ориентиром для учителя, выпускающего 4 класс.
модель выпускника краткий вариант.doc
«Портрет выпускника начальной школы»
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Учитель
способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения
знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.
«Модель выпускника» начальной школы — это предполагаемый результат
реализации образовательной программы ФГОС, общий ответ на вопрос о том,
какой «продукт» должен получиться в результате деятельности педагогического
коллектива на каждой из ступеней образования.
Выстраивая образ выпускника школы, мы исходим из того, что он
представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется,
самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ
выпускника начальной школы – это не конечный результат, не итог в развитии
личности.
Портрет выпускника начальной школы описан в новом стандарте.
Портрет выпускника начальной школы по ФГОС
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации
собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед
семьей и обществом;
доброжелательный,
умеющий слушать и слышать собеседника,
обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих
образа жизни.
Как видно из вышесказанного, целью является не предметный, а
личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и
происходящие с ней в процессе обучения изменения.
Начальная школа закладывает фундамент всего последующего обучения.
В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных
действий (УУД).
Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного
усвоения новых знаний, умений.
В соответствии с ФГОС начального общего образования можно выделить
следующие характеристики модели выпускника начальной школы:
1. Личностные универсальные учебные действия
умение соотносить поступки и события с принятыми этическими
принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный
аспект поведения;
личностное самоопределение;
смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью
учебной деятельности и её мотивом; нравственноэтическая ориентация, в том числе, и оценивание
усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.
2. Регулятивные универсальные учебные:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
планирование — определение последовательности промежуточных целей с
учётом конечного результата; составление плана и последовательности
действий;
прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний,
его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и
способ действия в случае расхождения реального действия и его
результата с эталоном;
оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и
что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка
результатов работы;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому
усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению
препятствий.
3. Познавательные универсальные учебные действия включают:
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение
рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе
инструментов ИКТ и источников информации;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и
письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
смысловое чтение; извлечение необходимой информации из прослушанных
текстов различных жанров; определение основной и второстепенной
информации;
свободная ориентация и восприятие текстов
художественного, научного, публицистического и официальноделового
стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой
информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера.
Знаково символические действия:
моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель,
(пространственнографическая или знаковосимволическая);
где выделены существенные характеристики объекта
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область.
Логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных);
синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное
достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинноследственных связей, представление цепочек
объектов и явлений;
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности
утверждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и
поискового характера.
4. К коммуникативным действиям относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками —
определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и
оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие
решения и его реализация;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его
действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение
монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,
современных средств коммуникации.
Каким должен быть выпускник начальной школы, какие качества
необходимо у него сформировать, чтобы сохранить его стремление учиться,
развить потребность самостоятельно учиться и творчески решать различные
познавательные задачи, обеспечить условия для успешного обучения в основной
школе?
Выпускник начальной школы должен:
Освоить общеобразовательные программы по предметам учебного
плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени
основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и
навыками).
Овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий,
культурой поведения и речи.
Освоить способы деятельности (познавательную, речевую, алгоритм
работы с информацией, порядок организации деятельности: установление
последовательности действий, выполнение инструкций, определение способов
контроля, определение причин возникающих трудностей, нахождение и
самостоятельное исправление ошибок и др.).
Формировать потребность самостоятельно учиться, желания
учиться.
Овладеть основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Выпускник начальной школы, кроме усвоения основной программы, должен
быть положительно мотивирован на дальнейшее обучение.
Ведущими характеристиками выпускника начальной школы являются:
вопрос;
умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать
его способность самостоятельно мыслить, анализировать любой
выбранную точку зрения;
наличие у него представлений о собственном знании и незнании по
обсуждаемому вопросу.
Метод проектов по своей дидактической сути нацелен на формирование
способностей, обладая которыми выпускник школы оказывается более
приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменениям,
ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных
коллективах, потому что проектная деятельность является культурной
формой деятельности, в которой возможно формирование способности к
осуществлению ответственного выбора.
Работа над проектами многое даёт учащимся. Это и активная
мыслительная деятельность, и развитие познавательной и социальной
активности, и заинтересованность в обучении, и расширение кругозора, и
возможность осознанно получать знания и использовать их. Кроме того,
школьники учатся работать над проблемой, обретать навыки сбора и
обработки информации, умения и навыки исследовательской деятельности,
учатся применять знания. Проектная деятельность дает ученикам и
возможность сотрудничать с учителем, обсуждать и предлагать свою
точку зрения.
Особое место в психологическом портрете нашего выпускника занимает
формирование его коммуникативной компетентности. Необходимо помнить, что
при переходе в среднее звено ведущей деятельностью становится общение. Поэтому важно, что выпускник начальной школы должен иметь опыт успешных
коммуникативных действий и развитую способность к рефлексии.
Важнейшей линией в портрете выпускника являются и социально значимые
качества, прежде всего присущие гражданину: уважение к родной стране,
своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом,
другими людьми, самим собой. Т.е. уже на этапе младшего школьного возраста
мы стремимся заложить первые "кирпичики" высших чувств – патриотизма,
гуманизма, трудолюбия, так как без этих кирпичиков полноценное становление
личности невозможно.
Формирование личности не является следствием лишь школьного
воспитания, оно зависит от генетических предпосылок и воздействия
дошкольного времени, влияния средств массовой информации, а, главное
воспитания в семье. Поэтому воспитание, образование и развитие возможно
только совместными усилиями школы и семьи.
Роль педагогов в формировании личности ребенка можно определить
следующими словами: педагогическая помощь, поддержка и продвижение.
«Портрет выпускника начальной школы»
«Портрет выпускника начальной школы»
«Портрет выпускника начальной школы»
«Портрет выпускника начальной школы»
«Портрет выпускника начальной школы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.