Порядок проведения инвентаризаций

  • docx
  • 19.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Л3-0025010.docx

Порядок проведения инвентаризаций

 

 

Порядок проведения инвентаризаций на предприятии предполагает создание постоянно действующих инвентаризационных комиссий в составе: руководителя предприятия или его заместителя (председателя комиссии); главного бухгалтера; начальников структурных подразделений (служб); представителей общественности. Для непосредственного проведения инвентаризации имущества создаются рабочие комиссии в составе: представителя руководителя предприятия, назначившего инвентаризацию (председатель комиссии); специалистов (экономиста, работника бухгалтерской службы, инженера, технолога, товароведа, кладовщика и др.). В состав комиссии должны включаться опытные

 


работники, хорошо знающие инвентаризуемое имущество, порядок фор-мирования цен, первичный учет.

 

В межинвентаризационный период на предприятиях (организациях) должны проводиться систематически проверки и выборочные инвентаризации товарно-материальных ценностей в местах их хранения и переработки. Эти проверки и инвентаризации осуществляются по распоряжению руководителя работниками инвентаризационных групп, состоящих в штате предприятия, или специальными комиссиями, в состав которых включаются должностные лица, хорошо знающие товарно-материальные ценности, бухгалтерский учет и отчетность, а также представители общественности.

 

Персональный состав постоянно действующих инвентаризационных комиссий, рабочих инвентаризационных комиссий и комиссий, осуществляющих проверки и выборочные инвентаризации, утверждается приказом руководителя предприятия (организации).

Рабочие инвентаризационные комиссии:

 

·        осуществляют инвентаризацию ценностей и денежных средств в местах хранения и производства;

·        совместно с бухгалтерией предприятия участвуют в определении

 

результатов инвентаризации и разрабатывают предложения по зачету недостач и излишков по пересортице, а также списанию недостач в пределах норм естественной убыли;

 

·        вносят предложения по вопросам упорядочения приема, хранения

 

и    отпуска товарно-материальных ценностей, улучшения учета и контроля за их сохранностью, а также реализации сверхнормативных и неиспользуемых ценностей;

 

·        несут ответственность:  а)  за своевременность и соблюдение

 

порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя; б) за полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках проверяемых основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и средств в расчетах; в) за правильность указания в описи отличительных признаков товарно-материальных ценностей (тип, сорт, марка, размер, а также цены и т. п.); г) за правильность и своевременность-оформления материалов инвентаризации в установленном порядке.

 

Члены инвентаризационных комиссий за внесение в описи заведомо

 

неправильных данных о фактических остатках ценностей с цепью сокрытия недостач и растрат или излишков товаров, материалов и других

 

ценностей подлежат привлечению к ответственности в установленном законом порядке.

 

 


Основной задачей проверок и выборочных инвентаризаций в межинвентаризационный период является осуществление контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей, выполнением правил их хранения, соблюдением материально ответственными лицами установленного порядка первичного учета.

 

Перед началом проведения инвентаризации членам рабочих инвентаризационных комиссий вручается приказ, а председателям - контрольный пломбир. В приказе устанавливаются сроки начала и окончания работы по проведению инвентаризации. Ко дню начала снятия фактических остатков должна быть закончена обработка всех документов по оприходованию и расходу ценностей, проведены соответствующие записи в карточках (книгах) аналитического учета и выведены остатки на день инвентаризаций.

 

Бухгалтер к моменту проведения инвентаризации составляет ин-вентаризационную опись.

 

Складские операции в период инвентаризации не производятся; заведующий складом в данной описи дает расписку в том, что все документы склада записаны в карточку складского учета материалов и сданы в бухгалтерию организации.

 

Прежде чем приступить к проверке фактического наличия товарно-материальных ценностей, рабочая инвентаризационная группа обязана: опломбировать подсобные помещения, подвалы и другие места хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы; проверить исправность всех весоизмерительных приборов и соблюдение установленных сроков их клеймения; получить последние на момент инвентаризации реестры приходных и расходных документов или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

 

При внезапных инвентаризациях все товарно-материальные ценности подготавливаются к инвентаризации в присутствии ин-вентаризационной комиссии, а в остальных случаях - заблаговременно.

 

Инвентаризация основных средств, сырья, материалов, готовой продукции, товаров, денежных средств и других ценностей производится по каждому местонахождению их и ответственному лицу, на хранении у которого эти ценности находятся.

 

Проверка фактических остатков производится при обязательном участии материально ответственных лиц (кассиров, заведующих хозяйствами, кладовых, секций, торговых предприятий и т. п.).

 

Наличие ценностей при инвентаризации определяется путем обязательного пересчета, взвешивания, обмера.

 

 

 

 

 


Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов и их количество показываются в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

 

Оформленные инвентаризационные описи сдают в бухгалтерию, где их проверяют, затем сравнивают фактическое наличие средств с данными бухгалтерского учета. Результаты сравнения записывают в сличительную ведомость. В ней указывают фактическое наличие средств по данным инвентаризации (количество и сумма), наличие средств по данным учета и результаты сравнения излишек или недостача. В сличительную ведомость записывают только те ценности, по которым выявлены излишки и недостачи, а стальные показывают в ведомости общей суммой. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указывают в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

 

Сличительная ведомость инвентаризации товарно-материальных запасов

 

на____________2000г.

 

На основании приказа (распоряжения)____ от "_" ______

 

2000 г. проведена инвентаризация фактического наличия товарно-материальных запасов, находящихся на ответственном хранении.

 

Должность фамилия, и., о. Инвентаризация начата "_"______2000г.

окончена "_" ______ 2000г.

 

При инвентаризации установлено следующее:

 

Порядков

Товарно-

Единица

Результаты инвентаризации

 

материальные ценности

 

 

 

 

 

Наименова

 

излишки

недостача

 

ние,

Номенклату

Количес

стоимо

Количес

стоимо

 

 

Вид, сорт,

рный номер

 

тво, шт.

сть,

тво, шт.

сть,

 

 

группа

 

 

 

Руб.

 

Руб.

 

 

 

Бухгалтер С результатом сличения ознакомлен

 

Подпись материально ответственного лица

 

 

Инвентаризационная комиссия обязана выявить причины недостач или излишков, обнаруженных при инвентаризации. Выводы и решения комиссии оформляют протоколом, утвержденным руководителем предприятия, после чего результаты инвентаризации отражают в учете.

 

 


Результаты инвентаризации отражаются в учете и отчетности того месяца, в котором она была завершена, а результаты годовой инвентаризации в годовом бухгалтерском отчете.

 

Весь вышеизложенный общий порядок инвентаризации можно представить схематически:

 

 

 

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ

 

Подготовительные работы

 

Прика

 

Провер

 

Письменн

 

Заверше

з

 

ка

 

ое

 

ние  разноски

руководите

 

технических

 

подтверждение

 

документов по

ля о составе

 

паспортов,

 

материально

 

счетам,

комиссии,

 

инвентарных

 

ответственных

 

выведение  в

сроках,

 

карточек  и

 

лиц о передаче

 

них остатка

объектах

 

т.д.  по всем

 

всех

 

 

 

 

объектам

 

документов  в

 

 

 

 

 

 

бухгалтерию

 

 

 

Пересчет, обмер, взвешивание, оценка всех объектов

 

Инвентаризационные описи (подписи членов комиссии и материально ответственных лиц)

 

Сличительные ведомости, сверка фактического наличия с данными учета по объектам

 

 

Акт выявления результатов

 

Протокол комиссии (подписи руководителя и материально ответственных лиц) – заключение о результатах, которые отражаются в учете

 

Пересортица

 

Недостачи 

 

Излишки

взаимозачет

 

отнесение в

начет

 

приходуются

в

недостач ценностей

 

виновным

или

 

доход

 

излишками

 

списание на затраты

 

предприятия

или

 

 

и убытки

 

 

госбюджета

 

 

 

 

 

 

 


 

Расхождения между данными инвентаризации и бухгалтерского учета оформляются бухгалтерией путем составления ведомости

 

результатов, выявленных инвентаризацией.


 

Скачано с www.znanio.ru