Пословицы при изучении слов с непроверяемыми безударными гласными
Учащиеся начальной школы в каждом классе заучивают несколько десятков слов, написание которых не проверяется никакими правилами. Известно, что лучше запоминаются слова, которые даются не отдельно, а в тексте. Поэтому некоторые учителя считают необходимым записывать в словарики наряду со словами и пословицы, содержащие нужное слово. Ученики запоминают пословицу, а вместе с ней и написание слова.
Пословицы, в которых есть слова с непроверяемыми орфограммами, учитель периодически приводит на уроках русского языка. Учащиеся записывают и заучивают эти пословицы, раскрывают их смысл, обращают особое внимание на написание слов.
В данном случае рекомендуется использовать такие пословицы или поговорки, в которых встречается несколько слов с непроверяемыми ударением гласными. Например:
• У коровы молоко на языке.
• Мороз да метели под февраль налетели.
• Яблоко от яблони недалеко падает.
• Человек без Родины, что соловей без песни.
Работу над пословицами со словами, которые не проверяются правилами, следует увязывать с выполнением отдельных упражнений по учебнику. Например, в учебнике русского языка для II класса есть задание: придумать четыре предложения со словами трактор, работа, машина, комната. После проверки его выполнения учитель записывает на доске слова трактор, работа и говорит, что их написание, как и написание слов машина, комната, надо запомнить. Затем, если до этого уже проводилась работа с пословицами, можно спросить учащихся, какие пословицы и поговорки с этими словами они знают. Или их приводит сам учитель:
• Где трактор ходит, там золотая пшеница родит.
• Трактором пахать, не лопатою копать.
• Трактор — меже смерть.
• Не трактор пашет, а тракторист.
Ученики записывают пословицы в тетрадь, выделяя слово трактор. Затем учитель приводит пословицы со словом работа:
• Плохой хозяин десять работ начинает, ни одной не кончает.
• Каков мастер, такова и работа.
Урок пройдет живее, интереснее, если на нем использовать иллюстративный материал, который могут изготовить учащиеся.
Для плакатов, которые могут быть использованы как наглядные пособия при закреплении написания отдельных слов, не проверяемых правилами, рекомендуем следующие пословицы и поговорки.
ДОРОГА
У дороги конца нет.
Знающий дорогу не устает.
С хорошим попутчиком — половина дороги.
ЯЗЫК
Язык — стяг: дружину водит.
Не спеши языком, торопись делом.
Языком капусту не шинкуют.
УРОЖАЙ
Больше землю удобряй, выше будет урожай.
Хороший снежок урожай сбережет.
Упустишь время — потеряешь урожай.
Если учащиеся имеют альбом или тетради с пословицами, куда они систематически выписывают пословицы из учебников, то их следует использовать при изучении и закреплении орфографии отдельных слов. Учащимся дается задание: найти в альбоме и выписать пословицы с указанными учителем словами. Например, во II классе для орфографического словарика предлагаются слова: Родина, товарищ, мороз, дорога, язык, ноябрь, декабрь, апрель.
Дети находят и выписывают пословицы с указанными словами:
• Жить — Родине служить.
• Сам погибай, а товарища выручай.
• В сильный мороз береги нос.
• Всякая дорога вдвоем веселей.
• Не спеши языком, торопись делом.
• Ноябрь с гвоздем, декабрь с мостом.
• Март с водой, апрель с травой.
Выписывание пословиц в специальную тетрадь, подчеркивание нужного слова, их заучивание, несомненно, надолго оставит в памяти учеников написание отдельных слов.
В III—IV классах при повторении слов с непроверяемыми орфограммами можно использовать и такие виды работы. На доске записывается пять-шесть слов с непроверяемыми гласными, которые выделяются или подчеркиваются цветными мелками. Например: сокол, ворона, топор, молодец, соловей. Затем вывешивается плакат с пословицами. Слова, не проверяемые правилами, на плакате не пишутся.
Не учи орла летать, а ... петь.
Крепкую дружбу и ... не разрубишь.
Видать ... по полету, а доброго ... по походке.
... поет месяц, а ... каркает круглый год.
Учащиеся читают пословицы, называют пропущенные слова, затем записывают пословицы в тетрадь, подчеркивая слова с непроверяемыми безударными гласными или выделяя цветным карандашом безударные гласные.
В дальнейшем задание несколько усложняется. На доске записывают слова. Например: соловей, воробей, топор, дорога, собака. Затем учитель читает пословицы, пропуская слово с непроверяемыми гласными. Учащиеся должны определить, какое слово пропущено, и назвать всю пословицу. Когда пословица будет названа правильно, ее записывают в тетрадь. Приведем пословицы с названными выше словами. (Слова, которые пропускает учитель, даны в скобках.)
• Ученому везде (дорога).
• Что написано пером, то не вырубишь (топором).
• Слово не (воробей), вылетит — не поймаешь.
• На смелого (собака) только лает, а труса кусает.
• Ласточка день начинает, а (соловей) кончает.
Если класс уже умеет работать с пословицами, знает их, то можно слова с непроверяемыми орфограммами на доске не писать, предоставив возможность учащимся самим догадаться, какие слова пропущены, и записать только нужные слова, а не всю пословицу. Давая это задание, можно включить и пословицы, в которых есть слова с непроизносимыми согласными. Примеры:
• Сам погибай, а (товарища) выручай.
• Всякая (дорога) вдвоем веселей.
• Собирая по (ягодке), наберешь кузовок.
• Не гони коня кнутом, а гони коня (овсом).
• Корова на дворе — (молоко) на столе.
• Не та (собака) кусает, что лает, а та, что молчит да хвостом виляет.
• Лежебоке и (солнце) не в пору всходит.
• Ленивому всегда (праздник).
• В страду одна забота: не стала бы (работа).
• Случается такой год, что в день по семь (погод).
• Два друга — (мороз) да вьюга.
• (Мороз) ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
• На (капустнике) козел не караульщик.
- Не разгрызешь (ореха), не съешь ядра.
Следует отметить, что при изучении слов с непроверяемым написанием важно использовать знание происхождения слова. Этимологический словарь в этом случае — незаменимый помощник учителя.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.