Пособие
Оценка 4.8

Пособие

Оценка 4.8
Занимательные материалы
pdf
история
5 кл
09.02.2021
Пособие
Собственное разработанное пособие по Древнему Египту для подготовки учащихся к ВПР по всеобщей истории за 5 класс
Пособие для подготовки к ВПР - Древний Египет.pdf

Пособие по всеобщей истории

для подготовки к ВПР

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала:

Учитель истории и обществознания

МОУ «Средняя школа № 26» Фролова Анастасия Олеговна

 

 

г. Ярославль

2021 г.

 

 

        

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

 القديمة مصر

 

 

 

 

 

             

                                            I. Географическое положение (ГП)         

 

Ø  Определите по карте географическое положение Древнего Египта

 

 

 

             

Ø  Отметьте на карте градусную сетку, образованную параллелями и меридианами, где расположено государство Древний Египет

 

Рубрика «Из географии…»

 

Градусная сетка – система условных линий, образованная параллелями и меридианами.

Меридианы – линия, условно проведенная на поверхности Земли, от одного полюса к другому.

Параллели - линия, условно проведенная на поверхности Земли, параллельна экватору.

 

 

 

 

             

Алгоритм выполнения задания:

ü  Определить ГП государства

ü  Определить политический центр государства (его столицу) ü Заштриховать четырехугольник

 

 

А теперь, давай составим список крупных городов Древнего Египта

«ЗАПОМНИ»

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

             

Ø  Исходя из географического положения, определите занятия жителей Древнего Египта. Сначала напишите занятие, а потом объясните, как оно связано с природноклиматическими условиями государства

 

 

Занятия

Древних египтян

 

Дорогой пятиклассник, иллюстрации тебе в помощь

 

Внимательно посмотри на иллюстрации. Определи занятия жителей. Подпиши иллюстрации. Объясни, как природно-климатические условия повлияют на выбор деятельности египтян

 

 

Молодец! А теперь, давай проверим, все ли удалось правильно выполнить Природно-климатические условия Древнего Египта

«ЗАПОМНИ»

Египет находится на северо-востоке Африки. В стране теплый климат, дожди выпадают редко, большую часть года стоит сильная жара. С юга на север страну пересекает река Нил. В начале лета от таяния снегов и сильных дождей Нил разливается. В ноябре вода спадает, оставляя черный плодородный ил. Такая земля дает хорошие урожаи, поэтому земледелие было главным занятием  египтян. Выращивали ячмень и пшеницу, виноград, финики, используя для обработки земли мотыги, деревянные серпы с вкладышами, зернотерки и плуг. Кроме земледелия развивались - льноводство, а затем и ткачество, гончарное производство, виноделие, пчеловодство. В районе дельты Нила были болота, луга, пастбища, поэтому получило развитие скотоводство. Разводили быков, овец, коз, ослов, гусей, уток, голубей.

 

 

             

 

 

Посмотри внимательно на все иллюстрации. Подпиши каждую из них.

 1

 

 2

 

 3

 

 4

 

 5

 

 6

 

 7

 

 8

 

 9

 

 10

 

 11

 

 12

 

 13

 

 14

 

 15

 

Обязательно проверь, все ли у тебя получилось.

После того, как проверишь правильные ответы, «ЗАПОМНИ» их

 

                 

Ø Ответы:

1.      СКУЛЬПТУРА ЕГИПЕТСКОГО ФАРАОНА РАМЗЕСА ВТОРОГО

2.      НЕФЕРТИТИ

3.      ИЕРОГЛИФЫ

4.      САРКОФАГ И МУМИЯ

5.      СФИНКС

6.      СФИНКС

7.      СТАТУЭТКА ОСИРИСА

8.      ГОЛОВА ДРЕВНЕГИПЕТСКОГО ФАРАОНА

9.      РИСУНОК

10.  ЗАВОЕВАТЕЛЬНЫЕ ПОХОДЫ ФАРАОНОВ

11.  ИЗВЛЕЧЕНИЕ СЕРДЦА В ЗАГРОБНОМ МИРЕ АНУБИС

12.  СЕЛЬХОЗРАБОТЫ

13.  ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЕ УКРАШЕНИЕ В ВИДЕ ГЛАЗА

14.  ЦАРСТВО МЁРТВЫХ

15.  ПИРАМИДА И СФИНКС

             

Ø Рассмотрим наиболее сложные задания из ВПР

 

Термины и понятия

 

Пример:

 

 

Алгоритм выполнения задания:

ü Определить, к каким государствам относятся данные понятия ü Дать определение понятию, которое относится к выбранной теме

 

Подсказка:

Понятие = определяющее слово + признаки, характеризующее данное понятие

 

Использование подсказки: Амон Ра = Бог + является Богом солнца в Древнем Египте

 

Задание: подчеркни в каждом термине и понятии определяющее слово и его признаки. Старайся избегать второстепенных подчеркиваний, например, множества описаний. Уделяй внимание только главным признакам, которые можешь запомнить. Когда выполнишь эту работу, ЗАПОМНИ ВСЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ, но! Не стремись заучивать, а постарайся понять и запомнить.

 

Совет: прочитывай понятия 1 раз в день и каждый день, тогда и запомнить

будет легче!

 

Например,

Нилсамая большая река в мире, которая протекает в Африке.

 

А теперь, давай ты попробуй!

Египет - страна в северо-восточной Африке, которая располагается на берегах реки Нил от 1 порога до Средиземного моря.

Папирус – это не только одноименное растение, но и материал для письма.

Пороги - каменистые преграды на дне реки.

Дельта - рукава, на которые река распадается при впадении в море.

Оазисы - расположенный около естественного водоёма, изолированный от других крупных массивов растительности и воды, островок растительности в пустыне.

Ил – частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород.

Рельеф – это совокупность всех неровностей земной поверхности.                - это выпуклое изображение на камне.

Фараон – наименование правителей Древнего Египта.

Столица - главный город государства, в котором находятся высшие органы власти и управления.

Вельможи – царские советники, военачальники.

Писцы – это привилегированный класс, отличавшийся образованностью, умением понимать сложнейшую письменность – иероглифы.

Иероглифы – древние рисуночные знаки египетского письма.

Шадуф — приспособление для подъёма воды из реки или колодца.

Амулет – мелкие предметы, которые, по мнению египтян, защищают от злых духов и несчастий.

Налог – это обязательные платежи государству. Налог (в Древнем Египте) – плата в казну значительной части урожая и приплода скота.

Орошение (ирригация) — подвод воды на поля, испытывающие недостаток влаги, и увеличение её запасов в слое почвы в целях увеличения плодородия почвы.

Роспись - искусство декорирования красками какой-либо поверхности.

Гробница - форма захоронения, при которой останки покойного хранятся внутри сооружения, а не под ним, как в случае надгробия.

Саркофаг — гробница для захоронения.

Бронза – сплав меди и олова.

Пехотинец – военнослужащий пехотной части.

Боевая колесница - большая двухколёсная повозка, использующая как движущую силу скаковых животных (лошадей).

Возница - лицо, управляющее упряжными лошадьми, возничий (кучер).

Дышло - в парной запряжке: толстая оглобля, прикрепляемая к середине передней оси повозки.

Колесничий – это воин, который управлял повозкой, запряженной лошадьми.

Наемное войско - солдаты, нанимаемые государством из уроженцев других стран.

Дротик - метательное оружие, представляющее собой копьё, несколько уменьшенное и облегчённое по сравнению с копьями для конного или рукопашного боя.

Храмы – жилища Богов.

Статуя - один из основных видов круглой скульптуры, представляющее собой трёхмерное изображение человеческой фигуры или животного.

Жрецы – служители Богов.

Амон-Ра — древнеегипетское божество солнца.

Апоп - в египетской мифологии огромный змей, олицетворяющий мрак и зло, изначальная сила, олицетворяющая Хаос, извечный враг бога солнца Ра.

Геб - бог земли в древнеегипетской мифологии.

Нут – богиня неба, которую представляли коровой с телом, усеянным звездами.

Тот – бог мудрости, которого представляли с головой птицы ибиса с длинным клювом.

Бастет – богиня, гибкая кошка, покровительница женщин и их красоты.

Апис - священный бык в древнеегипетской мифологии, имевший собственный храм в Мемфисе.

Осирис - владыка загробного мира.

Сет – бог пустыни и песчаных бурь.

Исида - одна из значимых богинь Древнего Египта, представлявшаяся образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства.

Гор - бог неба и солнца в облике сокола; человека с головой сокола или крылатого солнца.

Анубис - древнеегипетский бог погребальных ритуалов и мумификации.

Маат – богиня правды.

Мумия — сохранённое бальзамированием тело.

Мумификация — процесс создания мумии из тела умершего человека или животного, происходящий в специальных условиях.

Пирамиды -           древние          каменные       сооружения   пирамидальной         формы, расположенные в Египте.

Чудеса света – семь самых знаменитых сооружений.

Сфинкс — фигура с телом льва и головой человека в головном уборе фараона.

Обелиски – каменные «иглы фараонов».

Колонна – высокий столб, обычно служащий опорой в здании.

Папирусный свиток - это листок папируса, на котором что-либо написано и который свернут в трубочку перевязан ниточкой, ленточкой.

Календарь - система счисления больших промежутков времени.

Астрономия - наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, структуру, происхождение и развитие небесных тел и систем.

Водяные часы - прибор для измерения промежутков времени в виде цилиндрического сосуда с вытекающей струёй воды.

Раб - человек, потерявший свободу.

Ном - (область, округ), административный округ в Древнем Египте. Каждый ном имел политический и религиозный центр, войско, герб, богов-покровителей.

Первый алфавит - появился в Древнем Египте более, чем за тысячу лет до изобретения письменности в 13 веке до новой эры, состоял из 600 знаков.

Ушебти — специальные фигурки, изображающие человека, как правило со скрещенными на груди руками, либо с какими-нибудь орудиями труда.

Тутмос III — годы правления фараона Тутмоса III ознаменовались сменой мирного курса на активную завоевательную внешнюю политику.

Мемфис – первая столица объединённого Верхнего и Нижнего Египта. Фивы – одна из столиц Древнего Египта.

             

Ø Рассмотрим наиболее сложные задания из ВПР

 

Рассказ

 

Пример:

 

 

 

*Исторический факт — это действительное событие, имевшее место и обладающее всегда следующими характеристиками: локализованностью во времени и пространстве, объективностью и неисчерпаемостью.

 

Алгоритм выполнения задания:

ü Определить, к каким государствам относятся данные события ü Составить рассказ, который относится к выбранной теме

 

 

Список тем для составления рассказа:

 

1.      Разливы р. Нил

2.      Объединение Египта

3.      Военные походы фараонов

4.      Походы Тутмоса III

5.      Строительство пирамид (строительство пирамиды Хеопса)

6.      Гробницы фараонов (гробница фараона Тутанхамона)

7.      Письменность египтян

8.      Правление Эхнатона (религиозная реформа Эхнатона)

9.      Войны Рамзеса II

10.  Вера в бога Аман-Ра

11.  Битва при Кадеше

12.  Битва при Мегиддо

13.  Обожествление власти фараонов

             

Рассмотрим примеры:

 

Рассказ по теме: «Военные походы фараонов»

Фараоны посылали войска на юг, запад и северо-восток. На юге находилась страна Нубия, которая была богата золотыми рудниками, на западе жили ливийские племена, у которых были огромные стада овец и коз, на северо-востоке находился Синайский полуостров, богатый медной рудой. Фараоны хотели завладеть богатствами соседних стран и снаряжали военные походы. Войско состояло из пехоты (крестьяне, ремесленники) и боевых колесниц, которыми управляли вельможи и фараон.

 

Рассказ по теме: «Строительство пирамиды фараона Хеопса»

На западном берегу Нила находятся пирамиды. Это огромные гробницы фараонов. Пирамиды охраняет большой Сфинкс, с телом льва и головой человека. Первая пирамида была построена в честь фараона Джосера, а пирамида Хеопса самая высокая и построена 2600 г. до н.э., её высота 150 м. Для строительства пирамид нужно было много людей. Народ изнемогал от такого непосильного труда. Трудились ремесленники, каменотесы и те, кто затаскивал огромные каменные плиты. Рабочие сменялись каждые 3 месяца.

 

Правление Эхнатона

Фараон Эхнатон не хотел мириться с огромной властью жрецов. В XIV в. до н.э.

объявил, что единственным богом является солнечный Атон. Эхнатон построил целый город в честь бога Атона. Но после смерти Эхнатона жрецы восстановили свою власть, а город был разрушен. Женой Эхнатона была царица Нефертити.

 

Обожествление власти фараонов

Египтяне обожествляли фараона и называли его сыном Солнца. Они верили, что Амон-Ра – царь среди богов, а фараон его сын, царя среди людей. Египтяне молили фараона о хорошем урожае, чтоб разливы Нила происходили в одно и тоже время. Все должно было подчиняться фараону и люди, и сама природа.

 

А теперь, давай ты попробуй!

Допиши оставшиеся рассказы по темам, которые представлены выше ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

             

      Рубрика «Реши задания»

 

 

 

             

      Отгадай загадку

1.  Он был царем. Потом завоевал Египет.

И стал хозяином корон,

Повелевать стал всеми

 

2.  Солнце в Египте – это Атон. Ему поклоняться велел фараон. Поспеши назвать, кто он Ну, конечно, ……….

 

3.  В долинах Нила вырос он,

И солнцем, и водой взращен.

Его с трудом в Египте рубят,

Кладут затем все вместе в ряд.

И получался замечательный расклад. Что это? Поспеши назвать.

 

4.  Это чудное созиданье Сделано нам в назиданье Египтянами давно. Славится века оно.

Пирамиду охраняет,

Видом своим всех пленяет.

 

5.  Не один год, не один раб Её строили за «так». Чтобы фараон спокойно

Мог в загробном мире жить И музейным экспонатом Человечеству служить.

 

6.  Какой в Египте фараон Захватил всех больше стран? То до нашей эры было,

Для книг сюжетом послужило.

 

7.  В Египте умер человек, И труп его хранили век.

Тело обработают, Бинтами замотают.

Назови, что это было,

Долго всем оно служило.

 

             

Ø Ответы на ребусы:

1.  Фараон

2.  Амон

3.  Сет

4.  Исида

5.  Осирис

 

Ø Ответы на загадки:

1.  Фараон

2.  Эхнатон

3.  Папирус

4.  Сфинкс 5. Пирамида

6.  Тутмос III

7.  Мумия

 

             

Советы по подготовке к ВПР по теме: «Древний Египет»

      Не забывай готовиться к ВПР, повторяя теоретический материал по теме: «Древний Египет», (§6-12) по учебнику Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С., чтобы выполнить (задание № 4) – «составление рассказа».

      Повторяй понятия и термины по теме: «Древний Египет» (задание № 3). Выучи карточки с иллюстрациями по теме: «Древний Египет» (задание №

1).

      Выучи карту и крупные города Древнего Египта (задание № 5). Выучить карточку, которая поможет правильно определить занятия древних египтян, исходя из природно-климатических условий.

      Прорешивай варианты ВПР (демоверсии).

      Прорешивай каждое отдельное задание из ВПР, где может встретиться тема «Древний Египет».

 

Желаю удачи!

 

 

Пособие по всеобщей истории для подготовки к

Пособие по всеобщей истории для подготовки к

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ القديمة مصر

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ القديمة مصر

I. Географическое положение (ГП) Ø

I. Географическое положение (ГП) Ø

Отметьте на карте градусную сетку, образованную параллелями и меридианами, где расположено государство

Отметьте на карте градусную сетку, образованную параллелями и меридианами, где расположено государство

Градусная сетка – система условных линий, образованная параллелями и меридианами

Градусная сетка – система условных линий, образованная параллелями и меридианами

А теперь, давай составим список крупных городов

А теперь, давай составим список крупных городов

Дорогой пятиклассник, иллюстрации тебе в помощь

Дорогой пятиклассник, иллюстрации тебе в помощь

Пособие

Пособие

Посмотри внимательно на все иллюстрации

Посмотри внимательно на все иллюстрации

Обязательно проверь, все ли у тебя получилось

Обязательно проверь, все ли у тебя получилось

САРКОФАГ И МУМИЯ 2.

САРКОФАГ И МУМИЯ 2.

Рассмотрим наиболее сложные задания из

Рассмотрим наиболее сложные задания из

Египет - страна в северо-восточной

Египет - страна в северо-восточной

Дышло - в парной запряжке: толстая оглобля, прикрепляемая к середине передней оси повозки

Дышло - в парной запряжке: толстая оглобля, прикрепляемая к середине передней оси повозки

Астрономия - наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, структуру, происхождение и развитие небесных тел и систем

Астрономия - наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, структуру, происхождение и развитие небесных тел и систем

Список тем для составления рассказа: 1

Список тем для составления рассказа: 1

А теперь, давай ты попробуй!

А теперь, давай ты попробуй!

______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________…

______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________…

Рубрика «Реши задания»

Рубрика «Реши задания»

Отгадай загадку 1. Он был царем

Отгадай загадку 1. Он был царем

Повелевать стал всеми 1

Повелевать стал всеми 1

Амон 2. Сет 3. Исида 4

Амон 2. Сет 3. Исида 4

Советы по подготовке к ВПР по теме: «Древний

Советы по подготовке к ВПР по теме: «Древний
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2021