Пособие "Логопедический букварь"
Оценка 4.8

Пособие "Логопедический букварь"

Оценка 4.8
pdf
26.02.2020
Пособие "Логопедический букварь"
Bukvar_Zhukovoy.pdf

Н. С. ЖУКОВА

БУКВАРЬ

Светлоп памяти моих роДителеи посвящается

К РОДИТЕЛЯМ

Если вы хотите научить ребенка читать до того, как он пойдет в школу, наш Букварь — лучший помощник в этом деле. Чтобы избежать печальных последствий неграмотного обучения, отнеситесь со вниманием и пониманием ко всем нашим советам. методическим указаниям и примечаниям.

СОВЕТ ПЕРВЫЙ: приступайте к обучению чтению только в том случае, если устиая речь ребенка достаточно развита. Если же речь дошкольника изобилует аграмматизмами или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь заняться ее исправлением (желательно у логопеда).

СОВЕТ второй: не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита!!!

СОВЕТ ТРЕТИЙ: не называйте согласные буквы с призвуком гласных, например сз или рз, или эр и т. п.

СОВЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ: прежде чем предложить ребенку ту или ипую страницу Букваря, ознакомьтесь с нашими замечаниями, помещенлыми в нижней части страницы.

СОВЕТ ПЯТЫИ: иа первых порах обучения закрывайте от читающего белым листом бумаги те части текста, которые не должны находитьсн в поле его зрения. Для ЭтогО сделайте в листе белой бумаги окошечко, которое передаигайте от слога к слогу по мере их прочтепия ребенком.

СОВЕТ ШЕСТОЙ: имейте дома набор букв магнитной или разрезной азбуки.

СОВЕТ СЕДЬМОЙ: поскольку разные дети имеют разные темпы обучения чтению, следите за тем, чтобы читаемое было доступнс ребенку. Одни дети могут долго оставаться на выборочисм прочтении отдельных слогов и слов. Другие быстро перейдут к более сложным текстам и мелкому шрифту. Желаем вам успеха!

З

1 ) Учите робепкг, переднигпя его пальчик по горизонтали, читать в строчку букву а. Скажите ребенку, ито пальчик всегда движется от красном линии (в левои части стралиш,!).

2) Сиротите, ил какой мук (бу кну) лаются слови лазна п и я картинок.

()5рптитг внимание, как широко открывается рот при пронзпслпепип звука а.


1 ) Учите ребенг а. передвигая его па.пьчик по вертикали. чи га гь в столбик букву у.

2) Спросите. на какой звук (букво начинаются е.лпва назван ин кпртппок. Обратпте пни мание. как вытяглкакутся •ъ'бкн при

             0 10 [ О


O l a l y l a l y l O

1)             Учите читать в строчку и в столбик. Пальчик ребенка лолжен находиться под той буквой (потом слогом), которую он читает. Обращайте внимание на то, ч го пальчик движется от красной линии.

2)             Приучайте ребенка вслушиваться в начальные .зв№'КИ слов, начинающихся на а, у. о.

З) Поочередно СЛоЖив саои губы в помой артикуляции ануков а, у. о, попросите ребенка угадать, какую букву вы назвали. Затем попросите найти ее среди остальных букв.

1)              Если дети хорошо запоминают буквы н хорошо ориен глрхчогся в прочтении их в строчке, нет необходимо«ти задерживаться на упражнениях в чтении отдельных букв.

2)              Спросите, на какой звук (букву) начинаются елова названия предметов, изображенных на слГ. 1, 5, 6. Затем спросите, на кикой ЗИЕ*НЧИВИКУГС51 слова дол, КоХ.

З) Запомните: ДОШКОЛЬНИКУ легче всего выделзггь из слов пача.льнкпј гласныи под ударением, затом конечный согласный. Труднее ны начал,ПЫЙ сен ласный и очень трудно конечн гласный-


1)              Следите за тем, чтобы ребенок правильно читал и называл согласные буквы (коротко, без призвука э).

2)              Если лети плохо запоминают бь•кны. продолжайте читать. Предложите пгр•с: закрыв глаза, ощупать магнитную и угадать. какая „уго буква.

З) Учите ребенка гл,щелять в словах отпельпый Папргтмер, подними руку, если н с попе услышишь звук- с. Наряду со словами, содержанки ми ладанный звук. предлагаются снопа н беа этого знх•ка.

Учимся соединять буквы.

УА                         АУ


УА

 ) Учить слиянию букв в один слог надо так: покалывая карандашом (указкой) первую Л. и нерелнигая карандаш (указку) ко нгокюй, У, прехложмте ребенк•€ соединить их дорожкой: «Тяни первую букву до тех пор, пока гы с мальчиком пе добежишь по дорожке до второй букны» .

2) В итоге робгпок должен самостоятельно, водя пальчиком от одной буквы к другой, свободно читать слоги из двух гласных.

9

Читаем буквы, читаем слоги.

a l y l o l M l c

l) Учите детей анализировать прочитанные слоги. Спросите: «Сколько букв ты прочитал(а), какая буква первая, какая вторая?»

2) Приучайте дошкольников определять на слух, сколько звуков (букв) вы произнесли. Какой звук (буква) был первый, какой второй? Например: ау. уа. уо, пу, ш).

Соединяем буквы, читаем слоги.

УМ                         АМ


1)           Следите. чтобы ребенок не читал слог по отдельным буквам.

Напомнит. что первую букву надо немного потянуть. а вторую сказать

И нс забывайте водить пальчиком по соединительной дорожке!

2)           Проведите звуковой анализ сЛОгОВ а.м, ум (ем. стр. 1(), л. 2), а затем ПРОДЛОЖНТС сложить эти слоги из букв разрезной азбуки.

м         у о     АМ'ум АУ УА УМ АМум АМ

ум уа ам уа ам ау ум

ЛМ! АУТ! ДМ!

1 ) Проведи те звуковой апа ••..цн•он (щ. ии. им. ум. Пос пе л предложи детям с ложить ДТП с.                 из 6'v'kB разрезной азбук 11.

2) Предложи буквы а. и, п. Т. с положи на ге картинки в Букваре (стр. 1— 12), н названиях которых соответств•еющие звуки.


             ас        ус

1)              Продолжайте проводить звуковой анализ слогов, ВЕСИОЧИН в упражнении звук с.

2)              Предложите ребенку сложись из букв разрезной а.'б•ики те слоги. которые он свободно читает . Советуем провести красную (или прерь.шн•лд черту , 01 которой надо складывать слоги.

Снова учимся соединять буквы.

МУ                        МА


МУ

МА

1)         Чтение прямого слова (согласный + гласный) — самый ответственныи момент начального обучения грамоте- Не увлекайтесь механическим соединением букв в один слог, например м и а. как будет вместе?

Напоминайте ребенку, что первую букву надо тянуть: ммм и, добежав до второй, прочитать ее, не разрывая дорожки.

2)         Проводите звуковой анализ (см. стр. 10, п. 2) слогов ла. му, а.“. ул и предложите сложить их из букв разрезной (или магнитной) азбуки.

14

Читаем слитно!

Ма му му Ма

МА АМ МУ МА МУ МУ УМ МА АМ ум

ау уа му ма му ма! ам

                  ам ма              ау

Ма-ма                                              Ма-ма, ау!

Ау, ма-ма!

) Не допускайте прочтения слогов побуквенно. У некоторых детей этот навык закрепляется, и они долго пе могут овладеть слитным ПОС.-лОГоВЫМ чтением.

2) Если ребенок не овладевает слитным прочтением слога, предложите ему, ИСПО.чьзуя нашу схему, другие буквы (см. стр. 16, 18, 20).

Читаем слитно! ас ос ус

са сумасомо ма мусамосо

асос ус сасо су

са ма амас со мо омос су МУ УМус

Проводите звуковой анализ прочитанных слогов и предложите сложить пх из букв разрезной азбуки (см. стр. 10, 11).

16

ма                     сасо                     са

ма-ма са-ма о-сасом                 сам

ма ма-ма са-масам са        са-ма ма-маса-ма

са-ма сам сам

Оса, ма-ма!                          ма      мо      му

Ма-ма, о-са!                         сма смо сму*

* Прочтение слогов из трех букв предлагать только тем лотям. которыг слитно и свободно читают слоги из двух букв.


хо          ха         ха

су           мо

У-хо у-ха му-ха

су-хо мох

со          мо са          о

хо Мох сух.

сом мох сам о-са

У-хо

му-ха су-хо ма-ма

му-ха

У-ха у-хо са-ма

со-ха

Ма-ма, о-са.

Ма-ма, у-ха.

Ма-ма, мох.

 

 

Ма-ма, сом.

ма

мо му

Ма-ма, му-ха.

Ма-ма, су-хо.

сма

смо сму

Попросите ребенка определить на слух место звчка р в словах (в начале слона. в конце. в середине).

p i x l c M l o l y l a

ра ра-ма му Му-ра ро Ро-ма са   Са-ра

ма-ма Ро-ма ро-са сор

Ма-ра Му-ра Са-ра хор

му-сор му-хо-мор

Ма-ма, му-хо-мор. Ро-ма, му-сор.

ру сма смо сму мра мро мру сха хмо хму

1)              После прочтения ребенком слова или слога попросите его повторить прочитанное, а затем спросите. знает ли он такое слово или нет?

2)              Спросите, на какой звук (букву) начинаются слова хор, сом, сор. на какой звук (букву) закапчиваются? Какая буква в соредине? Предложи [е с по. Жить трехбуквенные слона.

шш

 

ша шо шу

ша шо шу ша шар аш ОШ уш шу Шу-ра

аш ша ма ха ОШ шу мо ху уш пто му хо

ас са мо шу ОС су му ша ус со ма ШО

Шу-ра Ма-ша шар Му-ра Шу-ра шум

ШМа шму шра шмо шру шро

1)          Если ребенок -ич•ко справляется с ч гением слогов из двух букв, нет меобходимогти задержива ься на .угих упражнениях.

2)          Провештге анализ слогов из трех букв. предложите их собрать из букв разрезной азбуки (ем. «тр. 10, 11).

с-ш

сасосу шашошу шашошу сасосу

ар     ор

УР

ар

ОР          УР

арш орш

урш

арс

орс УРС

са           су

ма

ма

 ХО-РО-ШО

Са-ша су-ша Ма-ша марш хо-рош

шум сам хор марш

Хо-рош марш! Марш хо-рош.

Са-ша хо-рош.

Ма-ша ХО-Р0-Ша.

Шар хо-рош.

 

сы

мы

 

мы

сы

о-са

шар          ра-ма сом

шар

о-сы

ша-ры ра-мы со-мы

У о-сы у-сы.

У со-ма у-сы.

У Ро-мы шар.

У Му-ры ша-ры.

сыр

У ма-мы Ро-ма. У ма-мы Му-ра.

(3

Мы у ма-мы.                    2.2


о-сы ша-ры сы-ры ра-ма хор о-са шар сыр ра-мы хо-ры

У ма-мы мы-ло.

Ма-ма мы-ла Лу-шу. Мы-ла мы-лом.

ла   лу лы сла сло , слу слы

ла ло лу лы шла . шло шлу шлы

Л-Р а y l o l bI l м ' c l x l р ' ш [ л


ла ро лу ры ра ру лы

Ла-ра  Ро-ма Ло-ра слу хла са-ло су-хо сыр хо-рош слух хлам сы-ро мы-ло сор хо-ро-шо

У Ро-мы мы-ло.

Ро-ма мыл ра-му. Мыл хо-ро-шо.

У Ло-ры ша-ры.

Ло-ра мы-ла шар. У Ло-ры сы-ро.

1)              И.з 6','kH разрезной азбуки предложи ск.ылыва•гь слова и слоГИ из грех букв, знакомых ребенку•.

2)              Стимулирйтте способность детей при—уллыва гь слова, сое гаве килорых имеются звх:ки р. е. ш.. .v. м.

ан

на но ну ны ан но ун на он ну

но                      на-ша сон лу-на сын ра-но

О-на Ма-ша.

На-ша Ма-ша. О-на ма-ла.

сын    сос-на сынносно-сысы-ны сос-ны

У ма-мы сын. Сын Шу-ра.

У ма-мы но-ша. У сы-на но-ша.

слон        СЛО-НЫ сло-пы ум-ны

сла сло слу слы сна сно сну сны

У Ро-мы слон.

У Шу-ры шар.

На, Ро-ма, шар.

— На, Шу-ра, сло-на.

мна нра сма шма сму СМЫ мно нро сна шна шну шмы МНУ нру смо шмо сну сны мны нры сно ШНО ШМЫ

ак мак ок сок ук лук

мак сох сух рос рак мох лук наш лук сок сук лук

У нас рос мак.

Наш мак хо-рош.

У нас рос лук. Наш лук сух.


ак

 

УК

ах

ох

УХ

ха

ХО

ху

са

со

су

ка


Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!

На су-ку ку-куш-ка. ка ка-ша ку ку-ры ко-ра ко ко-сы ко корм кор-ка

У Шу-ры ка-ша.

                                    Ка-ша           корм ку-рам

ка-ша кош-ка но-ра кош-ка каш-ка мыш-ка нор-ка Мур-ка

У Шу-ры кош-ка.

Кош-ка Мур-ка.

У Шу-ры мо-ло-ко.

— На, Мур-ка, мо-ло-ка.

Мыш-ка ры-ла нор-ку.

Мыш-ка ма-ла. Нор-ка су-ха.

кра кру кры-са ско ско-ро кро кры кры-сы шко шко-ла


кот ут-ро рот ут-ром ут-ка крот

мы коткро-ты ты ко-ты крот На-та       То-ма

На-та-ша Та-ма-ра

Наш хор.

У На-ты но-ты. У То-мьт но-ты, У Ро-мы но-ты. У нас хор.

                                        -ро         ту-ман

                                    УТ-Ром       ту-ма-ны

3.3

И-ра и На-та.

У И-ры кук-ла. И у На-ты кук-ла. И-ра и На-та ма-лы.

ы-и

мы сы ры линитиши ми си ри лынытыки

мы-ло

Ми-ла

мыш-ка

мис-ки

Ми-ла

мы-ла

миш-ка

МЫШ-КИ

Ма-ма и Ни-на.

У ма-мы Ни-на. У Ни-ны миш-ка. Ма-ма кор-мит Ни-ну.

Ни-на кор-мит миш-ку.


сми сли трикришти шлы смы слы трыкрышты шли

шаркотслонстол ша-рыко-тысло-ныСТО-ЛЫ ша-рикКО-ТИКсло-никСТО-ЛИК


сто        смо сто-ит    СМот-РИ стро-ит   СМ0'Г-Рит

Ни-на, Ми-ла и Си-ма.

Ни-на сто-ит. Си-ма стро-ит.

Ми-ла СУIОТ-РИт. О-ни ма-лы-ши.

О-ко-ло ки-но.

Си-ма и Ни-на шли ми-мо ки-но.

Смот-ри, Ни-на, там Са-ша.

Са-ша сто-ит у ки-но, он смот-рит кар-тин-ки.

ап па па-па оп по Па-ша уп пу па-ра

Наш па-па.

У па-пы Ма-ша.

У па-пы Па-ша.

Мы у па-пы ма-лы-ши.

ла-па по-лы пап-ка шап-ка пух лам-па пол-ка пал-ка пуш-ка пу-шок

пью пи ты! ти ки

пи пил пи-лит спи спит ПИ-ЛИЛ

Па-ша пил мо-ло-ко.

И Ма-ша пи-ла мо-ло-ко.

пи шпи спишни пы шпы спышны

Кот Пу-шок.

У Ма-ши кот.

Кот Пу-шок. Ма-ша на-ли-ла ко-ту мо-ло-ка. но кот Пу-шок

сыт.

Он спит.

пра

про

пру пры

при

спра

спро

спру спры

спри

пи-лало-па-тато-пор пи-лыло-па-тыто-по-ры пил-кало-пат-като-по-рик

Липа.

У нас рос-ла ли-па.

Ли-па ста-ла ста-ра.

Ли-па ста-ла су-ха. Ли-па у-па-ла.


При-шли па-па и Па-ша.

У па-пы пи-ла.

У Па-ши то-по-рик.

О-ни рас-пи-ли-ли ли-пу.

за зо зу зы зи

аз оз уз из за зо зу зи


ро-за мо-роз за-мок Зи-на у-зор ро-зы мо-ро-зы зам-ки зи-ма у-зо-ры

Зи-ма.

На-сту-пи-ла зи-ма. Ста-ло мо-роз-но. У Ли-зы сан-ки. На сан-ках Зи-на.

ко-зы та-зы зон-ты мо-ро-зы ко-за таз зонт мо-роз коз-лик та-зик зон-тик мо-роз-но

У-зо-ры.

За ок-ном мо-роз.

На ок-нах у-зо-ры. У-зо-ры как ро-зы.

Хо-ро-ши ро-зы.

Хо-ро-ши и мо-ро-зы.


зла злу зна

зну зма зму зра

зру

зло зли зно

зни змо зми зро

зри

са зо сузы си за со зусы зи

зла сло злу слы зли сла зло слу злы сли

з ко-за ро-зако-зы ро-зы с ко-са РО-сако-сы Р0-сы пас-тух Пас-ту-шок пас ко-зу. пас-ту-хи Пас-туш-ки пас-ли коз.

Пас-туш-ки.

У Си-мы ко-за.

У За-ха-ра ко-са.

За-хар ко-сит.

А Си-ма кор-мит ко-зу. Ко-за сы-та.

рсы рзы рси У Си-мы ко-сы. рси рези рези У За-ха-ра ко-зы.

Если робепок с трудом читает предложения, временно ограничыееь чтением СлОГОВ и отдельных СЛоВ.

 

ай ой ый Ий

май       зай-ка са-рай лай-ка май-ка

Мой шар.

Мой ру-ки.           зи-ма

Мой МИШ-Ка.

Мой уши.           зи-мой

Зимой.


У Зи-ны сан-ки. У Зи-ны зай-ка. На сан-ках спит зай-ка.

пи-ла рука пой от-кроЙ ста-рый пи-лой ру-кой рой за-кроЙ крас-ный


4,3)

7-

У ма-ши-ны.

Са-ша с па-пой. Ма-ша с ма-мой.

Ма-ма с лаЙ-коЙ.

— Па-па, ОТ-КРОЙ ма-ши-ну. й-и

Мой Ша-РИК.             Мой сло-ник.

Мои ша-ри-ки. Мои сло-ни-ки.

Мой миш-ка. Мой коз-лик.

Мои миш-ки. Мои коз-ли-ки.

Ка-кой шар крас-ный? ый-ий Ка-кой шар си-ний?

Ка-кой мишка тол-стый?

Ка-кой мишка тон-кий?

Ка-кой ЛИС-ТИК ШИ-Р0-КИЙ?

Ка-кой лис-тик уз-кий?

Ка-кой зонт су-хой?

Ка-коЙ ЗОНТ МОК-РЫЙ?


кра кру кры пра пру пры кро кры кри про пры при

44

аг маг-нит га но-га ог ог-ни го го-ра уг уг-ли гу гу-си иг иг-ры ги но-ги

Гу-си.

Там луг.

За лу-гом го-ры.

За го-ра-ми гро-за.

У Га-ли гу-си.

О-ни на лу-гу.

Там мно-го кор-ма.

Гу-си ум-пы. Гу-си сы-ты.

гра      гро      гру      гри гра-нат гром гру-ша Гри-ша

гла гло глу гли гла-за гло-ток Глу-ша гли-на

гна      гно      гну      гни гна-ли гном гну-ли гни-ли

ва ву вы во вы ви

Ваш воз.   и-ва ва-ша Ва-ша ко-ро-ва. и-вы ва-ши Ва-гпи во-лы.        тра-ва

ва-за во-зысо-ва ко-ро-ва ва-та волсо-вы ко-ро-вы


У и-вы.

Вот и-ва. О-ко-ло и-вы сто-ит воз.

Тут во-лы. На во-зу Во-ва.

Вни-зу сто-ит па-па. У па-пы ви-лы.

— По-мо-гай, Вова, — го-во-рит папа.

вна вну вны впа хва вса всу вси ВНО вны вни впу хво всо всы взи

Рос-ли           при-гпли рас-тут    смот-ри кра-си-во

ФАЯ

Парк.

Ма-ма, Во-ва и Ви-ка при-шли в парк.

— Вот и-вы,          го-во-рит ма-ма.

— А вот ли-пы,           го-во-рит Во-ва.

— А там виш-ни,          го-во-рит

Ви-ка, — смоТ-ри, как кра-си-во!

Ри-сун-ки.

Во-ва на-ри-со-вал и-ву. О-ко-ло и-вы во-ро-ну.

Ви-ка на-ри-со-ва-ла ли-пу. О-ко-ло ли-пы вол-ка.

О-ни на-ри-со-ва-ли хо-ро-Ш0. Ма-ма их по-хва-ли-ла.

ри-со-вал на-ри-со-вал на-ри-со-ва-ла     

сва зво сву звы сви зва сво зву свы зви

даДа-шаво-да додомДО-МИК дудушдуш-но

дыдымды-мок

ды са-ды во-ды дым ды-мит ди си-ди и-ди Ди-ма си-дит

В са-ду.

У нас сад. В са-ду наш дом. У до-ма си-дит ма-ма. О-ко-ло ма-мы сто-ит Да-ша.

У Да-ши в ру-ках ро-зы. — На, ма-ма, ро-зы.

Во-про-сы: 1. Кто си-дит о-ко-ло до-ма?

2. Кто сто-ит у до-ма?

двавды дра здра дна двовди дро здро дно двувни дру здру дну двивны дры здры дни

Да-ша на-ри-со-ва-ла дом и два ма-ка. д-т

да до ду ту I ды

та то              ты

дом том ды ди ды ти до-ма то-ма ди ды ти ди

до-мик то-мик

Два ша-лу-на.

У То-мы два ко-ти-ка.

Один ко-тик Дым-ка.

Дру-гой ко-тик Тим-ка.

О-ни ша-лу-ны.

Дым-ка си-дит под до-мом.

А Тим-ка си-дит за до-мом. А То-ма их ло-вит.

Во-про-сы:

1.       Как зва-ли ко-ти-ков?

2.       Кто си-дит за до-мом? З. Кто си-дит под до-мом?

ба бу бы

60 бы би

ба-тонбу-сыбо-тыгри-бы ба-ранбул-кабо-быду-бы бан-кабук-ваБо-рисры-бы бал-конбуб-ликборзу-бы


ба-ра-ны ру-баш-ка ба-на-ны ба-буш-ка

У Бо-ри со-ба-ка. Со-ба-ку зо-вут Бар-бо-сом. У Бар-бо-са хвост буб-ли-ком.

гриб

дуб

сос-на

гри-бы

ду-бы

сос-ны

грибок

дубок

сос-но-вый бор


гриб-ник дуб-ра-ва

Б-П                        ба 60 бу бы бил

па по пу пы пил

бал-ка бы-ли

Зба

360 збу Зби

пал-ка пи-ли

спа

спо спу спи

Гриб-ни-ки.

Бо-рис и Бар-бос по-шли в бор за гри-ба-ми. Шли-шли — бо-ро-вик на-шли! Барбос грибы ис-кал. Бо-рис их в кор-зи-ну клал.

Гриб-ни-ки ус-та-ии.

Дол-го хо-ди-ли Бо-рис и Барбос. Они ус-та-ли.

— Смот-ри, Бар-бос! — го-во-рит Бо-рис. Вот дуб, вот дубы от-дох-ни.

Во-про-сы;

1.   Как зва-ли Бо-ри-ну со-ба-ку?

2.   Ку-да по-шли гриб-ни-ки?

З. Кто ис-кал гри-бы?

По-ло-ви-на по-по-лам

Под ду-ба-ми.

У Бо-ри ба-ран-ка в ру-ках. У Бо-ри Бар-бос в но-гах.

Раз-ло-мил Бо-рис ба-ран-ку

ПО-ПО-ЛаМ.

На, Барбос, по-ло-ви-ну.

Во-про-сы:

1.   Кто ус-тал?

2.   Кто от-ды-хал под ду-ба-ми?

Гриб-ной суп.

При-шли гриб-ни-ки до-мой.

До-ма бы-.ла ба-буш-ка и кот.

Ко-та зва-ли Пор-тос.

Сва-ри-ла ба-буш-ка из гри-бов суп.

Бо-рис суп хва-лил, спа-си-бо го-во-рил.

На-кор-ми-ла ба-буш-ка и Бар-бо-са и Пор-то-са. О-ба сьт-ты.

Во-про-сы:

1.   Как зва-ли ба-буш-ки-но-го ко-та?

2.   Камой суп сва-ри-ла ба-буш-ка?

З. Ко-го на-кор-ми-ла ба-буш-ка?


Вот лу-жок. Тут бро-дит со-ба-ка Дру-жок. Над Друж-ком жу-ки кру-жат. Один жук у-пал. Он в Друж-ка по-пал. На но-су си-дит и жуж-жит, жуж-жит: «Ж-ж-ж».

Во-про-сы:

1.   Кто у ко-го си-дит на но-су?

2.   Как жуж-жит жук?

эк-зэку жи

за зо зу зы

ко-жа ра-зок ви-жу хо-жу гры-зу ко-за пры-жок сни-зу пол-зу бро-жу

жда ждо зду зды жна зно жну зда здо жду жди зна жно зну

по-жар ба-за ба-зар бар-жа

У о-сы эка-ло.

У эку-ка у-сы.

Про жу-ка и о-су.

О-са у-жа-ли-ла жу-ка. Жу-ка у-жас-но жал-ко. Бо-лит жи-во-тик у жу-ка. У нас он про-сит кап-ли.

ж                        шу ши ша шо эку эки

шпа шпо шпу шпы жба экбо жбу жбы

жар эка-ба лу-жок ро-жок Лу-ша шар шап-ка пу-шок гор-шок лу-жа

Наш сад.

У нас сад. В са-ду рас-тут виш-ни.

По до-рож-кам рас-тут ро-маш-ки. А о-ко-ло до-ма экас-мин.


е-ли Е-гор е-жи е-жа-та

                                           лей         сей

Ры-ба-ки.

Де-ти ло-ви-ли рыбу. У Ле-ны о-кунь. У Ге-ны линь. У Жо-ры ка-рась. А у Ди-мы пес-карь.

По-ка-жи:

Кто бу-дет ри-со-вать?

Кто бу-дет ко-пать?

Кто бу-дет сти-рать?

Кто бу-дет ва-рить суп?

я и-ду я бе-гу я си-эку

Я ле —ЭКУ

                            Я-ша я-ма          но-ва-я

30-я я-го-да ста-ра-я

Ра-я яб-ло-ко кра-си-ва-я

ма на ва са за ла та да ра мя ня вя ся зя ля ТЯ дя ря

Ве-ра Ли-да На-та Ми-ла Ни-на Ва-ря На-дя Ка-тя Оля Та-ня

4

Мо-да.

Ка-ко-е плать-е, та-ка-я и па-на-ма. У 30-и бе-ло-е плать-е и бе-ла-я па-на-ма. У На-ди крас-но-е плать-е и крас-на-я па-на-ма. У Та-ни си-не-е плать-е и си-ня-я па-на-ма. У-га-дай, кто Надя, кто 30-я, кто Та-ня.

Предложите ребенку СЛОЖИТЬ двубуквенные СЛоги, то с б\'квой а. то с буквой я (ла — ля, та — тя и так далее).

сма сна сва сла спа кра смя сня свя сля спя кря лист    пе-ро кол

30-я и Ва-ня.

На-ша 30-я ма-лень-ка-я. Сан-ки во-зить не мо-жет. 30-е по-ка-тать-ся на сан-ках Ваня по-мо-жет.

От-веть на во-про-сы:

1.   Кто ко-го стар-ше?

2.   Кто ко-го бу-дет во-зить на сан-ках?

На-ша семь-я.

Вот на-ша семь-я. Все де-лом за-ня-ты. Ма-ма го-то-вит обед. О-ля ей по-мо-га-ет. Па-па вер-нул-ся с ра-бо-ты. А Ра-я вя-жет для ма-мы жа-кет.

От-веть на во-про-сы:

1.   Кто вер-нул-ся с ра-бо-ты?

2.   Кто вя-жет?

З. Кто ко-му по-мо-га-ет?

Ди-ка-л лб-ло-пл,

На по-ля-не, у ле-са, рос-ла яб-ло-ня. О-на бы-ла ди-ка-я. Ни-кто за ней не у-ха-жи-вал. Яб-ло-ки бы-ли мел-ки-е и кис-лы-е.

Есть их бы-ло нель-зя.

Во-про-сы:

1.   Где рос-ла ди-ка-я яб-ло-ня?

2.   Ка-ки-е яб-ло-ки на ди-кой яб-ло-не?

од-но яб-ло-ко од-на яб-ло-ня два яб-ло-ка две яб-ло-ни мно-го яб-лок мно-го яб-лонь

На-ша яб-ло-ня.

У нас в са-ду есть яб-ло-ня. За яб-лоней на-до у-ха-жи-вать. То-гда на ней бу-дут яб-ло-ки. Вес-ной на-до по-белить ствол. Ес-ли нет дож-дя полей. На зи-му по-ло-жи у-доб-ре-ни-я. Без у-хо-да у-ро-жа-я не жди. Яб-лок не по-ешь!

Рас-ска-жи, как ты бу-дешь у-ха-живать за яб-ло-ней?

Ю-раЯ по-ю Ю-ляЯ мо-ю ю-лаЯ сто-ю юб-каЯ стро-ю

Ра-но ут-ром я вста-ю.

Де-ла-ю за-ряд-ку.

Я ру-ки под-ни-ма-ю. Я ру-ки о-пус-ка-ю.

лу клу су всу ру кру сю-да лю  клю  сю всю рю крю лю-ди

я пью я шью я лью о-ни пьют о-ни шьют о-ни льют

ё-экик ёл-ка ёж

Ё-жик спит под ёл-кой.

Ёж по-хож на ёл-ку.

Он то-же весь в и-гол-ках.

Де-ти и ёж.

В ле-су гу-ля-ли де-ти.

И ё-жи-ка на-шли. Ё-жи-ка де-ти до-мой при-нес-ли.

Да-ли е-му мо-ло-ка. От-веть на во-про-сы:

1.   Где гу-ля-ли де-ти?

2.   Ко-го о-ни на-шли?

З. Ку-да де-ти от-нес-ли ё-жи-ка?

Хорошо, если ребенок научится свободно противопоставлять слоги с твердыми и мягкими согласными (са — сл. лу — лю и т. Это избавит его в школьном возрасте от многих ошибок на письме.

со

ло то

во

но мо             сто

зво

сё

лё тё

вё

нё мё              стё

сло

всё

клё стё

звё

гнё жмё звё

слё

 

Сё-ма

Лё-ля

и-дёт       не-сёт

 

 

Лё-ва

Лё-ня

по-ёт       зо-вёт

 

 

Тё-ма

Лё-ша

клю-ёт рвёт

 

Ве-сё-лый Лё-ва.


Лё-ва по ле-су и-дёт. Лё-ва пес-ни поёт. Он гри-бы до-мой не-сёт. В гос-ти всех ре-бят зо-вёт.

мёл шёл вёл нёс вёз мел сел ве-ду не-су ве-зу

За-пом-ни, кто у ко-го.

У ко-ро-вы У ло-ша-ди

те-лё-нок. же-ре-бё-нок.

У ко-зы У ут-ки коз-лё-нок. У-тё-нок.

о-дин те-лё-нок два те-лён-ка мно-го те-лят

о-дин у-тё-нок два у-тён-ка мно-го у-тят Я пью.Мы пьём.

Ты пьёшь.Вы пьё-те.

Он пьёт.О-ни пьют.

Я лью.Мы льём.

Ты льёшь.Вы льё-те.

Он льёт.О-ни льют.

Кот Бу-ся и дождь.

Дождь, дождь и-дёт. Зем-ля во-ду пьёт, в Я-го-ды её от-да-ёт. Всё кругом зе-ле-не-ет. А вот кот Бу-ся дож-дя бо-ит-ся. Бу-ся со дво-ра до-мой у-бе-га-ет. Мок-ры-е лап-ки о-тря-ха-ет.

От-веть на во-про-сы:

1. Ко-му ну-жен дождь? 2. От-ку-да в я-го-дах сок? З. Кто бо-ит-ся дож-дя?


ач яч мяч ка-лач оч еч оч-ки грач уч юч ключ об-руч

Сё-ма и грач.

На бе-рё-зе си-дит грач.

У Сё-мы в ру-ке ка-лач.

— Грач, грач, на те-бе ка-лач!

От-веть на во-про-сы:

1.   У ко-го был ка-лач?

2.   Где си-дел грач?

боч-калучде-воч-кадочь поч-какуч-каВе-роч-каночь доч-каРУч-каНи-ноч-капечь точ-кавнуч-каТа-неч-камеч

Чай-ник      на-чаль-ник.

Вот на-ша кух-ня. На пли-те чай-ник всей по-су-ды на-чаль-ник. В нём во-да ки-пит. Бу-дем чай пить.

От-веть на во-про-сы:

1.               Что сто-ит на пли-те?

2.               В чём ки-пя-тят во-ду?

З. Из че-го ты пьёшь чай?

4. Ка-ку-ю по-су-ду ты зна-ешь?

чай чай-ник на-чаль-ник

ч-с-ш са са-чок час-то ча ча-сысей-час ша чаш-ка ска-чок

За-да-ни-е:

По-смот-ри, ко-то-рыЙ сей-час час?


ч-ть ач оч уч ич ать отъ уть ить

ча чо чу чи че плач тя тё тю ти те пла-тье

У ма-мы го-ря-чиЙ у-тюг.

У па-пы тя-жё-ла-я тач-ка.

У ба-буш-ки тёп-лы-е ка-ла-чи. У И-роч-ки но-во-е пла-тье.

От-веть на во-про-сы:

1.    Чей у-тюг?          З. Чьи ка-ла-чи?

2.    Чья тач-ка?         4. Чьё пла-тье?

За-пом-ни.

Всё эки-во-е, как и мы, чув-ству-ет боль.

Ни со-ба-ку, ни кош-ку не бей!

Кто сла-бе-е те-бя, то-го по-жа-лей.

По-ду-май, чем сла-бо-му мо-жешь пО-мочь.

э-то э-таж эк-ран э-лект-ро-по-езд

Э-хо.

Мы бы-ли в ле-су. Па-па крик-нул: Э-эй!..

Е-му от-ве-тил кто-то: «Э-ЭЙ! Э-эй!..» — Э-то э-хо,      ска-за-ла ма-ма.

Э-то дя-тел. Э-то ча-сы. Э-то я-ич-ко.

От-га-дай за-гад-ки.

Бе-ла-я боч-ка, нет в ней ни су-чоч-ка. Я по де-ре-ву сту-чу, чер-вяч-ка добыть хо-чу.

Мы день не спим. Мы ночь не спим. И день и ночь сту-чим, сту-чим.

скри           скво    скрип-ка скри-пит скво-рец сквоз-няк

ма-трац за-яц у-ме-лец

За-яц — у-ме-лец.

Э-тот за-яц тра-ву ко-сит.

Э-тот за-яц во-ду но-сит.

Э-тот за-яц петь у-ме-ет. Се-рый за-яц          та-кой у-ме-лец.

ко-нец мо-ло-дец о-гу-рец па-лец ле-де-нец про-да-вец пе-рец ко-ло-дец бра-тец

Бра-тец Ва-ня.

У ме-ня есть брат.

Е-го зо-вут Ва-ня.

Ма-лень-кий бра-тец со-сёт па-лец.

Го-во-рит е-му о-тец:

Не со-си, Ва-ня, па-лец! I-I,'i те-бе ле-де-нец!

Вы-рас-тет Ва-ня              бу-дет мо-ло-дец.

 ца цо цу цы це ча чо чу чи че

во-ди-ца цап-ля це-пи вче-ра до-бы-ча чай-ник че-ки цве-ток

На ок-не цве-ток ко-лю-чий Смот-рит за о-ко-ли-цу.

Ты е-го не тро-гай луч-ше Очень боль-но ко-лет-ся. Что э-то?

По-да-рок.

Де-воч-ки в са-ду цве-ты со-би-ра-ли. Цве-то-чек бе-лень-кий, цве-то-чек си-нень-кий, цве-то-чек а-лень-кий. Л по-том из цве-тов бу-кет сде-ла-ли и по-да-ри-ли е-го сво-ей у-чи-тельни-це.

От-веть на во-про-сы:

1.            Где Де-ВОЧ-КИ со-би-ра-ли цве-ты?

2.            Из Ка-КИХ цве-тов о-ни сде-ла-ли бу-кет?

З. Ко-му де-воч-ки по-да-ри-ли цве-ты?

ц-с

ац са си-ни-цасест-ри-ца ас ца сест-ри-цыси-ни-цы

пе-сец скво-рец солн-це пес-цы сквор-цы скво-реч-ник

Зи-ме ко-нец.        

Зи-ме ко-нец! Ле-тит скво-рец И звон-ко на-пе-ва-ет:

«И-дёт вес-на! Крас-на, яс-на, Смот-ри-те, как всё та-ет!».

Ве-сен-нее солн-це.

Ве-сен-нее солн-це смот-рит к нам в о-кон-це. Ве-сен-ний день дол-гий день. Солн-це землю про-гре-ва-ет. Де-ревь-я в лис-тья о-де-ва-ет. Цве-та-ми зем-лю у-кра-ша-ет. Пти-цы ра-ды солн-цу и цве-там.

От-га-дай за-гад-ку. На бе-рё-зе дво-рец, во двор-це пе-всц, а зо-вут его... Как?


фа фо ФУ фы фи фе Фё

Фа-я  фо-нарь фо-кус фут-бол

Све-то-фор.

На у-ли-це глав-ныЙ на-чаль-ник э-то све-то-фор. У не-го три гла-за фо-на-ря. О-дин фо-нарь — крас-ный, он ввер-ху. Дру-гой фо-нарь зе-лёный, он вни-зу. А в се-ре-ди-не фонарь жёл-тый. Все лю-ди зна-ют, когда мож-но пе-ре-хо-дить у-ли-цу. А ты зна-ешь?

88

ащ|ощ [ущ ещ

лещклещ плащплющ борщвещь

ща 1 щу ' щи [ще [ щё

ротца ищу щель ещё щит гуща тащу щепка щётка вещи щ-с

ща со щу сы ся сё щу си ще са щё су щи ща щё сю щи се

лес роса ключ писать лещ роща плющ пищать

Щ- Ч ща чо щу чи ще ча щё чу щи че

чаща щенок щётка ящик щепка чище щеночек щёточка ящичек щепочка

Постепенно переводите ребенка на чтение слов и текстов, не разбнзая их на слоги.

Щенята толке видят сны.

Маленький щенок на солнышке задремал. И вот какой сон увидел. Жучка косточку ему принесла п ушла. Щенок собрался косточку поглодать, но тут кот Бус.я подскочил и косточку утащил.

Что случилось со щенком наяву.

Беленький щенок, нашей Жучки сынок, во дворе ёжика увидел. Хотел с ним поиграть. А ёж иголки распустил и щенка уколол. Мама Жучка щенка пожалела, лапку облизала и сказала:

Умей друзей выбирать не колючих, а таких, как ты, пушистых.

Если тексты трудны. перепиши ее их, разбин па с зогп. Предложите прочесть ребенку сначала ваш текст. а потом букварный.

Твёр-дый знак о-бо-зна-ча-ет раз-де-ле-ни-е букв.

Чи-таЙ бук-вы раз-дель-но.

объ-е разъ-е съ-е объ-я подъ-е въ-е

Сравни:

объя съе въе разъе подъе обя се ве разе поде

съе-ла Ма-ша съе-ла пи-рог. се-ла Ма-ша се-ла на стул.

Счи-тал-ка.

Мы шли, шли, шли. Пи-ро-жок нашли. Се-ли, съе-ли и о-пять по-шли.


Де-воч-ка съе-ла пи-рог. А кот объ-ел-ся.

объ-яв-ле-ни-е съел въезд о-бя-за-тель-но сел вез-де

разъезд подъезд ро-зет-ка по-дел-ка съе-ха-ла         ъ-ь объ-е-ха-ла въе-ха-ла подъ-е-ха-ла разъезд

Сме-ла-я Ве-ра.

Ве-ра лю-бит ка-тать-ся на ве-ло-сипе-де. О-на съе-ха-ла с го-ры, объ-е-хала де-ре-во и подъ-е-ха-ла к до-му.

91

Ве-ра въе-ха-ла во двор. Во дво-ре Вера чуть-чуть не стол-кну-лась с Вовой. Но о-ни су-ме-ли разъ-е-хать-ся.

Ве-ра о-ста-но-ви-лась у подъ-ез-да. Там ви-се-ло объ-яв-ле-ни-е. Но Ве-ра не у-ме-ла чи-тать. Про-чти ты.

Конец — всему делу венец.

Н. С. ЖУКОВА БУКВАРЬ

Н. С. ЖУКОВА БУКВАРЬ

Светлоп памяти моих роДителеи посвящается

Светлоп памяти моих роДителеи посвящается

Другие быстро перейдут к более сложным текстам и мелкому шрифту

Другие быстро перейдут к более сложным текстам и мелкому шрифту

Пособие "Логопедический букварь"

Пособие "Логопедический букварь"

Учите робепкг, переднигпя его пальчик по горизонтали, читать в строчку букву а

Учите робепкг, переднигпя его пальчик по горизонтали, читать в строчку букву а

Пособие "Логопедический букварь"

Пособие "Логопедический букварь"

Учите ребенг а. передвигая его па

Учите ребенг а. передвигая его па

O l a l y l a l y l O 1)

O l a l y l a l y l O 1)

З) Поочередно СЛоЖив саои губы в помой артикуляции ануков а, у

З) Поочередно СЛоЖив саои губы в помой артикуляции ануков а, у

Если дети хорошо запоминают буквы н хорошо ориен глрхчогся в прочтении их в строчке, нет необходимо«ти задерживаться на упражнениях в чтении отдельных букв

Если дети хорошо запоминают буквы н хорошо ориен глрхчогся в прочтении их в строчке, нет необходимо«ти задерживаться на упражнениях в чтении отдельных букв

Пособие "Логопедический букварь"

Пособие "Логопедический букварь"

Следите за тем, чтобы ребенок правильно читал и называл согласные буквы (коротко, без призвука э)

Следите за тем, чтобы ребенок правильно читал и называл согласные буквы (коротко, без призвука э)

УА АУ

УА АУ

Читаем буквы, читаем слоги. a l y l o l

Читаем буквы, читаем слоги. a l y l o l

Пособие "Логопедический букварь"

Пособие "Логопедический букварь"

Учите детей анализировать прочитанные слоги

Учите детей анализировать прочитанные слоги

Следите. чтобы ребенок не читал слог по отдельным буквам

Следите. чтобы ребенок не читал слог по отдельным буквам

ум уа ам уа ам ау ум

ум уа ам уа ам ау ум

ЛМ! АУТ! ДМ! 1 ) Проведи те звуковой апа ••

ЛМ! АУТ! ДМ! 1 ) Проведи те звуковой апа ••

ас ус

ас ус

ас ус

ас ус

Продолжайте проводить звуковой анализ слогов,

Продолжайте проводить звуковой анализ слогов,

М У МА 1) Чтение прямого слова (согласный + гласный) — самый ответственныи момент начального обучения грамоте-

М У МА 1) Чтение прямого слова (согласный + гласный) — самый ответственныи момент начального обучения грамоте-

МА АМ МУ МА МУ МУ УМ МА АМ ум ау уа му ма му ма! ам ам ма ау

МА АМ МУ МА МУ МУ УМ МА АМ ум ау уа му ма му ма! ам ам ма ау

Не допускайте прочтения слогов побуквенно

Не допускайте прочтения слогов побуквенно

Читаем слитно! ас ос ус

Читаем слитно! ас ос ус

МУ УМус Проводите звуковой анализ прочитанных слогов и предложите сложить пх из букв разрезной азбуки (см

МУ УМус Проводите звуковой анализ прочитанных слогов и предложите сложить пх из букв разрезной азбуки (см

ма ма-ма са-масам са са-ма ма-маса-ма са-ма сам сам

ма ма-ма са-масам са са-ма ма-маса-ма са-ма сам сам

Оса, ма-ма! ма мо му

Оса, ма-ма! ма мо му

Пособие "Логопедический букварь"

Пособие "Логопедический букварь"

У-хо у-ха му-ха су-хо мох со мо са о хо

У-хо у-ха му-ха су-хо мох со мо са о хо

Ма-ма, мох.

Ма-ма, мох.

Пособие "Логопедический букварь"

Пособие "Логопедический букварь"

Попросите ребенка определить на слух место звчка р в словах (в начале слона

Попросите ребенка определить на слух место звчка р в словах (в начале слона

После прочтения ребенком слова или слога попросите его повторить прочитанное, а затем спросите

После прочтения ребенком слова или слога попросите его повторить прочитанное, а затем спросите

ОС су му ша ус со ма ШО Шу-ра

ОС су му ша ус со ма ШО Шу-ра

УР ар ОР

УР ар ОР

Ма-ша ХО-Р0-Ша. Шар хо-рош. сы мы мы сы о-са шар ра-ма сом шар

Ма-ша ХО-Р0-Ша. Шар хо-рош. сы мы мы сы о-са шар ра-ма сом шар

У о-сы у-сы. У со-ма у-сы.

У о-сы у-сы. У со-ма у-сы.

Пособие "Логопедический букварь"

Пособие "Логопедический букварь"

У ма-мы мы-ло. Ма-ма мы-ла Лу-шу

У ма-мы мы-ло. Ма-ма мы-ла Лу-шу

Ла-ра Ро-ма Ло-ра слу хла са-ло су-хо сыр хо-рош слух хлам сы-ро мы-ло сор хо-ро-шо

Ла-ра Ро-ма Ло-ра слу хла са-ло су-хо сыр хо-рош слух хлам сы-ро мы-ло сор хо-ро-шо

Ло-ра мы-ла шар. У Ло-ры сы-ро

Ло-ра мы-ла шар. У Ло-ры сы-ро

ан

ан

О-на Ма-ша. На-ша Ма-ша. О-на ма-ла

О-на Ма-ша. На-ша Ма-ша. О-на ма-ла

сын сос-на сынносно-сысы-ны сос-ны

сын сос-на сынносно-сысы-ны сос-ны

Пособие "Логопедический букварь"

Пособие "Логопедический букварь"

У ма-мы сын. Сын Шу-ра. У ма-мы но-ша

У ма-мы сын. Сын Шу-ра. У ма-мы но-ша

СМЫ мно нро сна шна шну шмы МНУ нру смо шмо сну сны мны нры сно

СМЫ мно нро сна шна шну шмы МНУ нру смо шмо сну сны мны нры сно

УК ах ох

УК ах ох
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2020