Пособие-практикум для студентов педагогических специальностей, учителей начальных классов, воспитателей и учеников начальной школы "Учимся читать выразительно"
Оценка 5

Пособие-практикум для студентов педагогических специальностей, учителей начальных классов, воспитателей и учеников начальной школы "Учимся читать выразительно"

Оценка 5
pdf
20.04.2020
Пособие-практикум для студентов педагогических специальностей, учителей начальных классов, воспитателей и учеников начальной школы "Учимся читать выразительно"
дет лит 3 часть Пещерова.pdf



 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

I.

II.

III.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел       для   учителя «Учусь,         как            научить          читать выразительно»:

1.1. Методика выразительного чтения в схемах и таблицах

1.                2.Алгоритм обучения выразительному чтению 1.3.В помощь учителю к урокам литературного чтения

Раздел для учеников «Научусь читать выразительно»:

 2.1. Десять уроков «выразительного чтения»

2.                2.Памятки «Как читать выразительно»

Словарик терминов

 

 

4

 

 

5

 

14

 

 

15

 

19

 

20

 

 

31

 

 

33

 

 

I. Раздел  для учителя

 

«Учусь, как  научить читать выразительно»

 


 

1.1. Методика выразительного чтения  в схемах и таблицах

Требования к  организации работы  над выразительностью речи

Одно из важных требований в работе над выразительностью речи - использование  разнообразных средств речевой выразительности:

Средства выразительности устной речи

Языковые (вербальные)

Неязыковые (невербальные)

ü  Дыхание                                                    

ü  Голос                                                          

ü  Дикция                                                       

ü  Интонация

ü  Тембр

ü  Ритм

ü  Темп

ü  Логическое ударение

ü  Выразительность    

ü  

ü      Мимика

ü      Телодвижение

ü      Жесты


Средство выразительности

Характеристика средства выразительности

Способ формирования на уроке

Вербальные средства выразительности устной речи

Дыхание

Правильное дыхание 

ü  заключается в экономном, равномерном расходовании воздуха

ü  достигается при условии использования всего мышечного аппарата грудной клетки

ü  пополнение легких воздухом происходит в перерывах между словами или фразами (во время пауз), где это требуется по смыслу речи.

Правильный тип дыхания:

ü  смешанное 

ü  диафрагмально-реберное  дыхание. 

ü  дыхательная разминка

 

ü  следить за дыханием при чтении (во время чтения вслух

плечи

неподвижны,

грудь слегка приподнята, низ живота подтянут)

Дикция

Четкое произношение звуков речи, соответствующее фонетической норме данного языка.

Произношение слов и звуков – это результат сокращения мускулов соответствующих частей речевого аппарата (артикуляция). По указанию определенных участков центральной нервной системы говорящий произносит звуки, слова, предложения.

Речевая разминка – диалоги, скороговорки, чистоговорки

Интонация

Совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания.  

Речевые разминки, чтение художественного произведения, чтение стихов

Голос

Результат смыкания и размыкания голосовых связок, образующий звук, необходимый для произнесения слов при  выдохе из легких воздуха, проходящего через дыхательные пути в гортань.

Голос

   Качества                             Свойства

    сила (звучность)                            сила

   чистота (благозвучность)               высота

                                                             длительность                                                              полетность

                                                             тембр

Сила звука – объективная величина, характеризующая реальную энергию звука… Громкость - отражение в нашем сознании этой реальной силы звука, то есть понятие субъективное. 

Речевые разминки, чтение художественного произведения

Выразительность

Способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему. 

 

(Речевые разминки), чтение художественного произведения

Речевая пауза

Остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно.

Чтение стихотворений

Логическое ударение

Выделение голосом главных по смысловой нагрузке слов. 

Чтение художественного произведения

Темп чтения

Степень быстроты произношения текста.  

Чтение художественного произведения

Ритм

Равномерность дыхательных циклов, влияющих на  ритмическое чтение. 

Речевые разминки, чтение художественного произведения, дыхательная разминка

Тембр

Это природная окраска голоса, которая в той или иной степени остается постоянной, выражает ли говорящий радость или печаль, спокойствие или тревогу… 

Чтение художественного произведения

Невербальные средства выразительности устной речи

Мимика

1)             выразительные движения лицевых мышц соответственно переживаемым чувствам, эмоциям, настроениям; 

2)             искусство выражать чувства и мысли движениями мускулов лица и соответствующими жестами.

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение художественного произведения, чтение стихотворений

 

Телодвижения

 

Знаковые элементы поз и движений различных частей тела, при помощи которых, как и при помощи слов, структурно оформляются и кодируются мысли и чувства, передаются идеи и эмоции.

Жесты

 

Некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определѐнное значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.

Поза

Положение, принимаемое человеческим телом, положение тела, головы и конечностей по отношению друг к другу.

Условия  организации работы над выразительностью чтения

 (по М.Р.Львову)

п/п

Условия работы над выразительностью чтения 

Методические рекомендации для осуществления эффективной работы по выразительному чтению

1.

Тщательный анализ художественного произведения перед выразительным чтением

Обучение выразительному чтению – сложный процесс, который пронизывает все этапы урока, так как органически обуславливается и подготовкой к восприятию произведения, и первичным знакомством с произведением, и работай над идеей произведения. Упражнения в выразительном чтении  - на заключительных этапах урока, когда завершена работа над формой и содержанием произведения.

2.

Демонстрация образца

Демонстрация образца выразительного чтения имеет цели:

ü чтение - эталон, к которому стремится начинающий

 

выразительного чтения произведения

читатель;

ü  чтение раскрывает перед слушателями понимание смысла произведения и помогает его сознательному прочтению.

ü  Рекомендуется использовать образцовое чтение учителем или чтение мастером художественного слова в записи: при первичном знакомстве с произведением - чтение учителя;  на этапе упражнений в выразительном чтении- технические средства для воспроизведения чтения мастером.

3.

Работа           над             языком произведения

Необходимо           наблюдение           над            выразительно-

изобразительными средствами  -  органической частью работы по уяснению идейной направленности произведения.

4.

Опора                           на

воссоздающее воображение школьников

Воссоздающее воображение неопытного читателя нужно тренировать, учить по «авторским знакам» создавать перед мысленным взором эпизод, пейзаж, портрет. 

Приемами, развивающими воссоздающее воображение, являются графическое и словесное иллюстрирование, составление диафильмов, написание киносценариев, а также чтение по ролям, драматизация - сочетание такой работы целесообразно с разнообразными видами деятельности на уроке чтения.

5.

Обсуждение в классе вариантов прочтения

В конце урока  рекомендуется, чтобы два-три ученика прочитали вслух произведение (или часть его), а ученики класса обсудили удачи и промахи в их чтении,  тон такого обучения должен быть деловым и доброжелательным.

Выразительность чтение достигается различными приемами работы с текстом: 

ü  повторное чтение с различными заданиями;

ü  деление текста на смысловые части;

ü  выяснение связей между частями;  

ü  определение цели чтения;

ü  оценка событий или действующих лиц и определение отношения к ним (что здесь хорошо, а что плохо, с кем согласны, а с кем – нет).

 Упражнения усложняются  от класса к классу  при помощи  увеличения степени самостоятельности их выполнения и привнесения творческих элементов. Л.А. Горбушина предлагает объединить упражнения в три группы: 

Высказывания творческого характера

Выразительное чтение художественного текста

Высказывание в виде передачи прочитанного

текста

а)рассказывание по впечатлениям или воспоми-наниям;

б)рассказывание по данному началу, середи-не или концу, в)рассказывание о своих наблю-дениях в при-роде, во время экскурсии.

а) чтение небольших произведений с самостоятельной предварительной подготовкой

б) чтение отрывков из художественного произведения, подготовленного по своему выбору или указанию учителя;

в) рассказа или отрывка «в лицах» (после анализа

произведения);

г) чтение произведений различных жанров (басни, сказки, лирического стихотворения, рассказа) с предварительной самостоятельной подготовкой.

а) подробная или краткая передача содержания

услышанного или прочитанного;

б) передача рассказа или сказки с изменением лица рассказчика;

в) словесное рисование картины из прочитанного произведения;

г)       рассказ           по содержанию иллюстрации;

д)драматизация и инсце-

нирование рассказа или сказки.

С помощью различных педагогических и методических средств учитель облегчает активное усвоение языка: 

ü  подбирает посильный для данного возраста учебный материал;

ü  использует различные методы и приемы обучения; 

ü  организует занятия в системе; 

ü  при выборе методов и приемов учитывает содержание программы, специфику понятий и представлений, которые необходимо сформировать при обучении.

Эффективные методы и приемы  работы  над выразительностью 

 

Метод, прием, его сущность

Методические рекомендации

Прием сопоставления

Б.А.Буяльский выделяет следующие его разновидности:

ü  сопоставление исполнения учащегося с исполнение учителя;

ü  сопоставление особенностей исполнения двух и более учащихся;

ü  сопоставление контрастно звучащих вариантов в исполнении учителя. 

Устное рисование (словесное рисование)  

Работу следует начинать не с создания детьми собственных словесных рисунков, а с анализа книжных иллюстраций, картин. Часть учитель организует сопоставление иллюстраций и текста. В этом случае О. В. Кубасова предлагает следующие задания:

1. Подобрать рисунок (картину) к тексту;



 

2.      Найти в тексте подписи к каждому из фрагментов картинного плана;

3.      Сравнить рисунок (картину) и фрагмент текста;

4.      Сравнить иллюстрации разных художников к одному литературному произведению.

Обучение словесному рисованию лучше начать с создания жанровых (сюжетных) картин. 

На любом из этапов обучения словесному рисованию порядок работы будет одинаков.

1.      Выделяется эпизод для словесного рисования.

2.      Рисуется место, где происходит событие.

3.      Изображаются действующие лица.

4.      Добавляются необходимые детали.

5.      «Раскрашивается» контурный рисунок.

Обычно после выделения из контекста образной картины, созданной писателем, словесное рисование проходит примерно по таким вопросам: 

-Что нарисуем на первом плане? Почему?

-   Как об этом сказано у автора?

-   Что нужно изобразить неподалеку? 

-Какие слова помогают нам это увидеть? 

-Что мы еще не нарисовали?» 

Потом дети подбирают цветовое решение, особое внимание уделяя общему колориту картины, выражающему эстетические переживания писателя. 

Составление диафильма

 

О.В. Кубасова предлагает следующий порядок работы по составлению диафильма. 

1.             Прочитать текст (или заданный отрывок из него), определить общий характер будущего диафильма.

2.             Разделить текст на части (картинки, кадры).

3.             Выделить в первой части «главные» предложения (для титров).

4.             Представить себе мысленно картинку к первой части текста.

5.             Устно «нарисовать» картинку к первому кадру.

6.             Графически изобразить кадр (выполняется по желанию, не на уроке).

7.             На основании выделенных в тексте предложений сделать титры к кадру (устно или письменно).

8.             Проверить соответствие рисунка и титров.

9.             Проделать аналогичную работу с каждой частью рисунка.

Если в тексте имеются диалоги, то можно использовать прием озвучивания кадров.

Наводящие  вопросы

 К беседе, связанной с обучением выразительному чтению, учитель может переходить сразу после образцового чтения текста. В таком случае методист Б.А. Буяльский предлагает продумать и заготовить систему вопросов, которые располагаются приблизительно в таком порядке:

1.      Вопросы, помогающие понять смысл читаемого текста.

2.      Вопросы,            побуждающие           представить   нарисованную      автором картину.

3.      Вопросы, помогающие определить отношение автора к изображаемому им, его чувства, настроения.

4.      Вопросы, цель которых – выяснить отношение учащихся к произведению.


 

5. Вопросы, подталкивающие детей к поиску лучших интонационных вариантов для отражения чувств, мыслей, намерений автора, а также своих личных переживаний, вызванных произведением.

Хоровое чтение

Б.А. Буяльский предлагает организовать в следующем порядке: 

1.        Образцовое чтение отрывка учителем.

2.        Чтение ученика со средними способностями.

3.        Разметка (при необходимости) партитурными знаками наиболее трудных звеньев, текстов.

4.        Повторное чтение размеченных тактов и звеньев.

5.        Повторное чтение всего отрывка одним из  учеников, чтение которого не будет нуждаться в дополнительных уточнениях или переделке.

6.        Повторное чтение учителя, особенно необходимое, если чтение ученика оказалось неудачным.

7.        Напоминание учителя перед хоровым чтением о том, что не следует выкрикивать, чтобы не мешать другим.

На уроке можно практиковать чтение «малых хоров», состоящих из 5-8 лучших учеников. Для того, чтобы участие в коллективном чтении принесло наибольшую пользу, оно должно быть для каждого ученика вполне сознательным, хоровому чтению должен предшествовать подробный разбор произведения.

Прием чтение в лицах

 

Чтение в лицах практикуется на заключительном этапе работы над текстом (чаще всего басни), когда ученики разобрались в характерах действующих лиц, реплики которых они будут произносить, и представляют, в каких ситуациях эти слова произносятся.

Подготовку к чтению в лицах Б.А. Буяльский предлагает проводит в такой последовательности: 

1.                 Краткая беседа, помогающая детям выполнить либо уточнить особенности характера и речи героев.

2.                 Дополнения учителя о характерах героев и напоминание о том, что исполнитель роли - образ-персонаж и в процессе исполнения обращается уже не к слушателям, а к партерам.

3.                 Выборочное чтение учениками отдельных наиболее трудных фраз.

4.                 Поправки учителя к этому чтению (если необходимо).

5.                 Самостоятельная подготовка учащихся к чтению в лицах (начитывание текста глазами или вполголоса).

6.                 Ответы учителя на вопросы, которые могут возникать у детей в процессе подготовки.

7.                 Отбор исполнителей, который можно организовать либо по принципу учета наклонностей учащихся (кому какая роль больше подходит), либо по принципу: каждый ряд или вариант готовится к исполнению определенной роли. 

Драматизация

                Чтению     по     ролям,     как     одной      и     форм     драматизации

(инсценирования), придает большое значение О.В. Кубасова., назовем основные формы:

1.      Анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев.

2.      Постановка индивидуальных (участвует один человек) и групповых (участвуют несколько человек) «живых картин».

3.      Подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с

 

установкой на использование не только интонационной, но и пластической выразительности (мимики, жестов, движений).

4.      Чтение по ролям.

5.      Драматизация развернутой формы.

При подготовительной  работе к выразительному чтению  

Метод показа

Метод показа осуществляется в разных формах Б.А. Буяльский выделил следующие:

1.                 Образцовое чтение учителя.

2.                 Повторное декламирование учителем отдельных звеньев в процессе обучения.

3.                 Слушание грамзаписи с образцовым исполнением артиста.

4.                 Показательные чтения лучших учеников.

Метод показа целесообразно сочетать с методом партитурных пометок в тех случаях, когда они могут оказаться полезными в воссоздании нужного тона.

Составление партитуры

текста

Работая с детьми, нужно постепенно усложнять задания на составление партитуры. Возможет такой порядок работы:

1.                  Чтение учащихся с опорой на составленную учителем партитуру;

2.                  Составление партитуры совместно с учителем;

3.                  Самостоятельная разметка текста для выразительного чтения.

Разумеется, нельзя вводить сразу одновременно все партитурные знаки.

По месту размещения в тексте знаки классифицируются на строчные, надстрочные и подстрочные. Л.Горбушина предлагает следующие наиболее часть употребляемые партитурные знаки:

 

Партитурный знак

Способ обозначения

 

Ударение в слове

В трудных случаях обозначается знаком / над буквой.

Ударение фразовое

ударное слово подчеркивается пунктиром логическое     –          одной чертой, психологическое – [П] перед словом или предложением.

Паузы

короткая – вертикальным пунктиром (¦), средняя – одной вертикальной чертой (│), длительная – двумя вертикальными чертами (││).

Слитное произнесение

обозначается дугой ∩ над словами.

Мелодика

подъем (повышение голоса) – стрелкой вверх над ударной гласной слова (  ); понижение голоса – (  ); монотон – непрерывной горизонтальной чертой над словами.

Замечания о темпе и окраске чтения

ставятся на полях справа словами быстро, медленно, ускоряя и т.п.

 

Для формирования выразительного чтения ученики должны овладеть умениями, которые вырабатываются в процессе анализа произведения, а также умениями пользоваться интонационными средствами выразительности и невербальными средствами выразительности устной речи.


1.3. В помощь учителю к урокам литературного чтения

 

Дыхательные разминки

Дыхательная разминка

Методика работы с дыхательной разминкой 

«На лугу»

 

Исходное положение стоя. Делая вдох, представьте себе, что нюхаете цветок. При этом живот выдвигается вперед, ребра расширяются, низ живота произвольно подтягивается. Выдох медленный, плавный.

Упражнение повторяется 3-4 раза.

 

«Торт со свечками»

 Представьте себе, что у вас  день рождения. Вам подарили торт со свечками. Свечки горят и их нужно потушить. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. А теперь свечек столько, сколько вам лет.

«Насос»

 

 

Учитель предлагает детям представить, что они едут на велосипеде, колесо сдулось, нужно его подкачать, поработать насосом. На счѐт -1, 2, 3, 4 – дети делают 4 глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счѐт 1-8 медленно выдыхают, а затем все быстрее и  бысрее.

«Поймай муху»

Делается вдох - руки раздвигаются в стороны, сдвигаются постепенно вперед ладонями друг к другу -  делается выдох. На расстоянии вытянутых рук находится муха, ее надо прихлопнуть ладонями так, чтобы не спугнуть. Выдыхая воздух медленно, дети непрерывно произносят звук [ж-ж].

«Ветер и паруса»

 

 

Представьте себе, что вы на корабле  с  парусами.  Вдруг ветер стих. А как же ехать вперед, если ветер не надувает паруса? Давайте поможем ветру, надуем паруса. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Теперь подуем 3 раза подряд…(меняется количество раз). Наконец-то наш кораблик поплыл вперед, надувая паруса…

«Надуем шарик»

 

 

 

Перед вами воздушный шарик, мы будем его надувать, произнося звук [ш-ш-ш] и показывая руками размер надувающегося шарика. Шарик неожиданно стал сдуваться, издавая звук [с-с-с], покажите ручками, как быстро сдувается шарик. Надуем шарик еще раз… (упражнение

повторяется)  

«Гладим белье»

 

Представьте себе, что вы гладите белье. Вам нужно  обрызгать белье, набрали в рот воды, а теперь брызгаем ее на белье, выдыхая вместе с воздухом. А теперь брызгаем в три приема, в пять приемов.

«Медвежата»

Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. (Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м).Мам, меду б нам, мам, молока б нам.  

 

Умение правильно пользоваться дыханием определяет способность управлять голосом. Большое значение для выразительного чтения имеет звонкий, приятного тембра, гибкий, достаточно громкий, послушный голос. Однако голос, как и дыхание, следует развивать, с этой целью  для проведения уроков литературного чтения необходимы речевые разминки - скороговорки, чистоковорки, пословицы и поговорки, а также стихи диалоговой композиции, например, стихи автора О.В.Пещеровой, преподавателя «Городецкого Губернского колледжа»:

 

Речевые разминки « на все случаи жизни»… (стихи О.В. Пещеровой)

 

Речевые разминки

Методика работы с речевой  разминкой на уроке

Загадка 

У кошки ребенок …(котенок)

А у курицы он - …(цыпленок) У собаки растет …(щенок_ (Волчонка)… воспитал волк.

У лисы подрастает

…(лисенок)

Корову любит …(теленок)

К лошадке пришѐл …

(жеребенок)-

Он еѐ милый ребенок, 

А у овечки недавно родился Только вот-вот на свет появился

Славный детѐныш …(ягненок)

-                   Скажите, что в человеке может быть хорошего?

-                   Конечно, качества характера, души.

Нам нужно постараться стать хорошими,

Старайся  лучше быть,  и поспеши!

-                   И от чего ты хочешь так избавиться?

Скорее нам ты расскажи.  - Не нужно быть ленивым и завистливым,

А нужно мудрым быть - и все познаешь ты!

1.Чтение про себя.

 

2.Чтение хором.

 

3.               Возможно составление партитуры текста.

 

4.               Чтение с разными интонациями. 

 

5.Чтение   по ролям:

ü по вариантам, 

ü в парах.

 

6.Конкурс            на

лучшее прочтение  (в парах, разы-

-У меня машинка есть,  Невозможно глаз отвесть.

А у друга есть бинокль,

Все увидеть с ним я смог бы…

-Хочешь вдаль ты посмотреть?

Все увидеть, все узреть,

Дай машинку подержать- Дам биноклем поиграть!

-Так давай меняться будем:

Ты – с, машинкой,  Я- с биноклем!

Хорошо, что мы – друзья

И нам ссориться нельзя!.. 

-                   Что летает выше крыши?

-Шарик надувной.

-И летают самолеты у нас над головой.

-А еще летают птицы, им на месте не сидится.

-                   Ты хотел бы сам в полет, как отважнейший пилот? -Мне так хочется летать, прыгаю – и  вниз опять,

По земле я пробегусь, руки в стороны – помчусь, Я как будто самолет, отправляюсь я в полет.

Много писателей детства о детях смогли рассказать: Вот  Леонид Пантелеев поведал всем людям о

Ветер крикнул кораблю:

- Как подую - утоплю… - Не боюсь твоих угроз,

Не боюсь ни бурь, ни гроз!


средстве,

Как правду свою отстоять и честное слово держать. А Валентина Осеева научит, как стать хорошим.

Как помогать всем слабым, даже случайным прохожим…

Но есть писатель детства, что отвагу свою доказал:  Он  сам на войне воевал и добрые книги писал -    Известный… Аркадий Гайдар.

Моряки смелы, отважны, И сейчас в походе важном!

Лучше, ветер, помоги.

В парус струйку ты пусти, Чтоб бежал кораблик наш  На раздутых парусах.

- Ладно, ладно – помогу,

Паруса я напрягу, 

И направлюсь с вами в путь  Чтоб на Индию  взглянуть!

грывая          ситуацию).

7.Оценивание лучшей выразительности  прочтения детьми (возможно с помощью

сигналь-ных карточек, например,

 

«Светофор»:

 

 

 

«зеленый» - «5»

«желтый» - «4»

«красный» - «3»

 

Урок сегодня непростой, А встреча с человеком удивительным

Нас приглашает граф Толстой В его произведениях сделать  новые открытия

Подвластны были жанры многие ему:

Рассказ и басня, пьеса, сказка  и роман,

И равнодушным не останется никто,

Кто эти произведения

прочитал…

Страницы тайны открываю я

Знакомьтесь, это вот статья Расскажет вам  и о росе в траве,

И ходят ли деревья по росе…

Солнышко ясное встало

-                     Доброе утро, - сказало

Доброе утро, девчата, ребята, Улыбку друг другу вы подарите,

Чтоб веселее на сердце стало.

-                     За окошком зима?

-                     Зима.

-                     Значит морозно? - Да.

-                     Любишь ты зиму, скажи мне за что?

-                     Да, я люблю - за лыжи и санки,

Можно играть и в снежки спозаранку.

И не осудит никто, что в теплом иду пальто!

Чистоговорка:

Раз, раз, раз – мы пришли сегодня в класс!

Оз, оз, оз – был не страшен нам мороз!

Ла, ла, ла – вьюга тропки замела,

Ра, ра, ра – убрала снег детвора.

-                     Заяц белый, куда бегал?

-Шубку белую менял.

-                     Заяц белый, что ты делал?

-                     Со зверушками играл.

-                     А кого боишься, заяц? -  Лису, волка и сову.  Я их в гости не зову!

-                     Ах ты, серенький трусишка, непослушный шалунишка!

Литературное чтение –  чудесный  урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих      это      будет,      сказка,

рассказ – Вы учите их – они учат вас!

 

Змей Горыныч удивился:

-Почему же, плохо спится?

Не могу я спать друзья – Я боюсь богатыря Если встречу на дороге,  Уношу скорее ноги!

Мне приснился страшный сон:

Голову срубил мне он  И его не знать нельзя 

Это……. Муромец Илья!

Упражнения для отработки дикции

Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. 

 

п/п

Скороговорки

Методика работы над скороговорками

1.

2.

3.

 

4.

 

 

5.

6.

 

7.

8.

 

 

 

 

9.

10.

 

11.

12.

 

13.

 

 

14.

 

15. 16.

17.

18.

 

 

19.

 

20.

21.

22.

 

23.

 

24.

 

 

Сенька с Санькой  вѐз Соньку на санках.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Вижу холм, на нем куль. Пошел на холм, взял куль.

Вернулся с холма с кулем.

Белые бараны били в барабаны. Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела.

Белой даже не была.

Все бобры для своих бобрят добры. 

Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот.  Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.  На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора. На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь. 

Галка села на забор, Грач завел с ней разговор. 

Идет козел с косой козой, идет козел с босой козой, Идет коза с косым козлом, идет коза с босым козлом.

Уха была неплоха, неплоха была уха. 

Наш Полкан из Байкала лакал.  Полкан лакал – не мелел Байкал. 

               Расскажите про покупки.

               Про какие про покупки?

               Про покупки, про покупки, Про покупочки свои.  Говорит попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю». Отвечает ему попугай: «Попугай меня, попугай!». 

Пошла Поля полоть в поле. 

Перепелка перепелят прятала от ребят. 

Пѐтр в печке пек печенье да перепек всю выпечку.  Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, перевыколпаковать, переколпаковать. 

Поперек реки пробирается паром, прыгают на языке скороговорки, как паром на сковородке. 

Проворонила ворона вороненка. 

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.  Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. 

Ехал Грека через реку, Видит Грека – в речке рак.

Сунул Грека руку в реку, Рак его за руку – цап!  Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь.

 

1.Прочитайте скороговорку медленно и отчетливо, проговаривая каждое слово.

2.               Прочитайте несколько раз, постарайтесь запомнить.

3.               Читайте, ускоряя темп чтения.

4.Читайте  максимально чѐтко, быстро.

 

Рекомендации по работе со скороговорками

ü  Рекомендуем выделение цветным мелом в записи скороговорок букв, обозначающих звуки, над которыми предстоит работать.

ü  Полезно начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую. Для отработки чѐткого

произношения предлагается только одна новая строка, объем же материала для чтения увеличивается (2, 3, 4 строки). Так как в течение 3-4  занятий чтение скороговорки начинается со знакомого ребятам текста. Ребята, «делая разбежку» (читая знакомую часть скороговорки), готовятся в хорошем темпе и без ошибок прочитать и новую строчку.

 

I. Раздел для учеников

 

«Научусь читать выразительно»

 

 




- Что летает выше крыши?

-Шарик надувной.

-И летают самолеты у нас над головой.

-А еще летают птицы, им на месте не сидится. - Ты хотел бы сам в полет, как отважнейший пилот?

-Мне так хочется летать, прыгаю – и  вниз опять, По земле я пробегусь, руки в стороны – помчусь, Я как будто самолет, отправляюсь я в полет.

 

 

Прочитайте стихотворение выразительно,  расставив паузы в нем.

Изобрази, как надувают шарик, как  летает самолет.







Работаем над интонационной выразительностью

 

Дети увлеченно читают книгу

Ответьте на вопросы:

1.      Является ли данная фраза предложением?

2.      Какой знак препинания можно поставить в конце этого предложения?

Изменится ли интонация при этом?

3.      Прочитайте предложение, ответив на вопросы:

ü Что делают дети? (Дети увлеченно читают книгу.) 

ü Кто читает книгу? (Дети увлеченно читают книгу)

ü Как читают книгу дети? (Дети увлеченно читают книгу)

ü Порадуйтесь, что дети читают книгу. (Дети увлеченно читают книгу!)

ü Порадуйтесь тому, как  дети читают книгу. (Дети увлеченно читают книгу!)

ü Порадуйтесь  тому, что читают дети. (Дети увлеченно читают книгу!)

ü Спросите, что делают дети? (Дети увлеченно читают книгу?)

ü Спросите, кто читает книгу? (Дети увлеченно читают книгу?)

ü Спросите, как читают книгу дети? (Дети увлеченно читают книгу?)

4.      Прочитайте предложение радостно, грустно, удивленно,  как будто вы жалуетесь на детей, с завистью в голосе, громко, тихо






1.2. Памятки «Как читать выразительно»

 

Учитесь читать правильно     1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их.

2.                      Старайтесь понять то, о чем читаете.

3.                      При чтении будьте внимательны к каждому слову. 

4.                      Выделяйте голосом важные места, старайтесь читать выразительно. Как выучить стихотворение наизусть

 

1.Перечитайте стихотворение и подумайте, о чем в нем говорится.

2. Перечитайте каждое четверостишье и определите, о чем говорится в каждом из них.

3.Прочитайте четверостишия, выделяя важные слова.

4.Повторите медленно четверостишие (книгу держите закрытой).

5.Проверьте себя по книге.

 

Памятка к работе над стихотворением

1.   Назовите стихотворение и его автора.

2.   Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?

3.   Перечитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под этими картинками?

4.   Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения?

5.   Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

6.   Что вам понравилось в стихотворении?

7.   Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Как разучить скороговорку

1.   Прочитай скороговорку медленно.

2.   Подумай, о чем говорится в скороговорке.

3.   Посмотри, какие слова похожи друг на друга по звучанию. Какой согласный звук (или сочетание звуков) много раз повторяется.

4.   Проговори скороговорку медленно вслух, постарайся запомнить еѐ.

5.   Теперь проговори скороговорку шепотом несколько раз: сначала медленно, потом все быстрее и быстрее.

6.   Произнеси скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе.

7.   Посоревнуйся с товарищами, кто без ошибок быстрее  и выразительнее произнесет скороговорку.

8.   Выдели самое главное голосом, интонацией.

 

    Как провести  интонационный анализ текста

 

1.     Соблюдайте правильность чтения с точки зрения грамматики и орфоэпии, дикции.

2.     Соблюдайте правильную расстановку ударений.

3.     Соблюдайте длительности пауз.

4.     Выбирайте точный темп чтения.

5.     Соблюдение мелодики чтения, то есть движения тона по звукам разной высоты (повышение и понижение голоса).

6.     Правильно выбирайте  силу голоса.

7.     Соблюдайте эмоциональность прочтения.

8.     Выражайте свое  отношение  к читаемому.

Как составить партитуру текста

1.     Обозначьте паузы - остановки, где нужно будет набрать воздуха, чтобы прочитать красиво и выразительно. 

2.     Подчеркните слова в строчках, которые больше всего  нужно выделить голосом, выразив свое отношение - интонацию.

3.     Прочитайте текст глазками про себя, подумайте. Как бы вы прочитали это произведеение?

4.     Прочитайте  текст выразительно другу. 

5.     При  составлении партитуры литературного произведения пользуйтесь следующими знаками:

Партитурные знаки

 

Партитурный

знак

Способ обозначения

Ударение  в слове

В трудных случаях обозначается знаком / над буквой.

Ударение фразовое- логическое

ударное слово подчеркивается пунктиром логическое – одной чертой

Паузы

короткая – вертикальным пунктиром (¦), средняя – одной вертикальной чертой (│), длительная – двумя вертикальными чертами (││).

Слитное произнесение

обозначается дугой ∩ над словами.

Мелодика

подъем (повышение голоса) – стрелкой вверх над ударной гласной слова (    ); понижение голоса – (  ); монотон – непрерывной горизонтальной чертой над словами.

Замечания о темпе и окраске чтения

ставятся на полях справа словами быстро, медленно, ускоряя и т.п.

 

Как подготовиться к выразительному чтению

 

1.   Перечитай текст внимательно. Определи основную мысль, чувства, настроение и переживание героев, автора.

2.   Определи свое отношение к событиям (героям, описаниямкартин природы).

3.   Мысленно представь  себе героев, место действия.

4.   Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, что они должны понять, в чем задача твоего чтения.

5.   Продумай в соответствии с задачей чтения и выбери интонационные средства:   

Ø выбери темп чтения;

Ø составь партитуру текста; 

Ø пометь паузы; Ø логические ударения; Ø  определи тон чтения.

6.   Прочитай сначала текст вслух для себя. Проверь еще раз, совсем ли ты согласен. Не забудь, что произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.

6. Прочитай текст выразительно.

 

 

 

 

Словарик терминов

 

 

Басня – небольшое произведение повествовательного характера в стихах (реже в прозе) с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием.

 

Дикция - четкое произношение звуков речи, соответствующее фонетической норме данного языка.

 

Интонация - совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания. 

 

Логическое ударение - выделение голосом главных по смысловой нагрузке слов. 

 

Повесть – литературное произведение описательно – повествовательного жанра.

 

Пересказ – устное или письменное изложение какого – либо текста.

 

Рассказ – один из видов эпической, повествовательной литературы: небольшое художественное произведение о каком – либо событии в жизни человека без детального изображения того, что с ним было до  и после этого события.

 

Речевая пауза - остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно.

 

Ритм - равномерность дыхательных циклов, влияющих на  ритмическое чтение.   

 

Сказка – один из видов народной повествовательной литературы: произведения в прозе – реже – в стихах о вымышленных событиях.

 

Скороговорка – фраза, намеренно построенная на сочетании труднопроизносимых вместе звуков или слов.

 

Стихотворение – поэтическое произведение небольшого объема  Оно отличается эмоциональностью и выразительностью, передает чувства, настроение и мысли героя.

 

Тембр - это природная окраска голоса.

 

Темп чтения - степень быстроты произношения текста.

 

Чтение — это способность воспринимать, понимать информацию, записанную (передаваемую) тем или иным способом, воспроизводить техническими устройствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»

                                                                  2017 год

Пособие-практикум для студентов педагогических специальностей, учителей начальных классов, воспитателей и учеников начальной школы "Учимся читать выразительно"

Пособие-практикум для студентов педагогических специальностей, учителей начальных классов, воспитателей и учеников начальной школы "Учимся читать выразительно"

Содержание

Содержание

I. II. III.

I. II. III.

I. Раздел для учителя «Учусь, как научить читать выразительно»

I. Раздел для учителя «Учусь, как научить читать выразительно»

Методика выразительного чтения в схемах и таблицах

Методика выразительного чтения в схемах и таблицах

Пособие-практикум для студентов педагогических специальностей, учителей начальных классов, воспитателей и учеников начальной школы "Учимся читать выразительно"

Пособие-практикум для студентов педагогических специальностей, учителей начальных классов, воспитателей и учеников начальной школы "Учимся читать выразительно"

Требования к организации работы над выразительностью речи

Требования к организации работы над выразительностью речи

Средства выразительности устной речи

Средства выразительности устной речи

Пособие-практикум для студентов педагогических специальностей, учителей начальных классов, воспитателей и учеников начальной школы "Учимся читать выразительно"

Пособие-практикум для студентов педагогических специальностей, учителей начальных классов, воспитателей и учеников начальной школы "Учимся читать выразительно"

Средство выразительности

Средство выразительности

Голос Результат смыкания и размыкания голосовых связок, образующий звук, необходимый для произнесения слов при выдохе из легких воздуха, проходящего через дыхательные пути в гортань

Голос Результат смыкания и размыкания голосовых связок, образующий звук, необходимый для произнесения слов при выдохе из легких воздуха, проходящего через дыхательные пути в гортань

Чтение художественного произведения, чтение стихотворений

Чтение художественного произведения, чтение стихотворений

Условия организации работы над выразительностью чтения

Условия организации работы над выразительностью чтения

М.Р.Львову) № п/п

М.Р.Львову) № п/п

Упражнения усложняются от класса к классу при помощи увеличения степени самостоятельности их выполнения и привнесения творческих элементов

Упражнения усложняются от класса к классу при помощи увеличения степени самостоятельности их выполнения и привнесения творческих элементов

Эффективные методы и приемы работы над выразительностью

Эффективные методы и приемы работы над выразительностью

Метод, прием, его сущность

Метод, прием, его сущность

Найти в тексте подписи к каждому из фрагментов картинного плана; 3

Найти в тексте подписи к каждому из фрагментов картинного плана; 3

Наводящие вопросы

Наводящие вопросы

Прием чтение в лицах

Прием чтение в лицах

Метод показа Метод показа осуществляется в разных формах

Метод показа Метод показа осуществляется в разных формах

Для формирования выразительного чтения ученики должны овладеть умениями, которые вырабатываются в процессе анализа произведения, а также умениями пользоваться интонационными средствами выразительности и невербальными средствами выразительности…

Для формирования выразительного чтения ученики должны овладеть умениями, которые вырабатываются в процессе анализа произведения, а также умениями пользоваться интонационными средствами выразительности и невербальными средствами выразительности…

Пособие-практикум для студентов педагогических специальностей, учителей начальных классов, воспитателей и учеников начальной школы "Учимся читать выразительно"

Пособие-практикум для студентов педагогических специальностей, учителей начальных классов, воспитателей и учеников начальной школы "Учимся читать выразительно"

В помощь учителю к урокам литературного чтения

В помощь учителю к урокам литературного чтения

Дыхательные разминки Дыхательная разминка

Дыхательные разминки Дыхательная разминка

Умение правильно пользоваться дыханием определяет способность управлять голосом

Умение правильно пользоваться дыханием определяет способность управлять голосом

Конкурс на лучшее прочтение (в парах, разы- -У меня машинка есть,

Конкурс на лучшее прочтение (в парах, разы- -У меня машинка есть,

Как правду свою отстоять и честное слово держать

Как правду свою отстоять и честное слово держать

Скороговорки Методика работы над скороговорками 1

Скороговорки Методика работы над скороговорками 1

I. Раздел для учеников «Научусь читать выразительно»

I. Раздел для учеников «Научусь читать выразительно»

Пособие-практикум для студентов педагогических специальностей, учителей начальных классов, воспитателей и учеников начальной школы "Учимся читать выразительно"

Пособие-практикум для студентов педагогических специальностей, учителей начальных классов, воспитателей и учеников начальной школы "Учимся читать выразительно"

Пособие-практикум для студентов педагогических специальностей, учителей начальных классов, воспитателей и учеников начальной школы "Учимся читать выразительно"

Пособие-практикум для студентов педагогических специальностей, учителей начальных классов, воспитателей и учеников начальной школы "Учимся читать выразительно"

Что летает выше крыши? -Шарик надувной

Что летает выше крыши? -Шарик надувной

Прочитайте стихотворение выразительно, расставив паузы в нем

Прочитайте стихотворение выразительно, расставив паузы в нем

Изобрази, как надувают шарик, как летает самолет

Изобрази, как надувают шарик, как летает самолет

Пособие-практикум для студентов педагогических специальностей, учителей начальных классов, воспитателей и учеников начальной школы "Учимся читать выразительно"

Пособие-практикум для студентов педагогических специальностей, учителей начальных классов, воспитателей и учеников начальной школы "Учимся читать выразительно"

Пособие-практикум для студентов педагогических специальностей, учителей начальных классов, воспитателей и учеников начальной школы "Учимся читать выразительно"

Пособие-практикум для студентов педагогических специальностей, учителей начальных классов, воспитателей и учеников начальной школы "Учимся читать выразительно"

Пособие-практикум для студентов педагогических специальностей, учителей начальных классов, воспитателей и учеников начальной школы "Учимся читать выразительно"

Пособие-практикум для студентов педагогических специальностей, учителей начальных классов, воспитателей и учеников начальной школы "Учимся читать выразительно"

Пособие-практикум для студентов педагогических специальностей, учителей начальных классов, воспитателей и учеников начальной школы "Учимся читать выразительно"

Пособие-практикум для студентов педагогических специальностей, учителей начальных классов, воспитателей и учеников начальной школы "Учимся читать выразительно"

Работаем над интонационной выразительностью

Работаем над интонационной выразительностью

Прочитайте предложение радостно, грустно, удивленно, как будто вы жалуетесь на детей, с завистью в голосе, громко, тихо

Прочитайте предложение радостно, грустно, удивленно, как будто вы жалуетесь на детей, с завистью в голосе, громко, тихо

Пособие-практикум для студентов педагогических специальностей, учителей начальных классов, воспитателей и учеников начальной школы "Учимся читать выразительно"

Пособие-практикум для студентов педагогических специальностей, учителей начальных классов, воспитателей и учеников начальной школы "Учимся читать выразительно"

Пособие-практикум для студентов педагогических специальностей, учителей начальных классов, воспитателей и учеников начальной школы "Учимся читать выразительно"

Пособие-практикум для студентов педагогических специальностей, учителей начальных классов, воспитателей и учеников начальной школы "Учимся читать выразительно"

Памятки «Как читать выразительно»

Памятки «Как читать выразительно»

Памятка к работе над стихотворением 1

Памятка к работе над стихотворением 1

Как провести интонационный анализ текста 1

Как провести интонационный анализ текста 1

При составлении партитуры литературного произведения пользуйтесь следующими знаками:

При составлении партитуры литературного произведения пользуйтесь следующими знаками:

Как подготовиться к выразительному чтению 1

Как подготовиться к выразительному чтению 1

Словарик терминов Басня – небольшое произведение повествовательного характера в стихах (реже в прозе) с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием

Словарик терминов Басня – небольшое произведение повествовательного характера в стихах (реже в прозе) с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2020