Пособие-практикум для студентов педагогический специальностей "Детская литература в схемах и таблицах"
Оценка 4.8

Пособие-практикум для студентов педагогический специальностей "Детская литература в схемах и таблицах"

Оценка 4.8
pdf
20.04.2020
Пособие-практикум для студентов педагогический специальностей "Детская литература в схемах и таблицах"
дет.лит. _Пещерова_Пособие-практикум.pdf

Детская литература

Пособие-практикум для студентов

 

 

 

Государственное автономное  профессиональное образовательное учреждение

«Городецкий Губернский колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

Детская литература

 

 

Пособие - практикум для студентов

 

 

 

 

 

Пещерова О.В., преподаватель детской литературы

 

 

 

 

Городец

Пособие основывается на содержании и структуре курса «Детская литература с практикумом по выразительному чтению», разработанного в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

 

 

 

 

Печатается по решению научно-методического совета Городецкого Губернского колледжа

 

 

 

 

 

 

 

Настоящее учебное пособие может быть использовано как для самостоятельной работы студентов педагогических специальностей, так и в условиях группового обучения на аудиторных занятиях. Предлагаемый в пособии материал позволяет вести студентов от знакомства с определѐнными литературоведческими понятиями к овладению на основе этих понятий необходимыми умениями литературного анализа и далее к свободному использованию приобретѐнных умений в педагогической практике и профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Пещерова Ольга Васильевна, преподаватель русского языка и литературы

Рецензент: Полякова Александра Валентиновна, Доцент кафедры теории и методики профессионального образования, кандидат педагогических наук

Рецензент: Воронцова Елена Андреевна, преподаватель русского языка с методикой преподавания, ГБОУ СПО «Городецкий Губернский колледж», Заслуженный учитель РФ

Рецензент: Шарипова Галина Евгеньевна директор МБОУ «Основной общеобразовательной школы» № 12 г. Городца, преподаватель русского языка и литературы

Предисловие

Данное пособие-практикум по детской литературе предназначено для организации самостоятельной деятельности студентов как на уроках, так и во внеурочное время. Это актуально в связи с внедрением Федеральных государственных стандартов нового поколения, где 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу студентов. Естественно, такой вид деятельности нуждается в руководстве – контроле со стороны преподавателя и должен быть четко спланирован. Именно с этой целью и создавалось данное учебное пособие.

Пособие имеет четкую структуру, состоит из четырех разделов.

В первом разделе «Детская литература в схемах и таблицах» предлагается изучаемый материал в сжатой форме, что    помогает студентам получить целостное представление о пути, пройденном отечественной детской литературой с XV по XX вв. на примерах творчества наиболее известных авторов. Пособие дает возможность систематизировать  полученные знания через  выполнение  предлагаемых  в разделе  заданий. Составлен данный раздел с опорой на учебник «Детская литература», авторами которого являются И.Н. Арзамасцева и С.А. Николаева.

Во втором разделе « Руководство к анализу литературных произведений» приведены примеры планов анализа прозаических и лирических произведений, а также анализа эпизода. Они позволяют рассмотреть произведение в историколитературном, структурно-семантическом аспектах, провести всесторонний анализ художественных образов  и  литературно-художественных и языковых особенностей текста.

В третьем разделе «Писатели нашего детства» в алфавитном порядке приводятся сведения о жизни и творчестве писателей,  вошедших в круг детского чтения. В конце каждой статьи указан перечень наиболее известных детских произведений автора.

В четвертом разделе «Словарь литературоведческих терминов» в алфавитном порядке указаны термины, с которыми наиболее часто в своей практике встречаются студенты. Они могут обратиться к данному разделу,  испытывая затруднения для уточнения понятий.

Завершает пособие обширный список литературы для тех, кто захочет глубже познакомиться с детской литературой и кругом детского чтения.

Детская литература: предмет, специфика, место детской литературы в воспитании детей

 

Структура художественного произведения для детей

 

 

 

 

 

 

 

 Вывод: детская литература развивается по тем же законам, что и литература для взрослых Значение детской литературы в воспитании ребенка

 

Вывод: «Детская литература – средство всестороннего воспитания и развития ребѐнка ».

Домашнее задание: готовясь к устному ответу, приведите свои примеры. Индивидуальное задание (по желанию студента): представьте эту схему в рисунках, символах, используя цвет. Напишите свой комментарий.

Возможный вариант визуализации темы

Детская литература – средство воспитания ребенка

Взаимодействие детской литературы

 

с другими видами искусств, она часть жизни и быта детей в традиционной культуре

Домашнее задание: готовясь к устному ответу, приведите свои примеры.

Требования, предъявляемые к детской литературе

 

 

«Книга должна говорить с ребѐнком забавно,

просто и ясно о явлениях сложных и вещах мудрых» (М. Горький)

 

 Аббревиатура, которой     необходимо пользоваться:

д.л. – детская литература,

у.н.т. – устное народное творчество,

р.н.с. – русские народные сказки,

м.ф.ж. – малые фольклорные жанры, бл.зар. – ближнее зарубежье, д.зар. – дальнее заруб.

 

Основная литература к изучению темы «Введение. Детская литература: предмет, специфика, место детской литературы в воспитании детей»: И.Н Арзамасцева., С.А. Николаева. Детская литература: учебное пособие для студентов средних педагогических учебныз заведений. М.,: Изд. центр «Академия», 2002 г,С. 3-9

 

Произведения устного народного творчества в детском чтении

 

 

Задание (на занятии), с последующим обсуждением: приведите примеры и запишите их, подготовьтесь к устному ответу

Отличия устного народного творчества от художественной литературы

 

Вопрос к аудитории: чем отличается фольклор от литературы?

 

 

Параметры сравнения

Фольклор

Литература

1.Форма бытования

 

 

2. Контакт между автором и читателем

 

 

3.Авторство

 

 

4.Способ отражения действительности

 

 

Задание: Заполните таблицу, аргументируя правильность заполнения

 

Для справок: отсутств ует непосредственный контакт между автором и читателем; устная форма бытования; коллективный автор; отражает мировоззрение автора, его взгляд на мир; письменная форма существования; отражает традиции народа, - в наличии контакт между тем, кто воспроизводит текст и тем, кто этот текст воспринимает; автор - конкретное лицо.

 

Русские  народные сказки

 

Предварительное задание – прочитайте русские народные сказки в разных изданиях и хрестоматиях. Заполняя следующие таблицы, выполните визуализацию учебного материала, используя программу FreeMind (в электронном приложении)

 

 

Классификация сказок

 

Виды русских народных сказок

Название сказок (на занятии)

Название сказок (самостоятельно)

Сказки о животных

 

 

Сказки волшебные

 

 

Сказки социально- бытовые

 

 

 

Задание (коллективное) на занятии с последующим обсуждением: заполнить таблицу. Домашнее задание: привести не менее 5-6 примеров сказок каждого вида, подготовиться к устному ответу.

Система героев русских народных сказок

 

Задание (коллективное) на занятии с последующим обсуждением: заполните таблицу. Сделайте вывод о системе героев

 

 

Герои

Примеры из русских народных сказок

(на занятии)

Примеры из русских народных сказок

(самостоятельно)

Положительные

 

 

Отрицательные

 

 

Люди

 

 

Животные

 

 

Фантастические существа

 

 

Волшебные предметы

 

 

 

Домашнее   задание:   дополните   таблицу другими  примерами, используя различные сборники русских народных сказок, хрестоматии. Подготовьтесь к устному ответу.

 

Композиция (соотношение частей произведения)

Задание (на занятии), с последующим обсуждением: коллективно заполните таблицу на примере русской народной сказки «Царевна-лягушка».

 

Элементы композиции

Примеры

(на занятии)

Примеры (самостоятельно)

Присказка

 

 

Зачин

 

 

Завязка

 

 

Основная часть:

 

 

повторы

 

 

любимые числа (3, 6, 7, 9, 12)

 

 

переход от одного события к другому

 

 

динамичное развитие сюжета

 

 

Кульминация

 

 

Развязка

 

 

Концовка

 

 

Сказочные формулы (поэтические штампы)

 

 

 

Домашнее задание: дополнить таблицу примерами из 2-3 разных русских народных сказок; сделайте вывод о композиции русских народных сказок. Подготовиться к устному ответу.

Речевые средства выразительности русских народных сказок

 

Задание  (коллективное)  на  занятии   с   последующим   обсуждением:  

заполните таблицу на примере русской народной сказки «Царевна-Лягушка» в обработке А. Афанасьева.

 

Применяемые средства речевой выразительности

Примеры

(на занятии)

Примеры

(самостоятельно)

приѐм антропоморфизма

 

 

ласкательная лексика

 

 

песенки

 

 

звукоподражания

 

 

прозвища

 

 

сравнения

 

 

метафора

 

 

гипербола

 

 

литота

 

 

сросшиеся синонимы

 

 

постоянные эпитеты

 

 

архаизмы

 

 

сниженная лексика

 

 

простонародные слова и выражения

 

 

магические слова

 

 

тавтология

 

 

 

Домашнее задание: заполнить таблицу примерами из 2-3 русских народных сказок разных видов; подготовиться к устному ответу. Литература: И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. Хрестоматия по детской литературе -С. 23-31

 

Вопросы  к анализу русской народной сказки

 

1.      Определите вид сказки, покажите это на примерах.

 

2.      Дайте характеристики героям сказки, подтверждая это примерами из текста .

 

2. Сформулируйте идею сказки ( подберите для этого пословицы).

 

4.  Подробно проанализируйте художественные особенности сказки

(композицию, язык).

 

5.  Какого воспитательное и познавательное значение сказки.

 

6.  Определите возраст, которому по-вашему мнению доступна сказка.

Сказки народов мира

 

Задание (коллективное) на занятии с последующим обсуждением: на примере русской народной сказки «Теремок» и украинской сказки «Рукавичка».

 

Сходство с русскими народными сказками

Примеры

Различия

Различия

Основные идеи (борьба добра со злом,

патриотическая и др.)

 

Национальная             специфика,

проявляющаяся в описаниях

среды обитания, национальных обычаях,

предметного мира;

 

Социальные конфликты (бедность- богатство)

 

Фантастическая образность (еѐ конкретная форма)

 

Идея сказок

(прославляются ум,

смелость, трудолюбие

и др.)

 

Эстетическое представление

 

 

Домашнее задание: заполните таблицу примерами 2-3 сказок народов мира; сделайте выводы по сказкам народов мира об их влиянии на развитие и воспитание дошкольников и младших школьников; подготовьтесь к устному ответу.

Литература: М.К., Боголюбская, А. А. Табенкина. Хрестоматия по детской литературе :учебное пособие для педагогических училищ М. «Просвещение», 1984 г..; самостоятельно найденные сборники сказок народов мира

 

Классификация жанров детского фольклора (самостоятельная работа)

 

Задание: заполните следующую таблицу, работая с хрестоматиями, различными сборниками, с учебным пособием И.Н. Арзамасцевой, С.А. Николаевой, стр. 10-22; или составьте электронный или книжный вариант сборника малых фольклорных форм для детей ; сделайте общий вывод о влиянии малых фольклорных жанров на развитие и воспитание детей

 

Жанры

Примеры

Художественные особенности

Колыбельные , пестушки, потешки, прибаутки,

небылицы- перевѐртыши, поддѐвки, дразнилки , приговорки, припевки , заклички, скороговорки , загадки , пословицы, поговорки

 

 

Возникновение и формирование русской детской литературы.

Формирование представлений о детской литературе в России первой трети XIX века

 

Задание (на занятии), с последующим обсуждением: работа по схемам с комментариями и примерами преподавателя

 

 

Детская литература в период 15-17 веков

 

 

 

Детская литература в период 18 века

 

 

 

 

 

 

Детская литература России первой трети XIX века. Взгляды В.Г. Белинского

 

 

 

Домашнее задание: сделайте вывод о формировании о формировании представлений о детской литературе в России первой трети XIX века.

 

Литература: И.Н Арзамасцева., С.А. Николаева. Детская литература: учебное пособие для студентов средних педагогических учебныз заведений. М.,: Изд. центр «Академия», 2002 г,С. 43-95.

I половина XIX века Крупнейшие писатели «Золотого века»

 

 

Поэзия

Проза

 

 

Задание: Дополните таблицу необходимыми сведениями.

Для справок: А.Н. Майков, Д.Н. Мамин-Сибиряк, И.С. Никитин, А.П. Чехов, В.М. Гаршин,

А.Н. Плещеев, И.З. Суриков, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Ф.И. Тютчев, А. Погорельский,

А.А. Фет, Н.А. Некрасов, П.П. Ершов, А.О.Ишимова, А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, И.А Крылов, В.Ф. Одоевский

Домашнее задание: Составьте обзор творчества крупнейших писателей первой половины

XIX века, пользуясь нижеприведѐнной таблицей

Обзор творчества

(Ф.И.О. автора полностью, даты)

Краткая биография (где и когда родился, какое получил образование,

назовите грани творчества, когда пришѐл в детскую литературу, кто оказал большое влияние на развитие детского автора и т.п.)

Можно использовать электронную версию визуализации в программе FreeMind (электронное приложение)

Жанры

Темы

Произве- дения, входя- щие в круг детс- кого чтения

Герои про- изве- дений

Художе- ственные особенности

Воспита- тельное значение

Познава- тельное значение

Перечис- лите жанры и назовите произве- дения

Перечис- лите темы с указа- нием произве- дений

См.

«Программу начальной школы», различные хрестоматии, сборники

произведений детских авторов

 

Выделите основные,

самые яркие особенности творческого почерка автора

Обобщите

влияние творчества автора на нравственное, эстетическое воспитание

Приведите некоторые примеры

из произве- дений, в которых дети получают конкретны е знания

 

Обязательная литература: » И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. Детская литература , Издательский центр «Академия», 2002 г. И.Н. Арзамасцева, Э.И. Иванова, С.А. Николаева. Хрестоматия по детской литературе.Издательский цент «Академия», 2002 г.

Дополнительная литература: хрестоматии для разных возрастных групп; Детские писатели (справочник О.Б. Корф для учителей и родителей) «С-инфо», «Баллас», М., 1995 г. ; Детям о писателях. XX век от А до Я - Стрелец, М., 2006. Очерки творчества детских писателей

 

Русская детская литература XX века

 

Крупнейшие писатели «Серебряного века»

Проза

Поэзия

 

 

Домашнее задание: дополните таблицу необходимыми сведениями, сделайте вывод о детской литературе «Серебряного века»; составьте обзор творчества или электронную визуализацию, презентацию по творчеству этих авторов с опорой на  известную  вам таблицу.

Литература: И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. Детская литература: учебное пособие по детской литературе - Издательский центр «Академия», 2002 г. , С 161-189. Для справок: В.Г. Короленко И.А. Бунин,К.Д. Бальмонт, А.А. Блок, С.А. Есенин ,А.И.

Куприн, А.Н. Толстой, Н.Г. Гарин-Михайловский, Л.А. Чарская Русская поэзия рубежа XIX-XX веков в круге детского чтения

 

Домашнее задание: Заполните таблицу, сделайте выводы о развитии русской поэзии рубежа 19-20 вв

Литература: И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. Детская литература: учебное пособие по детской литературе - Издательский центр «Академия», 2002 г. , С 105-123

Новая детская литература в России XX века (1920-1940)

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание: сделайте вывод о жанрах детской литературы в России XX века. Составьте обзор творчества или презентацию этих детских авторов по известной вам  таблице или электронную визуализацию в программе FreeMind ( электронное приложение)

 

Литература: И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. Детская литература: учебное пособие по детской литературе - Издательский центр «Академия», 2002 г. , С.189-270.

 

Дополнительная литература: смотри в конце пособия

Детские журналы XIX – начала XX века

 

 

 

 

младшего возраста) 1902-1920

 

Домашнее  задание:      дополните схему необходимыми сведениями и сделайте вывод о развитии детской журналистики конца XIX- начала XX века.

 

Литература: И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. Детская литература: учебное пособие по детской литературе - Издательский центр «Академия», 2002 г. , С. 184-186.

 

 

Для справок:

Редактор: И.И. ГорбуновПосадов. Сотрудничали: Л. Толстой, Н.К. Крупская, Д. Бедный;

Сотрудничали: А. Блок, К.Бальмонт, А. Ремизов, художники: И. Билибин, М.Нестеров, П.Соловьѐва; Издатель:   Т.П. Пассек; Сотрудничали : Л. Чарская, К.Лукашевич, Т. ЩепкинаКуперник, А. Пчельникова; Редактор и издатель: И. А.ФѐдоровДавыдов

Художественно-познавательная литература 1920-1950 гг.

 

Домашнее задание: дополните схему необходимыми сведениями, сделайте и запишите вывод о художественно-познавательной литературе 1920-1950 гг.; составьте  обзор творчества детских авторов этого периода по известной вам таблице или электронную визуализацию в программе FreeMind ( электронное приложение)

Литература: И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. Детская литература: учебное пособие по детской литературе - Издательский центр «Академия», 2002 г. , С. 272-294.

Дополнительная литература: смотри в конце пособия

Для справок: Н.Н. Носов – классик жанра; В.А. Осеева;

А.О. Ишимова, С.П. Алексеев, Н.П. Кончаловская, С. Голицын, Л.А. Кассиль; М.М.Пришвин, В.В.Бианки, Е.И.Чарушин, Б.С.Житков, И.Соколов-Никитов, В.Дуров.

 

Задание: дополните схему необходимыми сведениями

Для справок : Н. Сладков, С Сахарнов, Г.Снегирев, Ю. Дмитриев, Э. Шим, Н. Романова,

В.Чаплина, И.Акимушкина ; А. Алексин, В. Железников,Н. Дубов, А. Лиханов; С. Алексеев

 

Проза

Поэзия

 

 

 

Домашнее задание: дополните таблицу необходимыми сведениями, сделайте и запишите вывод о развитии детской литературы 1960-1980 гг. XX века; составьте обзор творчества детских авторов этого периода по известной вам таблице

Литература: И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. Детская литература: учебное пособие по детской литературе - Издательский центр «Академия», 2002 г. , С. . 308-371.

Для справок : В. Катаев, Л.Пантелеев, В. Осеева, Е. Благинина, С. Михалков, А. Барто, В. Голявкин, Г. Цыферов. Успенский, И Токмакова, Р Сеф, Г. Сапгир, Ю. Мориц, Н. Носов, Э.Коваль, В. Драгунский, Б. Заходер, Я.Аким, В. Берестов,

Тенденция развития и задачи детской литературы в конце XX – начале XXI века

 

Предварительное задание: познакомиться с поэтическими произведениями: М.

Бородицкой, В. Лунина, Т. Собакина, А. Усачѐва и др., и с прозой: М. Москвиной, Т. Крюковой, С. Прокофьева, Ю. Вийеру, С. Георгиева, Г. Снегирева, Г. Юдина.

 

 

 

 

 

Домашнее задание: составьте обзор творчества двух современных авторов на ваш выбор по известной вам таблице. Самостоятельно найдите критическую литературу в разных изданиях, обратитесь к Интернету.

Зарубежная детская литература

 

 

Литература: Е.О. Путилова. Детская литература - М., «Издательский центр Академия», 2008 г., С. 109-136.


 

 

 

 

Зарубежная детская литература

 

                                1.                    Круг детского чтения

 

             


Зарубежные сказки эпохи романтизма.             Ханс Кристиан Андерсен (1805-1875, Дания).

Романтическое искусство – «Снежная королева», царство чистой духовности, «Гадкий утѐнок», истин, добра и красоты – мир

                                      Божий                    «Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик»,

«Принцесса на горошине» и др.

 

 

             Вильгельм Гауф.                                   Эрнст Теодор Амадей

 

 (1802-1827, Германия) Гофман (1776-1822, Германия)  «Рассказ о Кали фе-аисте», «Щелкунчик и мышиный король»

               «Маленький Мук» и др.                                        и др.

 

Литература: Е.О. Путилова. Детская литература - М., «Издательский центр Академия», 2008 г., С.109-135.

 

литература - М., «Издательский центр Академия», 2008 г., С. 109-135, 322-353.

 

 

Зарубежные детские писатели, произведения которых входят в круг детского чтения.

 

 

 

 

Название страны

Автор

 

Австрия, Германия, Швейцария

 

Братья Гримм, Эрнст Теодор Амадей Гофман, Вильгельм Гауф, Отфрид Пройслер и др.

 

Великобритания

 

Даниэль Дефо, Джонатан Свифт, Вальтер

Скотт, Роберт Льюис Стивенсон, Джозеф

Редьярд Киплинг, Льюис Кэрролл, Алан

Александр Милн, Джеймс Мэтью Барри,

Клайв Стейпл Льюис, Джон Рональд Руэл Толкиен

 

Скандинавия:

Дания, Норвегия, Швеция

 

Ханс Кристиан Андерсен, Астрид

Линдгрен, Туве Янссон

 

Франция

 

Шарль Перро, Виктор Гюго, Антуан де

Сент-Экзюпери

 

Италия

 

Карло Коллоди, Джанни Родари

 

Польша

 

Юлиан Тувим, Ян Бжехва

 

Задание: проверь, верно ли заполнена таблица. Подготовь визуализацию об одном из авторов зарубежной детской литературы

 

 

Литература: Н.В. Будур, Э.И. Иванова, С.А. Николаева, Т.А. Чеснокова. Зарубежная детская литература М., «Академия»1998 г


 

Библиографические и справочные издания

1.   Демурова Н.М. Что читать детям. Спасательные книги: Что читать детям  о трудных ситуациях в жизни. М.: CAF, 1995.

2.   Живова З.С., Медведева КБ. Вопросы детской литературы и детского чтения, 1966-1970 гг.: Биографический указатель книг и статей по истории, теории и критике. М.: Дет. лит., 1977.

3.   Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей. М.: С-ИНФО — БАЛЛАС, 1995.

4.   Мир петербургской детской книги. Авторы. Переводчики. Художники: Творческие биографии. СПб.: «Петербург-XXI век», 2000.

5.   Новые имена в детской литературе: Библиографический указатель изданий 1991-1997 гг. (Сост.: Смоляк А.Я., Рождественская Т.С., Гиммельман М.А.). Рос. гос. дет. библиотека. М., 1998.

6.   Рассказы об авторах ваших книг. Справочник для учащихся средней школы. XX век. Под ред. М.И.Мещеряковой. М., 1997.

7.   Русские детские писатели XX века. Биобиблиографический словарь. Под ред. А.В.Терновского. М.: Флинта—Наука, 1997.

8.   Писатели нашего детства. 100 имен. Биографический словарь в 3

ч. М.: Либерия, 1998. Учебники, учебные пособия

1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учеб.  пособие для студ. средних пед. уч. заведений. М.,: Изд. центр «Академия», 2002 г 2. Будур К.В., Иванова Э.И., Николаева С.А., Чеснокова Т.А. Зарубежная литература: Учеб. пособие для студ. средних и высших пед. уч. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 1998. 3. Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор: Учеб. пособие. М.: Флинта—Наука, 2002. 4. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги: Учеб. пособие. М.: Изд. центр «Академия», 1997.

5.       Лошкарева Н.Н. Современная научно-популярная периодика для детей и молодежи: Учеб. пособие. Л., 1973.

6.       Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учеб. пособие для студ.

пед. вузов. М.: Просвещение, 1987.

7.       Некрылова А.Ф., Гусев В.Е. Русский народный кукольный театр: Учеб.

пособие. Л., 1983.

8.       Русская литература для детей: Учеб. пособие для студ. сред. пед.

учеб. заведений. Под ред. Т.Д.Полозовой. М.: Изд. центр «Академия», Г997.

9.       Русская поэзия детям. Сост., вступ. ст. и прим. Е.О.Путиловой. Т. 1-2. СПб.: Гуман. агентство «Академический проект», 1997.

10.   Сетин Ф.И. История русской детской литературы, конец X — 1 половина XIX в.: Уч-ник для студ. ин-тов культуры, пед. институтов и университетов.М.: Просвещение, 1990.

11.   Хрестоматия по детской литературе: Учеб.  пособие  для студ.  сред.

                    пед.     учеб.     заведений.     Сост.     И.Н.     Арзамасцева,     Э.И.Иванова,

С.А.Николаева. М.: Изд. центр «Академия», 2002.

12.   М.Шестипалова К.П. К изучению поэтического произведения в начальной школе: Пособие для учителя. М,: Гном-пресс — Московское городское педаг. общество, 1999.

Писатели и критики о детской литературе

1.   Барто А.Л. Записки детского  поэта.  М., 1975.

2.   Белинский В.Г., Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский о детской литературе: Сборник / Сост. В.В.Терновская и Н.И.Якушин. 2-е изд. М., 1983. 3. Вслух про себя. Сб. статей и очерков советских детских писателей. Кн. I. — М., 1975. Кн. П. — М., 1978.

4.   Горький М. О детской литературе,  детском и юношеском чтении: Избранное / Сост., вст. ст. и коммент. Н.Б.Медведевой. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Детская литература, 1989.

5.   Крупская Н.К. О детской литературе и детском чтении. М., 1979.

6.   Михалков СВ. О литературе. М.: Художественная литература, 1986.

7.   Родари Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство рассказывания историй. М., 1978.

8.   Чуковский К.И. От двух до пяти. М.: Педагогика. 1990.

9.   Шкловский В. Старое и новое. Книга статей о детской литературе. М., 1966.

Монографии и сборники статей

1.   Акимова А.Н., Акимов В.М. Семидесятые, восьмидесятые...: Проблемы и искания современной детской прозы: Очерки, размышления, заметки. М.: Детская литература, 1989.

2.   Александров Вл. Сквозь призму детства. О советской многонациональной литературе 70-80-х годов для  дошкольников  и младших школьников. М.: Детская литература, 1988.

3.   Алексеева М. Советские детские журналы 20-х годов / Под ред. проф. А.В.Западова. М.: Издательство МГУ, 1982.

4.   Бавина В. Сергей Михалков. Очерк творчества. М., 1976.

5.   Баруздин С. Заметки о детской литературе. Очерки. М., 1975.

6.   Бахтин B.C. От былины до считалки. Рассказы о фольклоре. Л., 1988.

7.   Бегак Б.А. Классики в стране детства. М.: Детская литература, 1983. 8. Бегак Б.А. Неиссякаемый родник (Детская литература и народное творчество). М.: Знание, 1973. 9. Бегак Б.А. Сложная простота: Очерки об искусстве детской литературы. М.: Советский писатель, 1980.

10. Бегак Б. Дети смеются. Очерки о юморе в детской литературе. 2-е изд., испр. и доп. М.: Детская литература, 1979.

11 . Бегак Б.А. Правда сказки. М., 1989.

12.     Брауде Л.Ю. Не хочу писать для взрослых! Документальный очерк о жизни и творчестве Астрид Линдгрен. Л., 1987.

13.     Брауде Л.Ю. Сказки скандинавских писателей. Л., 1990.

14.     Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 1988.

15.     Галанов Б. Книжка про книжки. М., 1974.

16.     Ганкина Э.З. Художник в современной детской книге. М, 1977.

17.     Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. Книга для воспитателя детского сада / Под ред. В.И.Логиновой. М., 1992.

18.     Дмитриев Ю.Д. Рассказы о книгах В.Бианки. М., 1973.

19.     Жизнь и творчество Агнии Барто. Сборник. М., 1989.

20.     Жизнь и творчество Н.Носова. Сборник. М., 1985.

21.     Зубарева Е.Е. Несущие тягу земную. Очерки о проблемах социалистического реализма в детской и юношеской литературе. М., 1980.

22.3уева Т.В. Сказки А.С.Пушкина. М., 1989.

23.   Ивич А. Природа. Дети. Очерки. М., 1980.

24.   Карпинская НС. Художественное слово в воспитании детей. М., 1972.

25.   Кон Л.Ф. Советская детская литература 1917-1929 гг. Очерки истории русской детской литературы. М.: Детгиз, 1960.

26.   Леонова Т.Н. Русская литературная сказка XIX века в ее отношении к народной сказке. Томск, 1982.

27 .Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки. Свердловск, 1992.

28.   Лупанова И.П. Полвека. Советская детская литература. 1917-1967. Очерки. М., 1969.

29.   Мотяшов И.П. Избранное. М.: Детская литература, 1988.

ЗО. Мотяшов И.П. Мастерская доброты. Очерки современной детской литературы. Изд. 2-е. М., 1974.

31.   Мотяшов И.П. Радий Погодин. Очерк творчества. М., 1983.

32.   Мотяшов И.П. Сергей Алексеев. Очерк творчества. Изд. 2-е. М., 1982.

33.   Николаева С.А. Дети и война. М.: Детская литература, 1991.

34.   Павлова Н.И. Лирика детства: Очерки. М.: Детская литература, 1987. 35. Петр Павлович Ершов писатель и педагог: Тезисы докладов и сообщений. Ишим, 1989.

36.   Петровский М.С. Книги нашего детства. М.: Книга, 1986.

37.   .Полозова Т.Д., Полозова Т.А. «Всем лучшим во мне я обязан книгам». М.: Просвещение, 1990.

38.   Приходько В.А. Поэт разговаривает с детьми. Литературные очерки. М., 1980.

39.   Путилова Е.О. История критики советской детской литературы. 1917- 1941. М.: Детская литература, 1982.

40.   Разгон Л. Мир, в котором дети — не гости. М: Детская литература, 1969.

41.   Разумневич В.Л. С книгой по жизни: О творчестве советских детских писателей. М., 1986. 42. Рассадин С.Б. Так начинают жить стихом. Книга о поэзии для детей. М., 1967.

43.   Рахтанов И. Рассказы по памяти. М., 1971.

44.   Рогачев В.А. Проблемы становления и развития русской советской детской поэзии 20-х гг.: Жанрово-стилевые аспекты. Свердловск: Изд. УГПУ, 1990.

45.   Сивоконь С.И. Уроки детских классиков: Очерки. М.: Детская литература, 1990.

46.   Сивоконь С.И. Веселые. ваши друзья: Очерки о юморе в советской литературе для детей. Изд.. 2. М., 1986.

47.   Сивоконь С.И. Чуковский и дети. М., 1983.

48.   Смирнова А.А. Аркадий Гайдар. Очерк жизни и творчества. Изд. 2- е. М., 1972.

49.   Смирнова В.В. О детях и для детей. Изд.. 2-е, доп. М., 1967.

50.   Соловьев Б.И, Мотяшов И.П. Агния Барто. Очерк творчества. М., 1979.

51.   Тимофеева И.Н. 100 книг вашему ребенку. М., 1987.

52.   Трыкова О.Ю. Современный детский фольклор и его взаимодействие с художественной литературой. Ярославль, 1997. 53. Ушков В.Г. Гражданин Тобольска. О жизни и творчестве Ершова. Свердловск, 1979. 54. Черненко Г.Т. Вечный Колумб. Биографический очерк о Б.С.Житкове. Л., 1982.

55.   Шаров  А.И. Волшебники  приходят  к людям: Книга о сказке и сказочниках. М, 1974.

56.   Штейнер Евг. Авангард и построение нового человека. Искусство советской детской книги 1920-х годов. М.: Новое литературное обозрение, 2002.

57.   Эбин Ф.Е. Маяковский — детям: Очерки. М.: Детская литература, 1989.

58.   Языкова Е.В. О творчестве Сергея Михалкова. М., 1987.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»

Детская литература Пособие-практикум для студентов

Детская литература Пособие-практикум для студентов

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Городецкий

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Городецкий

Пещерова О.В., преподаватель детской литературы

Пещерова О.В., преподаватель детской литературы

Рецензент: Воронцова Елена Андреевна, преподаватель русского языка с методикой преподавания,

Рецензент: Воронцова Елена Андреевна, преподаватель русского языка с методикой преподавания,

Детская литература: предмет, специфика, место детской литературы в воспитании детей

Детская литература: предмет, специфика, место детской литературы в воспитании детей

Вывод: «Детская литература – средство всестороннего воспитания и развития ребѐнка »

Вывод: «Детская литература – средство всестороннего воспитания и развития ребѐнка »

Взаимодействие детской литературы с другими видами искусств, она часть жизни и быта детей в традиционной культуре

Взаимодействие детской литературы с другими видами искусств, она часть жизни и быта детей в традиционной культуре

Аббревиатура, которой необходимо пользоваться: д

Аббревиатура, которой необходимо пользоваться: д

Отличия устного народного творчества от художественной литературы

Отличия устного народного творчества от художественной литературы

Задание (коллективное) на занятии с последующим обсуждением : заполнить таблицу

Задание (коллективное) на занятии с последующим обсуждением : заполнить таблицу

Сказочные формулы (поэтические штампы)

Сказочные формулы (поэтические штампы)

Подробно проанализируйте художественные особенности сказки (композицию, язык)

Подробно проанализируйте художественные особенности сказки (композицию, язык)

Колыбельные , пестушки, потешки, прибаутки, небылицы- перевѐртыши, поддѐвки, дразнилки , приговорки, припевки , заклички, скороговорки , загадки , пословицы, поговорки

Колыбельные , пестушки, потешки, прибаутки, небылицы- перевѐртыши, поддѐвки, дразнилки , приговорки, припевки , заклички, скороговорки , загадки , пословицы, поговорки

Детская литература в период 18 века

Детская литература в период 18 века

Домашнее задание: сделайте вывод о формировании о формировании представлений о детской литературе в

Домашнее задание: сделайте вывод о формировании о формировании представлений о детской литературе в

Задание: Дополните таблицу необходимыми сведениями

Задание: Дополните таблицу необходимыми сведениями

Пособие-практикум для студентов педагогический специальностей "Детская литература в схемах и таблицах"

Пособие-практикум для студентов педагогический специальностей "Детская литература в схемах и таблицах"

Крупнейшие писатели «Серебряного века»

Крупнейшие писатели «Серебряного века»

Новая детская литература в России

Новая детская литература в России

Домашнее задание: дополните схему необходимыми сведениями и сделайте вывод о развитии детской журналистики конца

Домашнее задание: дополните схему необходимыми сведениями и сделайте вывод о развитии детской журналистики конца

Домашнее задание: дополните схему необходимыми сведениями, сделайте и запишите вывод о художественно-познавательной литературе 1920-1950 гг

Домашнее задание: дополните схему необходимыми сведениями, сделайте и запишите вывод о художественно-познавательной литературе 1920-1950 гг

Тенденция развития и задачи детской литературы в конце

Тенденция развития и задачи детской литературы в конце

Литература: Е.О. Путилова. Детская литература -

Литература: Е.О. Путилова. Детская литература -

М., «Издательский центр Академия», 2008 г

М., «Издательский центр Академия», 2008 г

Зарубежные детские писатели, произведения которых входят в круг детского чтения

Зарубежные детские писатели, произведения которых входят в круг детского чтения

Великобритания Даниэль

Великобритания Даниэль

Библиографические и справочные издания 1

Библиографические и справочные издания 1

М.: Просвещение, 1987. 5.

М.: Просвещение, 1987. 5.

Александров Вл. Сквозь призму детства

Александров Вл. Сквозь призму детства

Лупанова И.П. Полвека. Советская детская литература

Лупанова И.П. Полвека. Советская детская литература

Гражданин Тобольска. О жизни и творчестве

Гражданин Тобольска. О жизни и творчестве

ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»

ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2020