Пособие по подготовке к ОГЭ по русскому языку
Оценка 4.8

Пособие по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Оценка 4.8
Памятки
doc
русский язык
9 кл
05.03.2017
Пособие  по  подготовке  к  ОГЭ  по  русскому  языку
"Папка девятиклассника"-это богатый материал для самостоятельной подготовки 9-ка к итоговой аттестации. В ней вы найдете, что помогает сформулировать идею текста? Как определить тему текста по началу текста; по ключевым словам; по ключевым эпизодам;по поступкам или размышлениям героев (автора);по заглавию текста. А также алгоритмы выполнения заданий
Настольная папка девятиклассника.doc
ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ На выполнение контрольной работы по русскому языку даётся 3 часа 55 минут (235 минут). Контрольная работа состоит из 3 частей.  Часть 1 включает одно задание (1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание выполняется на отдельном листе. Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 13 заданий, два из которых – с выбором ответа (задания 2 и 3) и 11 заданий с кратким ответом (4­14). К каждому заданию с выбором ответа даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы к заданиям части 4­14 вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответы на эти задания словами или цифрамибез пробелов и запятых.  При необходимости используйте поля для замены ошибочных ответов. Задание  части 3  выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2. Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на том же листе, что и изложение. При выполнении работы Вам разрешено пользоваться орфографическими словарями. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом Ответ   на   задание   1   (сжатое   изложение)  части   1  работы   оценивается   по   специально   разработанным   критериям.   Максимальное количество баллов за сжатое изложение – 7. За   верное   выполнение   каждого   задания  части   2  работы   выпускник   получает   1   балл.   За   неверный   ответ   или   его   отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший задания части 2 работы, – 13. Оценка   ответа  на  задание  части  3  работы  осуществляется   по  специально  разработанным   критериям.   Максимальное   количество баллов за сочинение­рассуждение – 9. Оценка   практической   грамотности  экзаменуемого   и   фактической   точности   его   письменной   речи   производится   на   основании проверки изложения и сочинения в целом и составляет 10 баллов. Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 39. № Критерии оценивания сжатого изложения Баллы ИК1 Содержание изложения Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив  все  важные для его восприятия микротемы Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы ИК2 Сжатие исходного текста Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Работа   экзаменуемого   характеризуется   смысловой   цельностью,   речевой   связностью   и   последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста 2 1 0 3 2 1 0 2 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста Максимальное количество баллов за сжатое изложение  по критериям ИК1–ИК3 0 7 ПАМЯТКА ПО НАПИСАНИЮ  ИЗЛОЖЕНИЯ  В  ФОРМАТЕ  ГИА Содержание учебной деятельности Процесс учебной деятельности Этапы учебной деятельности 1. Этап  определения  темы текста Ответ на вопрос:   «О чем текст?» 2. Этап  определения  идеи текста Ответ на вопросы:   «Зачем автор его написал?»   «Какую мысль хотел выразить?» ПЕРВОЕ  ЧТЕНИЕ  ТЕКСТА Как определить тему?  по началу текста;  по ключевым словам;  по ключевым эпизодам;  по поступкам или размышлениям героев (автора);  по заглавию текста Что помогает сформулировать идею?  общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста;   отношение автора к событиям, героям;  наличие в тексте, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской  позиции) 3. Этап  определения  структуры текста Назовите   композиционные   части текста. Запишите   основное   содержание каждой композиционной части в форме тезиса Композиция текста – построение текста. Тезис   –   положение,   сформулированное   как   предложение   (простое   или   сложное),   в   котором   сжато выражена главная мысль, идея высказывания. Как сформулировать тезис? Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно. Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста. 4. Этап абзацного  членения текста: определение  микротем текста  как частей  общей темы Выполнение задания:  1. Определите   на   слух   границы абзацев   в   тексте   по   большим интонационным паузам читающего. Определите   микротему 2. 3. каждого абзаца. на вопросы: Запишите   ее   кратко,   ответив  Одинакова   ли   роль   каждого предложения в микротеме?    Какие   предложения   являются основными? ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью –  абзац. Как определить микротемы текста?  По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца. Как определить микротему кратко?  При   написании   сжатого   изложения   необходимо   разграничивать   основные   и   дополнительные (избыточные,   пояснительные)   предложения   микротемы.   К   основным   относятся   предложения,   без которых   невозможно   раскрыть   тему   и   идею   текста,   т.е.   сохранить   его   цельность   и   связность.   К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы. Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения. Исключение избыточной информации – еще один прием сжатия теста. 5. Этап  Соедините   в   текст,   сохраняя моделирования  сжатого  изложения абзацное членение Как соединить содержание микротем в текст? Использовать лексические и лексико­грамматические средства соединения частей текста: лексические:   o o o o o o o повтор, однокоренные слова, синонимы; лексико­грамматические: местоимения, наречия,  союзы и союзные слова, частицы Сжатие текста ­ это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением.  При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений. Основные приемы сжатия текста К приемам компрессии (сжатия) текста относятся:  Исключение               вводных слов; однородных членов предложения; повторов; однотипных примеров; риторических вопросов и восклицаний; цитат; деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; пояснений, рассуждений, описаний; слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания. При исключении необходимо: 1. Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.  2. Объединить   полученное,   используя   основные   средства   связи между предложениями.   Возможность сокращения текста  чаще всего  основана на явлении избыточности речи, поэтому прием исключения основной. Обобщение или объединение   парцеллированных предложений;   ряда предложений, связанных одной мыслью;   частей предложений;   конкретных, единичных фактов, событий, явлений. При объединении необходимо: 1. Найти в тексте мелкие, единичные факты.  2. Найти в них общее.  3. Объединить эти факты на основе общего. Замена       однородных членов обобщающим словом;  сложного предложения – простым;  части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;  прямой речи – косвенной;  части текста одним предложением;  части предложения местоимением.   При замене необходимо: 1. Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно  сократить с помощью замены  обобщающим  словом, простым предложением и т.д.  2. Сформулировать получившееся предложение.  Что нельзя удалять из текста? 1. Основные детали, помогающие понять авторскую идею  2. Аргументы   автора,   используемые   им   для   доказательства основной мысли. 4. Сформулировать получившееся предложение. Задание 3     Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является … ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО­ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА Средство  Его определение  Пример  Метафора    Вид иносказания, перенос значения с одного слова на   другое   по   сходству   признаков   (скрытое сравнение, без сравнительного союза). Сыплет черемуха снегом. (Цветущие кисти черемухи  подобны снегу). Чаша жизни, шляпка гриба. Гипербола  Образное преувеличение. Редкая птица долетит до середины Днепра. Олицетворение  Перенос   свойств   одушевленного   предмета   на неодушевленные. Вышел месяц из тумана. Терек воет, дик и злобен.  Эпитет  Художественное   (образное)   определение предмета, выраженное чаще всего прилагательным. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льет печальный свет она. Сравнение  Сопоставление двух явлений, уподобление одного предмета   другому   на   основании   общего   у   них признака   (употребляются  сравнительные   союзы как, будто, словно) Анчар, как грозный часовой, стоит один во всей  Вселенной. Луна взошла сильно багровая и хмурая, словно  больная.   Сравнительный оборот         Сравнительный оборот – это обстоятельство  сравнения с союзами КАК, СЛОВНО, БУДТО, КАК  БУДТО, ТОЧНО, ЧЕМ и др.   Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. А он разлегся на камнях, словно на перине. Фразеологизм Устойчивые  сочетания  слов, значения  которых  не выводятся из значений входящих в них компонентов.  Зарубить на носу – запомнить   Бить баклуши – бездельничать Задание 4                                        ПРАВОПИСАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПРИСТАВОК Не изменяются  на письме ЗА­, НА­, НАД­; ПО­, ПРО­, ПОД­,  ДО­, О­(ОБ­), ОТ­ ПЕРЕ­, В­, У­, С­ и т. д. В словах здесь, здоровье, здание, ни зги (не видно) приставки нет Выбор приставки зависит от значения (ПРЕ­, ПРИ­) ПРЕ­ 1. ПРЕ = ПЕРЕ; 2. ПРЕ = очень ПРИ­ 1. Приближение; 2. Присоединение; 3. Близость к чему­либо (при = около); 4. Неполнота действия. 5. Доведение действия до конца. 6. Совершение действия в чьих­либо интересах. Изменяются на письме (приставки на –З, ­С) Перед глухим согласным – С Перед звонким согласным и гласным – З Следует различать: без ударения РАЗ­, РАС­ под ударением РОЗ­, РОС­ ПРЕ­ Запомнить: 1. Непреложный  2. Преамбула 3. Превалировать  4. Превентивный 5. Превратить 6. Прегрешение  7. Презент 8. Президент  9. Президиум  10. Презумпция 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20.Прецедент         Предел Преисподняя  Прельстить Прелюдия  Прерогатива  Преследовать Пресмыкаться Претензия Преткновение 1. Приватизация 2. Приватный  3. Привилегия  4. Привыкать 5. Пригласить  6. Пригодиться 7. Признать 8. Приказать 9. Приключение 10. Пример ПРИ­ 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. ь 18. 19. Примитив Принадлежать Приобрести Приоритет Природа Приспособить Присутствоват Присягать Притязание Следует   различать:  пребывать  (находиться)  –   прибывать  (приезжать);   презирать  (не   уважать)  –   призирать (заботиться);   преклоняться  (почтительно   относиться)  –   приклоняться  (нагибаться);   преступить  (нарушить)  – приступить  (начать);   претворить  (воплотить)  –   притворить  (закрыть);   преходящий  (временный)–   приходящий (тот, кто приходит), предать(выдать) – придать (добавить), превратный  (ложный) – привратник  (страж у ворот), преемник (наследник)– приемник (радио). Задание 5                                           ПРАВОПИСАНИЕ Н И НН  В СУФФИКСАХ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЙ   Непроизв. Пиши  Н Отыменные Отглагольные Пиши  Н Пиши  НН Пиши  НН Пиши  Н Суффиксы  ­АН, ­ЯН, ­ИН (Суффиксы ­АН, ­ЯН имеют значение из чего или для чего предмет) Искл. оловянный деревянный стеклянный безымянный Суффиксы  ­ЕНН, ­ОНН __Н_   + ­Н Искл.  ветреный  (но безветренный), бессребреник 1. Есть зависимые слова; 2. Есть   приставка,   кроме НЕ­; 1. Если   нет   ни   одного из   перечисленных признаков. 3. Есть   суффикс  –ОВА,  жеваНый, ЕВА   (но! коваНый); 4. Образован   от   глагола совершенного вида. Искл.: раненый (но   раненный   в   руку, израненный), названый, смышленый,  приданое   бесприданница)   посаженый, (но   лишенный, Искл. брошенный, данный, плененный, желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, медленный. Ср.:  В   некоторых   словах   значение  из  чего   или  для  чего   предмет  имеет   суффикс  –ЕНН­:   тыквЕННый, клюквЕННый, соломЕННый, огнЕННый, обедЕННый. Задание 6                                  СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА СЛОВ 1. 3. Нейтральная: смеяться, добрый, рука    2. Книжная (высокая): колосс (статуя), лобзать (целовать) Разговорная: гоготать, болячка             4. Просторечная: шибко, колупать, ишь СТИЛИ РЕЧИ Стили языка Разговорный  Научный  К Н И Ж Н Ы Е Назначение  Сфера употребления Языковые средства Обменяться сведениями, мыслями, поделиться   чувствами   с   близкими, хорошо знакомыми людьми. Придать речи непринужденный характер. Общение в быту, в неофициальной обстановке. Дружеские письма, послания. Слова с уменьшительно­ласкательными суффиксами; разговорная   и   просторечная   лексика,   междометия   и звукоподражательные   слова;   простые   предложения, неполные предложения, слова­предложения. Точная   информации. передача   научной Научная  и учебная литература. Термины,   отсутствие   многозначных слов, эмоционально­экспрессивной   лексики;   сложные предложения,   причастные   и   деепричастные   обороты, вводные слова, прямой порядок слов.   Деловой  Точная   передача   деловой информации. Документация (справки, приказы, постановления и т.д.) Полное   наименование   государств,   гос.   органов, точное   обозначение   дат,   количеств,   размеров   и   т.п.; отсутствие   многозначных   слов,   эмоционально­ экспрессивной   лексики;   языковые   штампы,   шаблоны; односоставные предложения. Публицис­ тический  Передать информацию о наиболее актуальных   вопросах   современной жизни   с   целью   воздействия   на читателя, слушателя. Газеты, журналы, литературно­ художественные статьи, радио, телевидение, ораторская речь. Общественно­политическая   лексика,   эмоционально окрашенные   слова   и   обороты,   междометия, фразеологизмы,   употребление   настоящего   времени вместо   других   времен;   простые   синтаксические конструкции,   обобщенно­личные   предложения, риторические вопросы. Язык художественной литературы  Воздействие   на   слушателя, читателя   произведения   путем создание   системы   художественных образов. Произведения УНТ, художественной литературы. Создание   образов   с   помощью   изобразительно­ выразительных   средств   (тропов),   разумное   сочетание элементов всех стилей. 1. 2. 3. Задание 7 ТИПЫ СВЯЗИ СЛОВ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ Тип связи Пример  Согласование Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. При изменении формы главного   слова   изменяется   форма зависимого слова. Старший брат (старшего брата) Теплый дождь (теплым дождем) Первый урок (к первому уроку) Наша юность  (нашей юности) Управление  Примыкание  Главное   слово   требует   от   зависимого определенного   падежа.   При   изменении формы   главного   слова   форма   зависимого слова не изменяется. Бежать к озеру (бегу к озеру) Привет   от   знакомого   (приветом   от знакомого) Принять помощь (приняли помощь) Слова   связаны   только   по   смыслу.   В качестве   зависимого   слова   выступает неизменяемая   часть   речи:   наречие, деепричастие,   неопределенная   форма глагола,   неизменяемые,   существительные, неизменяемые местоимения его, их, ее. Петь громко Говорить волнуясь Начал читать По­зимнему холодно Третий слева Ёе вкус При замене словосочетания одного типа синонимичны следует главное слово оставить без изменения, а зависимое привязать к нему по законам построения словосочетания заданного типа. (см. таблицу). Задания 8, 11                                      ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕЕ – это слово в форме ИМЕНИТЕЛЬНОГО падежа (КТО? ЧТО?) СКАЗУЕМОЕ ПРОСТОЕ  ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ Выражено одним глаголом  !!! Может быть выражено фразеологизмом СОСТАВНОЕ  ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ Выражено двумя глаголами:  1. вспомогательный   глагол  со   значением   начала,   конца,   продолжительности,  стать,   начать, желательности,   возможности,   необходимости   действия: закончить, уметь, мочь, хотеть, желать и т.д.; 2. Н.Ф. глагола (что делать? что сделать?) Он засыпает. Откройте дверь. Я успел бы. Мы не будем спать. Мы сразу впали в тоску. Дождь перестал шуметь. !!! Оба глагола должны обозначать действия одного лица, а если они  выполняются разными лицами, то один из глаголов является второстепенным  членом Я люблю танцевать. Мама попросила принести почту в кабинет.  («Попросила» мама, а «принёс» кто­то) СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ Выражено: 1. глагол­связка: быть, становиться, казаться, являться, считаться и др.; 2. именная часть:  имя существительное  имя прилагательное  причастие  числительное  местоимение  наречие  синтаксически неделимое словосочетание   Он Ø весельчак. Он был веселым. Письмо было задержано. Два да три будет пять. Вишневый сад теперь мой. Ей туфли будут впору. Он был высокого роста. Задание 9 Обособляются: ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ 1. Любые определения, если они относятся к личному местоимению: ЛМ, , …                 , ЛМ 2. Распространенные определения, стоящие после определяемого слова: ОС,   3. Любые   определения,   если   они   оторваны   от   определяемого   слова   другими   членами   предложения. (Стрелы, пущенные в него, упали, жалкие, обратно на землю. ) 4. Одиночные   и   распространенные   определения,   стоящие   перед   определяемым   словом,   если   имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, условное, уступительное):   , ОС  5. Два и более одиночных определений, стоящих после определяемого слова, если определяемому слову предшествует еще одно определение:  ОС, , , … 6. Одиночное приложение, относящееся к имени собственному и стоящее после него: ОС(имя собственное),  , … Задание 9                                     ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ОБОСОБЛЯЮТСЯ: 1. Деепричастный оборот, независимо от места его в предложении. !!! Не обособляется деепричастный оборот, если: a) вместе со сказуемым образует смысловой центр предложения: Она сидела чуть откинув голову; b) он является фразеологизмом: Он работал не покладая  рук; c) деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово КОТОРЫЙ: Перед нами стоят проблемы, не решив которые невозможно двигаться дальше; 2. Одиночные деепричастия,  если они не утратили значения глагольности, выступая в роли второстепенного сказуемого: Однако пора спать, ­ говорил он, раздеваясь. !!!  Не   обособляются   одиночные   деепричастия,   близкие   по   функции   к   наречию   (т.е.   обозначающие   не добавочное действие, а признак действия): Он спал не раздеваясь. 3. Обстоятельства,   выраженные   существительным   с   предлогом  НЕСМОТРЯ   НА,   БЛАГОДАРЯ,   СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ. !!! Обособление обстоятельств, выраженных существительным с другими предлогами, носит факультативный характер.  ОБОСОБЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЙ 1. Обособление дополнений носит факультативный характер. 2. Оборот с предлогом   КРОМЕ может иметь значение исключения (тогда он обособляется) и включения (не обособляется): Кроме чаек, в море никого не было (За исключением чаек). Кроме зарплаты они получают еще и премиальные (+ к зарплате) 3. Оборот с предлогом  ВМЕСТО  не обособляется, если имеет значение "ЗА", "ВЗАМЕН":  Пошел в солдаты вместо брата. (ЗА брата). Вместо шубы надел пальто. (ВЗАМЕН шубы). Задание 9                                                  СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ I.   СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ  ОБОСОБЛЯЮТСЯ, ЕСЛИ: 1. Обозначают уподобление, "чистое сравнение", метафору  (как = подобно): Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. 2. Его можно заменить синтаксическим синонимом  "будучи"  или  "так как": Как хирург, я убежден: операция необходима. 3. В   основной   части   предложение   имеется   указательное   слово  так,   такой,   тот,   столь:  Он   был   в   таком   же изумлении, как  я сам. 4. Оборот начинается сочетанием как и: В ее глазах, как и во всем лице, было что­то необычное. 5. Оборот выражается сочетанием как правило, как исключение, как обычно, как всегда, как прежде и т.п.: Вижу, как теперь, своего хозяина. 6. В оборотах не кто иной, как; не что иное, как: Это было не что иное, как начало перелома в войне. II.  ОБОРОТЫ С СОЮЗОМ КАК  НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ, ЕСЛИ: 1. Их можно заменить творительным падежом существительного или наречием:  Как град посыпалась картечь. (Градом).  2. Если основное значение оборота приравнивание или отождествление: Ты любил меня как собственность. (Я = собственность). 3. Если союз как имеет значение "в качестве": Ленский везде был принят как жених. 4. Если оборот образует именную часть составного сказуемого или по смыслу тесно связан со сказуемым:  Она ходила как дикая. 5. Если сравнительному обороту предшествует отрицание  НЕ,  или слова  совсем, совершенно, почти, вроде, прямо, просто, точь­в­точь, или он начинается союзом как бы: Сегодня все не как всегда. Было светло почти как днем. Он зашел сюда как бы мимоходом. 6. Если оборот имеет характер устойчивого сочетания: Их жизнь текла как по маслу. Задание 9                       УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Уточняющие члены предложения выделяются запятыми (обособляются): 1. Уточняется  место           где?             где именно?       В лесу, у избушки лесника, я встретил медведя. 2. Уточняется время        когда?           когда именно? Рано утром, часов в семь, я гуляю. 3. Уточняется образ действия                                                               как?         как именно? Он наивно, по­детски, протёр глаза. 4. Уточняется определения со значением цвета, размера, возраста                     какая?         какая именно? Только узкая, саженей в триста, полоса показалась вдали.                  какая?           какая именно? Вошла молодая, лет семнадцати, девушка. Задание 10                                       ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ВВОДНЫХ СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ, которые выделяются запятыми. 1. 2. 3. Выражают чувства говорящего: к счастью, чего доброго, неровен час, удивительное дело… Выражают оценку степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность): бесспорно, по всей вероятности, надо полагать, по сути… Указывают на связь мыслей, последовательность изложения: итак, следовательно, наоборот, во­первых, с другой стороны, кстати сказать… Указывают на приемы и способы оформления мыслей: словом, иначе говоря, если можно так сказать… Указывают на источник сообщения: говорят, на мой взгляд, как сообщили газеты, по слухам… Обозначают призыв с целью привлечь внимание: видите ли, поймите, поверь, извините, пожалуйста…. Указывают оценку меры того, о чем говорится: самое меньшее, по крайней мере… Показывают степень обычности сообщаемого: бывает, по обыкновению…. 4. 5. 6. 7. 8.   Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания: авось, буквально, будто, вдобавок, вдруг, ведь,   в   конечном   счете,   вряд   ли,   едва   ли,   исключительно,   именно,   как   будто,   как   раз,   по   предложению,   по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто. а) При встрече двух вводных слов запятая между ними ставится. Стало быть, по­вашему, все должны трудиться? в) Если вводное слово стоит в начале или конце обособленного оборота, оно не отделяется от этого оборота запятой, в середине оборота – выделяется запятыми на общем основании. Ребенок, по­видимому_ испугавшийся лошади, прижался к матери. Ребенок, испугавшийся, по­видимому, лошади, прижался к матери. г)  Вводное слово отделяется от предшествующего сочинительного союза, если его можно опустить или переставить в другое место предложения без нарушения его структуры: Несчастье нисколько не изменило его, а напротив, он стал еще крепче и энергичнее. Но: Не год, а, может быть, десять лет понадобиться для достижения цели. Вводные   предложения,   обозначающие   добавочные   замечания,   разъясняющие   предложения   выделяются скобками, реже – тире. Задание 10                          ОТЛИЧИЕ ВВОДНЫХ СЛОВ ОТ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВВОДНЫЕ СЛОВА ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Верно  = наверное Верно = правильно Возможно = вероятно Возможно = можно, допустимо Прежде всего = в первую очередь Прежде всего = сначала Безусловно = конечно Безусловно = абсолютно, совершенно Таким образом = итак Таким образом = таким способом Далее = во вторую очередь Далее = затем Правда = 1. не правда ли, 2. однако Правда = действительно Наконец, в конце концов = и еще Наконец, в конце концов = напоследок, после всего  Однако – в середине предложения Однако – в начале предложения = но Значит = следовательно Значит = означает Вообще = вообще говоря Вообще = всегда, совсем, при всех условиях Главным образом = самое главное Главным образом = преимущественно, больше всего Задания 12, 13, 14                                          СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ            СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В сложносочинённом предложении соединяются   между собой      сочинительными   предложения. И связаны они        союзами.  равноправные, не зависящие друг от друга СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ:     И; ДА (=И); НИ­НИ; НЕ ТОЛЬКО, НО И  ; КАК, ТАК И РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ:      ИЛИ (ИЛЬ); ЛИБО; ТО­ТО; НЕ ТО­НЕ ТО  ПРОТИВИТЕЛЬНЫЕ:            А; НО; ДА (=НО); ЗАТО; ОДНАКО; ЖЕ 1. После каждого простого предложения в составе  сложного    Пришла весна, и побежали ручьи.  ставится запятая: [   ], и  [   ]:  2. Между двумя простыми в сложносочинённом  предложении   не ставится   запятая      перед     и, да (= и), или     в   следующих случаях: a) b) c) d)  общий второстепенный член:    есть        В лесу   [ярко светило солнце]       и   [пели птицы].    [ветер воет]     общая частица:     Пусть есть       и   [река клокочет].   [дождь скоро кончится]     общее вводное слово:     Возможно, есть       и   [солнце снова выглянет из­за гор]. выражены двумя назывными предложениями: Темнота и этот неясный шум. e) выражены двумя вопросительными, или восклицательными, или побудительными предложениями: Кто виноват и что делать? Как часто мы встречались и какие интересные беседы вели! Подпустите врага и открывайте огонь по команде Задания 12, 13, 14                                                                        СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ   главное   предложение  есть    одно предложение подчиняется другому:          В сложноподчинённом предложении  и зависимое (придаточное) – (   ).  С  вязаны они       придаточного   отделяются   предложение от    Главное         подчинительными союзами и союзными словами.  запятой!   ­ [   ] 1. [      ], (     ) Старик пригласил нас к себе,   чтобы       мы подкрепились. 2. (      ),  [    ]    Пока он говорил, Маша думала о своём. 3. [     , (      ),       ]    Её голос, какие бывают только на юге, рассекал расстояние.  Виды придаточного 1. Определительные 2. Изъяснительные Вопрос какой? который? чей? кто? что? кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? Виды придаточных предложений Союзы  Союзные слова Примеры Какой, который, каков, чей, кто, что, где [В том доме, (который стоял на пригорке), мы  остановились].  [В доме, (что стоял на пригорке), мы остановились].  [Дом, (где мы остановились), стоял на пригорке] Что, чтобы, как, будто, как будто, словно Кто, что, чей, как, отчего, почему, где, когда, куда, сколько (Что волки жадны), [всякий знает]. 3. Образа действия или степени 4. Места о ком? о чём? как?  каким образом?  в какой степени? где? куда? откуда? 5. Времени когда? как долго? с каких пор? до каких пор? 6. Условия при каком условии? 7. Причины почему? отчего? 8. Цели зачем? для чего? с какой целью? 9. Сравнения  как? Что, чтобы, как, как будто, словно, точно Когда, как, пока, как только, в то время как, едва, прежде чем, до того как, после того как Если, когда, коли Потому что, так как, ибо, оттого что,  благодаря тому что, ввиду того что Чтобы, дабы, для того чтобы, с тем чтобы Как, будто, как будто, словно, точно, чем…тем [В сторожке всё сохранилось так], (как было при  жизни лесника). Где, куда, откуда [Путники шли туда], (откуда слышался шум машин). [Потапов, (как только прояснил обстановку), вступил в  бой]. [Я приеду завтра], (если ты не возражаешь). [Нужно зажечь лампу], (потому что становится темно). [Мы пошли через поле], (чтобы сократить путь). [Перед грозой в лесу стало тихо], (будто всё умерло). 10. Уступки несмотря на что? вопреки чему? Хотя, несмотря на то что, пусть, пускай Как ни, когда бы ни, сколько ни, кто ни (Как ни торопились мы), [всё равно опоздали]. 11. Следствия что из этого следует? Так что [Она ничего не читала], (так что не сдала экзамен). Задания 12, 13, 14                   БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Знак препинания , ; : –  Перечисление фактов  Прогремел гром, прошёл сильный дождь.   Перечисление   фактов.   имеют свои знаки препинания.       Простые   предложения   осложнены   и Прорычал, как дикий зверь, гром; пошёл сильный дождь.  потому что 1. Причина во 2 части (    ).   2. Дополнение во 2 части (    что   ). 3. Дополнение   во   2   части   с   пропуском   глагола   восприятия  и увидел, и услышал, и почувствовал что   в 1 части (    ).    4. 2 часть раскрывает содержание 1 части  (  а именно    ).  условие   в 1 части (   или  1. Время          когд   а   или   если    ).   2. Сравнение    , точно, будто, как    ).   (  словно   3. Противопоставление        (а, но)   во 2 части  (  4. Следствие  поэтому      )   5. Неожиданный результат, быстрая смена событий. Мы   не   могли   идти   дальше:   впереди   лежало болото. Я знаю: город будет. Я   выглянул   в   окно:   там   торжественно   и царственно стояла ночь. У   собак   есть   рыцарское   правило:   собаку лежащую не трогают. (Когда) Настанет утро – двинемся в путь. (Если) Любишь кататься – люби и саночки возить. Молвит слово – соловей поёт. Я за свечку – свечка в печку. Солнце дымное встаёт –  будет день горячий. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. Часть 3 Эта часть работы представляет собой альтернативные творческие задания, которые, на первый взгляд, не имеют   ничего   общего.   Тем   не   менее   все   они   строятся   по   типичной   структуре   текста­рассуждения:   тезис, аргументы   (два!),  с  помощью   которых   тезис  доказывается,  вывод,  утверждающий  истинность  тезиса.   Именно тезис является краеугольным камнем всего сочинения. Правильно сформулированный тезис является залогом выполнения всей работы.   В сочинении  15.1  (на лингвистическую  тему) тезис представляет собой объяснение смысла приведенного высказывания.   Нельзя   процитировать   мнение   ученого   и   сразу   приступить   к   аргументам.   Языковое   клише «Попробуем   разобраться   в   смысле   данного   высказывания»   предполагает   его   интерпретацию.   Отсутствие пояснений чревато потерей баллов. В процессе работы с цитатой целесообразно выделить в ней грамматическую основу:   подлежащее   чаще   всего   является   языковым   явлением,   о   котором   следует   говорить,   а   сказуемое указывает на то, что «делает» данное явление, то есть определяет его роль в тексте.   В   сочинении   15.2   (на   морально­этическую   тему)   в   качестве   тезиса   выступает  объяснение   (толкование!) смысла заданного предложения или фрагмента текста. Пожалуй, это самое сложное задание, поскольку требует анализа   всего   текста   в   целом   (обратите   внимание:   в   сочинении   15.2 оба аргумента   нужно   привести   из прочитанного текста). Чтобы понять фрагмент, необходимо определить, какова тема данного текста, его идея (т.е.   что   хотел   сказать   автор),   как   она   отражена   в   предложенном   фрагменте,   соответствует   ли   авторская позиция Вашему пониманию  цитаты. Помните: тексты подбираются таким образом, что позиция автора отражает общепринятые нормы морали, а потому с ней трудно не согласиться.   В сочинении  15.3  (толкование значения слова) тезисом является не только определение, которое Вы даете заданному   слову,   но   и комментарий к   нему.   А   чтобы   написать   комментарий,   нужно   помнить   о   том,   что предложенный для анализа текст имеет непосредственную связь с текстом для изложения и часто именно в последнем можно найти материал для комментирования определения. План работы по написанию сочинения 1. Определите ключевые слова из формулировки задания 2. Напишите их значение на черновике  3. Определите и запишите идею текста (основная мысль, авторский «рецепт поведения»)  4. Запишите тезис, который будете  доказывать (смотри пункты №1 и №3)  5. Напишите вступление (вариант зачина ­   вопрос, выясняющий значение ключевых слов из формулировки задания или идеи текста) 6. Подберите аргументы Что может быть аргументом из текста?  Поступок героя.  Слова героя (реплика диалога, высказывание), которые раскрывают его мировоззрение.  Событие из сюжета текста.  Как оформить  аргумент из текста в сочинении?  Во­первых,   справедливость   этого   (имеется   в   виду   того,   что   указано   в   тезисе   вступления)   доказывает поступок героя: (объяснить, что он совершает, почему он так делает, к чему это приводит)   Во­вторых,   истинность того, что (частично повторить тезис), подтверждает такое событие из теста (указать автора), как….  (Далее прокомментировать это событие).  Напишите   заключение   (начинается   со   слов   «Итак,   …»   или   «Таким   образом,…»),   в   котором   вернитесь   к ключевым словам из формулировки задания 8. Проверьте Ваш черновик: верно ли выделены абзацы, есть ли между ними связь – сыграйте роль Редактора. Не бойтесь изменять Ваш текст 9. Оформите чистовик

Пособие по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Пособие  по  подготовке  к  ОГЭ  по  русскому  языку

Пособие по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Пособие  по  подготовке  к  ОГЭ  по  русскому  языку

Пособие по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Пособие  по  подготовке  к  ОГЭ  по  русскому  языку

Пособие по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Пособие  по  подготовке  к  ОГЭ  по  русскому  языку

Пособие по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Пособие  по  подготовке  к  ОГЭ  по  русскому  языку

Пособие по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Пособие  по  подготовке  к  ОГЭ  по  русскому  языку

Пособие по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Пособие  по  подготовке  к  ОГЭ  по  русскому  языку

Пособие по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Пособие  по  подготовке  к  ОГЭ  по  русскому  языку

Пособие по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Пособие  по  подготовке  к  ОГЭ  по  русскому  языку

Пособие по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Пособие  по  подготовке  к  ОГЭ  по  русскому  языку

Пособие по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Пособие  по  подготовке  к  ОГЭ  по  русскому  языку

Пособие по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Пособие  по  подготовке  к  ОГЭ  по  русскому  языку

Пособие по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Пособие  по  подготовке  к  ОГЭ  по  русскому  языку

Пособие по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Пособие  по  подготовке  к  ОГЭ  по  русскому  языку

Пособие по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Пособие  по  подготовке  к  ОГЭ  по  русскому  языку

Пособие по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Пособие  по  подготовке  к  ОГЭ  по  русскому  языку

Пособие по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Пособие  по  подготовке  к  ОГЭ  по  русскому  языку

Пособие по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Пособие  по  подготовке  к  ОГЭ  по  русскому  языку

Пособие по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Пособие  по  подготовке  к  ОГЭ  по  русскому  языку

Пособие по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Пособие  по  подготовке  к  ОГЭ  по  русскому  языку

Пособие по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Пособие  по  подготовке  к  ОГЭ  по  русскому  языку

Пособие по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Пособие  по  подготовке  к  ОГЭ  по  русскому  языку

Пособие по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Пособие  по  подготовке  к  ОГЭ  по  русскому  языку

Пособие по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Пособие  по  подготовке  к  ОГЭ  по  русскому  языку

Пособие по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Пособие  по  подготовке  к  ОГЭ  по  русскому  языку

Пособие по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Пособие  по  подготовке  к  ОГЭ  по  русскому  языку

Пособие по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Пособие  по  подготовке  к  ОГЭ  по  русскому  языку

Пособие по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Пособие  по  подготовке  к  ОГЭ  по  русскому  языку

Пособие по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Пособие  по  подготовке  к  ОГЭ  по  русскому  языку

Пособие по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Пособие  по  подготовке  к  ОГЭ  по  русскому  языку

Пособие по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Пособие  по  подготовке  к  ОГЭ  по  русскому  языку

Пособие по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Пособие  по  подготовке  к  ОГЭ  по  русскому  языку

Пособие по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Пособие  по  подготовке  к  ОГЭ  по  русскому  языку

Пособие по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Пособие  по  подготовке  к  ОГЭ  по  русскому  языку

Пособие по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Пособие  по  подготовке  к  ОГЭ  по  русскому  языку

Пособие по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Пособие  по  подготовке  к  ОГЭ  по  русскому  языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2017