Специфика постановки танцев в детском коллективе
Выполнил:
Вараксина Ксения Сергеевна
Комментарий автора.
Представляю Вам разработку танцевального номера «Алиса в стране чудес», который уже был показан на сцене несколько раз – на концерте, посвящённому Дню защиты детей, а так же на моём авторском отчётном танцевальном концерте «Танцующая Даурия» (к сожалению, сайт Забайкальского района, на котором размещена отчётная статья о прошедшем концерте, заблокирован). Данный танец был экспериментом. С детьми данной группы я занималась два года до постановки танца, до этого они никогда не занимались хореографией. Посёлок Даурия очень маленький, и с детьми здесь мало кто занимается профильно. Всё, что я смогла дать ребятам во время обучения, я постаралась воплотить в данном танце. Изучали мы с ними различные стили, и данный, как я написала, был эксперементальным для нас (контемпорари). Данный стиль я выбрала, так как в нем я работала много лет в городе Чита, плюс ставила в данном стиле концертные номера для музыкальной группы «Чёртова кукла».
План
Танец «Алиса в стране чудес»
Возраст танцоров – 11-12 лет
Количество участников – 9
Музыка – Danny Elfman «Alice»
Длительность танцевального номера – 5 минут 6 секунд.
Направление танца – современный, контемпорари
Танцевальный номер сюжетный
Мотивировка выбора танца:
Данный танец был выбран мною по нескольким причинам:
1. Дети данной возрастной группы были подготовлены мною к воплощению на сцене данного стиля танца (конечно, в несколько облегчённом варианте)
2. Конкретно мною данный стиль танца изучен глубоко, многократно был воплощен мною и моей взрослой танцевальной группой «Двор чудес» на различных площадках города Чита. Поэтому работать в нём и адаптировать его под детей мне было легко и интересно.
3. Танец «Алиса в стране чудес» давно был мною задуман, но я не знала, где его воплотить. Концерт, посвящённый Дню защиты детей, стал замечательной площадкой для этого, так как сказочная тематика подходит данному празднику.
4. Дети данной группы давно просили меня поставить им танец в современном стиле. Когда они стали к этому готовы, я решила это сделать.
5. Современный танец набирает все большую популярность. Если дети моей танцевальной группы решат в будущем связать себя с хореографией, то данный опыт им пригодится.
История создания и постановки танца
Для создания данного танца я вдохновлялась фильмом Тима Бёртона «Алиса в стране чудес», а так же книгой Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес». Для начала я выбрала музыку. Выбрал сразу пал на композицию Danny Elfman «Alice». Для начала мы с детьми составили список персонажей, которые могут участвовать в танце. Это: Алиса, Шляпник, Соня, Белый кролик, Красная Королева, Белая Королева, Валет, Чеширский кот. Далее я уже продумывала историю каждого персонажа в танце, так как танец я делала сюжетным. Далее мы обговаривали костюмы. Следующим этапом был разбор музыки на составные части для подготовки танцевальной истории для каждой части – попадание Алисы в Страну чудес, знакомство с её обитателями, приключения в Стране чудес и прощание с обитателями. Следующим шагом было придумывание хореографии в соответствии с сюжетом танца. Далее – знакомство детей с набросками танцевальных движений, разбор персонажей, распределение ролей и разбор уже подобранных ролей для конкретного ребёнка. Следующим шагом было более глубокое изучение хореографии, конкретно сама постановка танца. Завершающим шагом были репетиции в костюмах. Итог – постановка танца на сцене.
Источники постановки танца
Книга Люьиса Кэролла «Алиса в стране чудес»
Фильм Тима Бёртона «Алиса в стране чудес»
Музыкальная композиция Дэнни Элфмана «Алиса»
Хореография авторская
Содержание танца
В завязке танца жители Страны чудес делают движения, напоминающие звериные. Алиса ходит мимо них, но они её не видят, так как она спит и видит их во сне. Далее Алиса пробуждается, жители Страны чудес выстраивают собой кроличью яму, в которую Алиса падает. В это время жители Страны чудес пытаются движениями мимов прикоснуться к Алисе, но у них ничего не выходит. Алиса оказывается над всеми жителями, так как она съела растибулку (данный момент отображен на фото – Алиса сидит, жители лежат). Далее она уменьшается в росте, становится частью Страны чудес и танцует движения вместе со всеми. Движения напоминают шахматную игру (на сцене герои выстроены в шахматном порядке, руки у них прижаты к туловищу, словно они фигурки шахмат). Это – кульминация, напоминающая подготовку к борьбе с Бармаглотом. В развязке танца Алиса выходит на авансцену, все жители за её спиной делают одинаковые движения, но Алиса уже в них не участвует, так как она уходит из Страны чудес. Она прощается с каждым жителем Страны чудес, затем прощается со со зрителями и уходит со сцены.
Идейно-тематический анализ танца
Танец «Алиса в стране чудес» несёт в себе идею дружбы, принятия необычности в окружающих людях и в самом себе. «Чем дальше, тем странее и странее». Движения танца отображают идею книги Льюиса Кэролла – сумасшедшие всех умней. Необычность лексики танца, сочетание прыжковых элементов с падениями, плавность, преходящая в резкость, рисунок в стиле игры в шахматы – это характерно для данного танца.
Анализ музыки
Композиция «Alice» Дэнни Элфмана наполнена сказочностью, загадочностью, лёгкостью. Сочетает в себе плавность и резкость, мягкое и резкое течение ритма. Музыка имеет чёткое начало, кульминацию и конец, что способствовало легкости погружения в танец. Данная композиция была написана специально для фильма Тима Бёртона «Алиса в стране чудес» и крайне мало использовалась хореографами постановке танцев, что и привлекло меня в ней.
Хореографические образы и характеристика действующих лиц
Алиса – лёгкая, неземная, вдохновлённая девочка
Шляпкик – яркий, резкий персонаж
Чеширский кот – мягкий, плавный, вёрткий
Белая королева – стройная, гордая, добрая
Красная королева – импульсивная, яркая, смелая
Соня – добрая, мягкая, умная
Белый кролик – суетливый, мудрый, загадочный
Валет – гордый, пугливый, красивый
Художественное оформление сценического танца
В связи с отсутствием финансирования Домов культуры в глубинке, весь реквизит, костюмы мы делаем самостоятельно буквально из того, что есть. Костюмы мы делали с девочками сами. Все костюмы были максимально приближены к костюмам, показанным в фильме «Алиса в стране чудес». Грим был сделан мною. Сцену украсить никак не получилось, так как одни концертные номера сменяли другие и украсить сцену нам не разрешили.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.