ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Оценка 5
Памятки
docx
классное руководство
Взрослым
24.10.2019
Формирование эвристических умений студентов остается одной из сложных проблем современного высшего образования. При всем том, что фактически каждое высшее учебное заведение утверждает необходимость развития креативности, творческого мышления и формирования эвристи-ческих умений, результаты этой работы оценить трудно.
Изменения в историко-культурной и социально-экономической жиз-ни страны воздействовали на ценности педагогического образования и ограничили профессиональные требования к современному учителю — функциональная мобильность, социокультурная компетентность, творче-ский подход к профессиональной деятельности. Среди предпочтительных ценностей профессионального образования современные исследователи называют развитие творческого мышления учителя, позволяющего при-нимать оперативные и оригинальные решения в нестандартных професси-ональных и жизненных ситуациях.[4]
Это предопределило новые задачи подготовки будущих педагогов в вузе: составление возможностей к критической оценке складывающихся событий, умение видеть и понимать проблемы в профессиональных и ак-туальных обстановках, осмысливать пути их решения.
Современная высшая школа в основном направлена на усвоение зна-ний и развивает исключительно логическое мышление, поэтому весьма ак-туален в современных условиях поиск путей изменения образовательного процесса в вузе, который был бы благоприятен для формирования инди-видуального творческого мышления студентов.
Построение системы педагогической организации.docx
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Ключевые слова: формирование эвристических умений, решение
эвристических задач, педагогические условия формирования эвристических
умений.
Аннотация
В статье представлен обзор современных исследований, посвященных
проблемам формирования эвристических умений студентов, анализируются
основные сложности реализации эвристических методов в процессе
обучения студентов, рассматривается необходимость поиска новых путей,
резервов,
механизмов и организационнопедагогических условий,
обеспечивающих формирование эвристических умений в рамках учебного
плана.
CONSTRUCTION OF THE SYSTEM OF PEDAGOGICAL
ORGANIZATION OF HEURISTIC ACTIVITY OF STUDENTS
Keywords: the formation of heuristic skills, the solution of heuristic
problems, pedagogical conditions for the formation of heuristic skills.
Annotation
The article presents an overview of modern studies on the formation of
students' heuristic skills, analyzes the main difficulties of implementing heuristic
methods in teaching students, considers the need to find new ways, reserves,
mechanisms, and organizational and pedagogical conditions that ensure the
formation of heuristic skills in gud curriculum.
1 Формирование эвристических умений студентов остается одной из
сложных проблем современного высшего образования. При всем том, что
фактически каждое высшее учебное заведение утверждает необходимость
творческого мышления и формирования
развития креативности,
эвристических умений, результаты этой работы оценить трудно.
Изменения в историкокультурной и социальноэкономической жизни
страны воздействовали на ценности педагогического образования и
ограничили профессиональные требования к современному учителю —
функциональная мобильность, социокультурная компетентность, творческий
подход к профессиональной деятельности. Среди предпочтительных
ценностей профессионального образования современные исследователи
называют развитие творческого мышления учителя, позволяющего принимать
оперативные и оригинальные решения в нестандартных профессиональных и
жизненных ситуациях.[4]
Это предопределило новые задачи подготовки будущих педагогов в
вузе: составление возможностей к критической оценке складывающихся
событий, умение видеть и понимать проблемы в профессиональных и
актуальных обстановках, осмысливать пути их решения.
Современная высшая школа в основном направлена на усвоение знаний
и развивает исключительно логическое мышление, поэтому весьма актуален в
современных условиях поиск путей изменения образовательного процесса в
вузе, который был бы благоприятен для формирования индивидуального
творческого мышления студентов.
Не случайно поэтому обращение педагогов, психологов к решению
проблем, взаимосвязанных с поиском наиболее эффективных путей
подготовки творческой личности будущего специалиста (В.И. Андреев, В.В.
Заботин, В.И. Загвязинский, Ю.Н. Кулюткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов,
A.M. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Ю.В. Сенько, М.Н. Скаткин, В.Н. Соколов,
2 Ф.Б. Сушкова, Н.Ф. Талызина, JI.M. Фридман, Т.И. Шамова, А.Ф. Эсаулов и
др)[2]
Нынешнее состояние разработанности проблемы развития творческих
о существовании разнообразия
способностей личности заверяет
методологических и теоретических подходов к изучению этого вопроса:
творчество рассматривается как особый вид деятельности (В.И. Андреев,
И.П. Калошина и др.); как процесс деятельности (Г.С. Альтшуллер, П.П.
Крамар, А.И. Субетто, А.Т. Шумилин и др.); как проявление активности
людей (Н.А. Бернштейн, Д.Б. Богоявленская, В.А. Цапок и др.); как стиль и
способ деятельности (А.Г. Спиркин, И.В. Страхов, В.П. Ушачев и др.); как
продукт и результат деятельности (Ю.Б. Борев, Ю.Н. Кулюткин, С.Х.
Рапопорт, Т.С. Сухобская и др.).
Рассмотрим правила применение педагогических эвристик в системе
профессионального обучения будущего учителя.
Метод коллективного поиска оригинальных идей имеет два основных
типа: а) прямой поиск самобытных идей; б) массовый поиск оригинальных
идей. Цель прямого коллективного поиска оригинальных идей заключается в
сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции
мышления, преодолении привычного хода мысли в решении эвристических
задач.
Ведущий принцип и правило этого метода – абсолютный запрет критики
предложенных участниками идей, а также одобрение всевозможных реплик,
шуток. Успех использования метода во многом зависит от руководителя
дискуссии, удачно ставить стимулирующие вопросы, осуществлять подсказки,
использовать шутки, реплики. Практически установлено, что количество
участников обычно составляет от 4 до 15 человек. Наиболее приемлемой
считается группа от 7 до 13 человек.
Длительность «атаки» меняется от 15 минут до одного часа. Отбор идей
осуществляют специалистыэксперты, которые производят их оценку в два
этапа. Сначала от общего количества отбирают наиболее оригинальные и
3 рациональные, а потом отбирается самый приемлемый, с учетом особенностей
эвристической задачи и цели ее решения.
Массовый поиск оригинальных идей значительно
увеличивает
эффективность генерирования идей в большой аудитории (число участников
варьирует от 20 до 40 человек). Особенность этого типа метода заключается в
том, что присутствующие делятся на малые группы численностью 56
человек. Руководитель каждой группы является заодно руководителем всей
дискуссии. После разделения аудитории на малые группы последние
проводят самостоятельную дискуссию прямого коллективного поиска
интересных идей. Длительность работы малых групп может быть разной, но
четко определенной, например, 20 минут. После разработки идей в малых
группах проводится их оценка. Затем выбирают наиболее самобытные.
Инструкция использования метода коллективного поиска оригинальных
Поведение педагога
Поведение обучающихся
идей
Вывод
Подготовка к
реализации
деятельности
Эмоциональный
настрой
Анализ
рассматриваемой
пр блемы
ο
к
Будьте доброжелательны друг к
другу, запомните, что чувство
юмора и положительные эмоции
хорошо мотивируют фантазию
и воображение
Студенты делятся на малые группы по 57 человек: а)
группу созданных идей; б) группу предельного анализа
предложенных идей; в) группу защиты радикальных идей;
г) группу радикальной оценки предложенных идей.
Объясняется цель каждой группы
Стремитесь
доброжелательному,
демократическому
стилю
общения,
предоставляйте всем
учащимся равные права
высказывать
любые
анализировать
идеи,
вслух,
высказать
подходящую реплику,
шутку
Все время поощряйте и
направляйте
ход
обсуждений, посвящая к
решению эвристической
задачи всех участников
спора.
На стадии формирования идей никто из участников не
имеет права обсуждать предложения, выдвинутые идеи,
Обсуждение
проблемы
начинайте с далеких подходов,
желательно
неоднократно
ее перефразируя, рассуждать
вслух, предложить подходящую
реплику, шутку.
4 вносить иронические замечания
В процессе формирования
идей непрерывно поощряет
и направляет ход спора,
убеждает студентов к
поиску
аналогии,
объединению
(разъединению) элементов,
рассматриванию
(замедлению) процессов,
поиску все новых функций
цели и т.д.
Контроль за ходом этапа
критики идей.
Прямое
вмешательство в ход
изложения – запрещено
Наблюдение за ходом
этапа конкретизации идей.
Принимает участие в
дискуссии наравне со
студентами.
Прямое
вмешательство в ход
обсуждения запрещено
Подведение общего итога
выдвинутых
идей,
обобщающих критических
замечаний.
Обработка
работы
В процессе формирования идей
используйте
термины,
попытайтесь объединить или,
наоборот
разъединить
элементы, определять
или
замедлить
анализируемый
процесс. Выдвигаемые идеи
записывайте
в тетради, на
доске или при помощи
магнитофона
последних
На этапе критики идей любая
форма их защиты запрещена.
Автор выдвинутой идеи должен
и сам выразить свое мнение о
ее ошибках
На
этапах
обсуждения критика вновь
запрещена, выступают лишь
предложения
пользу
уточнения, развития наиболее
интересной идеи, предложения
по
практической
осуществимости
Обобщение
Вероятно
преподавателю
деятельности.
задание вопросов
ее
в
Формирование
идей и их учет
Разбор лучших
идей
Развитие
отобранных
идей
Обобщение
итогов работы
Метод эвристических вопросов уместно применять для проверки
дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или
эвристической задачи. Как педагогу, так и студентам могут быть
использованы наиболее типичные эвристические вопросы, мотивирующие
решение нестандартных задач (составлены на основе рекомендаций Д.Пойа).
[5]
5 1) Нужно ясно понять предложенную задачу, а для этого поставить перед
собой вопросы: Что неизвестно? В чем состоит условие? Что дано?
Возможно ли удовлетворить условию? Достаточно ли условие для опре
деления неизвестного? Или недостаточно? Или чрезмерно? Сделайте чертеж.
Введите подходящее обозначение. Разделите условие на части.
2) Поиск идеи решения и подбор плана решения. Как найти связь
между данными и неизвестным? Нельзя ли использовать метод ее решения?
Неизвестна ли вам какаянибудь родственная задача? Нельзя ли ею
воспользоваться? Не следует ли ввести какойлибо вспомогательный
элемент, чтобы воспользоваться прежней задачей? Нельзя ли придумать
более доступную задачу? Нельзя ли сформулировать задачу иначе, проще?
Более общую? Более частную? Аналогичную задачу? Нельзя ли решить часть
задачи, удовлетворить части условия? Нельзя ли извлечь чтолибо полезное
из данных? Все ли данные и условия вами использованы? Приняты ли во
внимание все понятия, содержащиеся в задаче?
3) Реализация плана. Осуществляя план решения, контролируйте
каждый свой шаг. Ясно ли вам, что предпринятый вами шаг правильный?
Сумеете ли доказать, что он правильный?
4) Контроль и самоконтроль полученного решения. Нельзя ли проверить
ход решения? Нельзя ли проверить результат? Нельзя ли получить тот же
результат иначе? Нельзя ли проверить правдоподобность, размерность
полученного результата? Нельзя ли решить задачу, обратную данной? Нельзя
ли в какойнибудь другой задаче использовать полученный результат?
Целевые положения по применению метода эвристических вопросов
для педагога: 1. Эвристический вопрос должен мотивировать мысль, а
не подсказывать идею решения задачи. 2. В вопросах должна быть
минимальная информация. 3. При постановке серии вопросов: а) постепенно
снижайте уровень проблемности задач; б) необходимо, чтобы они были
логически связаны; в) интересно поставлены; г) стимулировали как
логические, так и интуитивные процедуры мышления; д) каждый новый
вопрос давал бы новый, неожиданный взгляд на задачу; е) разбивайте задачу
на подзадачу, этапы.
Целевые положения по применению метода эвристических вопросов для
студентов: 1. Запоминайте наиболее характерные эвристические вопросы,
6 систематизируйте их. 2.Ставьте перед собой такие вопросы, которые бы
упростили задачу; позволили осмыслить задачу с новой неожиданной точки
зрения; мотивировали использование полученных знаний, опыта решения
других задач; позволили разбить задачу на подзадачи; побуждали вас к
самоконтролю. [4]
Метод многомерных матриц используется для генерирования большого
количества гипотез в условиях эвристической задачи.
Инструкция применения метода многомерных матриц
Поведение
педагога
Поведение обучающихся
Результат
выделение
Для уточнения проблемы
используются
эвристические вопросы
Стремление обучающихся
на
всех
габаритов
возможных
объекта
исследования,
включая самые ложные.
При
необходимости
неполная помощь
Нацеливание студентов на
группировку
и
классификацию
акцентированию
параметров
исследования.
составлении учащимися
матрицы
добивается
полного списка признаков
Одолевать у учащихся
стремление
к
поверхностному анализу
вновь
полученных
комбинаций элементов.
в
Принимает участие
критике
со
студентами
объекта
При
вместе
Уточнение
формулировки
проблемы
Получение всех
вероятных
параметров
объекта
Выстраивание
матрицы
комбинаций
ο
Решающая ценка
полученных
комбинаций
Отвечают на поставленные
педагогом вопросы. Учатся
ставить их сами
Разложение и запись всех
возможных
габаритов
объекта
исследования,
изобретения.
Студенты
стараются осмыслить и
проанализировать
найденный параметр
Реализация систематизации,
отбор (по возможности)
выделенных параметров
исследования,
объекта
изобретения.
Вписывание
их
двумерную
(трехмерную) матрицу (не
менее 7 элементов)
в
Анализируют и критически
оценивают
полученные
всевозможные комбинации
зрения
с
точки
оптимальности
и
реальности
их
практического применения
для
достижения
поставленной цели
Мотивирует студентов к Реализует отбор из всех Разбор комбинаций
7 поиску не любых,
а
интересных, оптимальных
комбинаций
Подведение
анализа,
комбинаций.
работы
общего
выявленных
Обработка
возможных комбинаций
наиболее
приемлемых,
оптимальных, оригинальных
Анализ
деятельности.
Возможно задание вопросов
преподавателю
Обобщение итогов
работы
Метод инверсии применяется для поиска идей решения эвристической
задачи в новых, неожиданных направлениях, чаще всего противоположных
общепринятым взглядам.
Инструкция применения метода инверсии
Поведение педагога
Поведение
обучающихся
Выводы
Попытки вывода
задачи,
противоположной
данной
Генерирование
задачи,
противоположной
данной
решать
её
Начинает
задачу с
перефразирования.
Выдвигает
перед
собой вопросы типа:
«А нельзя
ли
сформулировать
задачу,
обратную данной?»
Формирует различные
идеи.
При этом
каждой идее ищут
противоположную
идею
Выбор
поставленной
задачи
Стремится в процессе
решения
эвристических задач
использовать
противоположные
процедуры, средства,
такие как:
Мотивирует
обучающихся к
неоднократной переосмыслению
задачи с целью ее глубокого
осмысления.
этого
применяет
эвристические
вопросы
Для
у
При нарастании серьезных
трудностей
студентов
предоставляет им частичную
помощь. Подобно с прямой
задачей,
ставит
перед обучающимися обратные
задачи
Мотивирует
в
процессе решения эвристических
задач
применять
противоположные процедуры,
средства, такие как:
учащихся
ο
Анализ и синтез, л гическое и интуитивное, статические
динамические характеристики бъекта исследования,
внешние размеры, конкретное и абстрактное, реальное и
ο
8 фантастическое,
разъединение и объединение,
конвергенцию (суждение для поиска) и дивергенцию
(расширение поля поиска).
При попытке решить задачу с начала до конца, то
попытайтесь решить задачу от конца к началу и т.д.
Обобщение общего итога поиска
решения задачи.
Обработка
работы
задание
Анализ
деятельности.
Возможно
вопросов
преподавателю
Выводы
работы
итогов
Метод эмпатии применятся для получения самобытной идеи в условиях
изобретательства. В основе метода эмпатии лежит принцип личной аналогии.
Инструкция применения метода эмпатии
Поведение обучающихся
Повторяет
действия
педагога, а в дальнейшем
самостоятельно
выполняет
аутотренингу
по
их
Поведение педагога
«Я
Обучает аутотренингу:
спокоен… Я расслаблен… Да
задача очень интересная… Я
смогу решить эту задачу».
Наблюдает
процессом
выполнения
Рассказывает
студентам, чтозначит войти в
«образ», «вжиться в образ»
за
Выводы
Эмоциональная
подготовка
в
Вхождение
«образ» объекта
или процесса
Отождествление
исследуемого
объекта
человеком
с
Исследование
объекта с его
позиций
на
Приступая к решению
эвристической
задачи,
мысленно представляют
себя
месте
исследуемого объекта
или процесса
мысленно
Пытаются
исследуемому объекту,
(или его
процессу
отдельным
частям)
присвоить способности
чувствовать,
слышать,
рассуждать, т.е. иметь
человеческие свойства и
качества
После перехода в «образ»
рассуждайте как бы от
«лица объекта» или
какогото компонента
задачи, пока не возникает
продуктивная идея ее
9
Объясняет и на конкретных
примерах,
иллюстрирует
студентам,
как мысленно
присвоить объекту исследования
чувствовать,
способности
иметь
слушать, видеть т.е.
человеческие
и
качества
свойства
Наблюдать и опосредованно
направляет
деятельность обучающихся. При
этом настоятельно недопустима
критика действий студентов Обобщение общего итога
вхождения в «образ». Обработка
работы
решения
Обобщение деятельности.
Возможно
задание
вопросов преподавателю
Анализ итогов
работы
Метод синектики построен на комбинировании других эвристических
методов обучения. Используется для системного подхода в решении проблем и
эвристических задач. [5]
Инструкция применения метода синектики
Поведение педагога
за
Поведение обучающихся
Выводы
Бесконтрольно выполняют аутотренинг Эмоциональная
подготовка
Подготовка к работе
Анализ
задачи
данной
Формирование идей
Деление задачи на
подзадачи
Обобщение
полученных идей
ο
Сб р
идей
выдвинутых
выполнением учащимися
Анализируют общие признаки объекта,
используя аналогии: личную, прямую,
фантастическую
Следит
аутотренинга
Формирование учебных групп, количеством от 5 до 15 человек, где ее члены имеют
разные уровни способностей, интересов, подготовки
Побуждает
студентов
к многократномупереформулированиюзадачи.
Показывает на примерах (в начале его
использования)
Применяет такие вопросы: Как вы это себе
представляете? А что здесь нового? А что
если сделать наоборот? А если усилить
(ослабить) эффект? Не дает студентам
успокоиться при появлении первой удачной
идеи
Применяется в случае отсутствия желаемых результатов после 4 этапа. После этого
выполняются 4, 6, … этапы
Применяет эвристические приемы для
помощи
Одобряет и направляет ход обсуждения,
приобщая к анализу идей всех участников
дискуссии
Используют
аналогий,
рассуждаю вслух
всевозможные виды
инверсию,
метафоры,
Использует методы анализа для
выделения подзадач
Выводят объект исследования с самых
неожиданных точек зрения: внешних и
внутренних, научных и житейских, в
различных положениях
Реализация
классификации
выделенных идей
систематизации,
(по возможности)
Направляет студентов на систематизацию и
классификацию выделенных идей. Частичная
помощь
Наблюдение за ходом этапа критики идей.
Прямое вмешательство в ход критики –
запрещено
Анализ общего итога обобщения и разделения
задачи,
выдвижения и анализа идей.
Коррекция работы
Любая форма защиты идей не
рекомендована. Автор высказанной
идеи должен и сам выразить свое
мнение о ее недостатках
Обобщение деятельности,
в ходе
которой обязательно задание вопросов
преподавателю
Критический анализ
и отбор идей
Подведение итогов
работы
Список использованной литературы:
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный
курс: В 2 кн. Казань, 2015.Кн. 1.568 Кн. 2.320 с.
10 2. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса
в высшей школе. М.: Высш. шк., 2014. 200
3. Буш Г. Проблемология эвристики. Рига: Инт филос. и права АН Латв.
2011.77 с.
4. Гурова JI.JI. Структурные особенности эвристических процессов и
условия их формирования как продуктивных компонентов решения
задач // Вопр. психол. 2015. № 4. С.7082.
5. Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. — М.:
Психология, 2015. 154 с.
6. Коровина О.С. Факторы и условия профессионального
самоопределения студентов педагогических специальностей в
творческой деятельности: Автореф. . канд. пед. наук. Великий
Новгород, 2011. 20 с.
11
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.