Потенциал использования российского кинематографа на уроках музыки

  • docx
  • 20.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Документ Microsoft Word.docx

Стиляги, появившиеся в конце 40-х годов, сразу же были замечены советским обществом. Отношение к ним было негативное. Вот как вспоминает об этом В. Славкин в своей книге: «На первых порах протест стиляг был чисто биологический – протест молодого организма против старого рутинного окружения. Нормально… На Западе боролись с ним на эстетическом уровне, в наших же ребятах увидели врагов политических. Недаром установочный фельетон Д. Беляева «Стиляга» появился в том номере журнала «Крокодил», где открывалась правительственная кампания против безродных космополитов» [25].

В 1950-е образ стиляги встречался не только в журналах, газетах, иллюстрациях, в художественных произведениях, но и в кино. В советском кинематографе стиляга показан по-разному: он может быть главным героем картины или второстепенным персонажем. Так, в короткометражных фильмах «Секрет красоты» (1955) и «Иностранцы» (1961) стиляга является центром картины, одним из главных действующих лиц. Сюжеты картин схожи тем, что в них стиляга попадает в нелепую, абсурдную ситуацию. В «Секрете красоты» главный герой Эдик (имя на иностранный манер) оказывается на экзамене в парикмахерской и, помогая своей девушке, он остается без своей стильной прически. В этом короткометражном фильме высмеиваются стиляга и его девушка – чувиха (Мэри), которая, как и он, не способна к труду.

В кино-фельетоне «Иностранцы» 1961 года действие происходит в обычной московской квартире, где просыпается стиляга Жорж. Утро его начинается с энергичного джаза и стопки коньяка. Мама Жоры очень похожа на самого сына, пытается подражать ему в его стиляжничестве. Он приглашает домой иностранца, который ему и его друзьям рассказывает о западной моде: это и нелепые прически, абсурдные танцы, в которых герои напоминают обезьян. Сами позы стиляг напоминают этих животных. На стене героя висит игрушка – обезьянка, что дает прямую отсылку к этому образу. Сам иностранец оказывается в конце журналистом из газеты «Комсомольская правда», который обманывает друзей, ставит их в комичное положение, публикует их снимки в газете. Этот кино-фельетон вбирает в себя все стереотипные представления о стилягах.

В картинах «Сверстницы» (1959 года), «Медовый месяц» (1956 года), «Повесть о первой любви» (1957 года) стиляга является второстепенным, но очень выразительным персонажем. Например, в фильме «Медовый месяц» 1956 года девушка, одетая по последней моде, танцует необычные танцы с молодым человеком, напоминающем стилягу. Окружающие комментируют их танец так: «В 1911 году я видел нечто подобное в Африке». Также показываются танцы и в фильме «Повесть о первой любви». Эпизод и сравнение очень напоминают фельетон Беляева.

В картине «Сверстницы» три главных героини выбирают разные пути после окончания школы. Одна из них попадает в компанию безработных стиляг, оказывается на обочине, на периферии жизни – не поступает в институт, не устраивается на работу. Спасает героиню то, что в конце концов она устраивается работать на завод – повернувшись лицом к «правильной» жизни, она сама высмеивает своих бывших «друзей». Стиляга, который мельком показан в фильме, стереотипен и легко узнаваем. Его внешний вид указывают на принадлежность к этой субкультуре: разноцветные носки, яркий платок, как потом оказывается, взятый у мамы (в этом ирония создателей фильма). Герой, определенным образом себя ведет (как стиляга, по мнению советской пропаганды) – не работает, прожигает жизнь, пьянствует. При этом в фильме «разбросаны» детали, которые подчеркивают враждебность культуры стиляг советскому строю – обличительные плакаты на стене, на барабанах музыкантов написано: «Джаз – яд». Несмотря на то, что картина по жанру относится к социальной драме, стиляги не вызывают сочувствия, а наоборот показаны как неприятные персонажи, которые сами виноваты в своем социальном положении. При этом главный акцент создатели фильма делают на их антисоциальном поведении.

Оно доводится до гротескных форм в книге Адамова, а затем и в фильме «Дело пестрых» (1958 года). Само название отправляет нас к стилягам, но при этом явно они не присутствуют. Есть только детали, полунамеки: «У Лены Сергей застал высокого худощавого юношу с бледным лицом и зачесанными назад волосами. Сергей обратил внимание на его пестрый галстук и на ухоженные ногти…» [26].

Таким образом, главным является повторение установки, с которой мы начали: «Сегодня ты стиляга, а завтра ты преступник». В советское время стиляги воспринимались как политические враги. Образ стиляги сравнивался с обезьяной, попугаем. Сам стиляга воспринимался как человек на обочине жизни, либо, наоборот, как представитель «золотой молодежи». При этом главным оставалось то, что стиляги не работали на благо советского общества, а просто прожигали жизнь. Советская власть различными способами насаждала негативное отношение к стилягам, делала их идеологическими врагами.