Тема. Потешки.
9. воспитывать культуру делового общения, интерес к произведениям малого жанра устного народного творчества через показ изумительный по меткости и красоте язык народного произведения, его простоту и лаконичность, звучность и плавность, когда образы и картины рисуются зримо, точно живые.
Этапы урока, форма работы. |
Задания. |
Действия учителя. |
Действия учащихся. |
Результат. |
||||||||||||||||||||
1. Создание практической ситуации для постановки учебной задачи. Работа в группах. |
Ребята сочинили тексты. Одни утверждают, что их произведения потешки, другие это не потешки. На втором листе рядом поставьте «+», если это потешка, и «-», если это не потешка. 1) - Мы
проснулись, мы проснулись.
2) Сидел Ваня у ворот, Широко разинув рот. И никто не разберёт: Где ворота, а где рот.
3) - Ты
пирог съел?
4) Лепим
мы куличи,
5)
Ладушки, ладушки,
6)
Собрались мы поиграть. |
1.Распределить обязанности в группе, используя памятку «Работа в группах». 2.Определить жанр произведения. 3.Поставить на листе «+» или «-». 4.Показать готовность группы. |
1. + 1.+ 1. – 1.+ 2. - 2.+ 2. + 2.- 3. - 3.- 3.– 3. + 4. - 4.+ 4.+ 4. – 5. + 5.+ 5.+ 5.+ 6. - 6.- 6.- 6.-
|
|||||||||||||||||||||
2. Постановка учебной задачи на детских пробах. Фронтально. |
Детские работы повешены на доску. |
- Давайте посмотрим, что получилось. - Почему получилось по-разному? - Чего мы не знаем? - Запишем этот вопрос на доске. |
Каждый высказывает своё мнение.
- Как устроена потешка? |
? Как устроена потешка? |
||||||||||||||||||||
3. Выдвижение гипотез. Работа в группах. |
Работая в группах, запишите особенности потешки. |
Работают в группах, записывают особенности потешки на листах. Вывешивают гипотезы на доску. |
Детские гипотезы: 1.рифма 2.жесты 3.уменьшительно- ласкательные слова. 4. напевность. |
|||||||||||||||||||||
4. Физминутка. Потешка. |
||||||||||||||||||||||||
5. Проверка гипотез. Фронтально. |
Учитель возвращает учащихся к их гипотезам и находят подтверждение в текстах. - Вы написали рифма. В каких текстах вы нашли эту особенность. Поставьте знак «р». И так далее со всеми особенностями, которые обнаружили дети. - Какой вопрос мы поставили в начале урока? - можем мы на него теперь ответить? |
Ребята внимательно читают тексты и ставят соответствующие знаки в подтверждение своих гипотез.
- Как устроена потешка.
- Да. |
1. р ж л н 2. р - - н 3.- ж - - 4.р ж л н 5.р ж л н 6.р ж - - |
|||||||||||||||||||||
6. Заполнение схемы. Фронтально. |
На доске схема жанра потешка.
- Для того чтобы вы могли оценить свои потешки, составим схему об особенностях потешки. |
Учитель заполняет схему на доске.
-Какой пункт схемы можем заполнить? Идёт заполнение схемы. -Как вы понимаете «задача жанра»? -Для чего создают потешки? -Что такое «картина жизни»? - Какая картина в первой потешке? И так далее. - Картина везде одинаковая или разная? |
Дети заполняют аналогичные индивидуальные схемы. |
Потешка Задача жанра. Потешка учит маленьких детей разным жестам, навыкам. Картина жизни. Картина действия реальная направлена на действия героев. Построение картины жизни. Может иметь несколько частей. Меняется часть – меняются и жесты. Фразы, особые предложения. Одинаковое построение предложений; повтор слов внутри предложений. Особые слова. Слова-команды для жестов. Они с уменьшительно-ласкательным значением. Звуковой рисунок. Выразительный повтор звуков. Ритмический рисунок. Стихотворный текст. Рифма. Рифма есть. Жест. Слово командует жестами. |
||||||||||||||||||||
7. Возврат к детским пробам. Работа в группах. |
Возьмите свои работы и проверьте, правильно ли вы выбрали потешки. |
- Вы все особенности записали? |
Дети проверяют работы, результаты вывешивают на доску. - Теперь у всех получилось одинаково. |
1. + 2. – 3. - 4. + 5. + 6. - |
||||||||||||||||||||
8. Рефлексия. |
- Что мы хотели узнать? - Что для этого делали? - Что ещё можно сделать с помощью этой схемы? - Сочините потешку. |
- Как устроена потешка?
- Читали тексты. - Выбирали потешки. - Находили особенности. - Заполняли схему.
- Сочинить потешку. |
||||||||||||||||||||||
9. Домашнее задание. |
|
Ход урока.
1. Организационный момент.
Создание практической ситуации для постановки учебной задачи. Работа в группах.
- Ребята сочинили тексты. Одни утверждают, что их произведения потешки, другие это не потешки. На втором листе рядом поставьте «+», если это потешка, и «-», если это не потешка.
- Для этого поработаем в группах, так как вы уже сидите.
- Вспомним правила работы в группах.
- Прочитайте их про себя.
Правила работы в группах.
Какие задачи стоят сейчас перед вами?
а) Распределить обязанности в группе, используя памятку «Работа в группах».
б) Определить жанр произведения.
в) Поставить на листе «+» или «-».
г) Показать готовность группы.
Листы с текстами.
1)
- Мы проснулись, мы проснулись.
- Сладко, сладко потянулись.
- Маме с папой улыбнулись.
Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдем,
Где водичка найдем! (Потешка)
2) Сидел Ваня у ворот,
Широко разинув рот.
И никто не разберёт:
Где ворота, а где рот. (Частушка)
3)
- Ты пирог съел?
- Нет, не я.
- А вкусный был?
- Очень! (Побасёнка)
4)
Лепим мы куличи,
Круглые как личико.
Достаем из печи,
Вкусные куличики. (Потешка)
5)
Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки.
На окно поставим.
Остывать заставим.
Немного погодим,
Всем оладушек дадим. (Потешка)
6)
Собрались мы поиграть.
Ну, кому же начинать?
Раз, два, три,
Начинаешь ты! (Считалка)
Дети на листах указывают знаками потешки.
В какой из предложенных ролей вы сейчас были?
(На доске слова)
- Сегодня мы с вами попробуем поработать во всех этих позициях.
2.Постановка учебной задачи на детских пробах.
- Давайте посмотрим, что получилось.
- Почему получилось по-разному?
Каждый высказывает своё мнение.
- Чего мы не знаем?
- Запишем этот вопрос на доске.
- Как
устроена потешка? (Учитель записывает вопрос на доске)
3. Выдвижение гипотез. Работа в группах.
Сейчас вы будете теоретиками и запишите на листочках особенности потешки.
Записывают особенности потешки на листах.
Вывешивают гипотезы на доску каждый в свой столбик.
Детские гипотезы:
а) рифма
б) жесты
в) уменьшительно- ласкательные слова.
г) напевность
- Вы проводили исследование структуры потешки.
4.Физминутка. Потешка.
5. Проверка гипотез. Фронтально.
Учитель возвращает учащихся к их гипотезам и находят подтверждение в текстах.
- Проверим ваши предположения.
- Вы написали рифма. В каких текстах вы нашли эту особенность. Поставьте знак «р».
- Укажите, где имеет место жест, буквой «ж».
- Покажите знаком «л» там, где имеются уменьшительно – ласкательные слова.
- Напишите «н» у того текста, где есть напевность.
Ребята внимательно читают тексты и ставят соответствующие знаки в подтверждение своих гипотез.
Получили такую схему:
1. р ж л н
2. р - - н
3.- ж - -
4.р ж л н
5.р ж л н
6.р ж - -
-Какой вопрос мы поставили в начале урока? (Как устроена потешка?)
- Можем мы на него ответить?
- Для того чтобы вы могли оценить правильность выделенных потешек заполним схему.
- Какие пункты мы можем заполнить сразу? Молодцы, но мы начнём сначала.
Потешка |
|
Задача жанра. |
|
Картина жизни. |
|
Построение картины жизни. |
|
Фразы, особые предложения. |
|
Особые слова. |
|
Звуковой рисунок. |
|
Ритмический рисунок. |
|
Рифма. |
|
Жест. |
- К кому обращены слова потешки - к взрослому человеку или ребёнку?
(К ребёнку, к маленьким детям)
- Для чего ребёнку рассказывалась эта потешка?
(Чтобы его развеселить, чтобы малышу не было скучно, чтобы научить его хлопать в ладоши)
- А каким действиям могут научить потешки малышей? Прочитайте в текстах №6.
Расти,
коса, до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, косынька, до пят-
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся! (Расчёсываться, слушаться родителей)
Лепим
мы куличи,
Круглые как личико.
Достаем из печи,
Вкусные куличики. (Готовить еду)
- Какова же задача жанра потешка? (Потешка учит детей разным жестам, навыкам) (Заполняем первую строку)
- Какова же картина жизни, показанная в потешке?
- На что она направлена? Требует ли она определённых действий? (Картина жизни реальная, так как учит тому, что нужно в жизни, направлена на действия героев - чему нужно научить ребёнка, о том и говорится) (Заполняется графа в схеме)
Запись в схеме. Построение картины – может иметь несколько смысловых частей. Меняется часть – меняется жест.
- Понаблюдаем, как построены предложения в потешке. Имеются ли повторы, какой порядок слов?
Предложение. Одинаковое построение предложений; повтор слов внутри предложений.
- Рассмотрим следующий уровень – слово.
-Что интересного заметили? Что главнее-слово или жест? (Слово командует, какой жест нужен) А слова обычные?
Слова-команды для жестов. Слова с уменьшительно- ласкательным значением.
- Теперь наблюдаем, каков же звуковой рисунок, выделяются ли повторы определённых звуков. Какие звуки кому и что помогают услышать, увидеть, почувствовать в изображаемой картине жизни?(Акцентное вычитывание текста, выделяя голосом повторы звуков)После ответов детей заполняется графа в схеме.
Звуковой рисунок. Выразительный повтор звуков.
- Теперь попробуем прохлопать ритмический рисунок по потешке №1.
Катя,
Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди, Катя, горенкой,
Топни, Катя, ноженькой.
- Это ритм стиха или прозы?
Ритмический рисунок – стихотворный текст.
- А теперь возьмите первые тексты (Приложение №2) и проверьте правильно ли вы отметили потешки. Исправьте ошибки. (Дети вывешивают результаты работ.)
- Кто из детей сочинил потешку?
- У всех получилось одинаково?
- Работа в каких позициях больше понравилась?
- Трудно ли быть теоретиками?
- Ребята, во всех ролях вы побывали? (Нет. Не были авторами и критиками)
- А разве мы не указали, что некоторые тексты были сочинены не в виде потешок?
- Роль критиков мы больше рассмотрим на следующем уроке при проверке домашнего задания.
- Что нам поможет делать эта схема кроме проверки жанра? (Сочинить потешку)
- Дома вы попробуете быть авторами.
- Сочините потешки по заготовленным рифмам для первоклассников, которые помогут им учиться.
………………… ученик
…………………дневник
…………………..звонок,
……………………...урок.
…………………..Алёша
………………..хороший
………………...учиться
……………….трудиться
………………..весёлый
……………….из школы
……………………..лица
………………...ученица
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.