Потребности пациента
Оценка 4.6

Потребности пациента

Оценка 4.6
Лекции
doc
труд
Взрослым
07.02.2019
Потребности пациента
Потре́бность Потре́бность, нужда — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов[1]. Ярким примером может служить жажда — острое чувство потребности в воде, возникающее при обеднении ею организма животного или при превышении в крови нормальной концентрации минеральных и органических веществ. Физиологический же механизм этого чувства — воздействие повышенного общего и осмотического давления, изменение концентрации ионов натрия, происходит возбуждение питьевого центра в головном мозге, вызывающее нервно-гуморальные реакции сохранения воды в организме, поиск воды особью[1]. Потре́бность — вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации. Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального),[2] которые являются побудителями и мотивацией активности. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти. Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера. Есть мнение, что это понятие, описывающее внутреннее отношение субъекта к другим субъектам или объектам и объясняющее поведение живых существ — излишне, так как поведение живых существ можно описать без его использования
лекция 5.doc
Потр бность, нужда — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего­либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов[1]. Потр бность ее ее ее Ярким примером может служить жажда — острое чувство потребности в воде, возникающее при обеднении ею организма животного или при превышении в крови нормальной концентрации минеральных и   органических   веществ.   Физиологический   же   механизм   этого   чувства   —   воздействие   повышенного общего   и   осмотического   давления,   изменение   концентрации   ионов   натрия,   происходит   возбуждение питьевого   центра   в   головном   мозге,   вызывающее   нервно­гуморальные   реакции   сохранения   воды   в организме, поиск воды особью[1]. Потр бность — вид функциональной  или психологической  нужды или  недостатка какого­либо объекта,   субъекта,   индивида,   социальной   группы,   общества.   Являясь   внутренними   возбудителями активности, потребности проявляются по­разному в зависимости от ситуации. Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального),[2] которые являются побудителями и мотивацией активности. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти. Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам,  проявляется то в виде  мотива, то в виде черты. В последнем  случае потребности стабильны и становятся качествами характера. Есть мнение, что это понятие, описывающее внутреннее отношение субъекта к другим субъектам или объектам и объясняющее поведение живых существ — излишне, так как поведение живых существ можно описать без его использования.[3] Различают потребности [1]: по сферам деятельности:  потребности труда познания общения отдыха по объекту потребностей:  материальные духовные этические эстетические и др. по значимости:  доминирующие/второстепенные центральные/периферические по временной устойчивости:  устойчивые ситуативные по функциональной роли:  естественные обусловленные культурой по субъекту потребностей:  групповые индивидуальные коллективные общественные Желание   (конкретизированная   потребность)   —   потребность,   принявшая   конкретную   форму   в соответствии[1]: с культурным уровнем и личностью индивида с историческими, географическими и другими факторами страны или региона Врожденный   драйв,   первичный   драйв   (человек   обладает   с   рождения)   —   боль,   жажда,   голод, ориентировка   и   другие   побудители,   ассоциируемые   с   физиологическими   состояниями   внутри организма[1] Средствами удовлетворения человеческих потребностей являются блага[4]. Степенью удовлетворения определенных потребностей человека является благосостояние[5]. Совокупность действий, направленных на оптимальное удовлетворение духовных и материальных потребностей человека составляет жизнеобеспечение[1] Удовлетворению материальных потребностей в пище, одежде, жилье, здоровье служит быт (как совокупность связей и отношений)[6]. Первичным эмоциональным проявлением потребности человека является влечение[7] Социальным   процессом   сокращения   и/или   лишения   возможностей   удовлетворения   основных жизненных потребностей индивидов или групп является депривация[8] Двигательная   активность   также   является   необходимым   условием   поддержания   нормального функционального состояния человека[9]. Особенности потребностей человека Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек   убеждается,   что   удовлетворение   последней   возможно   лишь   через   достижение   цели.   Это позволяет   ему   соотнести   свои   субъективные   представления   о   потребности   с   ее   объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом. Для человека характерно то, что даже те потребности, которые связаны с задачами его физического существования,   отличны   от   аналогичных   потребностей   животных.   В   силу   этого   они   способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется за счет общественно обусловленного развития их предметов. Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях,   желаниях   и   прочем,   побуждающих   человека   к   деятельности   и   становящихся   формой проявления   потребности.   Если   в  потребности   деятельность   по  существу   зависима   от  ее   предметно­ общественного   содержания,   то   в   мотивах   эта   зависимость   проявляется   как   собственная   активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна,   чем   потребность,   составляющая   ее   сущность.   Воспитание   потребностей   —   одна   из центральных задач формирования личности. По   мере   удовлетворения   одних   потребностей   у   человека   возникают   другие   потребности,   это позволяет экономистам утверждать, что в общем потребности безграничны. Потребности связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется. Наличие   потребности   сопровождается   эмоциями:   сначала,   по   мере   усиления   потребности   — отрицательными, а затем — в случае ее удовлетворения — положительными. Потребности   определяют   избирательность   восприятия   мира,   фиксируя   внимание   человека преимущественно   на   тех   объектах,   которые   имеют   способность   утолять   потребности.   На физиологическом уровне потребности выражаются как устойчивые очаги возбуждения соответствующих нервных центров, определённые  академиком  Ухтомским А.А. как доминанты. При соответствующих условиях, сильные доминанты могут подавлять функционирование других нервных центров. Например, само   явление   доминанты   было   открыто   при   исследовании   двигательных   рефлексов   собаки   на определённые   раздражители.   В   какой­то   момент   времени   животное   перестало   реагировать   на раздражители   и   через   несколько   секунд   у   него   произошёл   акт   дефекации.   После   этого   рефлексы восстановились. Доминанты бывают низшие, соответствующие низшим ступеням иерархии потребностей и высшие. Высшие доминанты характеризуются долговременностью процесса их формирования. Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения — примитивные животные — высокоразвитые животные — человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный — грудной младенец — дошкольник — школьник — взрослый человек. Различные ученые по­разному объясняли сущность человеческих потребностей: Опредмечивание При рассмотрении связи потребностей с деятельностью нужно сразу же выделить два этапа в жизни каждой потребности: период до первой встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и период после этой встречи. На первом этапе потребность, как правило, не явлена субъекту: он может испытывать состояние какого­то   напряжения,   неудовлетворенности,   но   не   знать,   чем   это   вызвано.   Со   стороны   поведения потребностное состояние выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. В ходе поисков обычно происходит встреча потребности с ее предметом, чем и завершается первый этап жизни потребности.   Процесс   «узнавания»   потребностью   своего   предмета   называется   опредмечением потребности.   Самим   актом   опредмечения   потребность   преобразуется   —   становится   определенной, потребностью   именно   в   данном   предмете.   В   элементарных   формах   это   явление   известно   как запечатление (импринтинг). Опредмечение — очень важное событие: в этом акте рождается мотив. Мотив и определяется как предмет   потребности.   Можно   сказать,   что   через   опредмечение   потребность   получает   свою конкретизацию.   Поэтому   мотив   еще   определяется   как   опредмеченная   потребность.   Вслед   за опредмечением   деятельности   и   появлением   мотива   резко   меняется   тип   поведения   —   оно   обретает направленность, зависящую от мотива. В процессе опредмечения обнаруживаются важные черты потребностей: первоначально очень широкий спектр предметов, способных удовлетворить заданную потребность; быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете Классификации потребностей человека Существует множество классификаций потребностей. По сферам Потребности   подразделяются   по   характеру   деятельности   (оборонительной,   пищевой,   половой, познавательной, коммуникативной, игровой). Разделение в связи с теми целями, которые достигаются по мере удовлетворения потребности      биологические, трудовые, познания, общения, отдыха; Американский психолог У. Мак Дугалл полагал, что в основе тех или иных потребностей человека лежат определенные инстинкты, которые проявляются через соответствующие ощущения и мотивируют человека к определенной деятельности. Инстинкт Пищевой инстинкт Инстинкт самосохранения (страх) Стадный инстинкт Инстинкт приобретательства Инстинкт продолжения рода Родительский инстинкт Инстинкт созидания Отвращение Удивление Гнев Смущение Воодушевление 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Его проявление Голод Бегство Стремление к общению Жадность Половое влечение Нежность Стремление к активности Неприятие, отторжение Любознательность Агрессивность Самоуничижение Самоутверждение По объекту физиологические (пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.) материальные, (жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п) социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.) духовные, (знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т. п.) этические, эстетические, другие; По функциональной роли    доминирующие/второстепенные, центральные/периферические, устойчивые/ситуативные; По происхождению Существует   деление   на   две   большие   группы   —   естественные   и   культурные.   Первые   из   них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни. По аналогии с условными и безусловными рефлексами потребности так же делят на    врожденные, простые приобретенные и сложные приобретенные. Под   простыми   приобретёнными   потребностями   понимаются   потребности   сформированные   на основании собственного эмпирического опыта индивида (например, потребность трудоголика в любимой работе),   под   сложными   же   —   на   основании   собственных   умозаключений   и   представлений неэмпирического   происхождения   (например,   потребность   религиозного   человека   в   исповеди, базирующаяся   на   привитом   извне   представлении   о   позитивных   последствиях   ритуала,   но   не   на эмпирическом ощущении вины и унижения при его совершении). По субъекту потребностей индивидуальные, групповые, коллективные, общественные. По видам поведения Ф.Н.   Ильясов,   в   рамках   этологического   подхода,   выделяет   основные   виды   поведения (потребности),   описывающие   жизнедеятельность   высших   животных   и   человека.   Их   всего   шесть:   1) пищевое,   2)   половое   (сексуально­репродуктивное),   3)   статусное   (коллективное,   социальное),   4) территориальное, 5) комфортное, б) ювенильное (игровое). В рамках этологического подхода (то есть дающего самый "низкий" уровень описания) допустимо полагать, что приведённые шесть потребностей способны исчерпывающим образом списывать функционирование такой сложной системы как человек. Проблема   иерархии   потребностей   в   рамках   этого   подхода   решаться   через   проблему   типологии индивидов по ранжированию доминирующих потребностей. Даже обыденный опыт подсказывает нам, что есть субъекты с доминированием различных видов поведения ­ полового, пищевого, статусного и др. Возможно   построение   типологии   на   основе   ранжирования   важности   потребностей   с   точки   зрения субъекта.   Вопрос   этот,   безусловно,   требует   эмпирического   обоснования,   однако,   не   исключено,   что достаточно полно отражать поведение могут 2­3 доминирующие потребности. Возраст Возраст — продолжительность периода от момента рождения живого организма до настоящего или любого другого определённого момента времени[1]. Обычно   под   словом   «возраст»   понимается   календарный   возраст   (паспортный   возраст, хронологический  возраст), при котором не учитываются  факторы развития организма. Наблюдаемые отличия   индивидуальных   особенностей   развития   организма   от   средних   показателей   послужили основанием для введение понятия «биологический возраст», или «возраст развития»[1]. Понятие биологического возраста Понятие биологического возраста возникло в результате осознания неравномерности развития, зрелости и старения. Одна из важнейших закономерностей онтогенеза − это неравномерность возрастных изменений.   Это   явление   служит   причиной   расхождения   между   хронологическим   и   биологическим возрастом организма. Возраст — продолжительность периода от момента рождения до настоящего или любого другого момента времени. Возраст   анатомо­физиологический  —   возраст,   определяемый   по   совокупности   обменных, структурных,   физиологических,   регуляторных   процессов.   Этот   возраст   может   не   соответствовать календарному возрасту. Возраст хронологический (паспортный) — период времени от момента рождения до настоящего или любого другого момента исчисления. Биологический   возраст,   или  Возраст   развития  —   модельное   понятие,   определяемое   как соответствие индивидуального морфофункционального уровня некоторой среднестатистической норме данной   популяции,   отражающее   неравномерность   развития,   зрелости   и   старения   различных физиологических систем и темп возрастных изменений адаптационных возможностей организма. Биологический возраст может опережать либо отставать от хронологического возраста. Введение   понятия   "биологический   возраст"   объясняется   тем,   что   календарный   (паспортный, хронологический) возраст не является достаточным критерием состояния здоровья и трудоспособности стареющего человека. Биологический   возраст   ­   это   достигнутый   отдельным   индивидом   уровень   развития морфологических структур и связанных с ним функциональных явлений жизнедеятельности организма, определяемый средним хронологическим возрастом той группы, которой он соответствует по уровню своего развития. Возраст биологический — возраст развития. Существование индивидуальных колебаний процесса роста   и   развития   послужило   основанием   для   введения   этого   понятия.   При   описании   основных морфологических   особенностей   человека   в   различные   периоды   используют,   как   правило,   средние показатели. Индивидуальные различия в процессах роста и развития могут варьироваться в широких пределах.   Особенно   сильно   эти   различия   проявляются   в   период   полового   созревания,   когда   за сравнительно   короткий   промежуток   времени   происходят   весьма   существенные   морфологические   и физиологические перестройки организма. Формулирование   понятия   "биологический   возраст"   имеет   большое   значение,   поскольку   для многих   практических   целей   важна   группировка   детей   не   только   по   календарному   (паспортному) возрасту,   а   по   степени   их   развития.   У  значительной   части   детей   биологический   и   хронологический (календарный)  возраст совпадают.  Однако встречаются  дети и  подростки, у которых  биологический возраст опережает хронологический или отстает от него. Термин "биологический возраст" появился в 30­40­е годы ХХв. в трудах российских ученых В. Г. Штефко, Д. Г. Рохлина и др. Среди отечественных ученых, работавших над проблемой определения биологического возраста, первым был П.Н. Соколов. В 1935 году он разработал таблицу возрастных сдвигов для определения информативных признаков по степени их интенсивности. Гораздо позже, в 1975 году, Т.Л.Дубина и А.Н.Разумович опубликовали первый обзор на русском языке по биологическому возрасту.  В 80­е годы сотрудниками Института геронтологии АМН СССР под руководством В.П.Войтенко интенсивно   разрабатываются   методы   определения   биологического   возраста.   В   последнее   время исследования по этому вопросу проводятся в лаборатории онтогенеза Пермской медицинской академии. Проблема биологического возраста является ключом для изучения влияния времени на изменения организма на всех этапах индивидуального развития от рождения до смерти, объединяемых термином онтогенез. Каков ваш реальный биологический возраст? Человечество   в   течение   своего   существования   всегда   стремилось   к   долгой   жизни.   Но   для продления   жизни необходимо как то оценивать каков не номинальный возраст человека в текущий момент, а реальный, поскольку одни люди стареют рано, а другие поздно. Поэтому и оценивать возраст необходимо объективно.    Для определения  биологического возраста существует много методик и масса параметров. Мы приведём   три   основных   параметра   позволяющих   адекватно   оценить   ваш   биологический   возраст   в домашних условиях.  Для этой цели на понадобятся в первую очередь обычные бытовые весы. Спирометр, позволяющий определить каков объём воздуха в легких. Глюкометр, позволяющий определить  у человека, как уровень глюкозы, так и уровень холестерина в крови. Таким образом всего для оценки биологического возраста нам потребуется 4 параметра: вес, объём легких, уровень глюкозы и холестерина в крови.    В таблице ниже приведены три основных показателя для идеально здорового человека. Определив свои показатели можно установить свой реальный биологический возраст и увидеть насколько велико отклонение вашего биологического возраста от возраста идеально здорового человека.   Однако надо понимать, что плохие показатели – это ни в коем случае не приговор, поскольку человек может сам влиять на свои показатели.  Так уровень глюкозы и холестерина напрямую зависит от нашего питания. Жизненная ёмкость лёгких   и   масса   тела   зависит   от   физических   нагрузок.   Не   запускайте   этот   процесс,   не   заставляйте параметры в таблице сдвигаться вправо, занимайтесь собой.    Не всё фатально, стареют все и всё, но с разной скоростью. Соблюдайте две простые истины: блюдите умеренность за столом и больше двигайтесь. Чем раньше вы собой займётесь, тем меньше будет ваша скорость изменения биологического возраста. ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ Возрастная периодизация  — периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации. Стратификация — это деление общества на социальные слои (страты) путем объединения различных   социальных   позиций   с   примерно   одинаковым   социальным   статусом,   отражающее сложившееся   в   нем   представление   о   социальном   неравенстве,   выстроенное   по   вертикали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). Для   понимания   жизненного   цикла   человека   необходимо   определение   последовательной   смены состояний   развития,   однонаправленности   и   необратимости   времени   жизни,   т.е.   топологическая характеристика этого времени. Вместе с тем следует учитывать длительность существования индивида, определяемую   общей   продолжительностью   жизни   всех   индивидов   данного   вида,   ­   метрическую характеристику жизненного  цикла и его отдельных моментов.  Обе эти характеристики представлены, например, в международной схеме возрастной периодизации (таблица 3).  Международная схема возрастной периодизации           Периоды развития                            Продолжительность     Новорожденные                                      1­10 дней     Грудной ребенок                                     10 дней­1 год     Раннее детство                                      1­2 года     Первый период детства                           3­7 лет     Второй период детства                           8­12 для мальчиков                                                                   8­11 для девочек     Подростковый возраст                            13­16 для мальчиков                                                                  12­15 для девочек     Юношеский возраст                                 17­21 для мужчин                                                                   16­20 для женщин     Средний возраст:         первый период                                    22­35 для мужчин                                                                  21­35 для женщин         второй период                                    36­60 для мужчин                                                                  36­55 для женщин     Пожилые люди                                        61­75 для мужчин                                                                   55­75 для женщин     Старческий возраст                                 74­90 для обоих полов     Долгожители                                          Старше 90 лет. В   антропологии   и   психофизиологии,   педиатрии   и   геронтологии   чаще   используются   более специальные классификации периодов роста и созревания, с одной стороны, и инволюционных периодов, с другой. Одна из наиболее полных психологических классификаций возрастных периодов представлена американским психологом Э.Эриксоном. В   своих   взглядах     на  развитие     Э.Эриксон     придерживался   так   называемого   эпигенетического принципа:     генетической   предопределенности     стадий,     которые     в     своем   личностном   развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней.  Это такие стадии как: 1. Раннее младенчество (от рождения до 1 года). 2. Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет). 3. Раннее детство (около 3­5 лет). 4. Среднее детство (от 5 до 11 лет). 5. Половое созревание, отрочество и юность (от 11 до 20 лет). 6. Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет). 7. Средняя взрослость (от 40­45 до 60 лет). 8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет). На каждой  стадии  развития  Э.Эриксон выделяет нормальную и аномальную линии развития. Так, на первой стадии в первом случае это:  доверие к людям,  взаимная любовь,  привязанность, взаимное признание родителей и ребенка,   удовлетворение тяги детей к общению   и другие жизненно важные  потребности.   Во  втором случае   это:  недоверие  к  людям  как  результат  плохого  обращения матери   с   ребенком,   игнорирование,   пренебрежение   им,   лишение   любви;   слишком   раннее   или   резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция. На второй стадии это: самостоятельность, уверенность в себе;   ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека. С другой стороны ­ сомнения в себе и гипертрофированное чувство стыда;  ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишения,  недостатки в развитии элементарных  двигательных навыков, например хождения; у него слабо развита речь, имеется сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность. На третьей стадии это:   любознательность и активность, живое воображение и заинтересованное изучение  окружающего  мира,  подражание взрослым,  включение в полоролевое поведение.  С другой стороны ­ пассивность и безразличие к людям,  вялость, отсутствие инициативы,  инфантильное чувство зависти   к   другим   детям,   подавленность   и   уклончивость,     отсутствие   признаков     полоролевого поведения. На четвертой  стадии  это:  трудолюбие,  выраженное  чувство долга и стремление к достижению успехов, развитие познавательных и коммуникативных  умений и навыков, постановка перед собой и решение  реальных  задач;   нацеленность   игры  и   фантазии  на  лучшие   перспективы,  активное   усвоение инструментальных и предметных действий,  ориентированность на задачу.  С другой стороны ­  чувство собственной неполноценности, слаборазвитые трудовые навыки, избегание сложных заданий,   ситуаций соревнования с другими людьми;   острое чувство собственной неполноценности,   обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью;   ощущение временного “затишья перед бурей”,   или периодом половой зрелости, конформность, рабское поведение,  чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач. На пятой стадии это:   жизненное самоопределение; развитие временной перспективы ­ планов на будущее;   самоопределение   в   вопросах:   каким   быть?   и   кем   быть?;   активный   поиск   себя   и экспериментирование в разных ролях;  учение; четкая половая поляризация  в формах межличностного поведения;  становление мировоззрения; взятие на себя лидерства в группах сверстников и подчинение им   при   необходимости.   С   другой   стороны   ­   путаница   ролей;   смещение   и   смешение   временных перспектив:   появление мыслей не только о будущем и настоящем,   но и о прошлом; концентрация душевных   сил   на   самопознании,   сильно   выраженное   стремление   разобраться   в   самом   себе   в   ущерб развитию  отношений с внешним миром и людьми;  полоролевая фиксация;  потеря трудовой активности; смешение   форм   полоролевого   поведения,   ролей   в   лидировании;   путаница   в   моральных   и мировоззренческих установках. На   шестой   стадии   это:     близость     к     людям;   стремление   к   контактам   с   людьми,   желание   и способность посвятить себя людям;  рождение и воспитание детей;  любовь и работа; удовлетворенность личной жизнью. С другой стороны ­ изоляция от людей; избегание людей, особенно близких,интимных отношений   с   ними;   трудности   характера,     неразборчивые   отношения   и   непредсказуемое   поведение; непризнание,  изоляция и первые симптомы отклонений в психике, душевных расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих и действующих в мире угрожающих сил. На седьмой стадии это: творчество; продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми; зрелая, полноценная и разнообразная жизнь; удовлетворенность   семейными   отношениями и чувство гордости за своих детей; обучение и воспитание нового поколения. С другой стороны ­ застой; эгоизм   и   эгоцентризм;     непродуктивность   в   работе;   ранняя   инвалидность;     всепрощение   себя   и исключительная забота о самом себе. На   восьмой   стадии   это:   полнота   жизни;   постоянные   раздумья   о   прошлом,   его   спокойная, взвешенная оценка; принятие прожитой жизни такой,  какая она есть; ощущение полноты и полезности прожитой жизни;  способность примириться с неизбежным; понимание того, что смерть  не страшна.  С другой стороны ­ отчаяние;   ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что оно бежит слишком быстро;  осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и в других людей; желание прожить жизнь заново, стремление  получить  от нее больше,  чем было получено; ощущение отсутствия в мире порядка, наличия в нем недоброго неразумного начала; боязнь приближающейся смерти. Наиболее существенный вклад Э.Эриксона в теорию личностного развития состоит в выделении и описании восьми жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека: 1. Кризис доверия ­ недоверия (в течение первого года жизни). 2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2­3 лет). 3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет). 4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет). 5. Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет). 6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет). 7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность “погружению в себя” (между 30 и 60 годами). 8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет). Становление   личности   в   концепции   Э.Эриксона   понимается   как   смена   этапов,   на   каждом   из которых происходит качественное преобразование внутреннего  мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми.  В результате этого он  как личность,  приобретает нечто новое, характерное   именно   для   данного   этапа   развития   и   сохраняющееся   у   него   (по   крайней   мере   в   виде заметных следов) в течение всей жизни. Возраст   человека,   как   и   человек   в   целом,   есть   взаимопроникновение   природы   и   истории, биологического и социального, конвергенция которых выражается в отдельной фазе человеческой жизни и в генетических связях между фазами.  Поэтому  возрастные  изменения тех  или иных свойств человека являются одновременно онтогенетическими и биографическими; по этим изменениям  можно судить не только   об   отдельных   психосоматических   и   социально­психологических   сдвигах,   но   и   об   их динамических   соотношениях.   В   этом   смысле   фактор   возраста,     о   котором   говорится   во   многих исследованиях, является суммой разнородных влияний роста, общесоматического, полового и нервно­ психического   созревания   и   других   явлений   органического   развития,   конвергируемого   в   условиях воспитания с культурным развитием как освоением общественного опыта,   исторически сложившихся знаний и правил деятельности. Возрастные периоды развития человека по Эриксону 0­1 год    В этом нежном и хрупком возрасте формируется важнейшее качество ­ способность доверять, людям и надеяться на лучшее. Если младенец не получал достаточно любви и внимания, впоследствии может сформироваться недоверчивая, замкнутая личность.  1­3 года    В   возрасте   трех   лет   дети   нередко   становятся   капризны,   склонны   настаивать   на   своем.   И неудивительно:  в   это  время  формируется   важнейшее  качество  человека  ­  воля.   При  благоприятных условиях из этого кризиса маленький человек выходит самостоятельным и уверенным в себе.  3­5 лет   С трех до пяти лет дети заняты в основном игрой со сверстниками, постигая основные социальные законы.   В   это   время   формируются   инициативность,   активность,   целеустремленность   ребенка,   его готовность к общению. Если родители были чрезмерно "заботливы" и не позволяли ребенку активно познавать   мир,   ограждая   его   от   всевозможных   "опасностей",   из   этого   кризиса   может   выйти   весьма "ленивая" личность.  5­11 лет    Начало   продуктивной   учебы   ­   самого   первого   труда   ребенка.   В   это   время   человек   начинает понимать ценность жизненных достижений, необходимость прилагать усилия для того, чтобы получить желаемое, в том числе и уважение окружающих.  11­20 лет   В это время формируется представление о собственной уникальности. Человек ищет себя, задает себе важные вопросы, определяется с жизненным направлением. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения, картина мира становится осознанной и яркой.  20­40 лет    Это период, когда пересматриваются представления о жизни, осознаются ценность и значимость окружающих людей. И именно этот кризис человек обязан пройти самостоятельно ­ ему больше не могут ни помочь, ни помешать.  40­60 лет   Это возраст творчества, взрыв внутренней, духовной, активности, время продуктивной работы над собой и готовности, а главное, умения помогать другим. И из этого последнего кризиса выходит уже не просто человек ­ выходит Учитель. Тот, кто прожил свою жизнь не зря, многое преодолел и многое понял ­ и теперь готов поделиться своим знанием с окружающими. Увы, мы не всегда готовы его слушать, ведь каждый учится на собственных ошибках.

Потребности пациента

Потребности пациента

Потребности пациента

Потребности пациента

Потребности пациента

Потребности пациента

Потребности пациента

Потребности пациента

Потребности пациента

Потребности пациента

Потребности пациента

Потребности пациента

Потребности пациента

Потребности пациента

Потребности пациента

Потребности пациента

Потребности пациента

Потребности пациента

Потребности пациента

Потребности пациента

Потребности пациента

Потребности пациента
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2019
Посмотрите также: