Урок 2: «Масса и размер молекул и атомов».
Цели урока: дать представление обучающимся о размерах и массах молекул и атомов, научить решать задачи по вычислению основных физических величин молекулярно-кинетической теории, характеристик молекул и атомов; провести контроль знаний по теме.
Задачи:
1. образовательные:
· дать представление о размерах молекул и атомов;
· дать понятия электронного микроскопа и область его применения;
· продолжить формирование умений обучающихся решать задачи на вычисление физических величин;
2. развивающие:
· развивать память, мышление, внимание обучающихся;
· развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать;
3. воспитательные:
· воспитывать интерес к предмету, положительное отношение к знаниям, ответственность при решении задач.
Тип урока: урок сообщения новых знаний
План урока
1. Организационный момент 1 минута
2. Подготовка к усвоению нового материала 2 минуты
3. Актуализация опорных знаний 6 минут
4. Освоение нового материала 15 минут
5. Закрепление нового материала 10 минут
6. Первичная проверка полученных знаний 8 минут
7. Домашнее задание 1 минута
8. Подведение итогов урока 2 минуты.
Ход урока
1. Организационный момент.
Озвучивание темы урока Постановка цели урока. Мотивация темы.
2. Подготовка к усвоению нового материала.
Все тела нам кажутся сплошными. Почему?
Можно ли увидеть молекулы в микроскоп? Почему?
Можно ли взвесить молекулу или измерить диаметр молекулы? Почему?
3. Актуализация опорных знаний
1. Назовите основные положения молекулярной теории строения вещества.
2. Что такое диффузия?
3. Что такое броуновское движение?
1). Идея о том, что вещество состоит из атомов принадлежит
А) Демокриту
Б) Ньютону
В) Ломоносову
Г) Эйнштейну
2). Если положить помидор в соленую воду, то через некоторое время он станет соленым. Какое явление объясняет этот факт?
А) Химическая реакция
Б) Отталкивание частиц
В) Диффузия
Г) притягивание частиц
3). Изменится ли скорость частиц при понижении температуры вещества?
А) не изменится
Б) в жидких и твердых телах
В) в газах, жидких и твердых телах
Г) только в газах.
4. Освоение нового материала.
Древнегреческие философы Левкипп и его ученик Демокрит еще в 5 в. до н.э. разработали атомистическую теорию, согласно которой в мире существуют лишь атомы («атом» - неделимый), движущиеся в Великой пустоте. Размеры атомов очень малы (≈0,1нм). Увидеть атомы смогли только в конце 20-го века, т.е. спустя 2500 лет после рождения атомной теории, с помощью электронного микроскопа. Связано это с мощным развитием науки и техники.
1. Строение атома и его масса
· Атом состоит из ядра (протоны и нейтроны) и электронов (вокруг ядра). Электроны почти не влияют на массу, так как она сосредоточена в ядре
· Масса протона примерно в 1840 раз больше массы электрона
2. Единицы измерения массы
· Используется атомная единица массы (а.е.м.): 1 а.е.м. = 1/12 массы атома углерода‑12 ≈ 1,66·10⁻²⁷ кг.)
· По этой шкале:
o Водород — ~1 а.е.м.
o Углерод — ~12 а.е.м.
o Кислород — ~16 а.е.м.
o Вещество типа железа — ~56 а.е.м., свинца — ~207 а.е.м.
3. Масса молекул
· Масса молекулы равна сумме масс её атомов:
o Вода (H₂O) ≈ 18 а.е.м. (2×1 + 16)
o CO₂ ≈ 44 а.е.м. (12 + 2×16)
· Глюкоза (C₆H₁₂O₆) ≈ 180 а.е.м
· В килограммах: масса молекулы воды ≈ 3·10⁻²⁶ кг.
4. Размеры атомов и молекул
· Атомный радиус измеряется в пикометрах (пм) — 1 Å = 100 пм.
o Радиус водорода — ~53 пм
o Углерода — ~70 пм
o Кислорода — ~60 пм
o Железа — ~140 пм)
· Пример масштаба: атом ≈ 10⁻¹⁰ м.
· Диаметр молекулы воды ≈ 0,275 нм. Метан — ~0,38 нм
В таблице представлены данные:
|
Частица |
Масса (а.е.м.) |
Размер (м) |
|
Атом водорода |
1 |
1·10⁻¹⁰ |
|
Молекула воды |
18 |
2,8·10⁻¹⁰ |
|
Молекула гемоглобина |
66 800 |
6,8·10⁻⁹ |
5. Наглядные модели
· Наглядная аналогия: если ядро водорода увеличить до размера макового зернышка (1 мм), то сам атом получился бы размером с футбольное поле — около 100 м. Это демонстрирует, насколько атом состоит из пустого пространстваМасса макового зернышка из атомов без пустоты — это бы миллион тонн — тому пример нейтронные звёзды
Закрепление знаний
· Рассчитайте массу молекулы серной кислоты, соляной кимлоты.
· Определите диаметр молекулы воды в метрах.
Домашнее задание: пдготовить сообщение на тему:
единицы измерения массы
способы определения размеров молекул и атомов
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.