Поурочное планирование по биологии, 10 класс
Оценка 5

Поурочное планирование по биологии, 10 класс

Оценка 5
docx
28.04.2021
Поурочное планирование по биологии, 10 класс
биол 10 б.docx

 

 

УРОК: Клеточный цикл.Митоз.

Школа: КГУ «Веселорощинская ОСШ»

Дата:

Ф.И.О. Ахметова С.К.

КЛАСС: 10кл

Количество присутствующих:

отсутствующие:

Тема урока

Митоз. Процессы, происходящие в клетке в различные фазы митоза. Лабораторная работа №7 «Определение уровня митотической активности в клетках корешка лука»

Цели обучения, которые будут достигнуты с помощью данного урока

-объяснить процессы,происходящие в интерфазе клеточного цикла;

-описывать фазы митоза

-исследовать фазы митоза с помощью готовых  микропрепаратов

 

 

Целиурока

-Изучить процесс деления клетки путём митоза.

-Показать основные этапы жизненного цикла клетки

-Рассмотреть фазы митоза

Языковая цель

Предметная лексика и терминология:

Митоз,мейоз,интерфаза,редупликация (репликация), цитокинез, кроссинговер, рекомбинантные хромосомы, гаплоидный, диплоидный набор хромосом, сестринские хроматиды

Серия полезных фраз для диалога/письма:

  • интерфаза –  стадия  «покоя», когда клетка растёт и реплицирует ДНК
  • митоз – ядро делится, чтобы сформировать два новых дочерних ядра
  • цитокинез – цитоплазма делится и образуются мембраны, чтобы произвести две дочерние клетки.
  • когда происходит митоз, количество хромосом в дочерних клетках будет таким же.
  • мейоз- редукционное деление, набор хромосом уменьшается ыдвое

Привитие ценностей

Работа в колоборативной среде обучения воспитывает уважение к мнению других, прививает умение работать в команде.

Обучение на протяжении всей жизни.

 

Предварительныезнания

Компоненты растительныхи животных клеток (Раздел 7.1.А)

Хромосомы содержат  генетический материал (Раздел 8.4А)

Хромосомы состоят из ДНК (Раздел 8.4А)

Соматические клетки содержат идентичные хромосомы и гаметы, которые имеют половину числа хромосом (Раздел 7.1B)

Клеточный цикл.Митоз. (Раздел 9.3А)

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

 

Начало урока

0-5 мин

 

 

 

 

 

Середина урока:

6- 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      14-16мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17-18мин

 

 

 

 

19-21 мин

Просмотр видео.

 

 

22- 30 мин.

Групповая работа после просмотра видео.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31-33мин

34-36

37-38

 

39-40

 

 

2урок

 

1-2 мин

 

3-29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30-36

 

 

37-38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вызов : Что лежит в основе роста организма? Регенерации? Размножения?

1.Объединение учащихся в пары по  рисункамфаз  клеточного цикла: рассмотрите свои рисунки  как вы думаете какие фазы клеточного цикла  показаны на них? Что вы можете сказать о них?

 Ожидаемый ответ: фазы клеточного цикла.

Учащиеся разбиваются  на пары пофазам интерфазы  клеточного цикла.

Задание 1.Найти соответствие названиям фаз интерфазы и процессам происходящим в них. Критерии оценивания:

.

1.      Совместная работа.

2.      Правильное нахождение описаний и фаз интерфазы  и обозначение  буквами фаз клеточного цикла на диаграмме.

3.      Ответы на вопросы:

А) в какой фазе интерфазы происходит репликация ДНК?

 В) Почему интерфаза продолжительная фаза перед самим делением митоза?

 С) Какой вывод можете сделать о клеточном цикле? Какое определение можете дать клеточному циклу?

 

4. Озвучивание ответов.

 5. Взаимооценивание пар по критериям оценивания.

 

 Фазы  интерфазы клеточного цикла

Интерфаза-подготовка клетки к делению

 

 

Фаза

События происходящие в клетке

G1

Интенсивные процессы синтеза  в клетке. Образование органелл клетки.Метаболизм.Рост клетки. Синтез АТФ.

S

Репликация ДНК.Синтез гистонов-белковых молекул.Каждая хромосома превращается в две хроматиды.Клетка содержит 4 копии молекул ДНК, по 2 в каждойиз гомологичных хромосом.

(4С)

G2

Интенсивные процессы синтеза в клетке .Делениемитохондий и хлоропластов.Увеличение запасов энергии.

M

Деление ядра клеткисостоящее из 4 стадий или фаз.

C

Деление  цитоплазмы, клетки равномерное распределение органелл между дочерними клетками.

 

 У: Митоз = деление ядра + деление цитоплазмы

Впервые митоз у растений наблюдал И.Д. Чистяков в 1874 г., а детально процесс был описан нем. ботаником Э.Страсбургером (1877) и немецким зоологом В. Флемингом (1882)

 2. Следующий этап: просмотр видео «Митоз - фазы митоза»

(учащиеся предупреждены  о работе которую они выполнят после  просмотреннего видео)

3.Этап  самостоятельной  работы в группе:

После просмотра видео учащиеся делятся на 2 группы и выполняют задание на соответствие фаз митоза по рисункам микрофотографий  и описанию этих фаз.

(критерии оценивания на парте перед каждой группой).

Фазы митоза

События происходящие при митозе

Профаза

 

Увеличивается объем ядра

      Ядерная мембрана распадается;

      Хромосомы спирализуются, укорачиваются, становятся четко различимыми в микроскоп, они состоят из двух хроматид, соединенных в зоне центромеры;

      Микротрубочки и центриоли участвуют в образовании веретена деления ( в клетках животных).

Метафаза

 

  Хромосомы располагаются в районе экватора клетки;

  Нити веретена деления прикрепляются к центромерам хромосом. Нити веретена деления прикрепляются к центромерам хромосом

Анафаза

 

  Центромерыделятся;

  Хроматиды транспортируются с помощью прикрепленных к центромерам нитей веретена деления к противоположным полюсам клетки

Телофаза

 

  Формируютсяновыеядра;

  Хромосомыдеспирализуются (раскручиваются);

  Вновь появляется ядрышко и образуется ядерная оболочка;

  В области экватора возникает перетяжка и образуются две дочерние клетки

Цитокинез

 

Образование двухмембранной перегородки по экватору клетки с последующим полным отделением дочерних клеток.

У растений по экватору клетки формируется клеточная стенка.

Совокупность хромосом (число, форма и размер) в соматической клетке называется кариотипом. Кариотип содержит двойной (диплоидный) набор хромосом (2n), постоянный для каждого вида организмов.

Критерии оценивания работы на партах учащихся:

1.Совместная  командная работа.

2.Правильное сопоставление рисунков, описаний и названий фаз митоза. Озвучивание итогов работы.

Взаимооценивание пар по критериям оценивания.

 

Обратная связь учителя по первому уроку.

Рефлексия по уроку

Обсуждение ЦО по второму уроку

 

 

 

4.Выполнение практической работы(раздаточные листы  практической работы)- парная  работа.

Организационный момент

/Е) Учащиеся используют  готовые  или изготавливают временные  микропрепараты для наблюдения фаз митоза -практическая работа учащихся.Должны быть выполнены рисунки расположения хромосом в интерфазе, профазе, метафазе, анафазе и телофазе. Учащиеся должны обозначить свои рисунки деталями событий, происходящих на каждом этапе/учащиеся развивают понимание митоза с подробным описанием процессов, происходящих в каждой фазе клеточного цикла. Это понимание развивается через наблюдение митоза клеток с помощью микроскопических препаратов/. В конце работы они проводят подсчет митотического индекса.

Выполнение формативного задания  по митозу

ФО. Вопросы и задания по подготовке к Кембриджским экзаменам.

Выводы по ЦО урока Значение митоза

1.Генетическая стабильность, т.е. точное распределение генетического материала между дочерними клетками.

2.Постоянство строения и нормальное  функционирование органов и тканей  организма.

3.Рост и развитие организма.

4.Основа эмбрионального развития.

5.Основа бесполого размножения.

6.Регенерация органов и тканей.

 

 

 

 

Презентация PPt

 

Готовые окрашеные микропрепараты продольного сечения головки чеснока являются отличным образцом для этого упражнения. Микроскопы, микропрепараты «Митоз в корешке лука»

 

 

Таблица «Митоз»

Рисунки микрофотографий митоза

Контрольная работа по митозу доступна на:

http://goo.gl/4RJuu

 

http://tana.ucoz.ru/load/340-1-0-1024

 

 

 

Презентация PPt

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

Раздаточные ресурсы:клей, вырезки на соответствие,бумага А4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздаточные ресурсы:

Рис.микрофотографий митоза в корешках лука.

 

Раздаточные ресурсы (вырезки на соответствие фаз, клей, бумага А4

Приложение  /Лист практической работы

 

 

 

 

      39-40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия: Последние 2 минуты

 -сегодня я узнал,

-мне было сложно….,

-мне нужно поработать над…. .

Домашнее задание  

Написать короткое эссе о значение митоза: 100-150 слов.

Повторить по учебнику  материал темы урока и ЦО.Учебник :Биология  Д.Тейлор, Н.Грин, У. Стауттом 3 стр143-151

 

https://www.youtube.com/watch?v=pOsAbTi9tHw

 

 

 

Дополнительнаяинформация

Дифференциация – как Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащихся?

Межпредметные связи
Здоровье и безопасность
Связи с ИКТ
Связи с ценностями (воспитательный элемент)

Поддержка оказывается в предоставлении дополнительных ресурсов. Работа в парах поможет избежать ошибок.

Более способные будут отвечать на открытые вопросы, Делать выводы и оценку процессам,  давать сравнительную характеристику митоза и мейоза

Более продвинутые учащиеся смогут более точно определить фазы митоза и сравнить его с микрофотографиями.

 

Формативная работа реализуется на уроке через:

Вопросы во время выполнения  работы.

Задания на соответствие фаз стадий клеточного цикла и оценивание по критериям задания.

Задания  попросмотреннему видео на соответствие фаз митоза и картинок микрофотографий митоза по критериям оценивания/взаимооценивание. Большое количество удачно выполненных работ будет показателем умения учащихся точно следовать инструкциям.

Способности учащихся будут постоянно оцениваться через вопросы в начале, во время и в конце урока.

1.Межпредметные связи реализуются в ходе урока с химией и биохимией (репликация ДНК), биосинтез белка,углеводов и жиров. Синтез АТФ.ИЗО( выполнение рисунков фаз митоза)

2. Здоровье и безопасность:

а) соблюдение техники безопасности при работе с микропрепаратами, микроскопом, электрошнурами микроскопов,розеткой  (проверка на исправность),работа в халатах

б)Смена деятельности –не вызывает утомления однообразием работы.

в) Физминутка для глаз: снимает утомление при работе с микроскопом.

5. ИКТ применяются в начале урока и других этапах урока для продвижения знаний учащихся.

4. Работа в колоборативной среде обучения воспитывает уважение к мнению других, умение работать в команде

5. Получение большого количества качественных  продуктов сельского хозяйства и материалов для трансплантации в медицине  путем клонирования клеток и  тканей в основе которого лежит процесс митоза является приоритетным направлением для науки и практики в этих областях  в Казахстане.

Рефлексия

 

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Чему обучились сегодня учащиеся? сегодня? Какая атмосфера царила в классе? Сработала ли дифференциация, проводимая на уроке? Уложился(лась) ли я в сроки? Какие отступления были от плана урока и почему?

 

Используйте данный раздел для рефлексии (размышления над уроком). Ответьтенавопросы о Вашемурокеизлевойколонки. 

 

 

Общая оценка

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

2:

Какие две вещи могли бы улучшить урок (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

 

1:

 

2:

 

Что я узнал(а) за время урока о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

УРОК: Клеточный цикл.Митоз.

УРОК: Клеточный цикл.Митоз.

Середина урока: 6- 13 14-16мин 17-18мин 19-21 мин

Середина урока: 6- 13 14-16мин 17-18мин 19-21 мин

Групповая работа после просмотра видео

Групповая работа после просмотра видео

Вызов : Что лежит в основе роста организма?

Вызов : Что лежит в основе роста организма?

Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2:

Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2021