Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »
Оценка 4.6

Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »

Оценка 4.6
Библиография
docx
английский язык +2
Взрослым
06.06.2018
Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »
Х1уманаш, адам билгалдо, Мила? Х1ун ю? хаттарш до. Ойлаей хьо дийций вала, Къамелан вай муьлха дакьа Ду со, чехка алий вала? -Муьлха къамелан дакъа ду и? (Ц1ердош). -Ц1ердешан х1ун билгалонаш ю цу байта т1ехь ялийнарш? Слайд: (Х1уманаш, адам билгалдо, мила? х1ун? хаттарш ду). -Вай тахана девзар ду ц1ердешнаш. -Дуьйцур ц1едешан билгалонех лаьцна. Слайд: Тукар, т1арий, маха, тай, Басам, кисий, дари к1айн Ша, дол, аьрша я 1аддий, Уьйриг, мижарг, цхьа мисхал, Нехча, берам я сискал, Шар я морза, муьста бод, Хьо д1аяла, нанийн дог. -Муьлха х1уманаш ю байта т1ехь юьйцурш?
5.docx
Лекция 4 . Устная и письменная формы речевой деятельности учителя.  Вопросы: 1. Говорение в профессиональной деятельности педагога. 2. Речевые особенности процесса говорения учителя. 3. Приемы подготовки к устной речи  учителя. 4. Письмо как вид речевой деятельности. 5. Этапы создания письменной речи. 6. Основные механизмы письма.  7. Особенности письменной формы речи.         Профессиональное педагогическое говорение имеет свои признаки. Отдельные из этих  признаков представляются особенно значимыми. Профессиональное говорение учителя: — не просто целенаправленно, а отражает четкие дидактико­воспитательные задачи всего  учебного процесса, каждого урока и каждой его части; — строится с учетом психологических особенностей класса (в котором есть свой микроклимат) и каждого индивидуума в нем; — решает чаше всего одновременно дидактико­ воспитательные задачи в групповом и  межличностном общении; — демонстрирует владение предметом изучения, свободное оперирование языком предмета, и  потому компетентность и коммуникативная культура учителя должна быть чрезвычайно  высокой; — показывает пример индивидуального стиля общения, наличие «своего» подхода к  трактовке явлений и событий, к способам и средствам обучения, что делает учителя в глазах  учеников интересной творческой личностью.         Озвученная речь отличается от говоримой (устной). При настоящем говорении речь  творится как бы на глазах у слушателя — в нашем случае на глазах учеников. Поэтому учитель  различает озвученную (звучащую) письменную речь (например, чтение наизусть) и собственно  говоримую речь (которую в лингвистике называют устной речью). Процесс мышления и процесс вербализации происходит одновременно, но не  синхронно. Мысль опережает слово. Естественно, это порождает определенные трудности при  говорении, особенно в тех случаях, когда учитель по каким­то обстоятельствам не планировал и  не продумывал заранее высказывание, не мог подготовиться к нему (такие обстоятельства  встречаются довольно часто). Эти трудности в процессе педагогического говорения проявляются: — в оговорках, пропусках слов в словосочетаниях, которые, как правило, учитель тут же  замечает и тут же вносит в свою речь правку (автокоррекцию), так как педагогической речи  присущ повышенный самоконтроль; — в различного рода перебивах, разрывах, срывах начатой конструкции; — в наличии самых различных пауз, то есть в перерывах звучания речи. Лаконизм и избыточность речи особым образом проявляются в процессе педагогического  говорения. Например, учитель указывает на ошибку (орфографическую, пунктуационную,  речевую), допущенную учеником на доске, и с недоумением спрашивает: — Это что? Ситуация подсказывает ученику содержание ответа: он должен внести нужную правку.  Но вот учитель объявляет тему урока и его высказывание может показаться избыточным: — Сегодня мы начинаем изучать обособленные второстепенные члены предложения. Итак, не  просто второстепенные члены предложения — их мы уже знаем (определение, обстоятельство, дополнение), — а обособленные второстепенные члены. Но вначале  попробуем разобраться в значении слова «обособленный». В письменном изложении можно было бы ограничиться первым и последним предложениями. Но говорящего учителя не все ученики одинаково внимательно слушают, поэтому он повторяет  частично во втором предложении сказанное в первом предложении и затем уже подчеркивает то  новое, что станет предметом внимания на уроке и связано со словом «обособленный»  (второстепенный член). Таким образом, в данном случае «избыточность» говорения оправдана, хотя, разумеется,  встречаются (причем достаточно часто) неоправданные повторы, многословие, отступления от  темы, то есть неоправданная избыточность устной речи. Ещё одна особенность педагогической речи ­ высокий уровень оценочности,  экспрессивности, выразительности. Собственно, все говорение учителя, так или иначе, в большей или меньшей степени, выражает отношение к ученикам, к их (и своей) деятельности, к  излагаемому материалу и т.д. (Молодец! Вы поняли суть закона! Я рада, что у вас есть свое  мнение!). В говорении больше всего отражается личность учителя. Именно поэтому в речи  говорящего широко употребляются оценочные слова и конструкции, глаголы в форме 1 л. мн. ч.,  местоимение «я», модальные частицы, вводные слова, подчеркивающие некатегоричность  высказывания. Широко используются контактоустанавливающие средства, например, объединяющие  местоименные выражения: Сегодня мы с вами начинаем изучать... На нашем с вами первом уроке мне хотелось бы сказать о том предмете, который мы  будем вместе постигать на наших занятиях... История — это и реальная жизнь, которая нас окружает и ставит перед нами все  новые и новые задачи. А нам с вами волей­неволей придется их решать... Кто из нас в детстве не слышал имена Петр I или Иван Грозный?         Говорение по своей подготовленности может быть различным. Выделяют следующие  приемы подготовки устной речи: I. Можно записать (а, следовательно, и продумать): 1) весь текст; 2) основные положения (тезисы); 3) план — более или менее развернутый; 4) основные факты, ясные мысли, яркие выражения; 5) начало и конец высказывания; 6) нужные цитаты. II. Можно продумать, но не записывать: 1) задачу высказывания; 2) содержание — в общих чертах или в деталях; 3) начало, отдельные факты, примеры и т.д. III.                   Можно прорепетировать: 1) проговорить предстоящее высказывание, заглядывая в запись; 2) произнести предстоящее выступление, стараясь не заглядывать в записи. Письмо — это продуктивный вид речевой деятельности, обеспечивающий выражение мысли  в графической форме. По данным палеографии, человек научился писать около 5—6 тыс. лет тому назад, то есть  спустя десятки тысячелетий после того, как заговорил. Письмо открыли шумеры. С тех пор, как  изобрели буквы для согласных, прошло 2000—2500 лет. Спустя 200 лет греки обозначили  буквами гласные звуки. Возникновение письменности явилось настоящим культурным переворотом в судьбе  человечества. Именно благодаря письменности все достижения предшествующих эпох  передаются в целости и сохранности последующим эпохам. Письмо занимает лишь 9% в речевой деятельности человека. Однако именно письменные  тексты играют важную роль в передаче знаний, формировании общественного сознания и  духовного богатства общества и т.п. В свою очередь качество письменной речи зависит от  уровня культуры, образованности человека. Письмо, как сложный вид речевой деятельности, является высшей психической функцией.  Это перекодирование содержания мысли с мыслительного кода через устное произнесение  высказывания перед его записью или внутреннее проговаривание на графический код.            Сам феномен письма как процесс перехода с мыслительного кода на графический не есть  спонтанное действие, подобное мысли. Это продукт творческой способности людей. У человека нет ничего, предназначенного природой ни для устной, ни для письменной речи.  Если для говорения человек приспособил рот и ухо, то для письма — руку и глаза. Подобно рту  и уху, эти органы становятся специализированными  Амагова Ф.Г. Педагогическая риторика. РЛ, 3 семестр. Лекция 4 «Устная и письменная формы  речевой деятельности учителя». каналами речевой коммуникации, имея изначально чисто биологическое назначение: первичная  функция глаз — свето­ и цветоощущения, а руки — хватание; их причастность к речи вторична. Как любой вид речевой деятельности, письмо осуществляется в четыре этапа. Первый этап — предварительная ориентировка. На этом этапе пишущий определяет, с  какой целью, кому и что он будет писать. Второй этап — планирование деятельности. На этом этапе пишущий планирует не только  содержание, но и форму своей речи, может подобрать наиболее точные выразительные средства  языка. Третий этап — осуществление деятельности. С помощью письма реализуется  опосредованное общение: пишущий не видит непосредственную реакцию читающего, может лишь предугадать ее. Четвертый этап — контроль деятельности. Пишущий во времени практически не ограничен. Перечитывая написанное, он проверяет, насколько адекватно использованная форма передает  замысел высказывания. Ученые выделяют следующие механизмы письма: механизм поддержания активного тонуса  коры головного мозга при письме; механизм переработки слухоречевой информации  (распознавание звуков и слов, слухоречевая память); механизм переработки двигательной  информации; анализ графических движений; механизм переработки зрительной информации —  актуализация зрительных образов букв и слов; механизм переработки ориентации элементов  буквы, буквы и строки в пространстве, зрительно­моторная координация, актуализация  зрительно­пространственных образов слов; регуляция психической деятельности —  планирование, реализация и контроль акта письма. Таким образом, овладение письменной речью — сложный, длительный, многомерный  процесс, сопровождающий человека всю жизнь. Но развитие навыков письма имеет колоссальное значение, так как письменная речь не только приобщает человека к миру культуры, но и  является средством уточнения и обработки мыслительного процесса, «мощным оружием  мышления» (А. Р. Лурия). Чем различаются письмо и говорение? Сопоставим два продуктивных вида речевой  деятельности. Основное сходство письма и говорения в том, что они служат для передачи  информации, а результатом этих видов деятельности является текст. Говорение материально воплощается в звуках при помощи речедвигательного и слухового  анализаторов, письмо — в графических знаках при помощи зрительного и рукодвигательного  анализаторов. Говорение реализуется в форме диалогической и монологической речи, письмо — в форме  монологической (редко диалогической) речи. Однако обучение письменному монологу включает в себя элементы диалога — внутреннего диалога создателя с предметом речи. Письменная форма речи имеет свои особенности. Письменная форма речи характеризуется  подготовленностью, сознательным выбором средств выражения мысли. Пишущий, в отличие от  говорящего, имеет больше возможностей выбирать и организовывать языковые средства. Он  часто пользуется долгосрочным планированием своей речи, отчего она более логична. Говорящий чаще всего находится в условиях острого дефицита времени, а пишущий во  времени практически не ограничен. Поэтому он может направить свое внимание не только на  содержание, но и на форму высказывания. Очень важной особенностью письменной речи является возможность коррекции,  редактирования созданного текста. Перечитывая написанное, мы всегда проверяем, насколько  адекватно использованная форма передает замысел. Возможность многократного обращения к  уже написанному обеспечивает сознательный контроль над протеканием речемыс­ лительных  операций. Устная речь может редактироваться, корректироваться во время произнесения, но в  то же время заранее во всех деталях она не может быть отшлифована. Идеальная письменная  речь — это максимальная понятность при минимуме слов, чтобы «словам было тесно, а мыслям  просторно». Вся информация, выражаемая в письменной речи, опирается лишь на достаточно полное  использование развернутых грамматических средств языка, так как она почти не имеет  внеязыковых дополнительных средств выражения. Она не располагает средствами мимики,  жестов, интонации. Однако невербальные компоненты коммуникации (в очень специфическом виде) содержатся  и в письменных текстах. К ним относятся авторская экспрессивная пунктуация и шрифтовые  выделения в тексте. Авторская пунктуация — это осознанный стилистический прием. Шум — подавлял, пыль, раздражая ноздри, — слепила глаза, зной — пек тело и изнурял  его, и все кругом казалось напряженным, теряющим терпение <...> Это — наступило время обеда. (М. Горький. «Челкаш»). К шрифтовым приемам относятся: гарнитура и размер шрифта, цвет, курсив, разрядка,  подчеркивание. Письменная речь более абстрактна, чем устная. Устная речь рождается, как правило, из  непосредственного переживания. Письменная речь передает более отвлеченное содержание.  Именно поэтому ребенку сложнее дается овладение письменной речью. Ребенку трудно написать письмо бабушке или рассказать о цирке, в котором он был вчера, когда ни бабушки, ни цирка  рядом нет. Если устная речь формируется у ребенка в процессе естественного общения со  взрослыми, то письменная появляется в результате специального обучения. Письменная речь, в  отличие от устной, изначально является сознательным произвольным действием, в котором  средства выражения выступают основным предметом деятельности. Вопросы для контроля: 1. Какие из признаков профессионального педагогического говорения представляются особенно  значимыми? 2. Чем отличается озвученная речь от говоримой  (устной)? 3. Что порождает особые трудности при говорении? 4. Какие функции выполняют паузы в педагогической речи учителя? 5. Как соотносятся речевые автоматизмы (клише, типовые конструкции) и свобода выбора слов,  свободное построение    языковых конструкций? 6. В чем проявляются лаконизм и избыточность речи в процессе говорения? 7 7. Чем объясняется высокий уровень оценочности, экспрессивности, выразительности  педагогической речи? 8. Какие приемы подготовки к устной речи может использовать учитель? 9. Что такое письмо? 10. Каковы этапы создания письменной речи? 11. Каковы основные механизмы письма? 12. Чем различаются письмо и говорение? 13. Каковы особенности письменной формы речи?

Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »

Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »

Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »

Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »

Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »

Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »

Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »

Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »

Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »

Поурочное планирование по русскому языку на тему «Имя прилагательное »
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2018