Поурочные планы по математике для 3 класса
Оценка 4.8

Поурочные планы по математике для 3 класса

Оценка 4.8
docx
24.01.2023
Поурочные планы по математике для 3 класса
Поурочные планы математика 3 кл..docx

 

 

Т. Н. СИТНИКОВА, И. Ф. ЯЦЕНКО

 

 

 

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

ПО МАТЕМАТИКЕ

К УМК М.И. Моро и др. («Школа России»)

 

 

ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

 

 

 

8-е издани е, переработанное

 

3 класс

 

МОСКВА                      2021


УДК 372.851

ББК 74.262.21 С41


 

 

 

 

 

 

 

 

 

С41


 

 

 

 

 

 

 

 

Ситникова Т.Н.

Поурочные разработки по математике. 3 класс : пособие для учителя / Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. 8-е изд., пе- рераб. – М. : ВАКО, 2021. – 480 с. – (В помощь школьному учителю).

ISBN 978-5-408-05100-7

В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Мате- матика» для 3 класса, составленные в соответствии с требованиями ФГОС. Порядок тем соответствует учебнику М.И. Моро и др., входя- щему в федеральный перечень учебников на 2020/2021 учебный год. Здесь педагог найдет все, что необходимо для качественной подготовки к уроку: тематическое планирование учебного материала, подробные конспекты занятий, методические рекомендации по работе над проек- тами, различные игры, кроссворды, загадки, тексты физкультминуток. Адресовано учителям начальных классов, студентам педагогиче-

ских вузов и колледжей.


УДК 372.851

ББК 74.262.21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ISBN 978-5-408-05100-7


© ООО «ВАКО», 2015

© ООО «ВАКО», 2021


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

От авторов

Уважаемые коллеги!

Издание представляет собой подробные поурочные разработ- ки по математике для 3 класса, переработанные и дополненные в соответствии с требованиями ФГОС, и ориентировано прежде всего на учителей, работающих по УМК «Школа России»:

  Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. 3 класс. Учебник для общеоб- разовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение.

  Моро М.И., Волкова С.И. Математика. 3 класс. Рабочая те- традь. В 2 ч. М.: Просвещение.

Задача пособия максимально облегчить учителю как подго- товку к уроку, так и работу на уроке. Включены уроки знакомства с новым материалом, закрепления, проектной деятельности, ра- боты над нестандартными задачами.

Педагог может заимствовать из пособия полные сценарии уроков или использовать их частично, включая в собственный план урока.

Начальный курс математики – интегрированный, содержит арифметический, алгебраический и геометрический материал. Предлагаемые уроки включают информацию, позволяющую аде- кватно подать материал такого объема и содержания.

Уроки строятся на принципах системно-деятельностного об- учения и включают практическую работу, работу в группах и па- рах, самостоятельную работу с использованием различных форм проверки. С первых уроков ученики используют приемы само- и взаимопроверки.

Самооценка и взаимооценка могут осуществляться с помо- щью самооценочной ленты «Светофор», которая представляет


4                                                                                                              От авторов

собой полосу бумаги, на которой, как на светофоре, есть три цве- та: красный, желтый, зеленый.

Зеленый цвет я все понял, могу идти дальше.

Желтый цвет внимание! Дети показывают его, если сомне- ваются, не могут сказать, все ли они хорошо поняли, или встре- чаются незначительные ошибки.

Красный цвет – стоп! Он говорит о том, что материал не по- нят, идти дальше нельзя.

Еще одна система само- и взаимооценки знаки «!», «+», «–».

«!» молодец, все выполнено верно.

«+» – есть незначительные ошибки, неточности, но в целом все верно.

«–» – много ошибок, материал не понят, нужна помощь. Планирование предусматривает достижение не только пред-

метных результатов, но и личностных (рефлексивная самооценка, умения анализировать свои действия и управлять ими, навыки со- трудничества со взрослыми и сверстниками, целостное восприя- тие окружающего мира) и метапредметных (овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в со- ответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения, использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов, раз- личных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета) и передачи информации).

Данное пособие автономно: в принципе его одного достаточ- но для квалифицированной подготовки учителя к занятию, при этом оно может использоваться и в сочетании с другими учебно- методическими пособиями. В целях экономии времени при про- верке знаний учащихся предлагаем дополнительно использовать следующие издания:

  Дмитриева О.И. Геометрические задания. 3 класс: рабочая тетрадь. М.: ВАКО<1>.

  Контрольно-измерительные  материалы.   Математика. 3 класс / Сост. Т.Н. Ситникова. М.: ВАКО<2>.

  Математические диктанты. 3 класс: рабочая тетрадь / Сост. О.И. Дмитриева. М.: ВАКО<3>.


<1> Далее ГЗ.

<2> Далее КИМы.

<3> Далее МД.


  Ситникова Т.Н. Математика. 3 класс: рабочая  тетрадь. М.: ВАКО<1>.

  Ситникова Т.Н. Самостоятельные и контрольные работы по математике. 3 класс. М.: ВАКО<2>.

  Тематические тесты. Математика. 3 класс / Сост. Т.Н. Сит- никова. М.: ВАКО<3>.

  Тренажер по математике. 3 класс / Сост. И.Ф. Яценко. М.: ВАКО<4>.

  Тренажер: Таблица умножения. 2–3 классы / Сост. О.И. Дмитриева. М.: ВАКО<5>.

  Устный счет. 3 класс: рабочая тетрадь / Сост. И.Ф. Яценко. М.: ВАКО<6>.

Пособие полностью соответствует утвержденной государ- ственной программе и учитывает потребность именно в практи- ческом руководстве по проведению уроков математики в началь- ной школе.

Надеемся, что эта книга оправдает ваши ожидания и действи- тельно поможет в педагогической деятельности.

 

Тематическое планирование учебного материала

 

урока

Тема урока

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ (8 ч)

1, 2

Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные прие- мы сложения и вычитания

3

Выражения с переменной

4–6

Решение уравнений

7

Обозначение геометрических фигур буквами

8

Что узнали. Чему научились

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. ТАБЛИЧНОЕ УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ (56 ч)

9

Связь умножения и сложения


<1> Далее РТ.

<2> Далее СКР.

<3>  Далее ТТ.

<4>  Далее Тр.

<5> Далее ТУ.

<6> Далее УС.


 

урока

Тема урока

10

Связь между компонентами и результатом умножения

11

Таблица умножения и деления с числом 2. Четные и нечет- ные числа

12

Таблица умножения и деления с числом 3

13

Решение задач с величинами «цена», «количество», «стои- мость»

14

Решение задач с понятиями «масса» и «количество»

15

Порядок выполнения действий

16, 17

Порядок выполнения действий. Закрепление

18

Что узнали. Чему научились

19

Контрольная работа по теме «Умножение и деление на 2 и

20

Анализ контрольной работы. Таблица умножения и деления с числом 4

21

Закрепление изученного

22

Задачи на увеличение числа в несколько раз

23

Задачи на увеличение числа в несколько раз. Закрепление

24

Задачи на уменьшение числа в несколько раз

25

Решение задач

26

Таблица умножения и деления с числом 5

27, 28

Задачи на кратное сравнение

29

Решение задач

30

Таблица умножения и деления с числом 6

31–33

Решение задач

34

Таблица умножения и деления с числом 7

35

Что узнали. Чему научились

36

Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деле- ние на 4, 5, 6 и

37

Анализ контрольной работы. Площадь

38

Квадратный сантиметр

39

Площадь прямоугольника

40

Таблица умножения и деления с числом 8

41

Закрепление изученного

42

Решение задач

43

Таблица умножения и деления с числом 9

44

Квадратный дециметр

45

Таблица умножения. Закрепление

46

Закрепление изученного


 

урока

Тема урока

47

Квадратный метр

48

Решение задач

49, 50

Что узнали. Чему научились

51

Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деле- ние на 8 и

52

Анализ контрольной работы. Умножение на 1

53

Умножение на 0

54

Умножение и деление с числами 1, 0

55

Деление нуля на число

56

Закрепление изученного

57

Доли

58

Окружность. Круг

59

Диаметр круга

60

Решение задач

61, 62

Единицы времени

63

Что узнали. Чему научились

64

Контрольная работа за первое полугодие

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. ВНЕТАБЛИЧНОЕ УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ (28 ч)

65

Умножение и деление круглых чисел

66

Деление вида 80 : 20

67

Умножение суммы на число

68

Умножение суммы на число. Закрепление

69

Умножение двузначного числа на однозначное

70

Умножение двузначного числа на однозначное. Закрепление

71

Решение задач

72

Выражения с двумя переменными

73

Деление суммы на число

74

Деление суммы на число. Закрепление

75

Деление двузначного числа на однозначное

76

Делимое. Делитель

77

Проверка деления

78

Случаи деления вида 87 : 29

79

Проверка умножения

80, 81

Решение уравнений

82

Закрепление изученного


 

урока

Тема урока

83

Контрольная работа по теме «Решение уравнений»

84

Анализ контрольной работы. Деление с остатком

85

Деление с остатком

86, 87

Деление с остатком. Закрепление

88

Решение задач на деление с остатком

89

Случаи деления, когда делитель больше делимого

90

Проверка деления с остатком

91

Что узнали. Чему научились

92

Контрольная работа по теме «Деление с остатком»

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000. НУМЕРАЦИЯ (13 ч)

93

Анализ контрольной работы. Тысяча

94

Образование и названия трехзначных чисел

95

Запись трехзначных чисел

96

Письменная нумерация в пределах 1000

97

Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз

98

Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых

99

Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений

100

Сравнение трехзначных чисел

101

Письменная нумерация в пределах 1000

102

Единицы массы. Грамм

103, 104

Закрепление изученного

105

Контрольная работа по теме «Нумерация в пределах 1000»

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ (12 ч)

106

Анализ контрольной работы. Приемы устных вычислений

107

Приемы устных вычислений вида 450 + 30, 620 200

108

Приемы устных вычислений вида 470 + 80, 560 90

109

Приемы устных вычислений вида 260 + 310, 670 140

110

Приемы письменных вычислений

111

Алгоритм сложения трехзначных чисел

112

Алгоритм вычитания трехзначных чисел

113

Виды треугольников

114

Закрепление изученного

115, 116

Что узнали. Чему научились

117

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание»


 

урока

Тема урока

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ (5 ч)

118

Анализ контрольной работы. Приемы устных вычислений

119, 120

Приемы устных вычислений

121

Виды треугольников

122

Закрепление изученного

ПРИЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ (14 ч)

123

Приемы письменного умножения в пределах 1000

124

Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное

125, 126

Закрепление изученного

127

Приемы письменного деления в пределах 1000

128

Алгоритм деления трехзначного числа на однозначное

129

Проверка деления

130

Закрепление изученного

131

Закрепление изученного. Знакомство с калькулятором

132

Что узнали. Чему научились

133

Итоговая контрольная работа

134

Закрепление изученного

135

Презентация проектов «Математические сказки», «Задачи- расчеты»

136

Обобщающий урок. Игра «По океану Математики»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100.

СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Урок 1. Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приемы сложения и вычитания

Цели: повторить нумерацию, устные и письменные приемы сложения и вычитания, приемы сравнения чисел; учить рассу- ждать и логически мыслить.

Планируемые результаты: учащиеся вспомнят числа до 100 в порядке их следования при счете; следующие и предшествую- щие данным; сложение и вычитание в пределах 100; научатся работать по плану; сопоставлять свои действия с поставленной задачей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1.  Знакомство с учебником

  Кто трудился, создавая для нас учебник? (Авторы, худож- ники.)

  Назовите авторов учебника. (Моро Мария Игнатьевна, Бан- това Мария Александровна, Бельтюкова Галина Васильевна и др.)

  Вспомните условные обозначения, которые используются в учебнике.

(Далее учитель на карточках показывает условные обозна- чения, учащиеся отвечают по памяти, что они обозначают, если забыли, читают в учебнике.)


  Что мы видим на полях книги? (Интересные задания, геоме- трический материал, задачи на смекалку и т. д.)

Мы с вами познакомились с новой книгой, она будет нашей помощницей целых полгода. Берегите ее, оберните и не забывай- те пользоваться закладкой.

2.  Устный счет

   Сосчитайте от 1 до 20.

   Сосчитайте десятками до 100.

   Назовите предыдущее число для чисел: 47, 60, 89, 41, 55.

   Назовите следующее число для чисел: 86, 90, 79, 21, 47.

   Назовите соседей чисел: 46, 39, 70, 90.

   В каком числе 3 десятка 5 единиц, 9 десятков 7 единиц,

7 десятков 9 единиц, 3 десятка 3 единицы, 3 десятка 8 еди-

ниц, 1 десяток 4 единицы?

   Прочитайте числа.

20, 44, 65, 89, 21, 78, 38, 86.

  Назовите те, в которых десятков больше, чем единиц. (20, 65, 21, 86.)

   Сравните числа.


26 28

76 67


90 ™ 9

22 12


20 10


Варианты рассуждений учащихся

1)  Число 26 меньше, чем 28, так как 26 стоит в натуральном ряду левее, чем 28.

2)  Сравниваем десятки: десятков поровну. Сравниваем еди- ницы: 6 единиц меньше, чем 8 единиц, значит, 26 меньше, чем 28. (Учитель может использовать задания из пособия (см. УС,

занятие 1 на с. 4).)

III. Самоопределение к деятельности

   Прочитайте на с. 3 учебника название первого раздела. По-

чему там написано «продолжение»? (Эту тему мы начали изучать во 2 классе.)

   Прочитайте, что нужно вспомнить, чему мы научимся.

   Вычислите.


2 + 7

70 40


3 + 5

60 + 30


3 1

90 40


6 4

100 30


   Как найти значения выражений? (К единицам прибавляем

(вычитаем) единицы, к десяткам десятки.)


54 + 45

66 25


23 + 5

67 5


22 + 10

89 30


   Как из 56 вычесть 8?


  Как вы думаете, что мы будем сегодня повторять? (Устные и письменные приемы сложения и вычитания.)

  Проверьте себя. Прочитайте учебные задачи на с. 4 учеб- ника.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

№ 1 (с. 4)

  Чем похожи первый и четвертый примеры? (Десятки при- бавляем (вычитаем) к десяткам.)

  Чем похожи второй и третий примеры? (Сначала получаем круглое число, а потом прибавляем (вычитаем) все остальное.)

№ 2 (с. 4)

Варианты задач

3 + 7 к школе подошли 3 взрослых и 7 детей. Сколько чело- век подошло к школе?

4 + 3 к школе подошли 4 мальчика и 3 девочки. Сколько детей подошло к школе?

10 7 к школе подошли 10 человек. Из них 7 детей, осталь- ные взрослые. Сколько взрослых подошло к школе?

4 – 3 к школе подошли 3 девочки и 4 мальчика. На сколько меньше девочек подошло к школе, чем мальчиков?

№ 3 (с. 4)

(Первая строка – коллективно, с комментированием и запи- сью на доске, вторая строка самостоятельно. Проверка. Ответы записаны на доске: 45, 32, 47, 32, 26.)

№ 4 (с. 4)

(Устное выполнение задания.)

V. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо,

(Махи руками на себя.) Закачалось деревцо. (Наклоны.)

Ветер тише, тише, тише, (Присесть.)

Деревцо все выше, выше. (Встать на носочки, потянуться.)

VI. Закрепление изученного материала

1.  Работа по учебнику

№ 5 (с. 4)

   Прочитайте условие задачи и первый вопрос.

  Какую из схем будем заполнять и почему? (Вторую, так как в условии задачи говорится про морковь и свеклу.)


 

           

   Заполните схему. Решите задачу.

(Один ученик работает на откидной доске. Проверка.)

  Прочитайте второй вопрос. Что изменится в схеме? (По- явится фигурная скобка.)

  Сможем сразу ответить на вопрос? Запишите решение за- дачи выражением.

(Ученик, решивший задачу первым, записывает решение на доске: 8 + (8 3) = 13 (кг). Проверка.)

№ 6 (с. 4)

(Самостоятельное выполнение задания. Тем, кто испытывает затруднения, учитель дает карточку-помощницу.)

?                          3

 

 

5 + 2

(По ходу работы к доске выходят учащиеся, решившие задачу разными способами, и объясняют свой способ решения.)

2.  Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 2 (с. 3)

(Самостоятельное выполнение задания. Проверка по образцу. Учитель может использовать задания из пособия (см. РТ, за-

дания 1–4 на с. 3).)

VII. Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 4). Самостоятельное выполне-

ние. Проверка по образцу.)

Решение:

40 8 = 30 + 2

26 + 4 = 23 + 7

Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

   Что мы повторили сегодня на уроке?

   Чем был полезен для вас урок?

   Над чем вам нужно еще поработать?

Домашнее задание

Рабочая тетрадь: 1 (с. 3).


Урок 2. Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приемы сложения и вычитания

Цели: повторить устные  и  письменные  приемы  сложения и вычитания; закреплять знание натурального ряда, приемов сравнения чисел; учить рассуждать и логически мыслить.

Планируемые результаты: учащиеся вспомнят числа до 100 в порядке их следования при счете; следующие и предшествую- щие данным; сложение и вычитание в пределах 100; научатся работать по плану; сопоставлять свои действия с поставленной задачей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1.  Математический диктант

1)  Запишите число, в котором 5 десятков и 8 единиц.

2)  Запишите число, в котором 1 десяток и 6 единиц.

3)  Запишите число, следующее при счете за числом 69.

4)  Запишите число, предшествующее числу 30.

5)  Запишите соседей числа 40.

6)  Запишите числа в порядке убывания: 37, 44, 90, 68, 86, 10, 9.

7)  Запишите самое большое однозначное число.

8)  Запишите самое маленькое двузначное число.

9) Из чисел 76, 35, 84, 48, 90, 22, 59 выпишите только те, в ко- торых десятков меньше, чем единиц.

10) Запишите числа от 47 до 54.

2.  Устный счет

  Назовите двузначные числа, в которых одинаковое число десятков и единиц. (11, 22, 33, 44, 55, 66, 77, 88, 99.)

  Назовите двузначные числа, в которых десятков на 1 мень- ше, чем единиц. (12, 23, 34, 45, 56, 67, 78, 89.)

   Найдите сумму чисел 54 и 8. (62.)

   На сколько 27 больше, чем 9? (На 18.)

   Увеличьте 67 на 5. (72.)

   Найдите разность чисел 80 и 11. (69.)

   Уменьшите 33 на 8. (25.)

   Уменьшаемое 41, вычитаемое 20. Найдите разность. (21.)

   Из какого числа вычли 8 и получили 18? (26.)


 

  

Т. Н. СИТНИКОВА, И. Ф.

Т. Н. СИТНИКОВА, И. Ф.

УДК 372.851 ББК 74.262.21

УДК 372.851 ББК 74.262.21

От авторов Уважаемые коллеги!

От авторов Уважаемые коллеги!

От авторов собой полосу бумаги, на которой, как на светофоре, есть три цве- та: красный, желтый, зеленый

От авторов собой полосу бумаги, на которой, как на светофоре, есть три цве- та: красный, желтый, зеленый

Ситникова Т.Н. Математика. 3 класс: рабочая тетрадь

Ситникова Т.Н. Математика. 3 класс: рабочая тетрадь

Тема урока 10

Тема урока 10

Тема урока 47

Тема урока 47

Тема урока 83

Тема урока 83

Тема урока ЧИСЛА

Тема урока ЧИСЛА

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. СЛОЖЕНИЕ

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. СЛОЖЕНИЕ

Что мы видим на полях книги? (

Что мы видим на полях книги? (

Как вы думаете, что мы будем сегодня повторять? (

Как вы думаете, что мы будем сегодня повторять? (

Заполните схему. Решите задачу

Заполните схему. Решите задачу

Урок 2. Повторение. Нумерация чисел

Урок 2. Повторение. Нумерация чисел
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2023