ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ
ПО МАТЕМАТИКЕ
К УМК М.И. Моро и др. («Школа России»)
3 класс
МОСКВА 2021
УДК 372.851
ББК 74.262.21 С41
С41
Поурочные разработки по математике. 3 класс : пособие для учителя / Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. – 8-е изд., пе- рераб. – М. : ВАКО, 2021. – 480 с. – (В помощь школьному учителю).
ISBN 978-5-408-05100-7
В пособии представлены поурочные разработки по курсу «Мате- матика» для 3 класса, составленные в соответствии с требованиями ФГОС. Порядок тем соответствует учебнику М.И. Моро и др., входя- щему в федеральный перечень учебников на 2020/2021 учебный год. Здесь педагог найдет все, что необходимо для качественной подготовки к уроку: тематическое планирование учебного материала, подробные конспекты занятий, методические рекомендации по работе над проек- тами, различные игры, кроссворды, загадки, тексты физкультминуток. Адресовано учителям начальных классов, студентам педагогиче-
ских вузов и колледжей.
УДК 372.851
ББК 74.262.21
ISBN 978-5-408-05100-7
© ООО «ВАКО», 2015
© ООО «ВАКО», 2021
Уважаемые коллеги!
Издание представляет собой подробные поурочные разработ- ки по математике для 3 класса, переработанные и дополненные в соответствии с требованиями ФГОС, и ориентировано прежде всего на учителей, работающих по УМК «Школа России»:
• Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. 3 класс. Учебник для общеоб- разовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение.
• Моро М.И., Волкова С.И. Математика. 3 класс. Рабочая те- традь. В 2 ч. М.: Просвещение.
Задача пособия – максимально облегчить учителю как подго- товку к уроку, так и работу на уроке. Включены уроки знакомства с новым материалом, закрепления, проектной деятельности, ра- боты над нестандартными задачами.
Педагог может заимствовать из пособия полные сценарии уроков или использовать их частично, включая в собственный план урока.
Начальный курс математики – интегрированный, содержит арифметический, алгебраический и геометрический материал. Предлагаемые уроки включают информацию, позволяющую аде- кватно подать материал такого объема и содержания.
Уроки строятся на принципах системно-деятельностного об- учения и включают практическую работу, работу в группах и па- рах, самостоятельную работу с использованием различных форм проверки. С первых уроков ученики используют приемы само- и взаимопроверки.
Самооценка и взаимооценка могут осуществляться с помо- щью самооценочной ленты «Светофор», которая представляет
4 От авторов
собой полосу бумаги, на которой, как на светофоре, есть три цве- та: красный, желтый, зеленый.
Зеленый цвет – я все понял, могу идти дальше.
Желтый цвет – внимание! Дети показывают его, если сомне- ваются, не могут сказать, все ли они хорошо поняли, или встре- чаются незначительные ошибки.
Красный цвет – стоп! Он говорит о том, что материал не по- нят, идти дальше нельзя.
Еще одна система само- и взаимооценки – знаки «!», «+», «–».
«!» – молодец, все выполнено верно.
«+» – есть незначительные ошибки, неточности, но в целом все верно.
«–» – много ошибок, материал не понят, нужна помощь. Планирование предусматривает достижение не только пред-
метных результатов, но и личностных (рефлексивная самооценка, умения анализировать свои действия и управлять ими, навыки со- трудничества со взрослыми и сверстниками, целостное восприя- тие окружающего мира) и метапредметных (овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в со- ответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения, использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов, раз- личных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета) и передачи информации).
Данное пособие автономно: в принципе его одного достаточ- но для квалифицированной подготовки учителя к занятию, при этом оно может использоваться и в сочетании с другими учебно- методическими пособиями. В целях экономии времени при про- верке знаний учащихся предлагаем дополнительно использовать следующие издания:
• Дмитриева О.И. Геометрические задания. 3 класс: рабочая тетрадь. М.: ВАКО<1>.
• Контрольно-измерительные материалы. Математика. 3 класс / Сост. Т.Н. Ситникова. М.: ВАКО<2>.
• Математические диктанты. 3 класс: рабочая тетрадь / Сост. О.И. Дмитриева. М.: ВАКО<3>.
<1> Далее – ГЗ.
<2> Далее – КИМы.
<3> Далее – МД.
• Ситникова Т.Н. Математика. 3 класс: рабочая тетрадь. М.: ВАКО<1>.
• Ситникова Т.Н. Самостоятельные и контрольные работы по математике. 3 класс. М.: ВАКО<2>.
• Тематические тесты. Математика. 3 класс / Сост. Т.Н. Сит- никова. М.: ВАКО<3>.
• Тренажер по математике. 3 класс / Сост. И.Ф. Яценко. М.: ВАКО<4>.
• Тренажер: Таблица умножения. 2–3 классы / Сост. О.И. Дмитриева. М.: ВАКО<5>.
• Устный счет. 3 класс: рабочая тетрадь / Сост. И.Ф. Яценко. М.: ВАКО<6>.
Пособие полностью соответствует утвержденной государ- ственной программе и учитывает потребность именно в практи- ческом руководстве по проведению уроков математики в началь- ной школе.
Надеемся, что эта книга оправдает ваши ожидания и действи- тельно поможет в педагогической деятельности.
№ урока |
Тема урока |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ (8 ч) |
|
1, 2 |
Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные прие- мы сложения и вычитания |
3 |
Выражения с переменной |
4–6 |
Решение уравнений |
7 |
Обозначение геометрических фигур буквами |
8 |
Что узнали. Чему научились |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. ТАБЛИЧНОЕ УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ (56 ч) |
|
9 |
Связь умножения и сложения |
<1> Далее – РТ.
<2> Далее – СКР.
<3> Далее – ТТ.
<4> Далее – Тр.
<5> Далее – ТУ.
<6> Далее – УС.
№ урока |
Тема урока |
10 |
Связь между компонентами и результатом умножения |
11 |
Таблица умножения и деления с числом 2. Четные и нечет- ные числа |
12 |
Таблица умножения и деления с числом 3 |
13 |
Решение задач с величинами «цена», «количество», «стои- мость» |
14 |
Решение задач с понятиями «масса» и «количество» |
15 |
Порядок выполнения действий |
16, 17 |
Порядок выполнения действий. Закрепление |
18 |
Что узнали. Чему научились |
19 |
Контрольная работа по теме «Умножение и деление на 2 и 3» |
20 |
Анализ контрольной работы. Таблица умножения и деления с числом 4 |
21 |
Закрепление изученного |
22 |
Задачи на увеличение числа в несколько раз |
23 |
Задачи на увеличение числа в несколько раз. Закрепление |
24 |
Задачи на уменьшение числа в несколько раз |
25 |
Решение задач |
26 |
Таблица умножения и деления с числом 5 |
27, 28 |
Задачи на кратное сравнение |
29 |
Решение задач |
30 |
Таблица умножения и деления с числом 6 |
31–33 |
Решение задач |
34 |
Таблица умножения и деления с числом 7 |
35 |
Что узнали. Чему научились |
36 |
Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деле- ние на 4, 5, 6 и 7» |
37 |
Анализ контрольной работы. Площадь |
38 |
Квадратный сантиметр |
39 |
Площадь прямоугольника |
40 |
Таблица умножения и деления с числом 8 |
41 |
Закрепление изученного |
42 |
Решение задач |
43 |
Таблица умножения и деления с числом 9 |
44 |
Квадратный дециметр |
45 |
Таблица умножения. Закрепление |
46 |
Закрепление изученного |
№ урока |
Тема урока |
47 |
Квадратный метр |
48 |
Решение задач |
49, 50 |
Что узнали. Чему научились |
51 |
Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деле- ние на 8 и 9» |
52 |
Анализ контрольной работы. Умножение на 1 |
53 |
Умножение на 0 |
54 |
Умножение и деление с числами 1, 0 |
55 |
Деление нуля на число |
56 |
Закрепление изученного |
57 |
Доли |
58 |
Окружность. Круг |
59 |
Диаметр круга |
60 |
Решение задач |
61, 62 |
Единицы времени |
63 |
Что узнали. Чему научились |
64 |
Контрольная работа за первое полугодие |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100. ВНЕТАБЛИЧНОЕ УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ (28 ч) |
|
65 |
Умножение и деление круглых чисел |
66 |
Деление вида 80 : 20 |
67 |
Умножение суммы на число |
68 |
Умножение суммы на число. Закрепление |
69 |
Умножение двузначного числа на однозначное |
70 |
Умножение двузначного числа на однозначное. Закрепление |
71 |
Решение задач |
72 |
Выражения с двумя переменными |
73 |
Деление суммы на число |
74 |
Деление суммы на число. Закрепление |
75 |
Деление двузначного числа на однозначное |
76 |
Делимое. Делитель |
77 |
Проверка деления |
78 |
Случаи деления вида 87 : 29 |
79 |
Проверка умножения |
80, 81 |
Решение уравнений |
82 |
Закрепление изученного |
№ урока |
Тема урока |
83 |
Контрольная работа по теме «Решение уравнений» |
84 |
Анализ контрольной работы. Деление с остатком |
85 |
Деление с остатком |
86, 87 |
Деление с остатком. Закрепление |
88 |
Решение задач на деление с остатком |
89 |
Случаи деления, когда делитель больше делимого |
90 |
Проверка деления с остатком |
91 |
Что узнали. Чему научились |
92 |
Контрольная работа по теме «Деление с остатком» |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000. НУМЕРАЦИЯ (13 ч) |
|
93 |
Анализ контрольной работы. Тысяча |
94 |
Образование и названия трехзначных чисел |
95 |
Запись трехзначных чисел |
96 |
Письменная нумерация в пределах 1000 |
97 |
Увеличение и уменьшение чисел в 10 раз, в 100 раз |
98 |
Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых |
99 |
Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений |
100 |
Сравнение трехзначных чисел |
101 |
Письменная нумерация в пределах 1000 |
102 |
Единицы массы. Грамм |
103, 104 |
Закрепление изученного |
105 |
Контрольная работа по теме «Нумерация в пределах 1000» |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ (12 ч) |
|
106 |
Анализ контрольной работы. Приемы устных вычислений |
107 |
Приемы устных вычислений вида 450 + 30, 620 – 200 |
108 |
Приемы устных вычислений вида 470 + 80, 560 – 90 |
109 |
Приемы устных вычислений вида 260 + 310, 670 – 140 |
110 |
Приемы письменных вычислений |
111 |
Алгоритм сложения трехзначных чисел |
112 |
Алгоритм вычитания трехзначных чисел |
113 |
Виды треугольников |
114 |
Закрепление изученного |
115, 116 |
Что узнали. Чему научились |
117 |
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание» |
№ урока |
Тема урока |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000. УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ (5 ч) |
|
118 |
Анализ контрольной работы. Приемы устных вычислений |
119, 120 |
Приемы устных вычислений |
121 |
Виды треугольников |
122 |
Закрепление изученного |
ПРИЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ (14 ч) |
|
123 |
Приемы письменного умножения в пределах 1000 |
124 |
Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное |
125, 126 |
Закрепление изученного |
127 |
Приемы письменного деления в пределах 1000 |
128 |
Алгоритм деления трехзначного числа на однозначное |
129 |
Проверка деления |
130 |
Закрепление изученного |
131 |
Закрепление изученного. Знакомство с калькулятором |
132 |
Что узнали. Чему научились |
133 |
Итоговая контрольная работа |
134 |
Закрепление изученного |
135 |
Презентация проектов «Математические сказки», «Задачи- расчеты» |
136 |
Обобщающий урок. Игра «По океану Математики» |
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Цели: повторить нумерацию, устные и письменные приемы сложения и вычитания, приемы сравнения чисел; учить рассу- ждать и логически мыслить.
Планируемые результаты: учащиеся вспомнят числа до 100 в порядке их следования при счете; следующие и предшествую- щие данным; сложение и вычитание в пределах 100; научатся работать по плану; сопоставлять свои действия с поставленной задачей.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
– Кто трудился, создавая для нас учебник? (Авторы, худож- ники.)
– Назовите авторов учебника. (Моро Мария Игнатьевна, Бан- това Мария Александровна, Бельтюкова Галина Васильевна и др.)
– Вспомните условные обозначения, которые используются в учебнике.
(Далее учитель на карточках показывает условные обозна- чения, учащиеся отвечают по памяти, что они обозначают, если забыли, читают в учебнике.)
– Что мы видим на полях книги? (Интересные задания, геоме- трический материал, задачи на смекалку и т. д.)
Мы с вами познакомились с новой книгой, она будет нашей помощницей целых полгода. Берегите ее, оберните и не забывай- те пользоваться закладкой.
– Сосчитайте от 1 до 20.
– Сосчитайте десятками до 100.
– Назовите предыдущее число для чисел: 47, 60, 89, 41, 55.
– Назовите следующее число для чисел: 86, 90, 79, 21, 47.
– Назовите соседей чисел: 46, 39, 70, 90.
– В каком числе 3 десятка 5 единиц, 9 десятков 7 единиц,
7 десятков 9 единиц, 3 десятка 3 единицы, 3 десятка 8 еди-
ниц, 1 десяток 4 единицы?
– Прочитайте числа.
20, 44, 65, 89, 21, 78, 38, 86.
– Назовите те, в которых десятков больше, чем единиц. (20, 65, 21, 86.)
– Сравните числа.
26 ™ 28
76 ™ 67
90 ™ 9
22 ™ 12
20 ™ 10
Варианты рассуждений учащихся
1) Число 26 меньше, чем 28, так как 26 стоит в натуральном ряду левее, чем 28.
2) Сравниваем десятки: десятков поровну. Сравниваем еди- ницы: 6 единиц меньше, чем 8 единиц, значит, 26 меньше, чем 28. (Учитель может использовать задания из пособия (см. УС,
занятие 1 на с. 4).)
III. Самоопределение к деятельности
– Прочитайте на с. 3 учебника название первого раздела. По-
чему там написано «продолжение»? (Эту тему мы начали изучать во 2 классе.)
– Прочитайте, что нужно вспомнить, чему мы научимся.
– Вычислите.
2 + 7
70 – 40
3 + 5
60 + 30
3 – 1
90 – 40
6 – 4
100 – 30
– Как найти значения выражений? (К единицам прибавляем
(вычитаем) единицы, к десяткам – десятки.)
54 + 45
66 – 25
23 + 5
67 – 5
22 + 10
89 – 30
– Как из 56 вычесть 8?
– Как вы думаете, что мы будем сегодня повторять? (Устные и письменные приемы сложения и вычитания.)
– Проверьте себя. Прочитайте учебные задачи на с. 4 учеб- ника.
IV. Работа по теме урока
– Чем похожи первый и четвертый примеры? (Десятки при- бавляем (вычитаем) к десяткам.)
– Чем похожи второй и третий примеры? (Сначала получаем круглое число, а потом прибавляем (вычитаем) все остальное.)
Варианты задач
3 + 7 – к школе подошли 3 взрослых и 7 детей. Сколько чело- век подошло к школе?
4 + 3 – к школе подошли 4 мальчика и 3 девочки. Сколько детей подошло к школе?
10 – 7 – к школе подошли 10 человек. Из них 7 детей, осталь- ные взрослые. Сколько взрослых подошло к школе?
4 – 3 – к школе подошли 3 девочки и 4 мальчика. На сколько меньше девочек подошло к школе, чем мальчиков?
(Первая строка – коллективно, с комментированием и запи- сью на доске, вторая строка – самостоятельно. Проверка. Ответы записаны на доске: 45, 32, 47, 32, 26.)
(Устное выполнение задания.)
V. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
(Махи руками на себя.) Закачалось деревцо. (Наклоны.)
Ветер тише, тише, тише, (Присесть.)
Деревцо все выше, выше. (Встать на носочки, потянуться.)
VI. Закрепление изученного материала
– Прочитайте условие задачи и первый вопрос.
– Какую из схем будем заполнять и почему? (Вторую, так как в условии задачи говорится про морковь и свеклу.)
– Заполните схему. Решите задачу.
(Один ученик работает на откидной доске. Проверка.)
– Прочитайте второй вопрос. Что изменится в схеме? (По- явится фигурная скобка.)
– Сможем сразу ответить на вопрос? Запишите решение за- дачи выражением.
(Ученик, решивший задачу первым, записывает решение на доске: 8 + (8 – 3) = 13 (кг). Проверка.)
(Самостоятельное выполнение задания. Тем, кто испытывает затруднения, учитель дает карточку-помощницу.)
? 3
5 + 2
(По ходу работы к доске выходят учащиеся, решившие задачу разными способами, и объясняют свой способ решения.)
(Самостоятельное выполнение задания. Проверка по образцу. Учитель может использовать задания из пособия (см. РТ, за-
дания 1–4 на с. 3).)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 4). Самостоятельное выполне-
ние. Проверка по образцу.)
Решение:
40 – 8 = 30 + 2
26 + 4 = 23 + 7
– Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
– Что мы повторили сегодня на уроке?
– Чем был полезен для вас урок?
– Над чем вам нужно еще поработать?
Домашнее задание
Рабочая тетрадь: № 1 (с. 3).
Цели: повторить устные и письменные приемы сложения и вычитания; закреплять знание натурального ряда, приемов сравнения чисел; учить рассуждать и логически мыслить.
Планируемые результаты: учащиеся вспомнят числа до 100 в порядке их следования при счете; следующие и предшествую- щие данным; сложение и вычитание в пределах 100; научатся работать по плану; сопоставлять свои действия с поставленной задачей.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1) Запишите число, в котором 5 десятков и 8 единиц.
2) Запишите число, в котором 1 десяток и 6 единиц.
3) Запишите число, следующее при счете за числом 69.
4) Запишите число, предшествующее числу 30.
5) Запишите соседей числа 40.
6) Запишите числа в порядке убывания: 37, 44, 90, 68, 86, 10, 9.
7) Запишите самое большое однозначное число.
8) Запишите самое маленькое двузначное число.
9) Из чисел 76, 35, 84, 48, 90, 22, 59 выпишите только те, в ко- торых десятков меньше, чем единиц.
10) Запишите числа от 47 до 54.
– Назовите двузначные числа, в которых одинаковое число десятков и единиц. (11, 22, 33, 44, 55, 66, 77, 88, 99.)
– Назовите двузначные числа, в которых десятков на 1 мень- ше, чем единиц. (12, 23, 34, 45, 56, 67, 78, 89.)
– Найдите сумму чисел 54 и 8. (62.)
– На сколько 27 больше, чем 9? (На 18.)
– Увеличьте 67 на 5. (72.)
– Найдите разность чисел 80 и 11. (69.)
– Уменьшите 33 на 8. (25.)
– Уменьшаемое 41, вычитаемое 20. Найдите разность. (21.)
– Из какого числа вычли 8 и получили 18? (26.)
–
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.