Есть такие хорошие слова: «Ты пошел в гости к природе - не делай ничего, что счел бы неприличным сделать в гостях. «Как понять эти слова? Мало ли зачем ты пришел в лес. Но не забывай, ты - в гостях! Ты в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил.
Дети должны не только знать правила поведения, но и понимать, почему к тем или иным объектам природы надо относиться именно так, а не как-нибудь иначе. Поэтому при рассмотрении конкретных экологических ситуаций важно показать значимость человеческого фактора в изменении состояния окружающей среды. Это позволит обоснованно подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов, мест их обитания.
Консультация.docx
Консультация для педагогов
"Поведение детей в природе"
Есть такие хорошие слова: «Ты пошел в гости к природе не делай ничего,
что счел бы неприличным сделать в гостях. «Как понять эти слова? Мало ли
зачем ты пришел в лес. Но не забывай, ты в гостях!
Ты в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил.
Дети должны не только знать правила поведения, но и понимать, почему к тем
или иным объектам природы надо относиться именно так, а не какнибудь
иначе. Поэтому при рассмотрении конкретных экологических ситуаций важно
показать значимость человеческого фактора в изменении состояния
окружающей среды. Это позволит обоснованно подвести детей к выводу о
необходимости защиты и охраны природных объектов, мест их обитания.
Основы экологической культуры закладываются в детском возрасте, поэтому
и воспитатель должен быть экологически грамотен. Вот почему при отборе
ситуаций для беседы мы исходим из того, что правила своего поведения в
отношениях с природой он должен, прежде всего, понимать, осваивать, сам
формулировать выводы о необходимости соответствующего поведения в
конкретной ситуации: он будет тихо, спокойно идти по лесу или по лугу, если
поймет, что шум будет беспокоить и пугать природных обитателей; что отлов
бабочек просто так, ради праздного любопытства, принесет большой вред
луговым растениям и загубит живые существа, лишив их жизни.
Поэтому содержание правил поведения в природе не
может обойтись сегодня только лозунгами и призывами: «не рвать», «не
шуметь», «не ломать», «не разорять», а обоснованно подводить детей к
выводу: так надо поступать и почему именно так.
Еще Белинский писал: «чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно
быть его нравственное воспитание, тем больше нужно его не учить, а приучать
к хорошим чувствам,
основывая все
преимущественно на привычке»
наклонностям и манерам,
На процесс развития экологической культуры детей существенно влияют
ситуации, в которых дети должны совершить выбор линии своего поведения.
Надо выбрать самостоятельно какой то вариант поведения из нескольких
возможных взять ли найденного в поле зайчонка, похожего на игрушку, или
не взять? И почему? Или: так хочется принести домой с прогулки букет
полевых цветов, а вроде нельзя! Как быть? Можно предложить детям ряд следующих ситуаций:
Ты пришел в лес, стоишь у кромки леса и выбираешь направление, куда идти,
Может быть, вон в тот уголок, за которым проглядывают березки, там,
наверное, очень светло и уютно. И вот ты начинаешь идти к нему напрямик, по
лесным травам.. Но, стоп! Что ты сделал не так! Так в гостях себя не ведут!
Заметил ли ты свою ошибку? Так и нужно шагать по лесу, где хочу и куда
хочу! Есть такое очень хорошее выражение: «Один человек оставляет в лесу
след, сто человек тропу, а тысяча пустыню». Теперь понятно, какую
ошибку совершил гость природы. Слой почвы в лесу очень тонкий и его легко
повредить. А заодно и повредить корни деревьев и кустарников, которые
очень страдают от подобных гостей.
Вот можно и сформулировать первое правило поведения человека в
природе не топчи зря лесные полянки, передвигайся по тропинкам.
Вторая ситуация: шум в лесу. Вы любите слушать музыку? И взяли с собой
приемник и магнитофон. Ты идешь по лесу, и музыка гремит рядом с тобой.
Как хорошо! А хорошо ли? Почему? Шум, громкая музыка, крики в лесу
пугают птиц, зверей, насекомых. Не веришь? Проверь перед твоим
появлением луг звенел от мелодий кузнечика и пения птиц. А сейчас все
стихло, все спрятались. Если ты хочешь в лесу увидеть много интересного и
услышать пение птиц, жужжание насекомых затаись; Не шуми вот
следующее правило.
Третья ситуация птенец на дороге. Ты идешь по лесу и вдруг видишь: сидит
здоровый, симпатичный птенец. Тихо сидит и ждет, когда его накормят. А
мама уже близко, возвращается с едой. Но тут малыша хватают твои руки.
Может, захотелось принести домой живую игрушку или хочешь пожалеть
беззащитного детеныша, который вовсе не нуждается в твоей помощи! И вот в
твоем доме появился птенец: его окружили заботой и лаской. А птенец
начинает хохлиться, отказывается от еды, и вместо ожидаемой радости в доме
появляется новая тревога за больное существо, отчаяние за неумение помочь.
Зря, ох, зря вмешался ты в хрупкую жизнь птенца. Помните: птенцов из их
дома и от их родителей брать ни в коем случае нельзя так же, как и других
детенышей.
Четвертая ситуация никогда не разоряй муравейники, не беспокой зря
муравьев! Муравьев в наших лесах становится все меньше, а муравьи играют
немалую роль в жизни природы. Их нужно сохранять и всячески беречь.
Пятая ситуация: букет цветов. Не перечесть цветов, которыми одарило нас
лето. И все они просятся в букет! И если собрать все, что попадается на пути, получится огромный разнопестрый веник, который вскоре повянет, и вы его
выбросите! Так что сорвать можно совсем немного: две, три ромашки,
василька. И, конечно, букет нужно собирать по пути домой, когда
возвращаетесь с прогулки.
Шестая ситуация: Лесные грибы и ягоды. Лес угощает людей щедро.
Собирать ягоды надо аккуратно, не топтать их, собирать руками, а не совком
и брать только зрелые. Нельзя вырывать вместе с корнем и никогда не
собирать все ягоды до одной надо часть оставить зверям и птицам, которые
тоже ищут корм в природе.
А при сборе грибов нельзя разрывать и раскидывать в стороны мох, т.к.
грибница, оказавшись под лучами солнца, может засохнуть и погибнуть.
Необходимо ножку гриба срезать ножом аккуратно, чтобы не повредить
грибницу. А незнакомые грибы лучше не брать, потому что среди них может
оказаться ядовитый гриб. А вот ядовитые грибы могут быть полезны
животным, так что не стоит пинать мухоморы: пусть они лес украшают и
зверей лечат!
Конечно, это не все правила поведения в природе. Но и эти правила помогут
сохранять и многообразие цветущих трав, и чистоту лугов и полей, и «братьев
наших меньших», и зеленый наряд планеты, и голоса птиц ...
Причина многих неблаговидных поступков в природе незнание.
Поэтому первая задача изучать жизнь природы; узнавать, почему надо Е
природе поступать так, а не иначе; стараться выполнять необходимые
предписания и запреты во время отдыха, сбора грибов, ягод и лекарственных
растений.
Природа общий дом растений, животных и человека, и нам надо думать о
том, чтобы этот дом всегда процветал и богател. И будь в этом доме добрым
и умным Великаном! Вот таким, о котором нам рассказала поэтесса Е.
Серова.
Я шагаю по лужайке великан в трусах и в майке. Сверху ясно мне видна вся
зеленая страна.
Вот улитка добрый гномик на себе таскает домик.
Вот квартирка для жучка дырка старого пенька.
Вот стоит высотный дом муравьи хлопочут в нем.
Вот цветок ромашка в нем живут букашки.
Эта малая страна вся кругом заселена!
Если я великан, захочу, как лихой ураган, налечу!
Все дома я могу разломать!
Всех жильцов на лугу растоптать! Если я захочу ... только я не хочу!
"Поведение детей в природе"
"Поведение детей в природе"
"Поведение детей в природе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.