Дидактический материал
по литературе для 9 класса
АНАЛИЗ
Автор презентации:
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзика Республики Мордовия
Печказова Светлана Петровна
повести Н.В.Гоголя
«Шинель»
Цель урока:
помочь учащимся проанализировать и понять
произведение Н.В.Гоголя «Шинель»,
его тему, идею, особенности
изобразительно-выразительных средств
В.Г.Белинский писал:
«Шинель» —одно из
глубочайших созданий Гоголя».
Повесть оставила глубокий след
в русской литературе.
В ней поднимается тема
«маленького человека»,
несправедливого устройства жизни,
где привилегии есть
только у «значительных лиц».
Год написания – 1841.
История создания – повесть создана на основе анекдота с аналогичным сюжетом.
Тема – тема «маленького человека», протест против общественных порядков, которые ограничивают личность.
Композиция – повествование построено по принципу «бытия»:
экспозиция – краткая история жизни Башмачкина,
завязка – решение о необходимости поменять шинель,
кульминация – кража шинели и столкновение с безразличием властей,
развязка – болезнь и смерть главного героя,
эпилог – известия о призраке, ворующем шинели.
Жанр – повесть (перекликается с жанром «жития» святых).
Направление – критический реализм.
Повесть Н.В.Гоголя
«Шинель»:
История создания
Некто П.В.Анненков в своих воспоминаниях отмечает случай, когда в присутствии Николая Васильевича Гоголя был рассказан «канцелярский анекдот» про мелкого чиновника, потерявшего своё ружьё, на покупку которого он долго копил средства.
История создания
Все нашли анекдот очень смешным, а писатель помрачнел и глубоко задумался, это было в 1834 г. Спустя несколько лет, в 1841 г., сюжет всплывёт в гоголевской «Шинели», художественно переосмысленный и творчески переработанный.
Такая предыстория создания повести кажется очень правдоподобной.
История создания
Работа над повестью давалась писателю тяжело, возможно, играли роль какие-то эмоциональные, личные переживания: закончить её он смог только в 1841 г., благодаря давлению М.В.Погодина, известного издателя, историка и учёного.
В 1843 г. повесть была опубликована. Она относится к циклу «Петербуржских повестей», становится заключительной и самой идейно насыщенной.
Имя главного героя автор менял на протяжении работы над произведением: Тишкевич – Башмакевич – Башмачкин.
История создания
Название тоже претерпело несколько изменений («Повесть о чиновнике, крадущем шинели»), прежде чем до нас дошёл окончательный и самый точный вариант – «Шинель». Критика приняла повесть спокойно, при жизни автора оно не было особо отмечено.
Только через столетие стало понятно, что «Шинель» оказала огромное влияние на русскую литературу, на историческое понимание эпохи и формирование литературных направлений. Гоголевский «маленький человек» отразился в творчестве многих писателей и поэтов, создал целую волну подобных, не менее гениальных, произведений.
Ведущая тема повести
Ведущая тема – тема «маленького человека», протест против общественных порядков, которые ограничивают личность.
Произведение построено таким образом, что мы прослеживаем всю жизнь главного героя, начиная от момента рождения (где упоминается история о том, почему его назвали Акакием) и до самой трагической точки – смерти титулярного советника.
Сюжет построен на раскрытии образа Акакия Акакиевича, его столкновении с общественными порядками, властью и безразличием людей.
Проблемы ничтожного существа не волнуют сильных мира сего, его жизнь и даже смерть никто не замечает. Только после гибели справедливость восторжествует в
фантастической части повествования –
о ночном призраке, отбирающем
шинели у прохожих.
Проблематика
Проблематика «Шинели» охватывает все грехи сытого бездушного мира, заставляет читателя оглянуться вокруг и заметить тех, кто так же «мал и беззащитен», как главный герой. Основная мысль повести – протест против бездуховности общества, против порядков, которые унижают человека морально, материально и физически. Смысл фразы Башмачкина «Оставьте…, зачем вы меня обижаете?» – содержит и нравственный контекст.
Произведение учит нас тому, как нельзя относиться к ближнему своему. Идея Гоголя в том, чтобы показать бессилие маленькой личности перед огромным миром
людей, безразличных к чужому горю.
Жанр произведения
Повествование о титулярном советнике построено по принципу жития святых. Жанр определён как повесть благодаря масштабности содержательного плана произведения.
Повествование о титулярном советнике, влюблённом в свою профессию, стало своеобразной притчей, обрело философский подтекст. Едва ли произведение можно считать реалистическим, учитывая концовку.
Концовка повести превращает произведение в фантасмагорию, где пересекаются причудливые, нереальные события,
видения, странные образы.
Композиция
Вся жизнь главного героя, от рождения до самой смерти, является тем самым мучительным подвигом, сражением за правду и испытанием на терпение и самопожертвование.
Вся жизнь Акакия Акакиевича Башмачкина – пустое существование, конфликт с общественными порядками – единственный поступок, который он попытался совершить за свою жизнь. Автор подчёркивает бессилие человека изменить мир и добиться справедливости. Только в «другой» реальности главный герой силён, наделён властью, его боятся, он говорит смело в глаза обидчику то, что не успел сказать при жизни.
Композиция
В экспозиции повести мы узнаём краткие сведения о рождении героя, о том, почему его так назвали, о работе и внутреннем мире персонажа.
Суть завязки заключается в том, чтобы показать необходимость приобретения новой вещи (если смотреть глубже – новой жизни, разительных смелых перемен).
Кульминация – нападение на главного героя и его столкновение с безразличием властей.
Развязка – последняя встреча с «значительным лицом» и смерть персонажа.
Эпилог представляет собой фантастическую (в любимом гоголевском стиле – сатирическую и ужасающую) историю о призраке, который отбирает шинели у прохожих и в конце концов добирается до своего обидчика.
Главные герои рассказа
В произведении «Шинель» герои, в основном, безлики, за исключением основного персонажа – титулярного советника по фамилии Башмачкин Акакий Акакиевич, человека без характера, серого, не способного на поступки.
Тема «маленького человека» не нова в литературе, но в рассказе она раскрывается своеобразно и глубоко. В творчестве Гоголя описание героев чрезвычайно важно, ведь за каждым именем, словом стоит глубокий внутренний смысл. Для главного героя шинель – сбывшаяся мечта, смысл жизни. С её появлением герой меняется не только внешне, но и внутренне.
Главные герои рассказа
Автор описывает его внешность героя как самую невыдающуюся. Башмачкин немного рыжеват, с залысинами, низок, имеет нездоровый цвет лица. Он так давно переписывает документы, что никто не помнит, его возраста, когда он был принят на работу. Даже голоса главного героя «Шинели» никто не слышал, за исключением просьбы: оставить его и не обижать. Это слова, которые он произносит в тех случаях, когда издёвки коллег мешают выполнять обязанности.
Акакий Акакиевич Башмачкин живёт работой.
Акакий Акакиевич Башмачкин
Главные герои рассказа
В произведении сведения о нём скупы. Петрович был крепостным и именовался Григорием. После того, как дали вольную, его стали называть по отчеству. Проживает он в грязном подъезде, на четвёртом этаже того же дома, что и Башмачкин. Часто выпивает, но дело своё выполняет хорошо, несмотря на отсутствие одного глаза.
Портной Григорий Петрович
Жена постоянно ругает портного за его пристрастие к выпивке. Трезвый Петрович в вопросе оплаты за работу очень несговорчив, заламывает цену.
Главные герои рассказа
Значительное лицо – это тот, кто мог бы сыграть судьбоносную роль в жизни Акакия Акакиевича, но не сыграл. К нему обратился Башмачкин в надежде на помощь в поиске украденной шинели. Как человек очень строгий, он прогнал беднягу, демонстрируя свою власть перед знакомым.
Автор упоминает про генеральский чин, после получения которого значительное лицо окончательно растерялся, как себя вести с окружающими. Предпочитает молчать, отчего и прослыл человеком замкнутым.
Значительное лицо
Второстепенные персонажи
Мать Башмачкина упоминается в повествовании вскользь, имя её неизвестно. Она была чиновницей, женщиной очень хорошей – так просто описывает её автор. При рождении ребёнок заплакал, и его лицо приняло такое выражение, как будто предчувствовал, что станет титулярным советником – так иронично описывает рождение центрального персонажа автор.
Отец Башмачкина Акакий, в его честь было решено назвать сына. О нём Акакия известно только то, что он, как и остальные члены семьи мужского пола, носил не башмаки, а сапоги, подмётки у которых менял три раза в год.
Жена Петровича – простая женщина, не отличающаяся красотой. Носила чепчик, а не платок. По словам автора, больше о ней ничего не известно. Сам Петрович отзывался о ней пренебрежительно.
Привидение чиновника появляется в Петербурге на месте ограбления Башмачкина. При встрече с призраком Значительное лицо узнаёт нашего главного героя. Отобрав шинель у генерала, приведение успокаивается и больше не беспокоит город. Фантастические мотивы у Гоголя переплетаются с реальными событиями.
Подведём итоги
В повести «Шинель» поднимаются вопросы равнодушия, безнравственности, бедности, бюрократизма.
Петербург показывается, как холодный город, в котором правит глупость, беспорядок и самодурство.
Центральный образ чиновника Башмачкина развивается параллельно с образом самой шинели.
Имена героев в «Шинели» практически не называются, что придаёт описываемой эпохе эффект безликости.
К характеристике героев повести Гоголь относится крайне щепетильно, мастерски, с иронией.
Произведение попало в список самых «революционных» в литературном мире благодаря видению жизни гениальным писателем.
НЕПРАВИЛЬНО
Писатель затрагивает в этом произведении тему:
Как относились к Акакию Акакиевичу на службе:
Произведение «Шинель» было впервые опубликовано:
НЕПРАВИЛЬНО
в 1947 г.
в 1945 г.
Кем служил Акакий Акакиевич Башмачкин:
НЕПРАВИЛЬНО
равнодушно
НЕПРАВИЛЬНО
уважительно
ПРАВИЛЬНО
пренебрежительно
ПРАВИЛЬНО
титулярным советником
НЕПРАВИЛЬНО
судебным секретарём
НЕПРАВИЛЬНО
помощником управляющего
ПРАВИЛЬНО
в 1943 г.
Жанр произведения Н.В.Гоголя:
НЕПРАВИЛЬНО
рассказ
ПРАВИЛЬНО
повесть
НЕПРАВИЛЬНО
новелла
Проверьте себя
НЕПРАВИЛЬНО
любви
ПРАВИЛЬНО
маленького человека
НЕПРАВИЛЬНО
сострадания
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!
Было много ошибок:
нужно быть внимательнее
МОЛОДЦЫ!
Знания прочные:
Как вы оцениваете
свою работу на уроке?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.