Повторение и обобщение по теме "Причастие".
Цели урока:
повторить и обобщить знания, полученные о причастии, формировать умение находить причастие и определять его грамматические признаки; вырабатывать практические умения находить и выделять запятыми причастный оборот.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, цель урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.
Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.
Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения
Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид: урок-путешествие
Виды деятельности:
- устная и письменная
- индивидуальная и коллективная
-мыслительная деятельность; продуктивная и репродуктивная;
-речевая: учебная и спонтанная.
Средства обучения: компьютер, учебник, кейс, карточки, жетоны.карточки с разным уровнем сложности, раздаточный материал для парной работы.
Формы обучения:
· фронтальная
· групповая
· индивидуальная.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Психологический настрой:
Добрый день, ребята! Я думаю, сегодня по-настоящему добрый день. На улице теплая погода. Хочется, чтобы и на нашем уроке была теплая дружеская атмосфера. Давайте посмотримдруг на друга, улыбнёмся, и с такими прекрасными улыбками начнём наш урок. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем.
Формулировка темы, постановка задач:
Мы закончили изучение раздела «Причастие». В конце каждой большой темы мы обычно повторяем и обобщаем изученное. Как же мы назовём сегодняшний урок?(Повторение и обобщение по теме "Причастие"). Запишем в тетрадь дату, классную работу, тему урока.
Какую же учебную задачу мы поставим перед собой? (повторить основные темы в разделе “Причастие”, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и доказывать свою точку зрения. Слушать и слышать других. Искать и находить пути решения проблемы).
И самое главное, этот урок будет подготовкой к контрольной работе. Поэтому, я думаю, все активно включимся в классную работу.
2.Актуализация теоретических знаний.
Наш урок-повторение будет необычным. Сегодня мы отправимся в путешествие, да не простое, а морское. Но выдержать такой длинный и тяжелый путь не каждому под силу. Нам нужна надежная и дружная команда, которой мы бы смогли доверять. Поэтому предлагаю вам сыграть в игру «Верю-не верю»
Эта игра поможет нам узнать, как мы усвоили теорию о причастии. Ваша задача – определить, верное или ложное суждение содержится в вопросе.
- Верите ли вы, что причастие – изменяемая часть речи?
- Верите ли вы, что причастия своим внешним видом похожи на прилагательные?
- Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом?
- Верите ли вы, что у причастия нет будущего времени?
- Верите ли вы, что у причастий не может быть краткой формы?
- Верите ли вы, что у причастия нет зависимых слов?
- Верите ли вы, что правописание суффиксов причастий зависит от спряжения глагола?
- Верите ли вы, что причастие в предложении выполняет роль определения?
А я верю, что вы освоили тему и сможете показать ваши знания и умения.
3. Включение теоретических знаний в практику
Мы успешно справились с заданием и можем смело отправляться в путь. Наш маршрут в бурном море причастий:
Ветер по морю гуляет, наш кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.
И вот первые приключения. Встреча с китами! Как зовут этих китов, на которых держится каждая часть речи?
Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические признаки. Охарактеризуйте причастие как часть речи (ответы учащихся появляются на слайде).
Определите, пожалуйста, какой частью речи является словоДУМАЮЩИЙ и докажите свою точку зрения. Для тех, кто затрудняется, предлагаю использовать шаблоны, которые лежат у вас на партах
Думающий-причастие:
III. Вывод:
- Следовательно, мы доказали, что слово ДУМАЮЩИЙ - причастие, так как обладает всеми признаками
данной части речи.
Ну что же, вы молодцы! Прощайтесь с китами, плывем дальше.
Ребята, мы проплываем прямо над двумя кораблями: один затонувший , а второй затопленный. И, если честно, я не замечаю разницы. А вы? Скажите, чем отличаются эти два слова?
Затонувший- действительное причастие прош.вр. Обозначает признак предмета по действию, совершенному самим предметом.
Затопленный-страдат. Причастие прошед.времени. Обозначает признак предмета по действию, совершенному над ним другим предметом.
Какие вы молодцы! Думаю, ч то с морфолог.разбором на контр.раб. справитесь успешно!
Почему не от всех глаголов удалось образовать и дп, и сп?
Следующий этап экспедиции – повторение орфографии.Зачем это нужно?
И называться он будет “Шторм”, потому что на правописании причастий нас, честно говоря, штормило на каждом уроке. Посмотрим, с чем мы пришли к сегодняшнему уроку.
Запись под диктовку.
Взаимопроверка по шаблону, комментарий орфограмм с места.
Внимание! Прямо по курсу пираты! Они совершили разбойное нападение на корабль причастий и причастных оборотов. Причастия просят о помощи.
Посмотрите на слайд и скажите, что с этими предложениями не так?
Для чего нужно исправить ошибки?
Предложения исправляются, записываются. Комментируется правописание и расстановка знаков препинания.
Молодцы! Вы справились и с этим этапом.
Почему?
Ребята, а вы любите море? А вы заметили, что наш сегодняшний урок сопровождают прекрасные морские пейзажи, и все они принадлежат кисти одного замечательного русского художника 19 века? Кто это? Это Иван Константинович Айвазовский
У одного члена нашей команды было индивидуальное домашнее задание. Он познакомился дома с картиной «Девятый вал» и попытался описать ее, используя причастия. Давайте посмотрим, что получилось у …………….
Работа с текстом.
Тема – море на картине Айвазовского.
Основная мысль: море на картине – это грозная стихия.
Эпитеты: гневная пучина, яростно ревущие
волны.
Метафора: алые ворота в грядущий день.
Назовите причастия:
Почему в тексте используется так много глаголов и причастий? (Море не бывает абсолютно спокойным, с ним всегда что-то происходит, эти изменения и помогают передать причастия).)
Как вы считаете, когда мы используем причастия чаще - в устной или письменной речи?
Рефлексия
Ну вот и подходит к концу наш урок. Мы совершили длительное путешествие, и будет справедливо, если нам достанется клад, скрытый в пучине бурного моря причастий (пятерки за контр работу). Но это случится на следующем уроке. А пока предлагаю оценить свой труд и поставить себе ту оценку, которую вы сегодня заработали. Для этого у вас на партах есть листы самооценки. Вы их сдадите и я поставлю рядом свою оценку.
Вы знаете, что моряки во время путешествий ведут бортовой журнал?
Я предлагаю вам сохранить наше сегодняшнее путешествие в памяти и заполнить нашу общую страничку в таком журнале, поделившись своими мыслями и эмоциями от урока. Для этого у вас есть стикеры.
Я благодарю всех за работу, желаю удачи на контрольной!
ДЗ: на «3»- с.73 вопросы, на 4 и 5 памятка или сказка «Её величество Причастие»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.