Повышение эффективности физкультурной работы студентов ПИФКиС по олимпийскому образованию школьников в период прохождения педагогической практики. Курсовая работа

  • doc
  • 09.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала курсовая физ кул.doc

Повышение эффективности физкультурной работы студентов ПИФКиС по олимпийскому образованию школьников в период прохождения педагогической практики.

Курсовая работа

СОДЕРЖАНИЕ

1. Олимпизм сегодня и вчера

1.1.          Модель личности педагога и идея олимпизма

1.2.          Ценности олимпизма и ценности педагога

2.                 Эффективность работы будущего учителя физической культуры и категории олимпизма

 2.1. Принципы здорового образа жизни как общечеловеческие ценности

2.2.Система конструктивных мотивов спорта в жизни подростка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Эффективность в обучении спорту – это уроки, открывающие грани прекрасного на уровне физического здоровья, активности, целеустремленности. Социум диктует свои законы, нормы, правила, личность, которая не может справиться с проблемами здоровья, которая забывает о том, что физическая культура – важный элемент в жизни индивидуума, выпадает из современной жизни.

Физическая культура сравнительно недавно стала одним из основных предметов в школе: на него отводится три и более часа в неделю, дети и педагоги стали сдавать нормы ГТО, сегодня есть учебники по этой дисциплине, которая стала изучаться не только практически, но и теоретически, тем самым привлекая внимание не только успешных практиков-спортсменов, но и детей, которые ограничены в здоровье и могут связать свою жизнь со спортом посредством журналистики, торговли и медицины (спортивные врачи, журналисты, учредители спортивных магазинов и многое другое).

Сегодня принято говорить о профилактике девиантного поведения. Основой для профилактики служит формирование устойчивого навыка здорового образа жизни. Так как здоровый образ жизни – понятие многофункциональное, то обычно выделяют один аспект профилактики. Для нас – это спорт, физическая культура. Учитель должен акцентировать внимание на том, что физическая активность помогает человеку стать целеустремленнее, выносливее, активнее, помогает справиться с внутренними конфликтами.

Бродяжничество, употребление психоактивных веществ, конфликтность, суициидальность – все эти девиации возможно приостановить путем приобщения к идее спорта. Олимпизм, соперничество, красота, престиж профессионального роста спортсмена – все это может помочь мотивировать подростка к здоровому образу жизни и сделать работу студента или педагога более эффективной.

Сегодня тема нашей курсовой работа актуальна как некогда, ведь в законе об образовании, в новых образовательных стандартах мы имеем приоритет воспитания над образованием, основные технологии – это технологии здоровьесбережения. Физическая культура стала вровень с предметами первых ступеней, такими, как русский язык и математика.

Пропаганда спорта, просвещение – все это необходимо учитывать в работе современного педагога, тренера, руководителя образовательного учреждения, чтобы добиться стопроцентной адаптации учащихся к социуму, его законам, правовым, этическим нормам.

Объектом нашего исследование являются идеи олимпизма в педагогике, предмет – их воздействие на эффективность педагогического процесса и работа самого учителя-предметника.

Мы рассмотрим основные критерии эффективности работы педагога-студента:

• Ответственность

• Понимание идеи здорового образа жизни

• Самостоятельность

• Организованность

• Открытость к новому

• Толерантность

• Уважение к себе и к другим

• Позитивный настрой

• Активность

Посредством анализа работы классных руководителей и учителей-предметников было выявлено, что именно на уроках физической культуры  в большей степени формируются устойчивые навыки здорового питания, гигиены, физической активности. В последующих возрастных категориях очень сложно корректировать режим питания, физической нагрузки, режим работы с компьютером и др. Поэтому важным моментом остается сетевое взаимодействие с дошкольным учреждением, учреждениями дополнительного образования.

Изучение проблемы: Были проведены задания, взятые из рабочей тетради 2 классов (профилактическая программа «Все цвета, кроме черного»), с 1-2 классами «Режим дня», что способствовало анализу и диагностике принципов здорового образа жизни:

·                   32% детей не разграничивают здоровые и «нездоровые» принципы жизни,

·                   11% детей до конца не осознают, что личное здоровье включает понятия «гигиена», «утренняя зарядка», «спорт»,

·                   7% детей не выполняют утреннюю зарядку и не занимаются никаким видом спорта.

Разработка программы действий и гипотезы: создание проектных микрогрупп (волонтеры, педагоги, руководители проекта, учащиеся). Определение конкретных дел по проекту: диагностика, создание плана, подбор форм работы, проведение занятий с дошкольниками и первоклассниками, мониторинг, диагностика, результаты.

Цель нашей курсовой работы заключается в доказательстве, что идеи олимпизма мотивируют не только учащихся, но и педагогов к более конструктивному и эффективному взаимодействию.

Определим задачи:

1. достижению социально значимых результатов в сфере поддержки здоровьесбережения и спорта;

2. успешной помощи студентам-педагогам;

3.информировать о возможностях полезного досуга, занятий физкультурой и спортом в секциях, участия в творческих кружках школы.

Гипотеза. Работа по увеличению эффективности преподавания физической культуры должна осуществляться посредством системно-деятельностного подхода в контексте с ФГОС второго поколения и быть направлена на формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

·                   понимание и сохранение учебной задачи;

·                   понимание выделенных воспитателем или педагогом ориентиров действия в новом учебном материале;

·                   планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

·                   осуществление итогового и пошагового контроля по результату.

Познавательные УУД:

·                   осуществление поиска необходимой информации в открытом информационном пространстве;

·                   построение сообщения в устной форме;

·                   смысловое восприятие познавательных текстов;

·                   осуществление сравнения и классификации на основе  самостоятельного выбора оснований и критериев для указанных логических операций.

Коммуникативные УУД:

·                   использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

·                   построение монологического высказывания;

·                   владение диалогической формой коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                 Олимпизм сегодня и вчера

1.2.Модель личности педагога и идея олимпизма

 

         В рамках новых стандартов ФГОС возникает необходимость во введении системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании школьников в рамках здоровьесбережения.

Актуальность данной работы заложена в содержательной основе здоровьесберегающих технологий  в школе, так как работа в данном направлении подкрепляет умения, полученные на занятиях по физической культуре, приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира через физическую активность и здоровые привычки.

Эффективное преподавание физической культуры – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.

Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей:

-  оптимальный двигательный режим;

-  рациональное питание;

-  закаливание;

-  личная гигиена;

Множество жизненных альтернатив рождает в жизни человека ситуации выбора, при этом личность выбирает наиболее приемлемый, на ее взгляд, вариант действий. Ситуации выбора могут быть созданы случайно или вследствие неоднозначности вопроса, проблемы. Но мы знаем, что наша жизнь лишь тогда будет продуктивна, если мы делаем выбор: он должен быть своевременным, обоснованным с точки зрения законов страны, общества, науки и др., непротиворечивым и обязательным к исполнению.

Каждый человек в мире волен делать выбор, быть заинтересованным в этом выборе, нести за него ответственность. Каждая личность имеет какую-либо социальную роль, поэтому выбор мы делаем в соответствии с этой ролью. Относительно  социологии как науки о человеке, мы можем говорить о способах выбора: случай, воля, критерии.

Понятие выбора всегда связано с понятием свободы. Личность только тогда благополучна, когда самостоятельно определяет выбор. Посредством воли человек приходит к предельно объективной картине мира.

Воля всегда соизмеряется со временем: протяженность, насыщенность, продуктивность процесса – эти и многие другие факторы влияют на принятие решения, потеря ощущения времени, служит одним из симптомов неадекватности бытия, человек теряется в пространстве. Поэтому при выборе для личности очень важны временные перспективы, их характеристики (например, многие сегодня выбирают высшее образование по тому, как именно оно дает перспективы и знания на всю жизнь). Люди часто ориентированы на будущее: им необходимо предоставить перспективы и пути развития.

В целом, специалистам в сфере работы человек – человек необходимо помнить, что поведение личности в различных ситуациях выражается алгоритмом: анализ – оценка ситуации – выбор тактики поведения – реализация принятого решения. Как говорил Константин Мелихан:  «Если из двух зол можно выбирать, то это уже неплохо» – всегда предоставляйте человеку выбор.

Человек – часть природы. Понятие человек включает в большей степени биологические факторы развития организма, физиологические характеристики. Но множественные исследования в науке подтверждают тезис: «Cоздает человека природа, но развивает и образует его общество». Вспомним синдром Маугли: без социума и речи человек не может овладеть языком. Человека отличает от животного дух, сознание которые формируются посредством религии, науки, искусства – все это включает в свою очередь понятие культуры. Личность – это совокупность физиологических, психологических и чувственных черт человека. Каждая личность должна стремится к жизни гармоничной, духовно богатой, успешной, человек должен быть реализованным в профессии, семье, дружбе. Все это возможно, если человек приобщен к культуре, социализирован. Понятие культура относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как «культура ума», «культура поведения», «физическая культура». В обыденном сознании культура служит необходимым компонентом бытия, который помогает осознать действительность, предназначение человека. Культуру философ В. С. Соловьев определяет так: «Тут и Вольтер, и Боссюэ, и Мадонна, и. Папа, и Альфред Мюссэ, и Филарет».

Понятие личности человеческого существа изучается многими науками о человеке: социологией, политологией, философией, психологией, обществознанием, историей, биологией и многими другими – все эти науки сходятся во мнении, что личностью не рождаются, а становятся в процессе социализации, который включает множество составляющих.

Осознавая, познавая, понимая действительность, контактируя с другими людьми, человек постепенно социализируется, а затем, социальные институты влияют на формирование у данного индивида установок, мотиваций, целей на рефлексию, развитие, принятие себя и многое другое. Сначала человек становится частью общества, затем общество влияет на человека, и снова человек, став личностью, влияет на социум. Данное утверждение показывает сложность понятия социализации, которое и формирует из человека личность. Социальные институты определяют как содержание личности, так и ее структуру и форму. Как говорил советский педагог Василий Александрович Сухомлинский: «Воспитание приоритетно над образованием». Действительно, нравственность, мораль, традиция – вот основные ориентиры развития человека. Таким образом, социализация личности – это, во-первых, передача знаний, умений и навыков, во-вторых, усвоение индивидом гармоничных форм взаимодействия в обществе, нахождение в обществе своей роли (приятель, друг, муж, отец, сын, профессионал, гражданин).

С помощью акта познания личность понимает, что есть прекрасное-безобразное, комическое-трагическое, героическое-трусливое, возвышенное-низменное, правда-ложь, добро-зло, жизнь-смерть. Познание и обучение – это литература, балет, кино, химия, экономика и многое другое. Развитие личности – это стойкое стремление к чему-то новому, лучшему, великолепному, к совершенству. И совсем неважно материально это стремлении или идеально, главное, чтобы оно было гармонично, конструктивно, благородно по природе. Общественные ценности помогают личности структурировать действительность и свой внутренний мир, личность учится у великих политиком, поэтов, композиторов, у родных и близких истинному, гармонии, правде, что и формирует личность человека.

Поэтому главные усилия всех нас должны быть направлены на обеспечение идейного, интеллектуального, организационного, волевого – в целом психологического единства людей, что позволит установить взаимосвязи, взаимовлияние и взаимодействие, что позволит из человека, рожденного в социуме, вырастить гармоничную личность, приносящую радость своими делами, своим творчеством, своим общением другим людям и обществу в целом.

 

1.2.Ценности олимпизма и ценности педагога

Олимпийская хартия МОК гласит: «Олимпийское движение имеет своими целями воспитывать молодежь с помощью спорта в духе лучшего взаимопонимания и дружбы» [4, 72]. Современный олимпизм представляет собой сложное многоуровневое течение духовной жизни в России, поэтому невозможно создать полное описание этого явления; целесообразнее акцентировать различные аспекты: философию, антропологию, образование.

Современная концепция модернизации образования ориентирована на воспитание личности многогранной, успешной, счастливой, гармоничной, но это осуществимо только в том случае, если подрастающее поколение воспримет мировоззренческие установки, традиции нашего народа, которые заложены в науке. Институты образования: детский сад, школа, техникум, вуз –  постоянно развивают личность человека, дают ориентиры в жизни. Современные исследователи в области педагогических технологий утверждаю: «В процессе образования огромную роль играют не только природа, задатки  человека, но и социальная среда с ее многообразными сферами» [1, 25]. Социальная среда включает множество аспектов. Но основополагающий – это здоровье школьника и его семьи. Здоровьесбережение – сложный процесс, в котором участвуют различные мировоззренческие установки.

Олимпизм сегодня –  философия жизни, объединяющая в сбалансированное целое достоинство тела, воли и разума. Олимпизм одухотворяет спорт и физическое начало в человеке посредством терпения, воли, выдержки, самоорганизации. Олимпизм  включает понятийную систему из следующих элементов: спорт, культура, образование, здоровый образ жизни, эстетика спорта, этика межличностных отношений.

Перспективность развития идеи олимпизма в нашей стране мы видим в формировании олимпийской ментальности с помощью педагогических технологий: в рамках современного этапа развития общества, когда религия как духовное начало ушло на второй план в светской жизни россиянина, олимпизм как явление жизни взял на себя некоторые функции религии и веры.

В контексте олимпийского движения возможно акцентировать внимание на определенных видах спорта. Мы знаем, что символом олимпизма являются марафонские забеги.  Бег –  это экономичный, мобильный и актуальный вид спорта. Бег возможен в любое время суток и время года. Бег может быть семейным, на базе учебных организаций, иметь свою тематику, например, марафон в честь российских календарных праздников, Дня здоровья (7 апреля), Дня отказа от табака (31 мая), Дня защиты детей (1 июня), Дня защиты инвалидов (3 декабря). Также марафонские забеги могут быть сопряжены с волонтерскими акциями.

На наш взгляд, идея олимпизма очень хороша для осуществления развития массовой школы спорта. Можно обратится к трудам основателя олимпийского движения в новоевропейское время, к трудам Кубертена, в нашей стране есть ряд ученых, труды которых можно применить в решении нашей проблемы, в мировом опыте также известны олимпийские школы, где основным аспектом обучения является олимпийское движение и спорт. Идея олимпизма шире, чем идея спорта, потому в контексте игр в Сочи можно написать программу олимпийского движения в районе и регионе, что сделает спорт посредством идеи олимпизма интересным и актуальным.

Каждая личность стремится к гармонии, духовно богатой, успешной жизни.  Человек должен быть реализованным в профессии, семье, дружбе. Все это возможно, если человек приобщен к культуре, социализирован. Одним из путей социализации сегодня в России возможно считать олимпизм, ведь олимпийские игры действуют по определенным правилам, что и способствует положительному развитию отдельной личности и всего социума в целом.

В образовании, спорте и туризме идея олимпизма необходима для социума, так как у нас возрастает преступность в области экстремизма, терроризма, ухудшается уровень здоровья населения, все больше рождается детей-инвалидов. Люди меньше стали готовить пищу самостоятельно (индустрия быстрой еды), меньше стали двигаться (индустрия машиностроения), больше проводят времени на работе (законы рыночной экономики), в меньшей степени увлечены художественной классической литературой (индустрия кино и телевидения) и многое другое.

Культура олимпизма обладает одним важным свойством – это интегрирующее свойство, которое осуществляет диалог личностей в социуме. «Осознавая, познавая, понимая действительность, контактируя с другими людьми, человек постепенно социализируется», а затем, социальные институты влияют на формирование мотиваций, целей [2, 283]. Сначала человек становится ячейкой общества, затем социум влияет на личность. Здоровая личность физически и духовно будет развивать, воспитывать и обучать будущее поколение, которое будет также здоровым телом и духом.

В современном обществе – много проблем, связанных с массовым развитием спорта. Перед нами стоит сложная задача, но ее необходимо решать совместно. Решение должно быть долгосрочным, поэтому так важно приобщать семейный институт и институт образования к этой проблеме, а также развивать идеи волонтерства и благотворительности под общим девизом олимпизма: «Спорт – для всех!».

Человек – часть природы. Понятие человек включает в большей степени биологические факторы развития организма, физиологические характеристики. Человека отличает от животного дух, сознание которые формируются посредством религии, науки, искусства – все это включает в свою очередь понятие культуры. Личность – это совокупность физиологических, психологических и чувственных черт человека. Каждая личность должна стремится к жизни гармоничной, духовно богатой, успешной, человек должен быть реализованным в профессии, семье, дружбе. Все это возможно, если человек приобщен к культуре, социализирован. Одним из путей социализации сегодня в России возможно считать олимпизм, ведь олимпийские игры действуют по определенным правилам, что и способствует положительному развитию отдельной личности и всего социума в целом. Олимпизм  включает понятийную систему из следующих элементов: спорт, культура, образование, здоровый образ жизни, эстетика спорта, этика межличностных отношений.

Целью олимпизма было и остается становление спорта, гармоничное развитие духа и тела, воля и свобода каждого жителя Земли. Хотя олимпизм как идейно-педагогическая основа олимпийского движения базируется на конструктивных духовных идеалах общества, но все-таки Олимпийские игры находятся в зависимости от социально-экономических и политических условий.

В России идея олимпизма необходима для социума, так как у нас возрастает преступность в области экстремизма, терроризма, ухудшается уровень здоровья населения, все больше рождается детей-инвалидов. Люди меньше стали готовить пищу самостоятельно (индустрия быстрой еды), меньше стали двигаться (индустрия машиностроения), больше проводят времени на работе (законы рыночной экономики), в меньшей степени увлечены художественной классической литературой (индустрия кино и телевидения и многое другое.

Сегодня следует говорить о неоолимпизме, так как утверждать о преемственности античной олимпийской традиции, учитывая совершенно иной исторический контекст, можно с определенной долей условности.  Олимпизм необходим современному российскому обществу, так как назрели проблемы в здоровьесбережении, образовании, патриотизме, толерантности и многих других процессах в сознании личности и социума.

Культура олимпизма обладает одним важным свойством – это интегрирующее свойство, которое осуществляет диалог личностей в социуме. Культура  олимпизма занимает очень весомое место и роль в истории национальной и общечеловеческой культуры. В культуре олимпизма современности в первую очередь проявляются наше национальное своеобразие и общечеловеческий характер. Подобный феномен мы встречаем в нашей культуре, так как олимпизм становится частью духовной культуры нашей страны, начиная от подготовки и заканчивая финальными днями игр. Олимпизм в России находится в дискурсе смежных понятий: социум, быт, нравы и обычаи, ритуалы и привычки, стиль, традиция, канон, воля, свобода, победа и др. Культура олимпизма  у нас состоит из взаимосвязанных и в то же время взаимоисключающих понятий: нормативное и инновативное в культуре, коллективное и индивидуальное.

Современный олимпизм представляет собой сложное многоуровневое течение духовной жизни мира и России, включающее аспекты явления олимпизма: философию, антропологию, образование.

В контексте современной России можно говорить об олимпизме как о феномене духовной культуры. Казалось бы, понятие духовности не включает в обыденном смысле  понятие олимпизма, но в рамках современного этапа развития общества, когда религия как духовное начало ушло на второй план в светской жизни россиянина, олимпизм как явление жизни взял на себя некоторые функции религии и веры. Олимпизм сегодня –  философия жизни, объединяющая достоинство тела, воли и разума. Олимпизм одухотворяет спорт, физическое начало в человеке посредством терпения, воли, выдержки, самоорганизации.

Феномен олимпийской культуры в России представляет собой развивающийся комплекс накопленных человечеством знаний, норм, ценностей, смыслов, образцов поведения, соответствующих идеологии Олимпийской Хартии, философии олимпизма, на основе которых формируются гуманистический образ жизни социума и стиль жизни личности. Благодаря этому феномену работает механизм передачи от поколения к поколению духовных ценностей посредством развития гармонии тела и духа.

Перспективность развития идеи олимпизма в нашей стране мы видим в формировании олимпийской ментальности с помощью педагогических технологий, тем более нам известны олимпийские школы, но их значимость пока мала в образовательных организациях. Олимпийская ментальность общества формируется при условии формирования олимпийской культуры человека, общества. Развитие олимпийской идеи возможно по пути античности. Сегодня культурные и политические тенденции к развитию гуманизма, духовности нашего народа позволяют нам осуществить эту идею. Духовность в современном обществе напрямую связана с образованием человека, именно в образовательных организациях происходит основной воспитательный процесс, который регламентирует государство, олимпизм в контексте истории, физической культуры, охраны безопасности жизнедеятельности может возродить духовные ценности через трансляцию идей гармонии физического и умственного начал в человеке, что значительно сдвинет педагогическую науку в данном направлении, возможно, и создание школ олимпизма, тем более наша спортивная инфраструктура теперь позволяет это.

 

2.Эффективность работы будущего учителя физической культуры и категории олимпизма

2.1. Принципы здорового образа жизни как общечеловеческие ценности

Развитие спорта включает много направлений и аспектов. Сегодня перед студентами-педагогами стоит задача в развитии массового спорта среди учащихсяекта. Но мы понимаем, что социум разноуровневый: доход, количество детей в семье, режим работы и многое другое – все это ставит барьеры в решении нашей задачи.

На мой взгляд, этим решением может стать развитие массового оздоровительного бега в районе. Ведь это экономичный, мобильный и актуальный в контексте олимпийского движения вид спорта. Бег возможен в любое время суток и время года. Бег может быть семейным, на базе учебных организаций.

Бегом может заниматься каждый, так как это не требует экономических затрат и специальной физической подготовки, если обратимся к мнению врачей, то выясниться, что бег не противопоказан никакой категории больных, состоящих на учетах в поликлиниках.

Бег может иметь свою тематику, например, марафон в честь российских календарных праздников, Дня здоровья (7 апреля), Дня отказа от табака (31 мая), Дня защиты детей (1 июня), Дня защиты инвалидов (3 декабря). Также марафонские забеги могут быть сопряжены с волонтерскими акциями. Это могут быть благотворительные забеги, когда прохожие и участники марафона собирают средства для тяжело больных детей. Другая форма: раздача листовок, которые пропагандируют здоровый образ жизни.

Необходимо применить и рекламные ресурсы СМИ. Различные баннеры, электронные табло, реклама в сети Интернет могут содержать элементы пропаганды спорта в сопряжении с работой сайта школы. Здесь важным звеном могут быть именитые спортсмены и тренеры района и области, они могут быть приглашены на какие-либо концерты, праздники и другие мероприятия.

В контексте развития бега интересен велоспорт в работе учителя. Сегодня в мире это направление активно развивается, особенно в больших городах. Это экономит средства, время и оздоровляет организм.

Также с бегом сопряжен еще один вид спорта – это ходьба. Достаточно, 1 часа быстрой ходьбы в день, чтобы сердечно-сосудистая система поддерживала необходимую форму и происходило оздоровление организма. Спортивная ходьба рекомендована при любых заболеваниях систем организма, этот вид спорта хорош и для семейного досуга, и для досуга учащихся и сотрудников любой организации.

Общеизвестно, что основной багаж привычек и навыков формируется в дошкольный и школьный период развития личности, поэтому считаю важным звеном в развитии массового спорта такой институт социума, как образовательная организация, начиная от детского сада и заканчивая вузом.

Здоровьесберегающие технологии сегодня актуальны во многих областях нашей страны. Возможно ввести обязательную утреннюю разминку и физкультминутки на занятиях и уроках.

Молоко, яблоки и мед – продукты, содержащие необходимую суточную дозу кальция, железа и других микроэлементов, поэтому данные продукты можно внести в рацион дошкольников и школьников из оплаты муниципального или областного бюджета (здесь необходимо рассмотреть вариант спонсорской помощи фабрик и других предприятий).

В современной школе есть множество секций спортивной направленности, но все они однотипны в силу того, что выбираются наименее экономически затратные, например, волейбол, баскетбол, лапта, гимнастика, теннис, а такие актуальные сегодня виды спорта, как лыжи, фигурное катание, хоккей, футбол остаются в стороне, не давая детям из малых регионов проявить себя в них, поэтому считаю необходимым развить сеть катков в зимнее время года и построить два ледовых дворца (для любителей и профессионалов).  В этом ракурсе интересны экзотические виды спорта: керлинг, танцы на льду.

В нашем районе много молодых семей с маленькими детьми, 70 % навыков ребенок усваивает в возрасте от 1 года до 7 лет, поэтому важно создать несколько проектов для молодых мам, где были бы отражены спортивные мероприятия для женщин и маленьких детей, различные флешмобы, массовые игры.

Игра вообще должна занимать особое место при обучении младших школьников: это ведущий принцип обучения в данной возрастной группе. Необходимо обязательно ввести ролевые игры на олимпийскую тематику в детских садах и школах. В техникумах и вузах можно предложить форму традиции организации: например, День рождения университета возможно станет днем определенной спартакиады среди данных студентов.

На мой взгляд, идея олимпизма очень хороша для осуществления развития массовой школы спорта. Можно обратится к трудам основателя олимпийского движения в новоевропейское время, к трудам Кубертена, в нашей стране есть ряд ученых, труды которых можно применить в решении нашей проблемы, в мировом опыте также известны олимпийские школы, где основным аспектом обучения является олимпийское движение и спорт. Идея олимпизма шире, чем идея спорта, потому в контексте игр в Сочи можно написать программу олимпийского движения в районе и регионе, что сделает спорт посредством идеи олимпизма интересным и актуальным. Тем более предложенная идея марафонских забегов в начале нашей работы напрямую соотносится с идеей олимпизма, так как известно, что в день олимпиады (23 июня) по всему миру проходят марафоны в честь олимпийских игр.

В современном обществе сейчас много проблем, связанных с массовым развитием спорта: это низкий уровень дохода, сложный график работы, повышенная утомляемость, низкий уровень здоровья, вредные привычки и многое другое. Перед нами стоит сложная задача, но ее необходимо решать совместно. Решение должно быть долгосрочным, поэтому так важно приобщать семейный институт и институт образования к этой проблеме, а также развивать идеи волонтерства и благотворительности под общим девизом олимпизма: «Спорт – для всех!».

 

2.2.Система конструктивных мотивов спорта и олимпизма в жизни подростка

Перспективность развития идеи олимпизма мы видим в формировании олимпийской ментальности с помощью педагогических технологий, тем более нам известны олимпийские школы, но их значимость пока мала в образовательных организациях. Олимпийская ментальность общества формируется при условии формирования олимпийской культуры человека, общества. Только на основе знаний, идей и философии олимпизма, формируется олимпийская культура, в основе которой идея воли и духа, отсюда и возникает духовное начало в обществе. В рамках традиционного физического воспитания справиться с данной задачей трудно: нет ментальной основы. Данная работа наметит пути развития идеи олимпизма в современном российском социуме.

Человек соизмеряет свое поведение с нормой, идеалом, целью, которая выступает в качестве образца, эталона.

Сегодня мы можем сказать, что такое ценности человека: прекрасное – это Пушкин, Бах, Репин, молекула воды, строение алмаза и многое другое; наука, которая изучает красоту, названа эстетикой. Это современный человек знает точно ответы на вопросы о том, что есть правильно, что есть добро, а понятие «культуры» складывалось на протяжении тысячелетий и каждый раз было субъективно, менялись традиции, менялось и понятие «культурного».

Культура – с одной стороны – художественная деятельность, творчество, с другой – произведения искусства, которые оценивают с точки зрения некоего эталона.

Ценности культуры – вещи, которые выражают нечто прекрасное в жизни, некую гармонию, называют  шедеврами. «Культурное» всегда должно приносит удовольствие, гармонию жизни, оно всегда противопоставлено понятию «некультурного/ безобразного».

Поэтому эталоном для учителя и учащегося должны стать идеи олимпизма.

Социальную сущность и значимость олимпийского движения на современном этапе развития цивилизации определяют специфические и общие функции. К специфическим относятся: соревновательно-эталонная, призванная максимально выявить, сравнить и объективно оценить человеческие возможности в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижение высокого (личного) результата; эвристически-достиженческая, обеспечивающая творческую поисковую деятельность. К общим функциям относятся: личностно-направленное воспитание, т.е. спортивное совершенствование, нравственное и интеллектуальное развитие молодежи; оздоровительно-рекреативное воспитание, воздействующее на функциональные возможности человека; эмоциональная зрелищность, направленная на формирование этики и эстетики; социальная интеграция и социализация; коммуникативность и гуманизация общества; экономическая выгода.

О его роли и значении великолепно сказал Пьер де Кубертен в «Обращении к молодежи», сделанном в Италии в 1927 году: «В современном мире, который обладает необыкновенными возможностями, но в то же время находится под угрозой деградации, олимпизм может стать школой благородства помыслов и моральной чистоты, настойчивости и энергии. Но это произойдет только если вы будите неуклонно стремиться в своих идеалах чести и спортивного самосовершенствования к высотам… Будущее зависит от вас».

На протяжении тысячелетий физическая культура являлась неотъемлемой составляющей всех сфер деятельности человека. Благодаря Древней Элладе появилась уникальная система всестороннего воспитания людей – агонистика. Пример игр в Олимпии был использован бароном Пьером де Кубертеном для создания учения о воспитании общества посредством спорта, т. е. современного олимпизма.

Исходя из доминирующих направлений в «Олимпийском образовании» преимущество отдается олимпийским знаниям, физкультурно-оздоровительным и художественно-эстетическим мероприятиям. Модель образования представлена шестью уровнями. Первый – дошкольное образование. Цель: знакомство детей с олимпизмом. Формы проведения: беседы об Олимпийской символике; подвижные и занимательные игры на олимпийскую тематику. Второй – начальная школа. Цель: приобщение детей к олимпийским гуманистическим идеалам и ценностям. Форма: занятия по изобразительному искусству; театрализованные постановки; беседы об олимпийских видах программы, истории античных и современных игр; встречи с участниками Олимпийских игр; интеллектуальные конкурсы. Третий – базовая школа. Цель: развитие у подростков систематических знаний и потребностей. Формы: организация мероприятий олимпийского содержания; соревнования по олимпийским (летним и зимним) видам программы; психотренинг по устойчивому интересу к олимпийской идеи; кружки и клубы по спартиатским играм. Четвертый – средняя общеобразовательная и средняя специальная школа. Цель: совершенствование знаний об олимпийском движении. Формы: диспуты и дискуссии на олимпийскую тематику; творческие конкурсы и эссе; праздники «Олимпийцы среди нас»; путешествия и экскурсии. Пятый – высшая школа. Цель: усвоение студентами практико-ориентированных знаний. Формы: спецкурсы и спецсеминары; педагогическая и производственная практики; научно-исследовательская деятельность; спартакиады; вечера встречи и т.п. Шестой уровень – самостоятельный. Цель: самосовершенствование. Формы: занятия физической культурой и спортом; активный и здоровый досуг; самообразование и агитационно-пропагандистская деятельность.

Олимпийское образование имеет многокомпонентность содержания: информационное, т.е. комплекс знаний об олимпийском движении; операционное – система умений и навыков жить в соответствии с духовно-нравственными идеалами; ценностно-мотивационное, т.е. честное ведение спортивной борьбы, формирование волевых качеств; психофизическое – самопознание и самосовершенствование, формирование здорового образа жизни. Для активизации олимпийского образования на Генеральной ассамблеи АНОК, состоявшейся в мае 2000 года, прозвучало: «… необходимо защищать основные принципы олимпизма в пределах каждой страны, включать их в физкультурные и спортивные программы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Олимпийский девиз состоит из трех латинских – слов Citius, Altius, Fortius. Дословно это значит «Быстрее, выше, храбрее». Однако более распространенным является английский вариант «Быстрее, выше, сильнее».

Культура несет в себе образ человека, она являет, показывает этот образ человеку. Культура – зеркало, в котором человек себя видит и в котором он себя узнает. Заметим, что человек оказался единственным животным, который узнает себя в зеркале, более того у которого появилась настоятельная потребность видеть себя со стороны. Отделив себя от природы, он отделил себя и от себя, получил способность видеть себя со стороны и относиться к себе самому. В этой способности – трансцендировать себя самого – заложена возможность развития образования как необходимого атрибута всякой культуры.

Вся культура нацелена на формирование человека, способного в своих действиях воплотить накопленный сообществом опыт жизнедеятельности, в этом заключена сущность культуры, этим определена ее структура. Но эту свою сущность культура выражает еще и тем, что она формирует специальную деятельность. Сентенции, притчи, мифы и рассказы самых опытных и умудренных жизнью людей были квинтэссенцией культуры народа, к которым приобщались новые поколения, проходя в древнейших сообществах обряды инициации. Затем мудрствование превратилось в философию, которая обсуждала вечные мировоззренческие вопросы человеческой жизни и конечные основания культуры, что было важно для понимания образа человека, но что не было непосредственно направлено на формирование человека по этому образу.

Различные культурные традиции по-разному определяют место человека в системе бытия, исходя из конкретно исторического понимания сущности человека и его социокультурной ценности. Идентификация человека, формирование его самосознания, в свою очередь, становилось центральным и главным фактором, определяющим весь ход развития культурных, экономических и социально-политических процессов. Глобальный пересмотр социокультурной идентификации человека всегда приводил к смене мировоззрения, системы ценностей, а в итоге, и к фундаментальным преобразованиям в развитии человечества, что и дает нам основания говорить о смене исторических эпох и различных культурно-исторических традиций.

Олимпийское образование играет очень важное значение на современном этапе развития общества, т.к. по мнению такого авторитетного ученого как В.С. Радченко (Россия) до сих пор не решены противоречия между высоким уровнем развития спорта и низким уровнем внедрения идеалов и ценностей олимпизма в процесс воспитания детей и молодежи. В попытке решить это противоречие Олимпийская хартия (правило 31) предписывает национальным олимпийским комитетам заботиться о создании социальных институтов, которые посвятят себя олимпийскому образованию. Через олимпийское образование, как средство педагогического воздействия, следует акцентировать внимание у подрастающего поколения и взрослых на вечные общечеловеческие ценности, в число которых входят ценности связанные с совершенствованием человека и окружающего мира. Олимпийское образование должно осуществляться в атмосфере доброжелательности, партнерства и сердечности. Оно должно отличаться привлекательностью и разнообразием форм, как для организаторов, так и участников. Сегодня «Олимпийское образование» следует рассматривать по трем аспектам:

а) как элемент подготовки к Олимпийским играм;

б) как потенциально возможный инструмент социокультурного развития людей;

в) как инструмент углубленного этического самопознания и побуждения к самосовершенствованию.

В нашем беспокойном мире, где политические амбиции и национальные предвзятости могут в любой момент решить судьбу всей планеты Земля в целом и отдельно взятого народа в частности, олимпизм является одним из сдерживающих факторов сохранения равновесия. Он причислен к категории исторических, культурных и духовных социальных ценностей. Олимпизм неотъемлемый атрибут цивилизованного человека, общества и государства. Поэтому, сегодня очень важно сохранить олимпийское движение и его нравственные принципы. Сделать это без наличия необходимых знаний невозможно.

Возрождение Олимпийских игр в конце XIX века по праву может быть отнесено к выдающимся интеллектуальным, морально-нравственным достижениям человечества. Это феноменальный пример преемственности мировой культуры, преемственности общечеловеческих ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев , Б.Г. Человек как предмет познания. Текст. / Б. Г. Ананьев СПб: Питер. 2001-288с.

2. Батаршев А. В. Современные теории личности: Краткий очерк. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96 с. 3. Бальсевич , В.К. Физическая культура для всех и для каждого Текст. / В. К. Бальсевич. -М.: ФиС, 1988. 208с.

4. Баринова, И.В. Состояние и пути совершенствования олимпийского образования и воспитания учащейся молодёжи Текст .: Автореф. дисс.канд. пед. наук. / И. В. Баринова. М., 1994 .-26 с.

5. Богданова, Л. В. Формирование культуры профессионального общения у специалистов в области физической культуры и спорта Текст .: Автореф. дисс.канд. пед. наук / Л. В. Богданова М., 1999 24 с.

6. Боннар, А. Греческая цивилизация: В 2-х т. Текст . / А. Боннар -Ростов н/Д: Феникс 1994.-448 с.

7. Бугреев, А. Н. Современный олимпизм (вопросы теории и практики: социально философский аспект) Текст . / А. Н. Бегреев. - Волгоград: ВГАФК: 1997 . - 86 с.

8. Бугров, Н. Н. Новое мышление, олимпизм и гуманистические ценности Текст. // Новое мышление и олимпийское движение : Сб. ст. М.: Знание, 1990.-С. 3-22

9. Визитей, H.H. Физическая культура личности Текст . / H. Н. Визитей. Кишинев: Штиинца, 1989.-133с.

10. Воронцов, Б.Н. Разумные потребности личности: сущность, критерии, пути формирования Текст . / Б. Н. Воронцов Воронеж: ВГУ 1990. - 211 с.

11. Гельперин, Ю. М. Социально- идеологическая функция олимпийского движения в современном мире: обзор Текст. / Ю. М. Гальперин. М., ВНИИФК, 1977 .-24 с.

12. Даугс, Р. Дети и молодёжь в сорте высших достижений (данные немецких ученых) Текст. / Р. Даугс, Э. Эмрих, X. Игель // Физич. Культура: воспитание, образование, тренировка, 1998 . № 1. - С. 41 - 45.

13. Ерасов, Б. С. Социальная культурология Текст. / Б.С. Ерасов. М.: Аспект Пресс, 2000.- 590 с.

14. Ермак, Н. Психические механизмы сознания и проблема формирования олимпийских идеалов Текст. / Н. Ермак, Р. Пилоян // Олимпийское движение и социальные процессы: Материалы IX Всерос. научно практич. конференции. -М., 1999.-С. 69-74

15. Кузнецов, В. В. Спорт основной фактор научного познания резервных возможностей человека Текст . / В. В. Кузнецов // Теория и практика физической культуры . -1979. -№3 . -С. 45-48

16. Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта Текст . / Л. Кун.-М.;Радуга. 1982.-399 с.

17. Лоу, Б. Красота спорта Текст . / Б. Лоу ; Под общ. Ред. В. И. Столярова . М.: Радуга, 1984.-256, [ 1 ] с.

18. Лубышева, Л. И. Концепция формирования физической культуры человека Текст . / Л. И. Лубышева. М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 57 с.

19. Лубышева Л. И. Ценности олимпийской культуры и воспитание юношества Текст . / Л. И. Лубышева // Материалы Международного форума «Молодежь -наука олимпизм» (Москва, 14 июля 1998г)М .; ФиС 1998. - С. 146 - 147

20. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры Текст . / А. Г. Матвеев. М.; ФиС 1991 . - 543, [ 1 ] с.

21. Мергаутова, Я. Физическая культура в структуре общества и жизнедеятельности (Очерки по теории физической культуры) Текст . / Я. Мергаутова, Ф. Йохимсталер. М.: ФиС, 1984. - 133 с.