Повышение интереса к чтению через организацию внеурочной деятельности по литературному чтению у младших школьников
Лопатина Ангелина Алексеевна, студентка 4 курса ГБПОУ «Соликамского-социально-педагогического колледжа им.А.П.Раменского».
Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена снижением читательского интереса младших школьников, в связи глобального развития инновационных технологий.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, читательский интерес, урочная деятельность, webквест.
В современном мире происходит глобальное развитие инновационных технологий. Именно они занимают одну из главных ролей в жизни каждого человека. В гаджетах сохраняется море информации, необходимой нам. В них буквально имеется все, начиная от развлечений и заканчивая образованием и работой. Разумеется, в современном мире роль гаджетов очень важна. Например, благодаря развитию технологий, очень продвинулась сфера медицины: то, что раньше казалось недосягаемым, сегодня находится в наших руках, и многие технологии современности способны спасти жизни миллионов. Но, к сожалению, там, где имеются плюсы, обязательно появляются и минусы. И одним из самых главных минусов является то, что уровень заинтересованности к чтению у детей снижается. Как правило, детям становится не интересна книга и сам процесс чтения. В современном мире у детей совершенно другие интересы. Им больше нравится проводить время за ноутбуком или телефоном. И эта социальная проблема является актуальной на сегодняшний день.
Невозможно переоценить ту огромную роль, которую играет книга в духовном развитии каждого человека. Особенно велико ее значение в период интенсивного становления личности – в детские годы. Книга, прочитанная в детстве, зачастую оставляет неизгладимый след в душе и запоминается на всю жизнь. Испокон веков известно и принято, что чтение - средство учения и обучения, средство воспитания в человеке человека.
Кандидат филологических наук Людмила Викторовна Братухина утверждает, что читательский интерес – это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной активности, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге как инструменте для чтения, в тексте, как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт.
Целенаправленно работать с книгами ребенок начинает в начальной школе, как правило, на предмете - литературное чтение. Именно на этом этапе важно привлечь ребенка к чтению, развивать его читательский интерес. Но интерес со стороны учащихся изменяется. Он не исчезает совсем, но трансформируется вслед за изменением способов получения информации.
В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Но без заинтересованности учащегося начальной школы в чтении эта «самоорганизация» процесса обучения на уроках литературного чтения будет невозможной, ведь именно интерес является двигателем обучения. Константин Кушнер, российский историк и педагог, однажды сказал: «Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими».
Разумеется, на урочной деятельности читательский интерес развивается, но формы, которые используется на уроках литературного чтения в начальной школе традиционны, то есть детям они, как правило, не интересны, ведь эти формы цикличны и повторяются из урока в урок. Традиционными формами литературного чтения являются следующие: урок, экскурсия, ролевая игра, выставка и т.д. Но мы знаем, что помимо урочной деятельности, в школах существует внеурочная деятельность, которая подразумевает в своем содержании отличительные от урочной деятельности формы, которые образовательная организация определяет самостоятельно, в зависимости от направления внеурочной деятельности. Из письма Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 N03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования» мы знаем, что внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, а, следовательно, именно внеурочная деятельность может повысить читательский интерес младших школьников в большей степени, нежели урочная деятельность.
Если проблема снижения читательского интереса связана с инновационными технологиями, то может именно инновационные технологии в сфере образования и помогут учителям начальных классов повысить читательский интерес?
Образовательные стандарты поставили перед современной школой важную задачу – подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе. В настоящее время ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в непрерывном повышении качества образования. Ключевую роль в решении этих задач играет информационная компетентность. Современные дети родились, развиваются и обучаются в насыщенной информационно-коммуникационными технологиями и цифровыми устройствами среде. Именно по этой причине уже на первой ступени обучения необходимо в полной мере использовать новые возможности – информационный потенциал Интернета, различные дистанционные формы обучения. С первых дней необходимо учить детей работать с разными источниками информации, так как работа с текстовой, графической, звуковой, мультимедийной информацией в наше время становится необходимым метапредметным умением. Как же организовать образовательную деятельность так, чтобы она соответствовала современным реалиям?
Формирование ИКТ-компетентности учащихся происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана. Формирование навыков информационной деятельности – задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Таких современных информационных технологий в настоящее время достаточно много. Одна из них – образовательные веб-квесты, организованные средствами Web-технологий.
В 1995 году Берни Додж, профессор образовательных технологий Сан-Диего (США), впервые разработал веб-квест как учебное задание. В педагогике появилось новое понятие – образовательный веб-квест.
Образовательный веб-квест - педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие - либо ресурсы, и в первую очередь ресурсы Интернета. Разрабатываются квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, также могут быть и межпредметными. В работах же российских ученых нет единого взгляда на сущность квеста.
В ходе работы младших школьников над веб-квестами реализуются следующие задачи:
Образовательная — вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.
Развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой и Интернет - ресурсами; расширение кругозора, эрудиции.
Воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы.
Веб-квест способствует: поиску Интернет информации, которую поручает учащимся воспитатель, развитию мышления учащихся, обобщения и оценки информации, развитию компьютерных навыков учащихся и повышению их словарного запаса, поощрению учеников. Работа учащихся в таком варианте проектной деятельности как веб-квест, разнообразит воспитательный процесс, сделает его живым и интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается ряд компетенций:
· самообучение и самоорганизация;
· работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
· умение находить несколько способов решения проблемной ситуации;
· публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).
Итогом работы учащихся с web-квестом является «готовый продукт», который они создают при помощи прикладных программ. В результате выполнения заданий веб-квеста, обучающиеся узнают много нового, учатся работать с сетевыми сервисами. У них есть возможность проявлять свои творческие способности. Но самое главное – они учатся общаться, обсуждать проблемы и находить общее решение. Система воспитания должна превратиться в механизм развития способностей растущего человека. А формирование любой компетентности происходит через некоторую практическую деятельность. Поэтому закономерно, что возрастает интерес к механизмам включения детей в деятельности, способствующие развитию их способностей.
Таким
образом, квест-технология как любая педагогическая технология имеет
инвариантную часть, представленную элементами структуры и требованиями к их
содержательному наполнению, отражёнными в технологической карте. Вариативность
же реализуется в творчестве педагога, который будет разрабатывать легенду,
сюжет и т.д. с учётом педагогического мастерства, специфики обучающихся и
возможностей образовательной организации.
Проектирование образовательного квеста в логике
системно-деятельностного подхода предполагает при определении цели и задач
квеста, его содержательного и инструментального наполнения ориентацию на
результаты образования как системообразующий компонент стандарта: предметные,
метапредметные и личностные результаты, заданные ФГОС.
Литература:
1. Письмо от 14 декабря 2015 года N 09-3564 «О внеурочной деятельности реализации дополнительных образовательных программ».
2. Письмо от 12 мая 2011 года N 03-29 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
3. Андреев В.И. Внеурочная деятельность по литературе в начальной школе. - М., 1999. - С. 314-315.
4. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. - 2007. - №8. - С. 35-43.
5. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. - http://vio.fio.ru/vio_07
6. Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся https://urok.1sept.ru/articles/513088/
7. Международная облачная платформа для создания и развития интернет-проектов Wix.com. Режим доступа: https://manage.wix.com/account/sites?referralAdditionalInfo=Dashboard
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.