Повышение мотивации на уроках физики
Оценка 4.7

Повышение мотивации на уроках физики

Оценка 4.7
Научные работы
DOCX
физика
Взрослым
09.08.2023
Повышение мотивации на уроках физики
Повышение мотивации на уроках физики.DOCX

Повышение мотивации на уроках физики

Современный мир открывает большое количество возможностей для человечества. Практически любую необходимую информацию можно легкостью найти в интернете, нет необходимости идти в библиотеку, изучать книги, статьи и т.д. Именно поэтому одной из центральных проблем современной школы является формирование мотивации на обучение, развитие познавательного интереса в школьном возрасте.

Обучающиеся, как и их родители считают физику одним из наиболее сложных школьных предметов. И если родители осознают важность и занимательность данного предмета, то дети в большинстве своем не испытывают интереса к физике. В ходе изучения физики из года в год изучаемый на уроках материал становится все сложнее, а мотивация детей все слабее.

Основной причиной отсутствия мотивации является «сухость» преподавания физики. Необходимо помнить, что в процессе обучения важны не только знания, но и впечатления, с которыми ребенок уходит с урока. Абсолютно для каждого учителя важно, чтобы обучающиеся интересовались его предметом, добивались успехов. В этом заинтересованы и родители учеников. К сожалению, мы все чаще сталкиваемся с фразами: «не дано», «не хочет учиться», «у ребенка есть способности, но ему это не нужно» и т.д.

Сколько бы усилий не прикладывал учитель школьника невозможно научить, пока он относится равнодушно и безынициативно к изучению предмета. Именно поэтому важно на начальном этапе изучения предмета, по физике это 7 класс, создать атмосферу, в которой каждый ребенок сможет найти что-то интересное для себя. Мотивация школьников во многом зависит от инициативы учителя на каждом этапе обучения. Учителю необходимо обладать высоким уровнем мышления, способностью и стремлением к проблемному обучению, творческими качествами.

Деятельность выполняет ряд функции в формировании личности – развивающую, интегративную, критериальную, коммуникативную. Деятельностный подход является элементом личностно-ориентированного обучения, обеспечивая реальную основу для становления личности.

По мнению А.Г.Асмолова «процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно-деятельностный» подход в образовании!». Именно системно-деятельностный подход способен помочь заинтересовать обучающихся в учебном процессе.

В настоящее время основной задачей образования является формирование умения и желания учиться всю свою жизнь, работать в команде, самореализоваться и самосовершенствоваться на фоне рефлексивной самоорганизации.

Одна из главных задач учителя – организация учебной деятельности с целью формирования потребностей и способностей для осуществления творческих преобразований учебного материала с целью овладения новыми знаниями и навыками в результате самостоятельного поиска.

Под «деятельностным подходом к обучению» подразумевают теорию обучения, опирающуюся на деятельностную концепцию усвоения социального опыта, в котором:

главная цель обучения – развитие учащихся, создание условий для саморазвития; ученик является субъектом образовательного процесса;

обучение подразумевает формирование и управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых в процессе сотрудничества, субъект-субъектного взаимодействия; учение рассматривается как деятельность;

усвоение знаний и умений трактуется как активно-исследовательский процесс, который осуществляется посредством мотивированного и целенаправленного решения задач.

Ученик в таком случае является субъектом жизнедеятельности, то есть является основоположником своей деятельности. Он самостоятельно ставит цели, решает задачи, отвечает за результат и анализирует свою деятельность.

Главная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что знания не передаются в готовом виде, а учащимся предоставляется возможность самостоятельно их добывать в процессе практической деятельности.

Функция учителя при деятельностном подходе состоит в управлении процессом обучения. Как образно заметил Л.С. Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения». Деятельность учащихся должна быть организована таким образом, чтобы они самостоятельно сформулировали решение проблемы урока и объяснили, как необходимо действовать в новых условиях.

Физика – занимательный предмет, преподавание которого можно организовать, используя различные методы и приемы. Наряду с другими естественными науками она изучает свойства окружающего нас мира.

В основе преподавания физики всегда лежал системно-деятельностный подход. От того на сколько грамотно он применяется на уроках во многом зависит мотивация обучающихся. Рассмотрим несколько примеров применения системно-деятельностного подхода в обучении.

Решение задач по физике – необходимый элемент учебной работы. Чаще всего применяются текстовые задачи, которые кажутся обучающимся скучными, неинтересными и бесполезными. Задачи, требующие практических действий, позволяют повысить мотивацию обучающихся к изучению предмета.

Например, при изучении темы «Плотность вещества» обучающимся можно предложить выполнение следующей экспериментальной задачи. Обучающихся необходимо разделить на мини-группы (3-4 человека), либо на пары. Каждой группе выдать грузы, изготовленные из различных материалов, мензурку с водой и линейку. Необходимо определить из какого материала состоит предмет. В ходе выполнения задания обучающиеся работают в коллективе, на практике видят, как можно применить полученные знания.

Рассмотрим другой пример задачи по теме «Масса. Плотность. Объем». Тело неправильной формы не входит в мензурку. Предложите способ определения объема тела. В качестве оборудования обучающимся предлагается два цилиндрических сосуда различного диаметра, вода и мензурка. Предложите способ определения объема тела. Обучающиеся, проводя различные эксперименты, самостоятельно исследуют возможные варианты определения объема тела неправильной формы.

Решение экспериментальных задач способствует более глубокому и прочному усвоению физических законов, развитию логического мышления, сообразительности, а главное повышению мотивации к изучению предмета. Уроки с применением экспериментальных задач отличаются от классических уроков своей динамичностью, творческой направленностью и инициативностью. Каждый ребенок, выполнив даже самую простую экспериментальную задачу самостоятельно, чувствует свой успех и начинает интересоваться предметом.

Важнейшая роль в формировании мотивации учения у школьников отводится учителю. Именно ему необходимо выбирать методы и приемы проведения уроков. Современный учитель объединяет традиционные и современные методы с целью заинтересовать учеников в своем предмете, создать среду, в которой каждый обучающийся сможет самореализоваться.


 

Повышение мотивации на уроках физики

Повышение мотивации на уроках физики

Главная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что знания не передаются в готовом виде, а учащимся предоставляется возможность самостоятельно их добывать в процессе практической деятельности

Главная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что знания не передаются в готовом виде, а учащимся предоставляется возможность самостоятельно их добывать в процессе практической деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.08.2023