Каждый современный преподаватель физики неизбежно сталкивается с рядом проблем в процессе обучения студентов: это и нехватка лабораторного и наглядного оборудования, отвечающего актуальному развитию научного знания, и невозможностью применения новых методик преподавания в условиях традиционной образовательной системы, и – самое главное – недостаток учебных часов для более глубокого изучения дисциплины. С целью «внушить охоту и воспитать вкус» к изучению физики в распоряжении преподавателя есть целый ряд разнообразных приемов и подходов.
Использование проектного метода в процессе обучения физике
Бацунова Л.В.
преподаватель физики Колледжа экономики, бизнеса и права
Карагандинского Экономического
Университета Казпотребсоюза
Каждый современный преподаватель физики неизбежно сталкивается с
рядом проблем в процессе обучения студентов: это и нехватка лабораторного и
наглядного оборудования, отвечающего актуальному развитию научного знания,
и невозможностью применения новых методик преподавания в условиях
традиционной образовательной системы, и – самое главное – недостаток
учебных часов для более глубокого изучения дисциплины.
«Наивысшее мастерство преподавателя – пробудить радость творчества и
познания», писал выдающийся физик Альберт Эйнштейн. Несомненно, об этом
должен помнить каждый преподаватель, который стремится заинтересовать
обучающихся своим предметом; особенно это актуально для преподавателя
физики, чья дисциплина неразрывно связана с окружающим нас миром.
С целью «внушить охоту и воспитать вкус» к изучению физики в
распоряжении преподавателя есть целый ряд разнообразных приемов и
подходов:
рассмотрение фундаментальных научных положений через призму
современности;
широкое привлечение примеров из области современной техники и
высоких технологий;
привлечение художественного материала, в первую очередь научной
фантастики;
использование парадоксов и неожиданных сопоставлений;
выявление тесной взаимосвязи между научными концепциями и
реалиями повседневной жизни;
рассмотрение изучаемых явлений в исторической перспективе и т.д.
[3].
Все эти подходы наиболее полно реализуются в ходе проектного метода,
чья эффективность была не раз подтверждена в ходе моих занятий.
Проектный метод гармонично вписывается в учебный процесс, за счет
того что в ходе занятий возникает проблемная ситуация, для решения которой
обучающиеся получают возможность самостоятельно сформулировать
обсуждают свои идеи,
исследовательские задачи. Студенты совместно
исследовательские решения,
работая как
индивидуально, так и в группах под руководством преподавателя. Одним из
преимуществ данного метода, вне всякого сомнения, является то, что
обучающиеся непосредственно сталкиваются с нетривиальными задачами и
узнают много нового в процессе поисковоисследовательской деятельности.
представляют проекты,Проектный метод позволяет наглядно представить результаты работы
студентов посредством презентации, что создает возможность для дальнейшего
обсуждения решаемых задач, выявления преимуществ и недостатков выбранного
подхода. Все это составляет неотъемлемую часть так называемой «рефлексии
деятельности» и позволяет утверждать, что создание презентации, как конечный
этап проектной работы, имеет важное учебновоспитательное значение [5].
Кроме того, при использовании проектного метода происходит инверсия
ролей преподавателя и обучающихся: педагог передает инициативу выбора
студентам, и огранивается лишь ролью координатора, который помогает
выбрать наиболее оптимальный подход в рамках поставленной задачи. В
отличие от традиционных методов, где студенты имеют дело с готовыми и
систематизированными знаниями,
метод проектов побуждают их к
самостоятельному поиску и нестандартным решениям стоящей перед ними
проблемы. Таким образом, каждый студент получает возможность применить
свои знания, навыки, умения и компетенции в ходе реализации своего проекта –
как индивидуально, так и в группах – и предложить собственные пути для
решения поставленной задачи.
Со времени провозглашения Независимости, наша система образования
стала объектом существенной модернизации, которая выражается в первую
очередь в изменении требований к преподаванию физики как учебной
дисциплины, как на уровне используемых подходов, так и на непосредственном
содержании предмета:
вопервых, в изменении характера интеракции между преподавателем и
обучающимися как в рамках занятия, так и вне его (большая свобода выбора и
действий студентов, креативность, визуализация усвоенных знаний, более тесная
связь теоретических и практических знаний, широкое привлечение достижении
техники и современных технологий);
вовторых, в изменении содержания преподаваемой дисциплины (связь
науки и техники, создание интерактивных физических моделей, в том числе за
счет компьютеризации) [4].
В условиях современного темпа модернизации, проектный метод
позволяет наиболее эффективно добиться желаемых результатов в процессе
обучения предмету, тем более что, помимо традиционных источников
информации – справочных пособий, энциклопедий и научных журналов ,
современный студент имеет доступ к цифровым носителям информации
(электронные базы, Интернет и т.д.). Кроме того, проекты могут
рассматриваться как первый этап на пути создания компьютерных
экспериментальных моделей и дальнейшего пробуждения интереса к
исследовательской деятельности.
Проектный метод позволяет перейти от формализма физических понятий
и величин к конкретной реализации, наглядному отображению в виде диаграмм,
графиков, схем, интерактивных моделей и опытов.
В ходе проектного метода достигаются следующие результаты: пробуждение мотивации к изучению физики;
повышение качества знаний обучающихся;
развитие самостоятельности и критического мышления;
повышение уровня владения средствами визуализации информации;
активное усвоение знаний, развитие самоконтроля;
мотивация к самообразованию;
формирование базовых навыков исследовательской деятельности;
повышение самооценки обучающихся.
Метод проектов развивает коммуникативные навыки студентов, их
практические навыки и дает возможность для раскрытия личного потенциала.
Благодаря проектному методу, у обучающихся формируется критическое и
творческое мышление, повышается уровень социальной интеракции, что
позволяет им лучше адаптироваться к меняющим условиям [4].
Таким образом, проектная деятельность студента является принципиально
новым подходом к виденью процесса обучения, в ходе которого происходит
переход от механического запоминания к самостоятельной исследовательской
деятельности; от ориентации на гипотетического «среднего студента» к
дифференцированному, в высшей степени персонифицированному обучению; от
«оторванности» физики от жизни к ее тесной взаимосвязи с технологиями и
реалиями современного мира.
1. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. –
Литература
М., Сентябрь, 2015
2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие
для
преподавателей. – СПб.: КАРО, 2013.
3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном
учреждении. Аркти. – М., 2015.
4. Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности в Интернете и его
развивающие возможности. «Современные технологии обучения», №2, 2015.
5. Яблочкова Р.И. Развитие творческих способностей студентов на уроках
физики. М., 2014.