Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Троицкая средняя общеобразовательная школа № 62»
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ОБУЧЕНИЮ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
Педагогический проект
Исполнитель: Замятина Наталья Алексеевна
Должность: учитель немецкого языка
П.Троицкий – 2012
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………………………………………………..3
1. Теоретическая часть …………………………………………………………………………………………………………...7
1.1. Формирование положительных мотивов к изучению немецкого языка …………………………………………………7
1.2. Разнообразие средств ИКТ и возможности их применения ……………………………………………………………...10
2. Проектная часть ……………………………………………………………………………………………………………….14
Заключение …………………………………………………………………………………………………………………….19
Список литературы…………………………………………………………………………………………………………….20
Введение
Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции.
Всех учащихся можно поделить на три категории. К первой категории относятся учащиеся, которые не видят для себя личностной перспективы и многие не заинтересованы в изучении немецкого языка, считая, что он не нужен для их будущей профессии. Ко второй категории относятся учащиеся, положительная мотивация которых к изучению предмета недостаточна, а порой отсутствует совсем, так как при изучении немецкого языка они сталкиваются со значительными трудностями и не усваивают материал в силу особенностей памяти, восприятия и мышления. К третьей категории относятся ученики, которые имеют положительную мотивацию к изучению немецкого языка, но не имеют возможности применять свои знания на практике. Поэтому существует проблема невостребованности полноценных знаний немецкого языка, значительно снижающая мотивацию у школьников при изучении предмета. Все вышеперечисленное указывает на необходимость организации учебно-познавательного процесса, направленного на формирование мотивационной сферы обучаемого, становление и развитие внутренних мотивов познавательной деятельности.
Причины обращения к проблеме:
а) неудовлетворённость организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником;
б) пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных
занятий, во внеурочной деятельности по предмету;
в) низкая сформированность исследовательских, креативных,
информационно-технологических и коммуникативных умений.
Как «замотивировать» школьников на изучение немецкого языка? Этот вопрос особенно актуален для меня как учителя иностранного языка. Поэтому стратегической целью проекта является формирование положительных мотивов к изучению немецкого языка.
Объект исследования: мотивация учащихся к обучению.
Предмет исследования: процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся немецкому языку через использование ИКТ.
Гипотеза исследования: процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся немецкому языку будет эффективным, если:
· определены теоретические основы развития позитивной мотивации к обучению учащихся;
· выявлена совокупность факторов, влияющих на развитие позитивной мотивации к обучению учащихся;
· разработана методика развития позитивной мотивации к обучению немецкому через использование ИКТ;
· обеспечено педагогическое сопровождение развития позитивной мотивации к обучению учащихся немецкому языку через использование ИКТ;
· процесс развития позитивной мотивации к обучению учащихся немецкому языку через использование ИКТ является направлением и конечной целью специально организованной работы.
Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме «Мотивация обучения иностранному языку».
2) Выявить дидактические средства, способствующие формированию положительных мотивов к изучению иностранного языка.
3) Внедрить мониторинг деятельности с целью выявления мотивации.
Этапы и план реализации проекта:
Первый этап (2012 - 2013 гг.) – поисково-теоретический. Теоретическое осмысление проблемы, определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием понятия "позитивная мотивация", разработка и определение задач исследования.
Второй этап (2013 - 2016 гг.) – опытно-экспериментальный. Практическая организация работы по анализу мотивации к обучению учащихся. Разработка и реализация методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся немецкому языку через использование ИКТ.
Третий этап (2016 - 2017 гг.) – обобщающий. Уточнение и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.
Предполагаемый результат:
· устойчивая внутренняя мотивация к изучению иностранного языка;
· сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок;
· способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени;
· социальные компетентности, развитие социального опыта учащихся.
1. Теоретическая часть
1.1. Формирование положительных мотивов к изучению немецкого языка
Положительная учебная мотивация – это совокупность мотивов, которые связаны с удовлетворением познавательного интереса. Поэтому формировать мотивацию – это значит не заложить готовые мотивы и цели, а поставить учащегося в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.
Условиями формирования положительной мотивации могут быть – использование занимательного материала; придание деятельности положительной эмоциональной окраски; столкновение с неизвестным, удивление, а не приобретение знаний в готовом виде; достижение результатов – пусть незначительный шаг вперед, но ощутимый обучаемым; элементы проблемности в обучении; создание творческой атмосферы на уроке.
Формировать мотивацию изучения иностранного языка можно через:
· содержание учебного материала;
· организацию учебной деятельности;
· использование коллективных форм учебной работы;
· оценку;
· использование компьютерных технологий;
Формированию положительной мотивации к изучению иностранного языка способствует мотивация совместной учебной деятельности. В коллективной учебной работе ребенка интересует возможность так организовать свое взаимодействие с партнером по совместной работе (взрослым или сверстником), чтобы овладение материалом, знаниями, умениями произошло наиболее эффективно. Именно направленность на взаимодействие с партнером указывает на наличие у школьников мотивации совместной учебной деятельности и дает возможность рассматривать различные уровни сформированности социальных мотивов. Т.е. мотивация совместной учебной деятельности влияет на формирование внешней мотивации к изучению иностранного языка. Но провести четкую грань между познавательными и социальными мотивами в практической деятельности часто бывает трудно. Тем более что совместная учебная деятельность осуществляется на учебном материале и ради получения собственного учебного результата – новых знаний, умений, навыков. Иными словами, оба вида мотивации тесно связаны и в практической деятельности формируются в непосредственной зависимости друг от друга. Поэтому мотивацию совместной учебной деятельности можно рассматривать как путь формирования как внешней, так внутренней мотивации изучения иностранного языка.
В процессе выполнения совместных учебных заданий создаются благоприятные условия для развития у школьников мотивации. Вступая во взаимодействия со сверстниками, ребенок может руководствоваться разными мотивами. Более того, его отношение к совместной учебной деятельности может меняться в зависимости от владения способами совместной учебной работы, от характера взаимоотношений с партнерами, цели партнеров и т.д. Формирование мотивации совместной учебной деятельности школьников начинается с создания ситуации для возникновения у учащихся общего положительного отношения к коллективным формам работы.
Формированию лингвопознавательной мотивации способствует наличие у учащихся филологической зоркости. В развитии филологической зоркости большую роль играет языковая догадка. Внезапное «озарение» по поводу того или иного значения слова, выражения, грамматической формы доставляют учащимся большое удовлетворение и мотивируют дальнейший лингвистический поиск. Упражнения в языковой догадке могут быть столь же увлекательны, как и решение кроссворда. Поэтому следует постоянно побуждать учащихся к языковой догадке, нацеливая внимание учащихся на «подсказки» и опоры в самом материале. Важно также побудить учащихся к накоплению языкового материала. Для этого рекомендуется применять различные языковые игры. Атмосфера азарта, дух соревнования, радость победы активизируют восприятие и запоминание. С помощью игры могут быть усвоены все необходимые стороны лексического материала, преодолены особые трудности.
1.2. Разнообразие средств ИКТ и возможности их применения
Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.
В современной науке существует много различных подходов к определению термина "информационно-коммуникационные технологии". Согласно словарю Педагогического обихода (под ред. д.п.н. Л.М. Лузиной), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта) .
В современных источниках информационно - коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).
Современная образовательная парадигма, строящаяся на компьютерных средствах обучения, берет за основу не передачу школьникам готовых знаний, умений и навыков, а привитие обучающемуся умений самообразования. При этом работа учащихся на уроке носит характер общения с преподавателем, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств.
Ученые считают, что любой метод обучения обогащается за счет интеграции в него информационных технологий. Но если в процессе обучения информатике средства ИКТ выступают и как объект изучения и как средство обучения, то в процессе преподавания общеобразовательных дисциплин они являются только средством обучения.
Дадим определение понятию “средства ИКТ”. Средства информационно - коммуникационных технологий - это программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей [Сайков Б.П., 15].
К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:
· электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
· электронные энциклопедии и справочники;
· тренажеры и программы тестирования;
· образовательные ресурсы Интернета;
· DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;
· видео и аудиотехника;
· научно-исследовательские работы и проекты.
Методисты выделяют несколько классификаций средств ИКТ. В соответствии с первой классификацией, все средства ИКТ, применяемые в системе образования, можно разделить на два типа: аппаратные (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон и др.) и программные (электронные учебники, тренажеры, тестовые среды, информационные сайты, поисковые системы Интернета и т.д.).
Прорыв в области ИКТ, происходящий в настоящее время, заставляет пересматривать вопросы организации информационного обеспечения познавательной деятельности. Таким образом, вторая классификация средств ИКТ позволяет рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности:
· для поиска литературы, в Internet применением браузеров типа Internet Explorer, Mozilla Firefox и др., различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.com и т.д.) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование и т.д.);
· для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office: Microsoft Word позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; Microsoft Power Point позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; Microsoft Excel выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; Microsoft Office Publisher позволяет создавать и изменять буклеты, брошюры и т.д.
· для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);
· для хранения и накопления информации (CD-, DVD-диски, Flash-диски);
· для общения (Internet, электронная почта, ICQ, Skype, Mail Agent и т.д.);
· для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, WinAmp, Win DVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.;
Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках немецкого языка для организации самостоятельной работы обучающихся. Они могут использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причём компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизировать отрабатываемый навык.
2. Проектная часть
В педагогической и методической литературе отмечены несколько направлений применения ИКТ в образовательном процессе. Хуторская А.В, Боревский Л.Я и Рычков В.Г. отмечают пять основных: контроль знаний, лабораторный практикум, иллюстративное средство при объяснении нового материала, самообразование, эффективное формирование познавательного интереса. Свою работу по реализации проекта я планирую организовать по этим пяти направлениям.
План работы по реализации проекта
Этап |
Задачи |
Вид деятельности |
Сроки |
Предполагаемый результат |
1.Поисково-теоретический |
1.Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по теме «Мотивация обучения иностранному языку». |
1.Изучение методической литературы. 2. Анализ методик диагностирования мотивации учащихся к учебной деятельности.
|
2012 год |
|
|
2.Выявить затруднения и потребности в изучении немецкого языка. |
1.Проведение диагностики учащихся. Опрос. Анкетирование. 2.Анализ ответов учащихся. |
2012 год |
Результаты диагностики и анкетирования учащихся |
|
3.Создать необходимые условия для реализации проекта |
1. Создание учебных и учебно-методических материалов с помощью ИКТ |
2012 год |
Наличие учебных и учебно-методических материалов (мультимедийное приложение к учебному курсу «Немецкий язык») |
2.Опытно-эксперементаль-ный: 1) контроль знаний |
1.Создать картотеку тестовых заданий по темам учебного курса «Немецкий язык». 2.Создать картотеку кроссвордов для контроля знаний. |
1.Разработка и применение на практике тестов и кроссвордов с помощью мультимедийных презентаций. |
2013-2016 |
Наличие электронной картотеки с тестовыми заданиями и кроссвордами. |
2) грамматический практикум |
1.Создать грамматический практикум, который состоит из двух разделов: « Справочный материал в виде грамматических правил» и «Тренировочные упражнения» |
1.Разработка и применение грамматического практикума. |
2013-2016 |
Наличие грамматического практикума по немецкому языку. |
3) иллюстративное средство при объяснении нового материала |
1.Подобрать необходимый наглядный материал по темам учебного курса «Немецкий язык» |
Использование презентаций, таблиц, компьютерных обучающих программ, видеосюжетов, обучающих фильмов |
Весь период |
Обеспечение учащихся наглядным материалом при объяснении нового материала |
4)самообразование |
1.Предоставить учащимся возможность проявить свою индивидуальность, творчество, поисковую деятельность |
1. Использование проектной деятельности учащихся на уроках. 2.Создание проектов учащимися пo следующим темам: «Deutsche und russische Wissenschaftler», «Deutsche Feste», «Massenmedien», «Umweltschutz», «Bildende Kunst», «Bϋcher in unserm Leben», «Sportarten» и др. |
Весь период |
Развитие индивидуальности, творчества и поисковой деятельности учащихся |
5) эффективное формирование познавательного интереса |
1.Повысить мотивацию учащихся к изучению немецкого языка |
1. Проведение внеклассной работы по предмету: олимпиады, декада иностранного языка, конкурсы, викторины. |
Весь период |
Повышение мотивации, развитие познавательного интереса к изучению немецкого языка |
|
1.Провести мониторинг |
1. Промежуточная диагностика учащихся |
2016 |
Наличие новых данных |
3. Обобщающий |
1.Определить эффективность опытно-экспериментальной работы |
1.Заключительная диагностика. Анкетирование. 2. Оформление картотеки мультимедийных презентаций 3. Оформление грамматического практикума |
2016-2017 |
1.Наличие позитивного результата работы учителя и учащихся. 2. Выполнение плана работы и всего проекта в целом. 3. Наличие новых методических и дидактических средств обучения. 4. Грамматический практикум
|
Заключение
У многих учащихся в подростковом возрасте возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. Формирование мотивации – это не закладка готовых мотивов и целей в голову учащегося, а помещение его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где мотивация и цели складывались и развивались бы с учётом опыта самого ученика. Именно поэтому для повышения мотивации к изучению немецкого языка у моих учеников я считаю нужным использование информационно-коммуникационных технологий. Это один из способов повышения мотивации обучения немецкому языку в условиях компьютеризации сегодняшних школьников. С помощью этой технологии можно сделать материал урока более доступным, наглядным, понятным, а контроль знаний и умений объективным, психологически приятным и индивидуализированным. В перспективе я планирую создать мультимедийное приложение к учебному курсу «Немецкий язык» и грамматический практикум по немецкому языку. Надеюсь, что план моей опытно-экспериментальной работы будет способствовать повышению мотивации учащихся к обучению немецкому языку.
Список литературы
1. Беляев, М.И. Технология создания электронных средств обучения. М.: 2006.
2. Васильева М.М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. – М.: Педагогика, 1988.
3. Гусев А.В. Связь обучения и мотивации изучения иностранного языка - Спб.:, РГПУ, 1997.
4. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. - 2006. - №2. - с. 37-39.
5. Крюкова, Л.Ф. Компьютерные технологии в преподавании. // Высшая школа. - 2005 - № 1.
6. Г.Н. Лебедева «Современный урок немецкого языка с применением информационных технологий» М.: Планета, 2011.- 240с.
7. Лызлов, А.В. Организация уроков с использованием ИКТ / А.В. Лызлов // Вопросы Интернет-образования. - 2006. - № 26.
8. Маркова А.К. , Т.А.Матисс, А.Б.Орлов. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.
9. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2001.
10. Полат Е.С. «Интернет на уроках иностранного языка»// «Иностранные языки в школе» № 2, 3 2001.
11. Полилова Т.А. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранного языка // Иностранные языки в школе - 1997 - N 6.
12. Руденко, Т. В. Дидактические функции и возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовании [электронный ресурс] / Т. В. Руденко. - Томск, 2006. - Режим доступа: http://ido.tsu.ru/other_res/ep/ikt_umk/.
13. Трайнев, В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии : учеб. пособие / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. - 3-е изд. - М.: изд.-торг. корпорация Дашков и К0, 2007. С. 9-110.
14. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.