«Повышение профессиональной компетентности педагогов как элемент внутришкольного обучения»
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

«Повышение профессиональной компетентности педагогов как элемент внутришкольного обучения»

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
docx
21.02.2020
«Повышение профессиональной компетентности  педагогов как элемент внутришкольного обучения»
Статья .docx

Автор:  Галина Михайловна  Шубина

Россия. Санкт-Петербург

e-mail: galia.galina-1966@yandex.ru

 

«Повышение профессиональной компетентности  педагогов как элемент внутришкольного обучения»

 

Аннотация.  В статье рассматриваются пути непрерывного повышения квалификации  педагогов и их сочетания в системе  внутришкольного образования, которые в максимальной степени будут способствовать становлению профессиональных компетентностей педагогов.

 

Ключевые слова: повышение квалификации, педагог, профессиональная компетентность, профессиональный стандарт педагога, самообразование

 

           В условиях модернизации образования, согласно требованиям федерального государственного образовательного  стандарта и   внедрению с 2017 года профессионального стандарта педагога возникает  объективная потребность в непрерывном повышении профессиональной компетентности педагога.

          На современном этапе совершенствования системы образования в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ»  и Профессиональным стандартом  педагога, «…педагогические работники обязаны выполнять свою деятельность  на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы и методы обучения и воспитания, систематически повышать свой профессиональный  уровень1».  Современный учитель должен обладать творческим и научным потенциалом, постоянно  углублять свои знания и расширять аспект использования современных технологий обучения школьников.

         Работа по повышению квалификации учителей как одна из составляющих профессиональной компетентности учителя, выступает на сегодняшний день необходимым направлением системы менеджмента  любой школы.

        Сформулируем основные цели внутришкольной непрерывной системы  повышения  квалификации:

        Во-первых, создание условий для профессионального роста педагогов, поскольку процесс повышения профессиональной компетенции включает в себя соответствующие целевые процедуры, направленные на воспитание в  сотрудниках потребности в непрерывном самообразовании.

        Во-вторых, повышение квалификации учителей осуществлять через специально созданную систему семинаров,  педсоветов, участия в профессиональных конкурсах и презентации своего опыта;

        В-третьих, повышение значимости процесса внутришкольного образования, поскольку данный процесс направлен на обеспечение педагогам возможности овладения современными технологиями и программными  продуктами, которые  они будут использовать в своей деятельности.

       Таким образом,  непрерывный процесс внутришкольного образования  сотрудников должен обеспечить им возможность:

- непрерывно совершенствовать профессиональную компетентность;

- освоить  новые современные технологии и программные продукты,  которые будут использовать в своей деятельности;

-  «… не только узнать о новых требованиях, но, в первую очередь, встретиться с людьми, думающими также, которые преданы своему делу, и бесконечно любят свою профессию и детей2».

       В рассматриваемом в статье процессе принимают непосредственное участие заместитель директора по учебно-воспитательному процессу, педагог-психолог, методист. Повышение профессиональной компетенции педагогов направлено, прежде всего, на усовершенствование знаний, умений и навыков работы, так как именно педагог занимает главенствующую роль в формировании  индивидуальности  ученика, формировании его как личности.

         С позиции методических требований HR-менеджмента, важно правильно спланировать процесс  непрерывного повышения квалификации, которое будет заключаться в составлении плана мероприятий, способствующих эффективности и продуктивности данного процесса.

           Приступать к планированию процесса непрерывного повышения квалификации необходимо в августе, перед началом учебного года.  Составляя план, необходимо подробно описать этапы, время их реализации и необходимые для  этого ресурсы. Не менее важно  обеспечить возможность оперативного мониторинга  промежуточных и окончательных результатов данного процесса, включая и определение соответствующих контрольно-оценочных процедур: отчеты, квалификационные испытания, аттестация. «В противном случае руководитель просто не будет понимать, насколько успешно проходит рассматриваемый  в  процесс3».

        Общую структуру программы непрерывного повышения квалификации  педагогов, можно представить в виде приведенной ниже таблицы:

Таблица 1

Программа внутришкольного повышения квалификации учителей

Мероприятия

Ответственный

Сроки

Определение стратегических целей и задач, разработка приоритетных направлений внутришкольного повышения квалификации

Заместитель директора по УВР, методист

Август

Мониторинг профессионального развития  педагогов и повышения квалификации

Заместитель директора по УВР, методист

Август, декабрь

Проведение педсоветов

Заместитель директора по УВР, методист

Сентябрь, декабрь, май

Создание, редактирование базы данных мониторинга  профессионального развития  педагогов.

Методист

Сентябрь

Изучение нормативно-правовой  базы, обеспечивающей реализацию ФГОС в  учебном процессе.

Заместитель директора по УВР, учителя.

В течение учебного года.

Самообразование, наставничество.

Заместитель директора по УВР, учителя

В течение учебного года.

Составление карт индивидуального роста учителей, повышения квалификации

Методист

Декабрь, май

Участие учителей в конкурсах и семинарах, мастер-классах, педагогических чтениях, круглых столах, педагогических лабораториях.

Методист,

учителя.

В течение учебного года

Публикации педагогов.

Методист

В течение учебного года

Разработка и редактирование локальных актов, которые необходимы для эффективной работы  школы.

Заместитель директора по УВР, методист

В течение учебного года

Работа в профессиональных сообществах по самообразованию.

Методист, учителя

1 раз в четверть

 

       Таким образом, в настоящее время актуальным является поиск таких форм повышения квалификации и их сочетание, которые в максимальной    степени будут способствовать становлению профессиональных  компетенций педагога:

- овладение основами педагогической и творческой деятельности;

- овладение способностями по самопроектированию, самореализации и рефлексии;

- овладение коммуникативной деятельностью по самопомощи и взаимопомощи в общественной жизни;

- овладение навыками исследовательской деятельности;

- овладение способами составления  проектов и программ;

- овладение информационными технологиями.

Реализация компетентностного подхода в системе  повышения профессионального мастерства учителя является неотъемлемой частью  модернизации  образования, так как основой формирования компетенций подрастающего поколения является система тех компетенций, которые усвоили на  высоком уровне их учителя.

            В заключение можно сформулировать несколько простых методических правил подготовки учителей к непрерывному внутришкольному обучению:

-   информировать  сотрудников о проекте внутришкольного обучения;

- мотивировать учителей на постоянный творческий поиск и самообразование;

- осуществлять проведение семинаров, практических занятий по темам самообразования и повышения компетенций;

- научить пользоваться библиотечным каталогом для поиска необходимой литературы по самообразованию и повышению компетенций.

          Таким образом, предлагаемый для распространения план-проект отличается простотой в применении, носит универсальный и в то же время творческий  характер, нацелен на достижение определенных качественных показателей и практических результатов, хронологически увязан с календарной спецификой педагогического труда, снабжен диагностическим инструментарием и набором локальных документов, на основе которых в любой школе  могут быть созданы свои, возможно более совершенные варианты внутришкольного взаимодействия.

 

Список использованной литературы

1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ. (с изменениями и дополнениями). М.: ТЦ Сфера, 2018. – 192 с.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студентов учреждений высшего проф. Образования / Э.Ф. Зеер. – 2-е изд., испр. и доп. -  М.: Академия, 2013 -416 с.

3. Современные тенденции развития теории и практики управления в России и за рубежом: сборник  материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. Л.И. Ушвицкого. Часть 2 – Ставрополь: Изд. СКФУ, 2014 . – 83 с.

4. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Пособие для учителей и руководителей школы. Серия «Образование XXI века». – М.: Центр педагогического образования. – 2011. – 448с.


 

Скачано с www.znanio.ru

Автор: Галина Михайловна

Автор: Галина Михайловна

Сформулируем основные цели внутришкольной непрерывной системы повышения квалификации:

Сформулируем основные цели внутришкольной непрерывной системы повышения квалификации:

Приступать к планированию процесса непрерывного повышения квалификации необходимо в августе, перед началом учебного года

Приступать к планированию процесса непрерывного повышения квалификации необходимо в августе, перед началом учебного года

Участие учителей в конкурсах и семинарах, мастер-классах, педагогических чтениях, круглых столах, педагогических лабораториях

Участие учителей в конкурсах и семинарах, мастер-классах, педагогических чтениях, круглых столах, педагогических лабораториях

Таким образом, предлагаемый для распространения план-проект отличается простотой в применении, носит универсальный и в то же время творческий характер, нацелен на достижение определенных качественных показателей…

Таким образом, предлагаемый для распространения план-проект отличается простотой в применении, носит универсальный и в то же время творческий характер, нацелен на достижение определенных качественных показателей…
скачать по прямой ссылке

150.000 призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ