Повышение познавательной активности детей через проектную деятельность
Оценка 4.6

Повышение познавательной активности детей через проектную деятельность

Оценка 4.6
Семинары
doc
воспитательная работа
Детсад
18.11.2018
Повышение познавательной активности детей через проектную деятельность
Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют свои знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Эффективность обучения зависит от активности учащихся при выполнении учебно-познавательной деятельности, формирования положительной мотивации к обучению, использовании современных педагогических технологий. Одной их таких технологий является проектная деятельность.
доклад на педсовет.doc
Доклад по теме: «Повышение познавательной активности детей через проектную деятельность,  участие в природоохранных акциях» Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения,   при   которой   учащиеся   совместно   с   учителем   активно   работают,   сознательно размышляют   над   процессом   обучения,   отслеживают,   подтверждают,   опровергают   или расширяют свои знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.                Эффективность обучения зависит от активности учащихся при выполнении учебно­ познавательной   деятельности,   формирования   положительной   мотивации   к   обучению, использовании современных педагогических технологий.  Познавательное   отношение  ребенка   к     окружающему   миру   появляется   в   раннем детстве   и   складывается   в   дошкольном   возрасте.   В   его   основе   лежит  потребность   во впечатлениях   от   внешнего   мира.  По   данным   психологических   исследований   именно потребность   во   внешних   впечатлениях     выступает   необходимой   предпосылкой   и   даже движущей   силой   психического   развития   ребенка.   Специфической   особенностью   его познавательного   отношения   к   миру   является   выражение   единства   интеллектуального   и эмоционального   отношения   к   предметам   действительности,   т.е.   эмоции   и   переживания, связанные с познанием, открытием мира являются главной силой, побуждающей ребёнка к познанию.          Известно, что новые формы деятельности влияют на психологию человека, изменяют его   сознание,   формируют   его.   Развитие   информационных   технологий   предъявляет   новые требования   к   внутренним   средствам   деятельности   человека   (его   познавательной   сфере, эмоционально­волевой     мотивации,   способностям   и   пр.).   Сегодня   каждый,     даже   самый младший школьник свободно пользуется компьютером, без труда осваивает новые модели различных   технических   устройств.   Вместе   с   тем   современная   ситуация   отличается парадоксальностью: детям предлагаются все новые формы, способы и средства деятельности, но при этом снижается их познавательный интерес, познавательное отношение к явлениям окружающего мира. У многих детей не возникает естественного желания узнать, как устроен какой­либо предмет, почему возникает то или иное явление, нет удивления от сделанного открытия,   понимания   тайны,   потому   что   чаще   всего   нет   понимания   и   не   происходит открытия. Ребенок все получает в готовом виде без труда и без понимания. Оскудение души при   расширении   практических   (механических,   «кнопочных»)   действий,   к   сожалению, становится реальностью. Для повышения познавательной активности школьников целесообразно применять в своей работе проектно­исследовательскую деятельность. Вместо усвоения готовых знаний, умений   и   навыков   требуется   развитие   личности   ребенка,   его   творческих   способностей, самостоятельности   мышления   и   чувства   личной   ответственности.   Проектная   методика позволяет решать такую задачу.   Так как в процессе  работы над проектом у ученика формируется большое количество надпредметных умений: ­  проектировочные  –   (осмысливание   задачи,   планирование   этапов   предстоящей деятельности, прогнозирование её последствий); ­  исследовательские  –   (выдвижение   предположения,   установление   причинно­ следственных связей), поиск вариантов решения проблемы); ­  информационные  – (самостоятельный поиск необходимой информации из разных источников, структурирование информации, выделение главного); ­  коммуникативные  –   (умения   слушать   и   понимать   других,   вступать   в   диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя); ­  экспериментальные   –  (организация   рабочего   места,   подбор   необходимого оборудования, подбор и приготовления  материалов,  проведение  собственно эксперимента, наблюдение за его ходом, осмысление полученных результатов); ­ рефлексивные – (осмысление собственной деятельности ­ её хода и промежуточных результатов; осуществление самооценки); ­  презентационные –  (построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы). Исследовательская   деятельность  в    школьном   возрасте   должна  соответствовать природе ученика,  его психологическим и духовным возможностям и потенциалам.  Прежде всего,   у   школьника  должны   быть   сформированы   внутренние  средства   исследовательской деятельности — предметные действия (мыслительные, эмоциональные), а именно:   ­ умение подчинить свое восприятие поставленной задаче;  ­ видение целого в единстве формы и содержания;  ­ сведение сложного к простому;  ­ выявление наиболее общей закономерности;  ­ умение видеть объект с различных точек зрения и позиций;  ­ сопереживание; диалог как сотворчество понимающих;  ­  умение видеть, понимать и передавать  в речи эстетические переживания и суждения; осмысление, интерпретация воспринятого в свете прежнего опыта. Пробуждение интеллектуальных  чувств — одно из важнейших значений исследовательской деятельности.   Познание   (по   Платону)   начинается   с   удивления,   любопытства   и любознательности.   Чувства   сомнения,   уверенности   в   суждениях   —   показатель   единства   и взаимопроникновения   интеллектуальных   и   эмоциональных   составляющих   внутреннего   мира ученика. Способность   ребенка   (особенно   в   дошкольном   и   младшем   школьном   возрасте) радоваться   открытию,   удивляться,   сомневаться   –   необходимое   условие   развития   его целостной личности. Формирование   исследовательской   деятельности  предполагает   знакомство   и   освоение метода познания.  Очевидно, что процесс познания  (исследования) должен осуществляться в единстве   интуитивного   и   логического   способов   движения   мысли   ученика.   Должен  быть представлен метод, с помощью которого ребенок под руководством  педагога открывает тайны возникновения, развития  и существования языка и слова, числа и т.д.  Этот научный метод в современной научной терминологии определяется как анализ через синтез. Важнейшее значение и смысл исследовательской деятельности  в школьном возрасте — овладение научным методом. Обучающийся сам должен как бы настроить себя, свою душу на   определенный   научный   лад.   Овладение   научным    методом   позволяет   ему   увидеть явление,  мир целостно, с разных позиций, открыть,  что   он   не   исчерпывается   только физической и психической действительностью, что кроме этого существуют и другие его грани и измерения, а именно область человеческих ценностей и смыслов. Проектно­исследовательская  работа  включает  умение  описывать  факты, найденный материал, а затем публично представлять его перед классом  1.   Роль родителей, форма их участия в проектной деятельности достаточно разнообразна.  Мотивационная   поддержка.  (стимулирование   интереса   к   выполняемому   проекту, развитие у ребёнка стремления к достижению результата, демонстрации уверенности в успехе совместной работы) 2.   Информационная поддержка. (сбор необходимого для проекта материала, сам важный источник информации, помощь в поиске нужных сведений) 3.      Организационная   поддержка.  (помощь   ребёнку   в   оптимальном   распределении времени   и   дозировании   нагрузки   в   процессе   подготовки   проекта,   организация экскурсии, сопровождение ребёнка)        Техническая поддержка. (проведение фото­ и видеосъёмок, монтаж материалов, подготовка компьютерных презентаций, техническое оснащение докладов)    Поддержка   в   самооценке   проекта.  (желательно   обсудить   её   достоинства   и 5. недочёты и обязательно отметить реальные достижения ребёнка – ведь пусть в малом, но он продвинулся вперёд) 4.     Необходимо   подчеркнуть,  что   все   перечисленные   поддержки   должны   оказываться родителями   лишь   в   том   случае,   если   они   действительно   необходимы,   если   ребёнок испытывает серьёзные затруднения. По свидетельству опросов родителей, их сотрудничество с детьми в процессе проектной деятельности взаимно обогащает партнёров, как ребёнка, так и самого взрослого, способствует открытию нового друг в друге и эмоциональному сближению. Весьма  эффективна проектная исследовательская  деятельность школьников в области экологии,  поскольку происходит непосредственное общение с природой или  с объектами, находящимися   в   окружающей   природной   среде.   Ориентированность   детей   на   решение локальных   экологических   проблем   позволяет   активно   приобщать   их   к   исследовательской работе   по   изучению   природных   сред   и   экосистем   своего   родного   края,   участвовать   в экологических конкурсах, конференциях различного уровня, летних лагерях, экологических экспедициях, обмениваться результатами. В образовании могут быть эффективно реализованы следующие типы проектов: • творческие   проекты  (декламация   своих   стихов,   исполнение   песен,   участие   в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т. д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности; • ролевые,   игровые   проекты,   (для   младших   школьников)  сообразные   возрасту   и позволяющие им «примерять» на себя чей­то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нем; • ознакомительно­ориентировочные  (информационные),   предполагающие аналитическую работу с полученной информацией; • практико­ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость; • исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления. Применение метода проектов во многом помогает решить такие больные проблемы, как недостаточная   мотивация   детей,   их   отчужденность   от   проблематики   и   ценностей образования и культуры в целом, оторванность знаний от жизни и т.д.  Экологическая Акция:  «От чистого двора – к чистой планете»; очистка от мусора и благоустройство   территории;   привлечение   внимания   жителей   к   проблеме   загрязнения городской среды бытовыми отходами. Экологическая Акция «Первоцветы»; Экологическая Акция «Цветы в подарок»; сформировать у воспитанников навыки по выращиванию   рассады   цветочно­декоративных   культур;   научить   планировать   работу   по созданию зелёных уголков и озеленению придомовых территорий, привлечь ребят к активной социальной работе. Экологическая   Акция   «Ёлочка;  повышение   уровня   экологического   образования   и воспитания обучающихся, активизация их практической и природоохранной деятельности по сохранению лесных ресурсов, а также привлечение внимания общественности к проблемам охраны природы. Деятельность руководителя и воспитанников на разных этапах работы над проектом. Название этапа Сроки Ученик 1. Подготовительный 2. Проектировочный 3. Практический 4. Контрольно­ коррекционный 5. Заключительный           Формулирование основополагающего и проблемного вопросов. Определение тем исследования.  Формулирование частных вопросов.  Формирование групп. Разработка  критериев оценки. Сбор материала. Создание  презентаций и публикаций.  Самооценка. Представление (презентация)  проекта.  Педагог Создание  проблемной  ситуации. Координация  работы. Координация  работы. Координация  работы. Координация  работы. Создание  портфолио  проекта. Памятка начинающему исследователю 1. Выбери тему исследования  2. Подумай на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.  3. Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.  4. Реши где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.  5. Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы .  6. Сделай выводы.  7. Оформи результаты своей работы.  8. Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

Повышение познавательной активности детей через проектную деятельность

Повышение познавательной активности детей через проектную деятельность

Повышение познавательной активности детей через проектную деятельность

Повышение познавательной активности детей через проектную деятельность

Повышение познавательной активности детей через проектную деятельность

Повышение познавательной активности детей через проектную деятельность

Повышение познавательной активности детей через проектную деятельность

Повышение познавательной активности детей через проектную деятельность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2018