Психологическое изучение и формирование мотивации учащихся можно проводить как на заданиях с учебным содержанием, так и с неучебным.
2. Учитель должен не только изучать мотивацию, но и оценивать степень её выражения с использованием бальной системы.
3. Важной стороной изучения и формирования мотивации учащихся является обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником.
4. При изучении особенностей конкретного обучаемого необходимо сравнивать его не с другими детьми, а с его предыдущими результатами.
5. При анализе отрицательной мотивации ученика необходимо увидеть причины данного отношения (высокий уровень требовательности и самокритичности).
6. Важно изучать и формировать мотивацию не только у неуспевающих и трудновоспитуемых учащихся, но и у каждого внешне благополучного ребенка.
7. Заключительное мнение об ученике должно формироваться с опорой на положительные стороны и возможности ребенка.
8. Процесс формирования мотивации у учащегося должен заключаться не в предъявлении к нему модели требуемого поведения, а создании для его индивидуализации и пробуждения внутренних стремлений самого ученика.
«Повышение уровня мотивации
«Повышение уровня мотивации
у школьников к занятиям
у школьников к занятиям
физической культурой
физической культурой
посредством учебно
посредством учебно
воспитательного процесса»
воспитательного процесса»
Добрышев С.А
Добрышев С.А
Новизна:
Новизна:
Определены эффективные средства
Определены эффективные средства
повышения у учащихся
повышения у учащихся
мотивационной сферы физического
мотивационной сферы физического
совершенствования.
совершенствования.
Разработаны и внедрены в практику
Разработаны и внедрены в практику
методы, формы, средства повышения
методы, формы, средства повышения
у учащихся мотивационной сферы
у учащихся мотивационной сферы
физического воспитания.
физического воспитания.
Объект исследования:
Объект исследования:
Объектом исследования
Объектом исследования
является учебно-
является учебно-
воспитательный процесс в
воспитательный процесс в
общеобразовательной школе.
общеобразовательной школе.
Цель исследования:
Цель исследования:
Целью исследования является
Целью исследования является
поиск средств повышения уровня
поиск средств повышения уровня
мотивации у школьников к занятиям
мотивации у школьников к занятиям
физической культурой посредством
физической культурой посредством
учебно-воспитательного процесса.
учебно-воспитательного процесса.
Задачи исследования:
Задачи исследования:
- Анализ состояния проблемы;
- Анализ состояния проблемы;
- Изучить мотивационную сферу учащихся;
- Изучить мотивационную сферу учащихся;
- Определить эффективность средств
- Определить эффективность средств
повышения мотивационной сферы
повышения мотивационной сферы
физического совершенствования;
физического совершенствования;
повышения мотивационной сферы учащихся;
повышения мотивационной сферы учащихся;
правоту заявленной гипотезы;
правоту заявленной гипотезы;
- Выявить условия благоприятные для
- Выявить условия благоприятные для
- Провести эксперимент, подтверждающий
- Провести эксперимент, подтверждающий
- Анализ полученных результатов.
- Анализ полученных результатов.
Физическая культура – составная
– составная
Физическая культура
часть культуры, область социальной
часть культуры, область социальной
деятельности, представляющая собой
деятельности, представляющая собой
совокупность духовных и материальных
совокупность духовных и материальных
ценностей, создаваемых и
ценностей, создаваемых и
используемых обществом в целях
используемых обществом в целях
физического развития человека,
физического развития человека,
укрепления его здоровья и
укрепления его здоровья и
совершенствования его двигательной
совершенствования его двигательной
активности.
активности.
Задача учителя – –
Задача учителя
помочь занимающимся
помочь занимающимся
сделать правильный выбор
сделать правильный выбор
рода занятий, предоставить
рода занятий, предоставить
ему необходимые средства,
ему необходимые средства,
вооружить его необходимой
вооружить его необходимой
информацией, то есть по
информацией, то есть по
существу способствовать
существу способствовать
получению им минимального
получению им минимального
физкультурного образования.
физкультурного образования.
Что нужно человеку?
Что нужно человеку?
Жизньнепрерывный процесс удовлетворения
потребностей человека
(мотивы долга и обязанности: мотивы оценки,
достижения успеха: мотивы самоутверждения,
престижа, положения; мотивы личного благополучия,
внешние
избегания неприятностей)
внутренние
(интерес к содержанию деятельности,
к ее процессу, к овладению способами данной
деятельности и тем самым к саморазвитию)
Наиболее значимые мотивы (интересы)
Наиболее значимые мотивы (интересы)
к физической культуре
к физической культуре
Юноши Девушки
Девушки
Юноши
Научиться преодолевать
Научиться преодолевать
трудности, быть активным и
трудности, быть активным и
интересным человеком
интересным человеком
Владеть разнообразными
Владеть разнообразными
формами движений и
формами движений и
двигательными действиями
двигательными действиями
Иметь хорошее телосложение
Иметь хорошее телосложение
(фигуру)
(фигуру)
Нравиться противоположному
Нравиться противоположному
полуполу
46%46%
82%82%
76%76%
27%27%
32%32%
74%74%
68%68%
64%64%
Занимательност
ь изложения
Умелое
применение
учителем
поощрения и
порицания
Необычная форма
преподнесения
материала,
вызывающая
удивление
Повышению
мотивации
способствует
Необходимость
использования
полученных знаний
и умений в
будущей жизни
Игры,
соревнования,
эстафеты,
ситуации спора
и дискуссии
Анализ
жизненных
ситуаций,
разъяснения
значимости
учебного
предмета
реализовать
интересы учащихся в
сфере физической
культуры и средств
оздоровления
человека
и определить
способности у
учащихся в области
выявить потребность
физической
культуры
сформировать у
учащихся осознанную
потребность в занятиях
физической культурой
и спортом
сформировать у
учащихся и родителей
общечеловеческие
ценности и идеалы,
культивировать
здоровый образ жизни
сформировать заинтересованное отношение к
укреплению своего здоровья, овладению
теоретическими знаниями и практическими
навыками по повышению физических
кондиций школьника
создание
ситуации
успеха
учебно-
познавательная
игра
удовлетворение
желания быть
значимой
личностью
стимулирующее
оценивание
развитие
желание
быть полезным
Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент
Цель:
Выявить уровень мотивационной
сферы и наметить пути для
формирования условий,
способствующих ее повышению
Задачи:
Задачи:
Определить уровень
Определить уровень
мотивации
мотивации
деятельности
деятельности
учащихся.
учащихся.
Определить уровень
Определить уровень
физических
физических
способностей учащихся
способностей учащихся
Выявить наличие
Выявить наличие
взаимосвязи между
взаимосвязи между
уровнем мотивации и
уровнем мотивации и
физической
физической
подготовкой учащихся.
подготовкой учащихся.
Принять решение по
Принять решение по
программе
программе
регулирования и
регулирования и
коррекции.
коррекции.
Программа проведения
Программа проведения
эксперимента
эксперимента
Инструктаж участников.
Инструктаж участников.
Составление личных программ
Составление личных программ
по диагностике субъектов
по диагностике субъектов
эксперимента.
эксперимента.
Определение сроков
Определение сроков
проведения и обработки
проведения и обработки
полученных результатов.
полученных результатов.
Проведение анкетирования,
Проведение анкетирования,
тестирования учащихся.
тестирования учащихся.
Анализ материалов и
Анализ материалов и
выявление тенденций.
выявление тенденций.
Составление графиков, схем,
Составление графиков, схем,
таблиц.
таблиц.
Принятие решения по
Принятие решения по
регулированию и коррекции.
регулированию и коррекции.
РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ИССЛЕДОВАН
ИССЛЕДОВАН
ИЯ
ИЯ
направленность учебного
предмета школьной физической
культуры должна учитывать
характер возрастной динамики
развития личности школьников,
и прежде всего в аспекте
складывающихся интересов к
освоению основ физкультурно –
оздоровительной деятельности
создание условий для развития активности
школьников и совершенствования их собственной
физической природы, и освоение её предметного
содержания позволяют обеспечить поэтапный
перевод их из объекта в субъект педагогической
деятельности
1. Психологическое изучение и формирование мотивации учащихся можно
проводить как на заданиях с учебным содержанием, так и с неучебным.
2. Учитель должен не только изучать мотивацию, но и оценивать степень её
выражения с использованием бальной системы.
3. Важной стороной изучения и формирования мотивации учащихся является
обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником.
4. При изучении особенностей конкретного обучаемого необходимо
сравнивать его не с другими детьми, а с его предыдущими результатами.
5. При анализе отрицательной мотивации ученика необходимо увидеть
причины данного отношения (высокий уровень требовательности и
самокритичности).
6. Важно изучать и формировать мотивацию не только у неуспевающих и
трудновоспитуемых учащихся, но и у каждого внешне благополучного ребенка.
7. Заключительное мнение об ученике должно формироваться с опорой на
положительные стороны и возможности ребенка.
8. Процесс формирования мотивации у учащегося должен заключаться не в
предъявлении к нему модели требуемого поведения, а создании для его
индивидуализации и пробуждения внутренних стремлений самого ученика.
Данная работа содержит как
психологические, так и
педагогические рекомендации для
учителей физической культуры по
изучению и формированию
положительной мотивации к урокам
физкультуры школьников.
Главная задача – способствовать
укреплению активной оптимистической
позиции учителя, состоящей в осознании
того, что у каждого ученика существует
первоначальный уровень положительной
мотивации и перспективы её развития.
1 2
3